Аннотация основной образовательной программы
Наименование ООП – 100400.68 «Туризм», направление магистерской программы: «Организация и управление турбизнесом», квалификация «Магистр», форма обучения - очная.
1. Общие положения 1.1. Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая Нижневартовским государственным гуманитарным университетом по направлению подготовки 100400.68 «Туризм», направление магистерской программы: «Организация и управление турбизнесом» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.
ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
1.2. Нормативные документы для разработки ООП магистратуры по направлению подготовки 100400.68 «Туризм». Нормативную правовую базу разработки ООП магистратуры составляют:
Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (далее – Типовое положение о вузе);
Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 100400 «Туризм» высшего профессионального образования (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «28» октября 2009 г. № 488;
Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
Устав Нижневартовского государственного гуманитарного университета.
1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (магистратура).
1.3.1. Цель (миссия) ООП – с учетом современных требований подготовить магистра, чтобы он соответствовал требованиям современного рынка труда в научно-исследовательской, технологической, организационно-управленческой и проектной сферах деятельности; был способен осуществлять профессиональную деятельность в современном информационном обществе; обладал самостоятельностью в культуре мышления, обобщения, анализа и восприятия информации; был толерантен в восприятии окружающей среды; был способен принимать самостоятельные решения; мог использовать возможности новых технологий для достижения, поставленных целей, основ научной деятельности.
А также, исходя из профиля подготовки магистров, особое внимание уделяется развитию умений работы по организации туристических услуг любого вида и использования новых информационных технологии в создании, обработке и научном анализе информации.
ООП магистратуры 100400.68 «Туризм» направлено на создание профессионально-ориентированной личности, обладающей широким кругозором и общественной толерантностью.
1.3.2. Срок освоения ООП магистратуры – 2 года. 1.3.3. Трудоемкость ООП магистратуры – 120 зачетных единиц. 1.4. Требования к абитуриенту Абитуриент должен иметь документ государственного образца о высшем профессиональном образовании в соответствии с правилами приема.
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП магистратуры по направлению подготовки 100400.68 «Туризм».
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускника включает: разработку и реализацию туристских продуктов, обладающих качествами, удовлетворяющими требования потребителей, организацию комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии, проектирование туристско-рекреационных зон и комплексов, управление ими.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объекты профессиональной деятельности:
потребители (индивидуальные или корпоративные клиенты) и их потребности;
туристский продукт;
технологические процессы предоставления туристских услуг;
результаты интеллектуальной деятельности в туристской индустрии;
нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;
средства размещения, предприятия питания, объекты экскурсионной деятельности, спортивно-оздоровительных услуг, средства транспорта, предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;
информационные ресурсы, системы и средства обеспечения автоматизированных информационных систем и технологий туристкой деятельности.
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.
научно-исследовательская;
технологическая;
организационно-управленческая;
проектная.
Основные виды профессиональной деятельности выпускника связаны с работой в качестве консультанта, эксперта, аналитика в сфере туристских услуг.
2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Магистр по направлению подготовки 100400.68 «Туризм» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:
проектная деятельность:
формирование целей разработки туристского проекта и выявление приоритетов в проектировании туристской деятельности;
оперативное и стратегическое прогнозирование, проектирование и планирование предоставления услуг туристской деятельности на федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне;
оперативное и стратегическое планирование и проектирование деятельности предприятий туристской индустрии;
проектирование и создание туристско-рекреационных зон и комплексов;
производственно-технологическая деятельность:
совершенствование процессов разработки и реализации туристских продуктов, отвечающих требованиям потребителей, оценка экономической эффективности туристских продуктов;
•выявление и оценка инновационно-технологических рисков процессов реализации туристских продуктов;
организационно-управленческая деятельность:
организация и управление процессами формирования и реализации туристских продуктов, отвечающих требованиям потребителей, работой коллектива предприятия туристской индустрии;
принятие тактических и стратегических решений в разработке и реализации туристских продуктов, соответствующих требованиям потребителей;
мониторинг и оценка туристской деятельности на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне);
организация и управление туристско-рекреационными зонами и комплексами;
сервисная деятельность:
разработка и внедрение стандартов качества комплексного туристского обслуживания потребителей, создание систем безопасности;
организация работ по стандартизации и сертификации туристского продукта;
научно-исследовательская деятельность:
проведение комплексных научных исследований в сфере туризма;
системный анализ рынка туристских услуг и прогнозирование его развития с целью эффективного функционирования туристской индустрии и обеспечения запросов потребителей;
разработка и внедрение инновационных технологий в процессы предоставления услуг туристской индустрии и научное сопровождение туристской деятельности;
оценка эффективности инноваций в туристской деятельности.
3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. Результаты освоения ООП магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т. е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения данной ООП магистратуры выпускник должен обладать следующими компетенциями:
3.1. Выпускник с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности магистра должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться совершенствования собственной личности, раскрытия творческого потенциала (ОК-1);
способностью к поиску и самостоятельному обучению новым методам исследования, возможному изменению научного и научно-практического профиля профессиональной деятельности, изменению социокультурных условий (ОК-2);
готовностью к активному общению в научной, профессиональной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);
способностью к активной социальной мобильности (ОК-4);
способностью использовать навыки и умения организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, управления коллективом, владеть основами командообразования, формировать благоприятный морально-психологический климат для достижения поставленных целей, оценивать качество результатов личной и коллективной деятельности (ОК-5);
готовностью нести ответственность за принятые решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации в туристской деятельности (ОК-6);
способностью к успешной адаптации и критическому переосмыслению как позитивного, так и негативного опыта, к объективной оценке своих возможностей (ОК-7);
способностью оказывать позитивное воздействие на окружающих собственным примером с точки зрения образа жизни и личного поведения (ОК-8);
способностью проявлять инициативу, в том числе в сложных и нестандартных ситуациях, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-9);
способностью использовать углубленные современные теоретические и практические знания в области туризма (ОК-10);
способностью самостоятельно с помощью новейших информационных технологий приобретать и эффективно использовать в практической деятельности новую информацию, знания и умения, в том числе в инновационных сферах, расширять и углублять свой интеллектуальный потенциал (ОК-11);
способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при разработке и осуществлении широкомасштабных и социально значимых проектов туристской индустрии, оценки результатов профессиональной деятельности (ОК-12);
способностью свободно демонстрировать навыки работы в научно-исследовательском коллективе (в лаборатории, бизнес-инкубаторе, студии и так далее), генерировать новые идеи, поддерживать и развивать собственный креативный потенциал и творческие способности сотрудников (ОК-13);
способностью выявлять и оценивать основные проблемы в своей профессиональной области, при решении которых требуется постановка сложных задач, требующих широкого методологического инструментария, в том числе с применением количественных и качественных методов измерения, методов индукции и дедукции, и т. п. (ОК-14);
способностью ориентироваться в сложной системе определения целей и постановке задач, а также в их ранжировании по степени важности и другим признакам (ОК-15);
готовностью вести экспериментальную работу и проводить полевые исследования, объективно оценивать результаты исследований и внедрять их (ОК-16);
способностью находить, обобщать, анализировать, синтезировать и критически переосмысливать полученную научную, справочную, статистическую и иную информацию (ОК-17);
способностью к эффективному использованию современного компьютерного и офисного оборудования в рамках возможностей и потенциала современной туристской индустрии в соответствии с профилем и целями магистерской программы (ОК-18);
способностью формировать, оформлять, представлять, докладывать и анализировать результаты выполненной работы (ОК-19).
3.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
проектная деятельность:
способностью разрабатывать новые туристские проекты, соответствующие требованиям туристской индустрии, выявлять приоритетные направления в проектировании, составлять необходимую нормативно-техническую документацию
(ПК-1);
способностью к разработке стратегий развития туристской деятельности на федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне и соответствующих уровням проектов (ПК-2);
готовностью применять методы анализа, разработки и поиска решений в деятельности предприятий туристской индустрии (ПК-3);
производственно-технологическая деятельность:
способностью к мониторингу и оценке эффективности процессов в туристской индустрии (ПК-4);
способностью к оценке инновационно-технологических рисков в туристской индустрии (ПК-5);
способностью к внедрению современной системы стандартизации в туристской индустрии (ПК-6);
организационно-управленческая деятельность:
владением приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала предприятия туристской индустрии (ПК-7);
способностью формулировать концепцию туристского предприятия, разрабатывать эффективную стратегию и формировать активную политику оценки рисков предприятия туристской индустрии (ПК-8);
способностью оценивать и осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов в туристской индустрии на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне) (ПК-9);
сервисная деятельность:
способностью разрабатывать и внедрять нормативную документацию по стандартизации, сертификации и качеству туристского продукта и услуг туристской индустрии (ПК-10);
научно-исследовательская деятельность:
готовностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах в сфере туризма (ПК-11);
способностью ставить задачи и выбирать методы исследования, интерпретировать и представлять результаты научных исследований в сфере туризма (ПК-12);
готовностью представлять результаты научного исследования в сфере туризма в формах отчетов, прикладных разработок, докладов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-13);
способностью к разработке и внедрению инновационных технологий в туристской индустрии (ПК-14).
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП магистратуры по направлению подготовки 100400.68 «Туризм».
4.1. В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 100400.68 «Туризм» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется:
учебным планом магистратуры по профилю подготовки «Организация и управление турбизнесом»;
рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
программами учебных и производственных практик;
годовым календарным учебным графиком;
материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся;
а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
4.2. Перечень учебных дисциплин подготовки магистра по направлению 100400.68 «Туризм»:
Общенаучный цикл
Базовая часть
Теория и методология социально-экономических исследований в туристской индустрии
Правовое обеспечение деятельности в туристской индустрии
Компьютерные технологии в науке и образовании
Теория и методология рекреационной географии
Вариативная часть (обязательные дисциплины)
Связи с общественностью в туризме
Инновационные технологии в туристской индустрии
Вариативная часть (дисциплины по выбору)
Стратегическое управление туристской индустрией
Организационное поведение в туристском бизнесе
Профессиональный цикл
Базовая часть
Организационное проектирование и управление проектами
Технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территории
Прогнозирование и планирование туристской деятельности
Вариативная часть (обязательные дисциплины)
Маркетинговые исследования в туристской индустрии
Методология и методика туристско-географических исследований
Вариативная часть (дисциплины по выбору)
Туристское страноведение
Туристские ресурсы ХМАО-Югры
Социология управления
Экономика туризма
Практика и научно-исследовательская работа
Научно-исследовательская работа в семестре
Научно-исследовательская практика
Научно-педагогическая практика
Подготовка магистерской диссертации
Итоговая государственная аттестация
|