Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы в балансе альтернатив


НазваниеПроектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы в балансе альтернатив
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6

Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы — в балансе альтернатив.l:\кривощекова в.а\1 001.jpg

Проект — это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

1.3.Проектная деятельность является одной из форм деятельности для учащихся всех ступеней обучения и одним из направлений реализации ФГОС начального общего, основного общего и полного (общего) образования. Она является способом оценки результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. На ступени основного общего образования защита индивидуального проекта является итоговой оценкой достижения метапредметных результатов.

1.4.Проектная деятельность для учителей является одной из форм организации учебной деятельности, развития компетентности, повышения качества образования.

Цели проектной деятельности

- включение проектной деятельности в современный образовательный процесс;

- изменение психологии его участников и перестановка акцентов с традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерство учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом;

- формирование ключевых компетенций, необходимых сегодня каждому члену современного общества в условиях введения ФГОС второго поколения, оценка достижения результатов образования.

- воспитание активного, ответственного гражданина и творческого созидателя общества в рамках реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Задачи проектной деятельности в учебном процессе

1.Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).

2.Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать).

3.Развитие умения анализировать и критически мыслить.

4.Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, четко оформлять и презентовать информацию, иметь понятие о библиографии).

5.Формирование позитивного отношения к деятельности (учащийся должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

6. Проектная деятельность является одной из форм представления обучающимися результатов освоения основной образовательной программы на ступенях начального общего, основного общего, полного общего образования.

  1. Содержание и результаты проектной деятельности

Проектная деятельность является составной частью учебной и внеурочной деятельности учащихся.

2.1.Учащиеся школы выполняют учебные и внеурочные мини-проекты, темы которых определяются как самостоятельно, так и предлагаются учителями. При выборе темы необходимо учитывать как приоритетные направления развития школы, так и индивидуальные интересы учащихся.

2.2.Учебный проект оценивается по различным критериям, и суммарная оценка может быть выставлена по нескольким предметам, если проект является межпредметным.

2.3.Для организации проектной деятельности учителя в тематических планах уроков и внеурочных занятий должны указать предполагаемые темы проектов и примерные сроки их сдачи.

2.4.Руководителем проекта является учитель, координирующий проект.

2.5.Проект может быть индивидуальным и групповым. В условиях введения ФГОС НОО все учащиеся 4 классов и классов, апробирующих ФГОС ООО (5 классы), выполняют итоговый метапредметный проект как итог внеурочной деятельности.

2.6. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

2.7. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося по окончании 9 класса, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

2.8. Учащиеся 1-8-х классов могут выполнять проекты, темы которых им предложили руководители проектов, а также выбрать могут самостоятельно, согласовав их с руководителями проектов.

2.9. Учащиеся 9-11-х классов могут выполнять проекты, темы которых они выбрали самостоятельно, согласовав их с руководителями проекта.

2.10.Самостоятельная работа над проектами выполняется учащимися в период с 1 октября по 25 марта.

2.11. Ежегодно в общеобразовательном учреждении должна проводится Общешкольная научно-практическая конференция, на которой проходит презентация проектов и организуется конкурс проектов.

2.12. В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением разрабатывается «анатомия» учебного проекта, которая включает в себя следующие направления:

-основные требования к проекту;

-циклограмму работы над проектом;

-классификацию проектов по доминирующей деятельности учащихся;

-классификацию проектов по комплексности и характеру контактов;

-классификацию проектов по продолжительности;

-формы продуктов проектной деятельности;

-паспорт проектной работы;

-оформление проектной папки;

-виды презентаций проектов;

-система оценки проектных работ

3. «Анатомия» учебного проекта (Приложение 1)

3.1.Примерный паспорт проекта (Приложение 2)

4.Подготовка и оформление работ для участия в областном молодёжном научном форуме «Шаг в будущее» (Приложение 3)

Приложение 1

«АНАТОМИЯ» УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Основные требования к проекту

Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту —совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической. В роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

  1. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации. Важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

  2. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельностипоиск информации,

которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта,

является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

  1. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или)

представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект — это «пять П»:

ПРОБЛЕМА — ПРОЕКТИРОВАНИЕ (ПЛАНИРОВАНИЕ) —

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ — ПРОДУКТ — ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Шестое «П» проекта — его ПОРТФОЛИО, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конечный продукт!

Циклограмма работы над проектом:

альтернативные варианты

Ответив в общих чертах на вопрос, что есть учебный проект, рассмотрим, как он может быть реализован в образовательном процессе.

  • современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков детально разработанных технологий проектной деятельности. Наибольший интерес представляют, несомненно, те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою жизнеспособность.

Модель № 1

1. Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор руководителя (один - два месяца).

  1. Выполнение работы (два - три месяца).



  1. Предзащита работы в своем или другом классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них (один месяц).



  1. Собственно защита на экспертном совете школы (два месяца).

  2. Подведение итогов: общешкольная конференция по итогам года.

Предложенная схема работы заимствована из практики работы научного общества учащихся (НОУ), которые получили широкое распространение в отечественной школе на рубеже 1990-х гг.

Однако, в отличие от проектной деятельности, работа НОУ ограничивалась чисто исследовательским кругом тем, предпочтением монопредметных проблем, не всегда заметной связью с практической внешкольной жизнью учащихся, а также невниманием к творческой форме продукта исследования.

Модель № 2

Работа над проектом начинается с решения о защите проекта. Затем методические объединения обозначают проблемы, создают «мастерские», в которые имеет право включиться любой ученик школы, интересующийся этими вопросами. Группа разработчиков выстраивает концепцию, выделяет приоритетные задачи проекта. Дети намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, координируют свою деятель-ность.

Предметные индивидуальные проекты приравниваются к сдаче предметного экзамена.

Модель № 3

    • течение учебного года выполняется три масштабных, долгосрочных и, как правило, межпредметных проекта (в течение учебного триместра реализуется один проект). Приводим циклограмму работы в каждого триместра.



  1. Педсовет, посвященный проектной работе. Выбор направления и тем. Уточнение руководителей проектов. Планирование проектной работы школы на триместр (для административного контроля).



  1. Формирование состава проектных групп. Обсуждение принципов работы в творческих группах. Постановка исследовательских задач, планирование работы в группах.

  2. Информационный этап работы над проектами. Выбор формы продукта.

  3. Выполнение практической части проектов, оформление продукта и портфолио проекта.

  1. Презентация проектов. Торжественный заключительный вечер, на котором демонстрируются фрагменты презентаций лучших проектов четверти.

  2. Оценка преподавателями деятельности участников проектных групп и составление рейтинга участия учащихся в проекте (по 100-балльной шкале.) Педсовет по подведению итогов проектной работы в данном триместре. Общешкольная линейка с вынесением благодарности активным участникам проекта.

Модель № 4

Базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е.С. Полат.

  1. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.



  1. Стендовая информация о проектной работе.



  1. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и прочее).



  1. Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.



  1. Формирование проектных групп.



  1. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.



  1. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.



  1. Поисковый этап.



  1. Промежуточные отчеты учащихся.



  1. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.



  1. Обобщающий этап: оформление результатов.



  1. Предзащита проектов.



  1. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений,



  1. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.



  1. Подготовка к публичной защите проектов.



  1. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.



  1. Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятие.



  1. Заключительный этап: публичная защита проектов.



  1. Подведение итогов, анализ выполненной работы.



  1. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.


Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

  1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины.

Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.

Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной деятельности.

  1. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе Х1Х-Х1Х вв.» требует присутствия одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

По характеру контактов между участниками проекты могут быть:

внутриклассными;

внутришкольными;

региональными (разного масштаба);

межрегиональными (в рамках одного государства);

международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Их разработка наиболее продуктивна на уроках иностранного языка.

Пример: проект «Составление рекламного модуля на английском языке», 11 класс; работа в группах; продолжительность — 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Пример: проект «Элемент XX века», химия 10 класс; работа в группах; продолжительность — 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп; определение задания проектных групп — сбор информации по своим элементам. 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

    • ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.

С точки зрения организации, в наибольшей степени отличаются друг от друга следующие наиболее популярные виды проектов:

  • проекты, выполняемые в ходе уроков (мини-проекты и среднесрочные);

  • проекты, выполняемые в ходе проектной недели;

  • телекоммуникационные проекты (средне- и долгосрочные).

Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Хрестоматийным является проект «Изготовление воздушного змея», выполняя который американские школьники в 1920-е гг. изучали важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта  непростая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку Атласа несуществующего материка.




Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной

деятельности:




 Web-сайт;

 Мультимедийный продукт;

 Анализ данных социологического опроса;

 Оформление кабинета;



Атлас;

 Пакет рекомендаций;



Атрибуты несуществующего государства;

 Письмо в ... ;

 Бизнес-план;

 Праздник;



Видеофильм;

 Прогноз;



Видеоклип;

 Публикация;



Выставка;

 Путеводитель;



Газета;

 Серия иллюстрации;



Действующая фирма;

 Система школьного самоуправления;



Журнал;

 Сказка;



Законопроект;

 Справочник;



Игра;

 Сравнительно-сопоставительный



Карта;

анализ;



Коллекция;

 Статья;



Костюм;

 Сценарий;



Макет;

 Учебное пособие;



Модель;

 Чертеж;



Музыкальное произведение;

 Экскурсия.

Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:

  1. дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР

конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием);

  1. популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с рекомендациями и видеофильм);



  1. частотный словарь английского молодежного сленга;

  2. главы из учебника будущего « Биология и экология »;



  1. Манифест Николая II «О даровании народу России Конституции», каким он мог бы быть;



  1. экологические программы мониторинга и лабораторного анализа питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне (по заказу Управы района);



  1. сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса «Как принимали гостей в Средневековье»;



  1. коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.

Паспорт проектной работы

Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды.

Вначале как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.

Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.

Как правило, паспорт проектной работы состоит (не более 2 страниц) из следую-щих пунктов:

  1. Название проекта.



  1. Руководитель проекта.



  1. Консультант(ы) проекта.



  1. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.



  1. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.



  1. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.



  1. Состав проектной группы (Фамилия, Имя учащихся, класс).



  1. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).



  1. Заказчик проекта.



  1. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).



  1. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).



  1. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).



  1. Необходимое оборудование.



  1. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).



  1. Предполагаемые продукт(ы) проекта.



  1. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).



  1. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

 четко организовать работу каждого участника проектной группы;

    • стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

    • объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

    • судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

    • сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

  • состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

      1. паспорт проекта;

      2. планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

Для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы. Для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, — ежедневные. В таких планах указывается индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в це-лом, форма выхода очередного этапа.

      1. промежуточные отчеты группы;

      2. вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

      3. результаты исследований и анализа;

      4. записи всех идей, гипотез и решений;

      5. отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;

      6. краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

      7. эскизы, чертежи, наброски продукта;

      8. материалы к презентации (сценарий);

      9. другие рабочие материалы и черновики группы.

  • наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.

Виды презентаций проектов

Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

  • Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

  • Деловая игра.

  • Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информационных технологий.

  • Диалог исторических или литературных персонажей.

  • Защита на Ученом Совете.

  • Игра с залом.

  • Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...

  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

  • Научная конференция.

  • Научный доклад.

  • Отчет исследовательской экспедиции.

  • Пресс-конференция.

  • Путешествие.

  • Реклама.

  • Ролевая игра.

  • Соревнования.

  • Спектакль.

  • Спортивная игра.



  • Телепередача.

  • Экскурсия.

Система оценки проектных работ

Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  • Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?



  • Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т.д.)?



  • Предполагается ли оценка проектов по предметным секциям (например, лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?

Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:

  • предметная компетентность жюри (жюри должно обязательно включать специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);



  • все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и номинации.



    • этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удостоились наград.

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста.

Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.

Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.

Приведем перечни критериев, использовавшихся на проектной неделе.

Критерии оценок, использовавшиеся в практике работы школы:

  • самостоятельность работы над проектом;

  • актуальность и значимость темы;

  • полнота раскрытия темы;



  • оригинальность решения проблемы;

  • артистизм и выразительность выступления;

  • как раскрыто содержание проекта в презентации;

  • использование средств наглядности, технических средств;

  • ответы на вопросы.

Критерии оценок, использовавшиеся в практике государственной школы:

  • важность темы проекта;

  • глубина исследования проблемы;

  • оригинальность предложенных решений;



  • качество выполнения продукта;

  • убедительность презентации.

Критерии оценки проектной работы Приложение 3

Какие общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности?

Цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта — выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из предложенного ниже списка. В случае монопредметного проекта выбранные позиции могут быть дополнены перечнем предметных знаний и умений, формирующихся в процессе работы над ним.

Общеучебные умения и навыки,

формирующиеся в процессе проектной деятельности

  1. Рефлексивные умения:

    • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;



    • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?



  1. Поисковые (исследовательские) умения:



    • умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;



    • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;



    • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);



    • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

    • умение выдвигать гипотезы;

    • умение устанавливать причинно-следственные связи.



  1. Навыки оценочной самостоятельности.

  2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

    • умения коллективного планирования;

    • умение взаимодействовать с любым партнером;

    • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

    • навыки делового партнерского общения;

    • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.



  1. Менеджерские умения и навыки:

    • умение проектировать процесс (изделие);

    • умение планировать деятельность, время, ресурсы;

    • умение принимать решения и прогнозировать их последствие;

    • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).



  1. Коммуникативные умения:



    • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;



    • умение вести дискуссию;



    • умение отстаивать свою точку зрения;

    • умение находить компромисс;

    • навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.



  1. Презентационные умения и навыки:

    • навыки монологической речи;

    • умение уверенно держать себя во время выступления;

    • артистические умения;



    • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

    • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Приложение 2

Методический паспорт учебного проекта №1.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы в балансе альтернатив iconТруда педагогических работников
Педагогическая деятельность это деятельность по обучению и воспитанию граждан, которая осуществляется педагогическими работниками...

Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы в балансе альтернатив iconСамоанализ и анализ урока в контексте фгос
Аннотация: авторы представляют опыт школы по сопровождению урока в контексте фгос, важным инструментом совершенствования урока может...

Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы в балансе альтернатив iconДипломная работа на тему: «Культура обслуживания и сервисная деятельность в индустрии туризма»
Характер рыночных реформ требует переосмысления многих казавшихся ранее незыблемыми воззрений. К числу проблем экономического характера...

Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы в балансе альтернатив iconВопросы, поступившие от образовательных организаций в 2016 году
В зданиях гбоу школы №1944 имеются три узла учета расхода холодной воды, которые не стоят на балансе мвк, по адресам: ул. Барышиха,...

Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы в балансе альтернатив iconГенетика и проблемы здоровья человека
Методы обучения: словесно-наглядный, частично-поисковый,кейс-метод, взаимное обучение через сверстников (проектная деятельность)

Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы в балансе альтернатив iconОбразец заявления от учащегося для поступления в 10 класс
...

Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы в балансе альтернатив iconСодержание Как обеспечить достойное будущее или Возможности негосударственных пенсионных фондов
Деятельность негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению

Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы в балансе альтернатив iconТематическое планирование мероприятий в летнем оздоровительном лагере мкс (К)оу школы-интерната
«Юные Робинзоны, или мы снова вместе» (знакомство с тематикой смены, режимом, правилами поведения в лагере, знакомство с педагогическим...

Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы в балансе альтернатив iconИ. А. Крылов Для любой сложно организованной деятельности центральной...
Будь то простое решение, или сложно организованный многоэтапный план, решение является актом выбора на множестве возможных вариантов...

Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы в балансе альтернатив iconЛиз Бурбо Слушай свое тело снова и снова часть 1 иметь глава 1
Бытие таким образом становилось все более челове­ческим и переживало все разновидности опыта на планете Земля. Вот почему существа,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск