Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов,


НазваниеПояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов,
страница1/39
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39












Пояснительная записка

Учебные программы для V—IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность его прохождения по годам обучения.

По общеобразовательным предметам представлены программы:

  • по русскому языку: чтение и развитие речи, грамматика, пра­
    вописание и развитие речи;

  • по природоведению;

  • по математике;

  • по биологии: неживая природа, растения, человек;

  • по географии: начальный курс физической географии, приро­
    да нашей Родины, география материков и океанов, география Рос­
    сии, география своей местности, элементарная астрономия;

  • по истории Отечества и обществоведению;

  • по изобразительному искусству;

  • по пению и музыке;

  • по физкультуре.

Коррекционный блок представлен программой по социально-бы­товой ориентировке (СБО).

Коррекционные и групповые занятия проводятся по индивиду­альным планам.

Программы учитывают особенности познавательной деятельнос­ти умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее раз­витие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогаю­щий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание обучения по всем учебным предметам имеет прак­тическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

3


В программах принцип коррекционной направленности обуче­ния является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом. Особое внимание обраще­но на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфичес­ких нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материла учтена необходимость формирования таких черт характе­ра и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, фор­мам и методам организации учебного процесса. В учебных програм­мах сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Настоящие программы по большинству учебных предметов яв­ляются базовыми, на основании которых должны разрабатываться региональные программы.

Субъекты Федерации должны разрабатывать специальные про­граммы по родному языку и русскому как государственному для школ, где обучение ведется на национальном языке.

Учитывая исторические, географические, природные экологичес­кие, национальные особенности, каждый регион может вносить в содержание отдельных предметов дополнения и изменения, отра­жающие названные особенности.

При этом требования к знаниям и умениям учащихся по годам обучения могут варьироваться в зависимости от местных условий, сложившегося опыта и традиций. Однако для выпускников специ­альных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида они должны быть идентичны требованиям базовой программы.

РУССКИЙ (РОДНОЙ) ЯЗЫК

Пояснительная записка

В школе для умственно отсталых детей в старших (5—9) клас­сах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Учащиеся должны:

  • овладеть навыками правильного, беглого и выразительного
    чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из
    произведений русских и зарубежных классиков и современных пи­
    сателей;

  • получить достаточно прочные навыки грамотного письма на
    основе изучения элементарного курса грамматики;

  • научиться правильно и последовательно излагать свои мыс­
    ли в устной и письменной форме;

  • быть социально адаптированными в плане общего развития и
    сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Чтение

На уроках чтения в 5—9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразитель­ности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владе­ют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художе­ственного произведения вызывает у них затруднения при его чте­нии и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методичес­кая вариативность.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографи­ческие данные писателей, тем более их творческий путь, представлен­ный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исто­рических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описы­ваемые события, не всегда понимают слова и выражения, используе­мые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, пра­вильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведе­нии; называть главных и второстепенных героев, давать им харак­теристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанав­ливать несложные причинно-следственные связи и отношения; де­лать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уро­ку по каждому художественному произведению, способствует ре­шению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Грамматика и правописание

В процессе изучения грамматики и правописания у школьни­ков развивается устная и письменная речь, формируются практи­чески значимые орфографические и пунктуационные навыки, вос­питывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамма­тики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы

В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному ана­лизу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элемен­тарного курса грамматики и правописания. Основными темами яв­ляются состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых ча­стей слова направлено на обогащение и активизацию словаря уча­щихся. В процессе упражнений формируются навыки правописа­ния (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по про­изношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов)и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим уча­щимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навы­ков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к само-

стоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в про­цессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и слож­ного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная рабо­та над развитием их фонематического слуха и правильного произ­ношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построе­нию предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2—4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на после­довательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложе­ние и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащие­ся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается фор­мирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при состав­лении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Графические навыки у учащихся формируются главным обра­зом во 2—4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному пись­му должно иметь место и в старших классах.

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

5 класс

(4 ч. в неделю)

Примерная тематика

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблю­дением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голо­са), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественно­го произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выра­жений, пользование подстрочным словарем.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме по­вествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборо­тов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произве­дению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение1

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учите­лем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о про­читанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению.

'Урок внеклассного чтения проводится один раз в месяц

Рекомендуемая литература (на выбор)

  1. Русские народные сказки.

  2. Сказки народов мира.

  3. П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Солнеч­
    ный камень», «Горный мастер».

  4. В. В. Бианки «Тигр-пятиполосик», «Снегурушка-милушка», «Муха и чу­
    довище», «Музыкальная канарейка», «Храбрый Ваня».

  5. А. М. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных коро­
    лей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

  6. А. П. Гайдар «Чук и Гек».

  7. Б. С. Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине»,
    «Компас».

  8. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара комаровича, длинный нос», «Сказоч­
    ка про Козявочку», «Сказка о том, как жила-была последняя муха», «Сказ­
    ка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

  9. Н. Н. Носов «Фантазеры», «Витя Малеев в школе и дома», «Огурцы»,
    «Веселая семейка».

10. В. А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».
\\.К.Г. Паустовский «Похождение жука-носорога».

  1. Е. А. Пермяк «Семьсот семьдесят семь мастеров».

  2. Б. Н. Полевой «Сын полка».

  3. М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи»,
    «В краю дедушки Мазая».

  4. Г. А. Скребицкий «Лесной голосок», «Догадливая синичка», «Воришка»,
    «Заботливая мамаша», «Ушан», «Сиротка».

. V,

Основные требования к знаниям и умениям учащихся "•'• Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

отвечать на вопросы учителя;

пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты — самостоятельно. Учащиеся должны знать:

наизусть 6—10 стихотворений.

6 класс

(4 ч. в неделю)

Примерная тематика

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир во всем мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.

Навыки чтения

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».

Выделение главной мысли произведения и его частей. Опреде­ление основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противо­положными значениями; объяснение с помощью учителя слов, дан­ных в переносном значении, и образных выражений, характеризу­ющих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и вы­борочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовить­ся к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопро­сам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение1

Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внекласс­ного чтения по данной учителем форме.

Обсуждение прочитанных произведений, коллективное состав­
ление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанно­
го по заданию учителя, называние главных действующих лиц, вы­
явление своего к ним отношения. ''

Рекомендуемая литература (на выбор)

  1. Русские народные сказки.

  2. Сказки народов мира.

  3. В. П. Астафьев «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростыля?», «Бело-
    грудка», «Злодейка».

  4. П. П. Бажов «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень»,
    «Надпись на камне», «У старого рудника», «Уральские были».

  5. А. Р. Беляев «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Ат­
    лантиды».

  6. В. В. Бианки «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Су­
    масшедшая птица», «Морской чертенок».

  7. А. М. Волков «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна забро­
    шенного замка».

  8. А. П. Гайдар «Тимур и его команда».

'Внеклассное чтение проводится один раз в месяц. 10

9. Л. А. Кассиль «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына».

  1. В. П. Катаев «Белеет парус одинокий».

  2. С. Я. Маршак «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная»,
    «Ледяной остров», «Приключения в дороге».

  3. А. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушки­
    но золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича».

  4. Я Я. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнеч­
    ном городе», «Незнайка на Луне».

  5. Ю. К. Олеша «Три толстяка».

  6. К. Г. Паустовский «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Про­
    щание с летом».

  7. Е. А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Вол­
    шебная правда».

  8. М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Бар­
    сук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».

  9. Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы».

  10. Г. А. Скребицкий «Длинноносые рыболовы», „Замечательный сторож».

  11. А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Похожие:

Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов, iconПояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных...
Учебные программы для V—ix классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей)...

Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов, iconПояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных...
Воронцова В. В., Перова М. Н., Эк В. В., Кмытюк Л. В., Сивоглазов В. И., Лифанова Т. М., Бородина О. И

Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов, iconПредметов и коррекционных курсов, последовательность его прохождения по годам обучения
Учебные программы для V—ix классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей)...

Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов, iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию для 9класса...
Программы авторов Б. В. Кузнецова и В. М. Мозговой для специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для...

Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов, iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа для 5 9 классов...
Настоящая рабочая программа для 5 – 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов, iconПояснительная записка программа курса биологии для коррекционной...
Программа курса биологии для коррекционной школы (6—9 классов) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных...

Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов, iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов, iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов, iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов, iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск