СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
МБОУ «СОШ № 6»
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ.
| Пояснительная записка
|
| Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО
|
| Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО
|
| РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.
|
| Программа развития универсальных учебных действий
|
| Программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных
|
| Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
|
| Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни подростков
|
| Программа социализации обучающихся основной школы
|
| Программа профориентации обучающихся основной школы
|
| Прогамма коррекционной работы обучающихся основной школы
|
| РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
|
| Учебный план основного общего образования
|
| Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта
|
|
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011 г.) и особенностями муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6, образовательных потребностей и запросов обучающихся школы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» открыта в 1900 году. Учредителем школы является Комитет по образованию администрации МО «Город Майкоп». Школа располагает необходимой для образовательного процесса инфраструктурой. МБОУ «СОШ № 6», являясь муниципальной бюджетной общеобразовательной школой, ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней современной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.
МБОУ «СОШ № 6» посещают дети в возрасте от 6,5 до 18 лет. В школе обучаются дети из семей с различным социальным и материальным положением. Разнообразен и национальный состав обучающихся (русские, адыги, армяне, украинцы и др.). Несмотря на это усилиями педагогического коллектива в школе создаются условия для комфортного обучения детей из всех социальных групп и сословий.
МБОУ «СОШ № 6» располагает необходимой материально-технической и учебно-методической базой для достижения поставленных целей.
В школе работают специалисты, обеспечивающие качественное преподавание предметов, квалифицированную работу по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся: педагоги-предметники, психолог школы, социальный педагог, классные руководители. Организация учебного процесса построена с учетом гигиенических норм и требований к учебному процессу в школе, к объему учебной нагрузки учащихся на всех этапах их обучения.
Цель программы – обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (поселка, района) для приобретения опыта реального управления и действия;
обеспечение социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Основная образовательная программа основного общего образования школы (далее ООП ООО) определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
ООП ООО, с одной стороны, обеспечивает преемственность с начальным общим образованием, с другой стороны, предполагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового возраста, который включает в себя возрастной период с 11 до 15 лет.
Этапы реализации ООП: Для реализации ООП основного общего образования определяется нормативный срок – 5 лет (11-15 лет), который связан с двумя этапами возрастного развития:
первый этап – 5-6 классы, как образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту, обеспечивающий плавный и постепенный переход обучающихся от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом и под руководством учителя к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности, к формированию научного типа мышления, к развитию учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками, к изменению формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной и исследовательской.
второй этап – 7-9 классы, характеризуется качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками, особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира, процессом перехода от детства к взрослости, обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, моральным развитием личности, сложными поведенческими проявлениями в разных формах непослушания, сопротивления и протеста.
Предназначение ООП ООО:
подготовка школьников к обучению в старшей школе;
формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентностей;
формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;
поддержка учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;
непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования;
развитие подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого подростка;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом).
Основные принципы построения программы:
Принцип гуманизации: реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами;
Принцип сотрудничества: построение взаимоотношений в школе на взаимном уважении и доверии учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами ненасильственного общения.
Принцип индивидуализации обучения: предполагает всесторонний учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития учащихся; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.
Принцип дифференциации: предполагает выявление и развитие у учащихся склонностей и способностей к работе в различных направлениях изучаемых наук.
Принцип целостности: предполагает построение деятельности школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся; создание образовательного пространства, учитывающего адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
Принцип вариативности: поскольку одной из задач обучения в школе является комплексное образование, дающее возможность выпускникам поступить в ВУЗы различных профилей, то система обучения и программы должны предусматривать возможность интегрирования учебных предметов и вариативности выбора учебной литературы для усвоения необходимого материала.
Основные положения реализации программы.
В основе реализации ООП ООО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
раскрытие базовых научных понятий в учебных предметах через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями, которые задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов;
создание условий для освоения культурных предметных способов и средств действия за счет разнообразия организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
организацию активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
использование методов, обеспечивающих непрерывный мониторинг образования для всех его участников;
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основой реализации данной программы являются следующие положения:
основу организации образовательного процесса на уровне основного общего образования составляют технологии развивающего, личностно ориентированного обучения, проектно-исследовательские технологии;
каждая образовательная технология обеспечивается соответствующими учебниками, указанными в Федеральном перечне Министерства образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, содержание которых соответствует ФГОС основного общего образования;
при выборе учебников учитываются особенности и возможности учебников по реализации фундаментального ядра содержания основного общего образования;
соблюдение принципа преемственности начального и основного общего образования между основной и начальной уровней образования.
|