Рабочая программа по географии Акуловой Р. Р муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


НазваниеРабочая программа по географии Акуловой Р. Р муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
страница1/6
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6

Рабочая программа по географии Акуловой Р.Р

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадетская школа-интернат п.г.т. Куйбышевский Затон»

Камско-Устьинского муниципального района

Республики Татарстан




«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании ШМО Зам. Директора по УР Директор КШИ

Протокол №______ _________________ __________________

От «____»сентября 20___г.

Руководитель ШМО «_____» сентября 20_____г. «_____» сентября 20_____г

______________________


Рабочая программа учебного курса

«География. Россия. Население и хозяйство»

для 9-х классов

«Рассмотрено» Составитель: учитель географии

На педсовете МБОУ «Кадетская школа-интернат

Протокол №____ п.г.т. Куйбышевский Затон»

От «___»_______20___г. Камско-Устьинского

муниципального района

Акулова Роза Раиновна

2014-2015 уч. год.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-9-ых классов составлена на основе примерной программы:

1. Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.

В соответствии с авторской программой:

2. И.В. Баринова, В.П. Дронов «География России» (8-9 класс), География 6-11 класс. Программы для общеобразовательных учреждений; сост. Е.В. Овсянникова, М.: Дрофа – 2010г. стр. 31-38.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • программа регионального курса «Краеведение»;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.
Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.

Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономиче ские изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.

Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отрас лей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно — в конце 90-х гг. XX в.

Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дро фа, 2000).

Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.

Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, на селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль туре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи курса:

1. Сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

2. Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

3. Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

4. Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

5. Развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

6. Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой.
Место предмета в базисном учебном плане

На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 140 часов (по 70 часов в 8кл. и в 9 классах), 2 часа в неделю.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Резервное время, при этом, составляет 2 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

В разделе «Общая часть курса» тема « Географические особенности экономики страны» уменьшена на 2 часа в связи с уплотнением материала.

Тема « Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география» увеличена с 14 часов до 21 за счет уменьшения времени на изучении регионального курса связи с трудностью и новизной изучения материала.

В региональной части курса 12 часов отводится для изучения географии своего региона, предусмотренного Стандартом.
Оценочные практические работы

  1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

  2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

  3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

  4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

  5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

  6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

  7. Определение по картам географического положения Республики Татарстан.

  8. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Республики Татарстан.

  9. Оценить экологическую ситуацию в Республике Татарстан и предложить пути решения экологических проблем.

  10. Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.

  11. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

  12. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них ( Восточная экономическая зона).

Используемый УМК:

  1. Дронов В. П., Ром В, Я. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2008.

  2. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009.

  3. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 9 класс. – М.: Дрофа, 2009

  4. Поурочные разработки по географии по учебнику Дронов В. П., Ром В, Я. Автор-составитель Воробцова Т.Н, издательство «Учитель» , Волгоград 2008 г.

  5. Контурная карта. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009.

Дополнительная литература:

1. Журналы «География в школе», «География и экология в школе ХХI века», «Вокруг света».

2. СД-диск Библиотека электронных наглядных пособий 6-10 классы.

Интернет-ресурсы

Периодика.

«Путешествие в страну тайн». М, 1993.

Атлас мира.

Методические пособия, используемые учителем:

Евдокимов В.И. «Полный курс в географических диктантах». М, 2002

География в цифрах 6-10 класс

Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6-10 класс. М.: АРКТИ, 1998.

Летягин А.А. «Тесты по географии» 8-9 кл. – К.:ГИППВ, 1998.

Глушкова В.Г. «Тесты и задания» 9 класс. М.: ВЛАДОС, 1999.

Нестандартные уроки. Народные промыслы. Издательство «Учитель» Волгоград.


Дополнительная литература (региональный компонент)

1. Гайсин И.Т «34 урока по географии Татарстана» часть 1. Казань, 2006.

2. Атлас РТ.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, семинарские занятия, доклады, сообщения, презентации, географические диктанты, работы с контурными картами и атласом.
На начало учебного года учащиеся должны:

1. Называть и (или) показывать:

  1. предмет изучения географии России;

  2. основные средства и методы получения географической информации:

  3. субъекты Российской Федерации;

  4. пограничные государств;

  5. особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России

  6. основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  7. важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно- информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:

  8. народы, наиболее распространенные языки, религии;

  9. объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  10. районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  11. экологически неблагополучные районы России:

2. Определять (измерять):

1. географическое положение объектов;

2. разницу в поясном времени территорий;

3. погоду по синоптической карте;

3. Описывать:

1. географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко номико-географическое, геополитическое и т. д.);

2. образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленно го, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

3. особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

  1. влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения Рос сии;

  2. образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных место рождений полезных ископаемых;

  3. влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  4. причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  5. разнообразие природных комплексов на территории страны;

  6. особенности природы, населения, хозяйства от дельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

  7. роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

  8. уникальность и общечеловеческую ценность па мятников природы и культуры;

5. Оценивать и прогнозировать:

1. природно-ресурсный потенциал страны, региона;

2. экологическую ситуацию в стране, регионе

3. изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

Распределение материала по содержательным линиям.

Общая часть курса

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Рабочая программа по географии Акуловой Р. Р муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа учителя географии Посоховой Татьяны Михайловны...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской...

Рабочая программа по географии Акуловой Р. Р муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа По английскому языку
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа по географии Акуловой Р. Р муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа По английскому языку
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа по географии Акуловой Р. Р муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по иностранному языку (английский язык)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение краснослободская основная школа

Рабочая программа по географии Акуловой Р. Р муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по учебному предмету «Биология»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №137 Г. Челябинска»

Рабочая программа по географии Акуловой Р. Р муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа элективного курса «Техническое черчение»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старо-Салманская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа по географии Акуловой Р. Р муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествуем с английским»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №137 Г. Челябинска»

Рабочая программа по географии Акуловой Р. Р муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по «английскому языку» Для основной школы 5-9 классы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования плавский район

Рабочая программа по географии Акуловой Р. Р муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа среднего (полного) общего образования по учебному предмету «География»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ильинская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа по географии Акуловой Р. Р муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по курсу «Английский язык» 5-9 классы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Салабайкасинская основная общеобразовательная школа» Чебоксарского района...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск