Программа рассмотрена на заседании


Скачать 252.39 Kb.
НазваниеПрограмма рассмотрена на заседании
страница1/3
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3
МКУ «Управление образования Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Заинского муниципального района Республики Татарстан

Программа рассмотрена на заседании

Педагогического Совета

Протокол № _____

от «_____» ________________20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУДОД

«Детская школа искусств»

_________ Н. А. Кондратенко

«_____» ____________20___ г.

Образовательная программа

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ


Возраст детей: 7 - 10 лет

Срок реализации: 3 года

Горина Марина Анатольевна

педагог дополнительного образования

Заинск

2012 г.
«Если в детстве донести до сердца красоту
музыкального произведения, если в звуках
ребенок почувствует многогранные оттенки
человеческих чувств, он поднимется на
такую ступень культуры, которая не может
быть достигнута никакими другими
средствами»
В. Сухомлинский.


Пояснительная записка.
Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего  музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является предмет «Слушание музыки». Являясь своего рода «нулевым циклом» курса музыкальной литературы, этот предмет вводит учащихся в тайны творчества и направлен на изучение навыков художественного мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно анализировать услышанную музыку.

Слушание музыки позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.

Слушание музыки дает возможность узнать больше классической музыки с раннего возраста и позволяет подойти к изучению курса музыкальной литературы более подготовленным.

Принимая во внимание особенности эмоционального восприятия музыки детьми, а именно – непроизвольное сопровождение музыкального произведения различными телодвижениями, процесс обучения был дополнен играми, объединяющими музыку, движение и речь (или пение).

Органичное сочетание слушания музыки и ритмики отразилось в драматургически цельных уроках-сценариях. Игровой характер музыкально-двигательных упражнений (этюдов) сделал процесс обучения непроизвольным, более естественным, и, конечно, интересным для детей.

Музыкально-релаксационные «минутки» позволили практически освоить новый материал в ненавязчивой и психологически комфортной форме.

Программа трехлетнего курса обучения рассчитана на 34 часа в год, 32 часа в год у учащихся 1-го класса. Урок проводится один раз в неделю с учащимися 1-3 класса, учащихся на отделения хореографического искусства. Продолжительность урока – 40 минут.

Форма контроля знаний учащихся – устные и письменные викторины и контрольные уроки, которые проводятся в конце каждой четверти.
Методические рекомендации.
Основа методики состоит в том, чтобы процесс слушания музыки вызывал желание у детей говорить, высказывать свои мысли по поводу прослушанного. Педагогу необходимо заинтересовать ребёнка, добиться от него ярких эстетических переживаний. А это, в свою очередь, способствует превращению музыкальных впечатлений в личный опыт.
Для педагога очень важно найти живую форму общения с детьми. Преобладающая форма уроков – это уроки-беседы. В зависимости от содержания, они приобретают разный облик: урок-сказка, урок-воспоминание, урок-исследование. В большом объеме необходимо пользоваться игровыми приемами, наглядными пособиями.
Главные цели:
• приобщить детей к шедеврам мировой классики.
• формировать эмоциональную отзывчивость.
• освоить круг теоретических понятий.
• создать базу для последующего освоения и приобщения к

музыкальному искусству.

Учебно-тематический план

1 класс

п/п


Дата

Название темы

Количество часов











Тема 1





Окружающий мир и музыка.

Что такое музыка?


2







Тема 2




Времена года в музыке.

Состояние природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь.


6







Тема 3




Животные, птицы, рыбы в музыке.

6








Тема 4




Возраст, настроение и характер человека в музыке.


7







Тема 5




Фантастические и сказочные персонажи в музыке.


5







Тема 6




Движения под музыку.

Различные виды маршей.

Танцы: народные, старинные, современные.


6















ИТОГО:

32











2класс

п/п

Дата

Название темы

Количество часов

Тема 1




Времена года в народном календаре.


1

Тема 2




Зимние народные праздники.


2

Тема 3




Весна: обряды и песни. Веснянки.


2

Тема 4




Летние праздники: обряды и песни. Егорьев день, Иван Купала, Сабантуй.


4

Тема 5




Осень, жатва: обряды и песни.


2

Тема 6




Детский фольклор.


2

Тема 7




Народные музыкальные инструменты.


3

Тема 8




Инструменты симфонического оркестра.


6

Тема 9




Инструменты духового и эстрадного оркестра.


4

Тема 10




Клавишно-ударные инструменты.


4

Тема 11




Электронные инструменты.


4







ИТОГО:

34

3 класс

п/п

Дата

Название темы

Количество часов

Тема 1





Тембры человеческих голосов (детские, женские, мужские).


4

Тема 2





Виды ансамблей:

дуэт, трио, квартет.


6

Тема 3





Язык музыки: динамика, темп, длительности.


4

Тема 4





Музыкальные жанры: вокальные, инструментальные.


4

Тема 5




Музыкальные формы:

простая музыкальная форма,

2-х, 3-х частные, вариационные формы, рондо.


6

Тема 6




Язык музыки:

мелодия, ритм, метр, размер, регистр, фактура, штрихи,

строение музыкальной фразы.


10







ИТОГО:


34

Содержание

1 класс

Тема 1. Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?
План беседы: 1. Что такое музыка? 2. Когда она появилась? 3. Когда и где человек знакомится с музыкой? 4. Для чего нужна музыка людям?
Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях (Орфей, Садко), которые усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых духов, радовали людей.

Музыкальный материал: Г. Струве. «Я хочу услышать музыку»;

Е. Крылатов. «Откуда музыка берет начало?»; А. Гурилев. «Музыка».

Домашнее задание: сочинить небольшую историю на тему: «Мир, где нет музыки».

 

Тема 2. Времена года в музыке.

Состояния природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь
Начальный период занятий наиболее сложный и ответственный для педагога, вводящего детей в мир музыки. Главные задачи начального периода — развить наблюдательность детей, вызвать у них желание описывать в словах свои жизненные впечатления от окружающего мира природы, явлений времен года, смен состояний природы в течение суток.
Основная форма занятий начального периода обучения строится в виде бесед. От педагога требуется хорошее знание психологии детей, умение вызвать у них интерес к общению. Начиная слушать музыкальные фрагменты или небольшие произведения, можно предложить игру «музыкальные коллекции» (термин предложен Н. Л. Гродзенской). То есть коллекционировать звуковые изображения, запоминать характер музыки, выбирать каждому ребенку для себя наиболее понравившиеся произведения музыки. Полезной формой работы в начальный период может быть создание ассоциативных рядов с использованием живописных репродукций, стихов и музыкальных произведений. Для развития словарного запаса можно рекомендовать игру по принципу «коллективного разума», то есть каждый из детей должен назвать одно подходящее для определения характера музыки слово и внимательно слушать те, которые назвали его сотоварищи, чтобы не повторяться. Все названные слова записываются преподавателем на доску и переписываются в тетрадь после проговаривания всеми вместе.
После выяснения эмоционального содержания музыки можно обратить внимание на то, как композитор добился такого результата, с помощью каких приемов и средств выразительности. Для подготовки навыков восприятия и усвоения теоретических понятий можно пользоваться следующей таблицей:

Таблица 1

Темп


Регистр

Фактура

Лад

Динамика

Быстро

Высоко

Тяжело (густо)

Весело

Громко

Умеренно

Низко

Легко (прозрачно)

Грустно

Тихо

Медленно

В пределах человеческого голоса










  Слушая музыкальные произведения, дети по заданию педагога могут отмечать карандашом в своих таблицах в тетрадях подходящие на их взгляд параметры для определения характера звучания музыки. В процессе обсуждения результатов эти данные уточняются, обогащаются эмоциональными оттенками слов.

На уроках можно не давать обобщающих теоретических понятий, но постепенно приучать к тому, что:

1.быстро - умеренно - медленно — темп;


2. высоко - низко - в пределах человеческого голоса — регистр;


3. тяжело - легко, густо - прозрачно — фактура;


4. весело - грустно — лад;


5. громко - тихо — динамика.


Детальное изучение этих теоретических понятий будет дано позже, на 2-м или на 3-м году обучения.
В качестве заданий можно предложить детям рассказать о своем любимом времени года, времени дня, любимом дереве, цветке, описать словами пейзаж за окном дома или классной комнаты.

Музыкальный материал: 

1.П. Чайковский. «Времена года»;

2.А. Вивальди. «Времена года»;

3.А. Холминов. «Дождик»;

4. Э. Григ. «Весной»;

5.Н. Мясковский. «Весеннее настроение»;

6. А. Самонов. «Дыхание осени»;

7.И. С. Бах. «Весна»;

8.Р. Леденев. «Ливень»;

9.Г. Свиридов. «Весна и осень» (из муз. иллюстраций к к/ф «Метель»);

10. К. Дебюсси. «Шаги на снегу»;

11.Э. Григ. «Утро»;

12.В. Калинников. Первая симфония, 2-я ч. (фрагмент, до начала ср. части);

13.С. Прокофьев. «Ходит месяц над лугами»;

14.В. Гаврилин. «Вечерняя музыка» (из симфонии-действа «Перезвоны»).


Домашнее задание: подобрать загадки о временах года, найти картинки, стихи с изображениями времен года.

  1   2   3

Похожие:

Программа рассмотрена на заседании iconПрограмма рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета...
Повар, кондитер, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «2» августа 2013 г. №746 Зарегистрировано...

Программа рассмотрена на заседании iconПрограмма рассмотрена на Программа согласована Утверждаю заседании...

Программа рассмотрена на заседании iconПрограмма рассмотрена на Программа согласована Утверждаю заседании...

Программа рассмотрена на заседании iconРабочая программа дисциплины «Финансовый контроль»
Программа рассмотрена на заседании кафедры государственного и муниципального права

Программа рассмотрена на заседании iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена
Программа рассмотрена и утверждена на заседании умс мфюа от «26» ноября 2015 г., протокол №3-А/15-16

Программа рассмотрена на заседании iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена...
Программа рассмотрена и утверждена на заседании умс мфюа от «17» января 2011 г., протокол №8-А/10-11

Программа рассмотрена на заседании iconПедагогическая практика учебная программа и методические рекомендации...
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры возрастной педагогики и психологии «15» июня 2012 г., протокол №10

Программа рассмотрена на заседании iconПедагогическая практика учебная программа и методические рекомендации...
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры возрастной педагогики и психологии «15» июня 2012 г., протокол №10

Программа рассмотрена на заседании iconПрограмма вступительного испытания Гражданское право РФ для поступающих...
Программа рассмотрена на заседании ученого совета юридического факультета (протокол №4 от 31 января 2012 г.)

Программа рассмотрена на заседании iconПрограмма учебной практики специальность 050400 «Психолого-педагогическое образование»
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры психолого-педагогического образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск