Скачать 0.78 Mb.
|
Рабочая программа по географии Акуловой Р.Р Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Кадетская школа-интернат п.г.т. Куйбышевский Затон»Камско-Устьинского муниципального районаРеспублики Татарстан«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» На заседании ШМО Зам. Директора по УР Директор КШИ Протокол №______ _________________ __________________ От «____»сентября 20___г. Руководитель ШМО «_____» сентября 20_____г. «_____» сентября 20_____г ______________________ Рабочая программа учебного курса «География. Россия. Население и хозяйство» для 9-х классов «Рассмотрено» Составитель: учитель географии На педсовете МБОУ «Кадетская школа-интернат Протокол №____ п.г.т. Куйбышевский Затон» От «___»_______20___г. Камско-Устьинского муниципального района Акулова Роза Раиновна 2014-2015 уч. год. Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-9-ых классов составлена на основе примерной программы: 1. Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263. В соответствии с авторской программой: 2. И.В. Баринова, В.П. Дронов «География России» (8-9 класс), География 6-11 класс. Программы для общеобразовательных учреждений; сост. Е.В. Овсянникова, М.: Дрофа – 2010г. стр. 31-38. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины. Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи. Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономиче ские изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии. В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности. Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России. Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отрас лей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия. Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно — в конце 90-х гг. XX в. Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дро фа, 2000). Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д. Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе. Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, на селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль туре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления. Основные задачи курса: 1. Сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства: 2. Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления; 3. Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов; 4. Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими; 5. Развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления; 6. Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой. Место предмета в базисном учебном плане На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 140 часов (по 70 часов в 8кл. и в 9 классах), 2 часа в неделю. В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания: 1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся. 2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр. 3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ. Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). Резервное время, при этом, составляет 2 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ. В рабочую программу внесены следующие изменения: В разделе «Общая часть курса» тема « Географические особенности экономики страны» уменьшена на 2 часа в связи с уплотнением материала. Тема « Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география» увеличена с 14 часов до 21 за счет уменьшения времени на изучении регионального курса связи с трудностью и новизной изучения материала. В региональной части курса 12 часов отводится для изучения географии своего региона, предусмотренного Стандартом. Оценочные практические работы
Используемый УМК:
Дополнительная литература: 1. Журналы «География в школе», «География и экология в школе ХХI века», «Вокруг света». 2. СД-диск Библиотека электронных наглядных пособий 6-10 классы. Интернет-ресурсы Периодика. «Путешествие в страну тайн». М, 1993. Атлас мира. Методические пособия, используемые учителем: Евдокимов В.И. «Полный курс в географических диктантах». М, 2002 География в цифрах 6-10 класс Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6-10 класс. М.: АРКТИ, 1998. Летягин А.А. «Тесты по географии» 8-9 кл. – К.:ГИППВ, 1998. Глушкова В.Г. «Тесты и задания» 9 класс. М.: ВЛАДОС, 1999. Нестандартные уроки. Народные промыслы. Издательство «Учитель» Волгоград. Дополнительная литература (региональный компонент) 1. Гайсин И.Т «34 урока по географии Татарстана» часть 1. Казань, 2006. 2. Атлас РТ. Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, семинарские занятия, доклады, сообщения, презентации, географические диктанты, работы с контурными картами и атласом. На начало учебного года учащиеся должны: 1. Называть и (или) показывать:
2. Определять (измерять): 1. географическое положение объектов; 2. разницу в поясном времени территорий; 3. погоду по синоптической карте; 3. Описывать: 1. географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко номико-географическое, геополитическое и т. д.); 2. образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленно го, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства; 3. особенности быта и религии отдельных народов. 4. Объяснять:
5. Оценивать и прогнозировать: 1. природно-ресурсный потенциал страны, региона; 2. экологическую ситуацию в стране, регионе 3. изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов; Распределение материала по содержательным линиям. Общая часть курса |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской... | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение краснослободская основная школа | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №137 Г. Челябинска» | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старо-Салманская основная общеобразовательная школа» | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №137 Г. Челябинска» | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования плавский район | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ильинская средняя общеобразовательная школа | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Салабайкасинская основная общеобразовательная школа» Чебоксарского района... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |