ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование «Социальное сопровождение семей с детьми, находящимися под опекой/попечительством».
Разработчики ГБУСОН СО «Центр социальной помощи семье и детям» города Красноуфимска и Красноуфимского района Кузнецова З.П. - директор
Спещилова Ю.А. - заместитель директора по воспитательной работе Попова Е.Ю. - заведующий отделением сопровождения замещающих семей Цель - повысить результативность социально-реабилитационной
работы с семьями, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в комплексном решении семейных проблем посредством использования инновационной системы их социального сопровождения.
Срок реализации - 2012-2016 г.г.
Исполнители - специалисты отделения сопровождения замещающих семей ГБУСОН СО «Центр социальной помощи семье и детям» города Красноуфимска и Красноуфимского района
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА По категории «Путь к новой семье», кандидаты в замещающие родители
Рост числа детей, устроенных в семью;
Нормализация развития детей в семьях и стабильность устройств в семью;
Созданы механизмы обеспечения стабильного семейного устройства и распространение технологий;
Отлажена система подготовки кадров управленцев и специалистов органов опеки и попечительства по устройству и сопровождения замещающих семей;
Улучшено отношение общества и управленцев к семейному устройству детей.
По категории родительского клуба «Поговорим за старым самоваром», замещающие родители, воспитывающие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
координация процессов воспитания и обучения в рамках единого воспитательного процесса;
повышение уровня воспитанности, компетентности родителей, специалистов Центра и применение в своей воспитательной системе личностно-ориентированного подхода к развитию ребенка на основе общечеловеческих ценностей;
реабилитация психологического, физического, эмоционального и нравственного благополучия воспитанников, их успешной социальной адаптации.
По категории социального сопровождения семей с опекаемыми детьми
обеспечение всех семей с опекаемыми детьми комплексной системой социального сопровождения с составлением индивидуальной программы сопровождения;
максимальное снижение риска возврата ребенка из замещающей семьи
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫМИ МЕТОДАМИ
Семья - естественная среда для развития личности ребёнка. Потребность в необходимости развития различных форм семейного устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привела к появлению в Свердловской области института профессиональных замещающих семей. «Приёмная семья» как форма семейного устройства детей-сирот впервые на федеральном уровне получила официальное законодательное оформление в 1996 году в ныне действующем Семейном кодексе.
В последнее время в России активно развивается благотворительность и, в первую очередь, прямая адресная материальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо концерты и пиар - акции в их поддержку. Эти модели помощи, при всех плюсах не решают главной проблемы: одиночества ребёнка, его неприспособленности к жизни. Более того, они исподволь внушают детям мысль: вы сироты, вам все должны. Вам пытаются помочь, но в реальности дарители приходят и уходят, а они остаются в государственных учреждениях. Озлобленность в сочетании с убеждением « мне все должны» и сознанием своей болезненной исключительности - это почва для роста криминала. Оказывать материальную помощь и проводить праздники можно и нужно, но это должна быть деятельность осмыслений, и она должна быть частью работы по реальной помощи таким детям. По настоящему помочь ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, может только новая семья.
В настоящее время в России имеется четкая политическая воля, выраженная в двух последних Посланиях Президента России В.В.Путина Федеральному собранию (в 2006 2007гг), в которых было поручено «создать механизм сокращения численности детей в интернатных учреждениях» и содействовать укреплению института семьи.
Дети-сироты имеют особые нарушения развития, лишённые родительской заботы, воспитания, пережившие негативный социальный опыт в своей семье. Одной из перспективных моделей профессиональных семей является «приёмная семья», где воспитание детей-сирот признаётся профессиональной деятельностью, приёмному родителю делегировалась юридическая ответственность за ребёнка на время его воспитания. Поэтому ребёнку необходима не просто семья, а семья, способная создать условия для развития и социализации, обладающая определёнными ресурсами, обученная профессиональным умениям, позволяющим ей справиться с проблемами, возникающими во время приёма.
Поэтому замещающая семейная забота невозможна без профессионального статуса. Однако, люди, берущие на себя миссию воспитания такого ребёнка в семье, зачастую оказываются неготовыми к решению многочисленных проблем, что часто приводит к тяжелым кризисам, как для ребёнка, так и для принявшей его семьи, вплоть до отказа от ребёнка.
Вместе с тем, в процессе сопровождения семей, воспитывающих опекаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и, анализируя качественный состав желающих взять таких детей на воспитание в семью, специалистами было выявлено противоречие между сокращением помещения численности детей в госучреждения и необходимостью помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи. Оно выражается в недостатке законодательной базы, низком уровне профессионализма замещающих родителей, отсутствием программно-методического обеспечения подготовки замещающих родителей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Цель - повышение количества устроенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи; комплексное решение проблем замещающей семьи посредством использования инновационной системы их социального сопровождения.
Проект предусматривает решение следующих задач:
Создать ресурсные условия работы отделения.
Систематизировать программно-методическую основу реализации системы социального сопровождения и подготовки замещающих родителей.
Разработать нормативно-правовую базу функционирования системы социального сопровождения.
Определить эффективность внедрения системы социального сопровождения замещающих семей.
Организовать совместную деятельность специалистов отделения сопровождения опекаемых и участковой службы.
Организовать проведение методических мероприятий с участием представителей субъектов профилактики города Красноуфимск и Красноуфимского района.
Повысить профессионализм замещающих родителей через реализацию программы «Путь к новой семье»
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Непосредственными исполнителями проекта являются специалисты отделения сопровождения замещающих семей; педагоги-психологи, юрисконсульт, медицинские работники Центра. К участию в реализации проекта привлекаются специалисты У СП и представители субъектов профилактики.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Реализация проекта осуществляется в четыре этапа.
этап- формирующий. Срок реализации - 2012-2016 г.г. На этом этапе необходимо:
создать ресурсные условия работы отделения;
разработать программу школы кандидатов в замещающие родители, тематических программ подготовки несовершеннолетних для проживания в семье;
разработать нормативно-правовую базу функционирования системы социального сопровождения;
реализовать программу школы кандидатов в замещающие родители.
этап - аналитический. Срок реализации - 2012-2013 год. На этом этапе необходимо:
провести анализ результатов жизнеустройства детей по итогам проведенной работы;
организовать проведение методических мероприятий с участием представителей субъектов профилактики города Красноуфимск и Красноуфимского района;
повысить профессионализм замещающих родителей через реализацию программы «Путь к новой семье»;
обеспечить программно-целевой подход к социальному сопровождению замещающих семей.
этап- коррекционный. Срок реализации - 2013 год. На этом этапе необходимо:
продолжать проведение методических мероприятий с участием представителей субъектов профилактики города Красноуфимск и Красноуфимского района;
повысить профессионализм замещающих родителей через реализацию программы «Путь к новой семье»;
организовать совместную деятельность специалистов отделения сопровождения опекаемых и участковой службы.
этап - заключительный. Срок реализации - 2016 год. На этом этапе необходимо:
систематизировать программно-методическую основу реализации системы социального сопровождения и подготовки замещающих родителей;
определить эффективность внедрения системы социального сопровождения замещающих семей;
распространение опыта работы;
организовать проведение окружных методических мероприятий.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Управление реализацией проекта осуществляет руководитель проекта - директор учреждения.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Пояснительная записка.
Актуальность темы.
В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. «Социальное» сиротство - одна из тех проблем, которая крайне остро стоит перед нашим обществом. На протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определить детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей, где воспитание ведёт к депривации развития ребёнка по всем направлениям.
В начале 90-х годов XX века государственная политика России в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начала активизироваться: ратифицируется Конвенция ООН о правах ребёнка, утверждается и реализуется федеральная программа «Дети-сироты», принимаются федеральные законы о защите прав и интересов детей-сирот.
Таким образом, в области социального сиротства меняется идеология и политика: осознание государством и обществом необходимости замены системы общественного (интернатного) воспитания детей-сирот системой семейного воспитания. «Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье». Семья - естественная среда для развития личности ребёнка. Потребность в необходимости развития различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привела к появлению в Свердловской области института профессиональных замещающих семей. «Приёмная семья» как форма семейного устройства детей-сирот впервые на федеральном уровне получила официальное законодательное оформление в 1996 году в ныне действующем Семейном кодексе.
В последнее время в России активно развивается благотворительность и, в первую очередь, прямая адресная материальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо концерты и пиар - акции в их поддержку. Эти модели помощи, при всех плюсах не решают главной проблемы: одиночества ребёнка, его неприспособленности к жизни. Более того, они исподволь внушают детям мысль: вы сироты, вам все должны. Вам пытаются помочь, но в реальности дарители приходят и уходят, а они остаются в государственных учреждениях. Озлобленность в сочетании с убеждением « мне все должны» и сознанием своей болезненной исключительности - это почва для роста криминала. Оказывать материальную помощь и проводить праздники можно и нужно, но это должна быть деятельность осмыслений, и она должна быть частью работы по реальной помощи таким детям. По настоящему помочь ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, может только новая семья.
В настоящее время в России имеется четкая политическая воля, выраженная в двух последних Посланиях Президента России В.В.Путина Федеральному собранию (в 2006 2007гг), в которых было поручено «создать механизм сокращения численности детей в интернатных учреждениях» и содействовать укреплению института семьи.
Основным препятствием для безопасного массового семейного устройства сирот является как недостаток законодательной базы, так и, в основном, непрофессионализм, отсутствие понимания потребностей клиентов (детей и семей), профессиональных действий, служб, организаций по семейному устройству детей и по профилактике сиротства, специально подготовленных кадров. В их отсутствие происходит иногда массовая передача детей необследованным гражданам, которые могут представлять опасность для детей, наблюдаются возвраты приемных детей в детские дома, реабилитационные центры, приюты
Дети-сироты имеют особые нарушения развития, лишённые родительской заботы, воспитания, пережившие негативный социальный опыт в своей семье. Одной из перспективных моделей профессиональных семей является «приёмная семья», где воспитание детей-сирот признаётся профессиональной деятельностью, приёмному родителю делегировалась юридическая ответственность за ребёнка на время его воспитания. Поэтому ребёнку необходима не просто семья, а семья, способная создать условия для развития и социализации, обладающая определёнными ресурсами, обученная профессиональным умениям, позволяющим ей справиться с проблемами, возникающими во время приёма.
Поэтому замещающая семейная забота невозможна без профессионального статуса. Однако, люди, берущие на себя миссию воспитания такого ребёнка в семье, зачастую оказываются неготовыми к решению многочисленных проблем, что часто приводит к тяжелым кризисам, как для ребёнка, так и для принявшей его семьи, вплоть до отказа от ребёнка.
В связи с этим придаётся огромное значение подготовке потенциальных приёмных родителей, участие квалифицированных специалистов в отборе и подготовке (социальных педагогов, психологов, дефектолога, педиатра, невропатолога) будущей принимающей семьи.В процессе подготовки делается акцент на том, что предстоящая деятельность это работа, требующая определённых знаний, умений, соблюдения и выполнения определённых обязательств. Это важный момент и налаживания взаимодействия между будущим приёмным родителем и специалистами учреждения уже на начальном этапе подготовки к работе. Все участники программы готовятся к плодотворной работе в команде единомышленников.
Предлагаемая программа направлена на подготовку будущих приёмных родителей к эффективной семейной заботе о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, на получение базовых знаний, умений в обеспечении полноценного воспитания и реабилитации детей-сирот, оценить свои способности и возможности, даёт возможность кандидатам осознано подойти к приёму ребёнка и выработать конкретные навыки взаимодействия.
Проблема, которую решает программа:
S Социальное сиротство и его воспроизводство;
S Невозможность решать проблему в рамках действующей системы институционального воспитания детей и действующих непрофессиональных и административных подходов к устройству детей в семьи.
Цель и задачи программы
|