Скачать 1.42 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет среднего профессионального образования Кафедра «Общепрофессиональные дисциплины» Т.И. Шугалеева Информационное обеспечение природоохранной деятельности Программа курса и методические указания по изучению дисциплины, выполнению лабораторных и самостоятельных работ для студентов специальности 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» очной и заочной формы обучения Петропавловск-Камчатский 2 ![]() ![]() ![]() УДК ББК Ш Рецензент: Шугалеева Татьяна Ивановна Информационное обеспечение в природоохранной деятельности. Программа курса и методические указания по изучению дисциплины, выполнению лабораторных и самостоятельных работ для студентов специальности 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» очной и заочной формы обучения. – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2016. – 80 с. Программа курса и методические указания по изучению дисциплины, выполнению лабораторных и самостоятельных работ для студентов специальности 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности среднего профессионального образования государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Программа курса и методические указания к изучению дисциплины рассмотрены и утверждены на заседании УМС (протокол № __ от «__»_____20__г.) УДК ББК © КамчатГТУ, 2016 ©Т.И. Шугалеева, 2016 Содержание
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 Краткая характеристика дисциплины Данная методическая разработка составлена для студентов базового уровня среднего профессионального образования специальности 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» очного и заочного форм обучения. В условиях «информационного общества» одним из основных элементов рабочего места любого специалиста является персональный компьютер как инструмент обработки информации. Поэтому квалификация эколога в немалой степени определяется умениями использования информационных технологий в природоохранной деятельности. Учебная дисциплина «Информационное обеспечение в природоохранной деятельности» является специальной дисциплиной, формирующей знания и умения выпускника, его квалификационные составляющие. Использование информационных составляющих позволяет работать с информационным потоком, не только отслеживая нужную информацию, но и оперативно использовать полученные данные в профессиональной деятельности. Рабочая учебная программа дисциплины предусматривает теоретическую часть обучения и лабораторные занятия с использованием различных версий прикладных программ. Кроме специальных программ по природопользованию, с помощью которых можно решать различные расчетные задачи. В учебном пособии в прикладном аспекте рассматриваются текстовый редактор Microsoft Word, табличный процессор Microsoft Excel, Microsoft Publisher, Microsoft PowerPoint, Консультант Плюс, Гарант. 1.2 Цели и задачи изучения дисциплины Целью дисциплины «Информационное обеспечение природоохранной деятельности» является изучение возможностей современной вычислительной техники и развитие у студентов устойчивых практических навыков и решения вопросов, связанных с оценкой качества окружающей природной среды и управлением воздействия на природу в процессе производственной деятельности человека, в том числе, в отраслях природоохранного комплекса. При изучении дисциплины рассматриваются:
Основные задачи дисциплины «Информационное обеспечение природоохранной деятельности» являются:
Учебная дисциплина «Информационное обеспечение в природоохранной деятельности» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении информатики, информационных технологиях в профессиональной деятельности, химии, промышленной экологии, методах определения загрязняющих веществ в окружающей среде, экологической экспертизы и аудита, экологического права, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и других дисциплинах. 1.3 Требования к уровню освоения содержания курса В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт:
знать:
уметь:
2. Содержание дисциплины 2.1. Содержание лекционныхзанятий 6 семестр Модуль 1 Раздел 1. Основные направления информационное обеспечение природоохранной деятельности. Тема 1.1 Введение в курс «Информационное обеспечение природоохранной деятельности». Содержание учебного материала: Введение. Цели, задачи и основные понятия дисциплины. Информация. Понятия, свойства, применение и распространение информации. Классификация компьютерной техники. Передача информации (носители информации, передача информации, защита). Современное состояние компьютерной техники и перспективы её развития. Тема 1.2 Основные направления информационное обеспечение природоохранной деятельности. Содержание учебного материала: Направления информационного обеспечение природоохранной деятельности. Формирование государственной политики в области информационного обеспечения природоохранной деятельности. Развитие методических представлений об информационном обеспечении природоохранной деятельности. Создание информационных систем. Модуль 2 Тема 2.1. Пакеты прикладных программ природоохранной направленности. Содержание учебного материала: Пакеты прикладных программ природоохранной направленности и сферы деятельности как инструмент управления предприятием. Назначение проблемно-ориентированных пакетов прикладных программ и автоматизированных систем управления. Экспертные системы в природоохранной деятельности. Экологические информационные системы для предприятий. Тема 2.2. Информационное обеспечение в системе экологического мониторинга. Содержание учебного материала: Место информационного обеспечения в системе экологического мониторинга. Разработка эффективной, многоцелевой информационной автоматизированной системы. Геоинформационные системы. Организация и функционирование экоинформационной системы. Тема 2.3. Обработка экологической информации с помощью текстовых редакторов. Содержание учебного материала: Электронный документооборот и электронная цифровая подпись. Применение текстового редактора Microsoft Word для создания и редактирования текстовой экологической информации. Форматирование и поиск гидрологического документа (справки, бюллетеня). Тема 2.4. Обработка и анализ экологической информации с помощью электронных таблиц. Содержание учебного материала: Использование электронных таблиц Microsoft Excel для обработки экологической информации. Анализ полученных результатов. Тема 2.5. Автоматизированные базы данных экологической информации. Содержание учебного материала: Автоматизированная система сбора и обработки экологической и гидрохимической информации. Формирование базы гидрохимической информации. СУБД эколого-экономической информации. Тема 2.6. Экологическое исследование в MS Power Point. Создание проектной исследовательской презентации по профилю специальности в MS Power Point. Тема 2.7. Экологическая брошюра е в MS Publisher. Создание брошюры в MS Publisher на тему «Актуальные экологические проблемы». 7 семестр Модуль 1 Раздел 3. Современные коммуникационные технологии в природоохранной деятельности. Тема 3.1. Современные коммуникационные технологии. Содержание учебного материала: Носители информации, средства передачи информации. Беспроводная передача данных. Технологии WiFi, WiMAX и BlueTooth. Форматы файлов PDF, ODF , DjVu, eBOOK. Создание PDF-документа. Защита документа в PDF. Редактор PDF - Adobe Acrobat. DjVu - технология сжатия изображений с потерями. Описание формата DjVu. WinDjView - свободно распространяемая программа для чтения DjVu файлов под Windows. Сканирование и распознание текста в документах. Система распознавания документов и PDF-файлов - пакет FineReader. Тема 3.2. Интернет, технология и сферы использования. Содержание учебного материала: Электронная почта. IP- телефония. Альтернатива обычным телефонным линиям. Сетевые информационные системы. Персональные данные и Интернет. Проблемы правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере Интернета. Государственная политика в сфере Интернета. Проблемы соблюдения авторских прав при использовании сети Интернет. Интернет-коммерция, сайты объявлений и интернет-аукционы как альтернативная возможность приобретения товаров и услуг. Электронное правительство. Тема 3.3. Автоматизированное место эколога и его информационное обеспечение. Содержание учебного материала: Назначение и классификация АРМ. Принципы, используемые при создании АРМ. Назначение, состав и принципы организации типовых профессиональных автоматизированных систем. Основные этапы построения и модификации АРМ эколога. Информационное обсечение АРМ. Модуль 2 Раздел 4. Компьютерное моделирование в экологии. Тема 4.1. Основы экологического моделирования. Содержание учебного материала: Моделирование как метод экологических исследований. Виды моделей. Этапы моделирования. Экологическое моделирование. Имитация экологических объектов в MS Excel. Модуль 3 Раздел 5. Правовое компьютерное обеспечение природоохранной деятельности Тема 5.1. Компьютерные справочно-правовые системы. Содержание учебного материала: Назначение и основные функции компьютерных справочно-правовых систем. Технология работы в компьютерных справочно-правовых системах. Справочно-правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и их сравнительная характеристика. Принципы выбора компьютерных справочно-правовых систем. Работа со справочно-правовой системой «Консультант Плюс». Справочно-правовая система Гарант. Поиск информации. 2.2. Содержание лабораторных занятий На занятиях лабораторного цикла каждый студент получает индивидуальное задание, направленное на формирование умений и навыков, компетенций, определенных данной рабочей программой. Во время выполнения заданий в учебной аудитории студент может консультироваться с преподавателем, определять наиболее эффективные методы решения поставленных задач. Если какая-то часть задания остается не выполненной, студент может продолжить её выполнение во время внеаудиторной самостоятельной работы. Перед выполнением каждой работы необходимо изучить соответствующий лекционный материал. Лабораторные работы выполняются на компьютере. По окончании работы и выполнении индивидуальных заданий требуется предъявить лабораторную работу преподавателю, ответить на контрольные вопросы. Лабораторная работа № 1 |
![]() | Информационное обеспечение логистики на транспорте : методические указания / Э. А. Мамаев, А. В. Гузенко; Рост гос ун-т путей сообщения.... | ![]() | Это связано с тем, что процедуры, организационное, аналитическое и методическое обеспечение которых осуществляет отдел, являются... |
![]() | В рамках реализации государственной программы российской федерации информационное общество | ![]() | Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Информационное обеспечение граждан и юридических... |
![]() | Одним из основных направлений деятельности библиотек является качественное и своевременное информационное обеспечение всех ее пользователей,... | ![]() | Информационное обеспечение и отчетность в территориальных органах Росприроднадзора 11 |
![]() | Об административном регламенте администрации муниципального образования «Красноярский район» по предоставлению муниципальной услуги... | ![]() | Введение в экологическую экспертизу как превентивный вид природоохранной деятельности |
![]() | Индивидуальные задания: методические рекомендации к выполнению индивидуальных заданий по дисциплине «Информационное обеспечение товароведения... | ![]() |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |