Конкурсный-определяет рейтинг деятельности педагога (доу)


Скачать 98.24 Kb.
НазваниеКонкурсный-определяет рейтинг деятельности педагога (доу)
ТипКонкурс
Особенности использования технологии « портфолио» в детском саду.

Общее понятие «портфолио»

В настоящее время самое пристальное внимание уделяется развитию ребенка как уникальной личности с его индивидуальными способностями, темпом и особенностями развития. На помощь педагогу, родителям приходит технология портфолио.

Что же такое портфолио?

 Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», портфолио представляет собой:
визитную карточку, то есть совокупность сведений о человеке, организации;
досье, то есть собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период. Основной смысл портфолио-«показать все, на что ты способен».

Классификация

1. По принадлежности (авторству) - портфолио как показатель достижений:

Портфолио дошкольника;

Портфолио педагога;

Портфолио ДОУ

Портфолио семьи

Портфолио коллектива (педагогического, творческого, детского)

2. По времени создания:

Краткосрочный

Среднесрочный

Долгосрочный

Время работы над портфолио определяется автором исходя из задач, интересов и необходимости.

3. По целеполаганию-портфолио как отражение поставленных задач:

Портфолио достижений - отражает результаты работы по конкретному направлению деятельности;

Аттестационный - отражает достижения в меж аттестационный период педагога, ДОУ;

Накопительный - содержит информацию о результатах собственной деятельности педагога, ребенка, ДОУ;

Тематический – отражает опыт деятельности педагога (ДОУ, коллектива) в рамках определенной темы;

Проблемный-предполагает сбор информации по вопросам, являющимся наиболее актуальными для педагога (ДОУ) ;

Конкурсный-определяет рейтинг деятельности педагога (ДОУ)

4. По оформлению:

Классический печатный - виде папок, картотек, портфелей;

Электронное портфолио;

Портфолио -раскраска

5. По содержанию:

портфолио документов-сертифицированные индивидуальные достижения;

портфолио работ-участие различных творческих и проектных работ автора;

портфолио отзывов-характеристики отношения автора к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями, коллегами и т. д.

Структура

1. Портрет

Раздел, раскрывающий личность. В него собираются фотографии, свидетельства, характеризующие любимые занятия, интересы.

2. Коллектор

Раздел содержит информацию, накопленную в соответствии с целью портфолио, в нем собран материал, разработанный педагогами, коллегами. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий-одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности автора портфолио.

3. Рабочие материалы.

Раздел включает информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, графические материалы, тексты сообщений и докладов, творческие работы и т. д. То есть данный раздел представляет собой «копилку» различного рода работ, выполненных автором портфолио.

4. Достижения

Раздел содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в развитии (профессиональном, личностном)

Вид, структуру, содержание портфолио определяет автор, составитель портфолио (кроме дошкольников)

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА

Портфолио дошкольника-это способ накопления, фиксирования, мониторинга и проектирования индивидуальных достижений ребенка за определенный период. Копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ее раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Особенность данной технологии состоит в том, что она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта.

Цель портфолио —    обеспечение отслеживания индивидуального  развития ребенка в широком образовательном контексте, демонстрация спектра его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Смысл порт­фолио — это заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь или не умеешь.

Функции портфолио

Диагностическая  -  фиксирует изменения и рост ребенка  (умственный и  физический)  за определенный период времени;

Целеполагательная - создание портфолио поддерживает образовательные цели, поставленные автором задачи
(чему мы обучаем ребенка и для чего);

Мотивационная - поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов.

Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;

Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;

Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений ребенка.

Все эти функции свидетельствуют о значимости работы по созданию портфолио, где предполагается смещение акцента с того, что воспитанник не умеет и не знает,  на то, чтоб показать все, на что он способен.

Виды портфолио по способу хранения

1. Классическое портфолио, создаваемое в виде папок, книжек, альбомов, дневников, картотек.( ребенок принимает пассивное участие в создании)

2.Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.

3.Интерактивное портфолио-раскраска на печатной основе Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички, вырезает и приклеивает изибражения, прокладывает маршруты, вкладывает фотографии. Взрослые также включаются в ведение портфолио: ведут записи, делают комментарии, помогают выбирать ребенку новые материалы для творчества.

Этапы работы

  1. Постановочный

При обсуждении с детьми, как должен выглядеть портфолио, необходимо обратить их внимание на следующие моменты:

-постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необхлдимо создавать портфолио

«Ты будешь сам создавать свою «волшебную книгу».В ней будет все лучшее , что касается тебя, все интересные события в твоей жизни .Она будет рассказывать какой ты хороший, что ты можешь и чему научился, кто тебя любит».;

- выявление вида его и способа хранения информации

В эту « волшебную книжку» ты будешь сам вкладывать свои фотографии, рисунки, вклеивать картинки, раскрашивать- все , что ты решишь сам. Храниться твоя книжка будет здесь на этой полке, вместе с книжками твоих друзей. Но ты только сам будешь решать , кому её показать»;

-выбор временного отрезка, когда будет собираться информация и «служить» портфолио

Твоя «волшебная книжка» будет расти вместе с тобой. Когда ты пойдешь в школу, эта книжка останется с тобой на долгую память.;

- продумать титульный лист, обложку; возможно, что все портфолио будет сопровождать эмблема или логотип группы, детского сада.

«Чо бы было потятно, что это твоя книжка, на первой страничке ты можешь наклеить свою фотографию, ладошку, вместе со взрослым написать свое И.Ф – как ты сам решишь»

-обсудить с детьми, какие будут разделы( структура портфолио)

« Давая подумаем, какие странички будут в твоей книжке : Это я, Моя семья, Что я люблю, Что я могу»…

2. Поисковый

2.1. Сбор информации

Возможно, вы начнете работу с пятью-шестью разделами, а затем дополните их количество. Практика покажет, какие именно подойдут для ребенка, а какие будут вовсе не нужны.

В ходе работы могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе интересных событий или проявлений ребенка. В период сбора информации необходимо консультирование всех участников.

2.2. Индивидуальная работа с детьми

Работа с портфолио может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами.

При работе с портфолио педагогу необходимо грамотно и правильно строить беседу, продумать вопросы к ребенку при работе с каждой страничкой. Работа с ребенком проводится индивидуально в любое время по желанию ребенка « Сегодня у тебя получился замечательный рассказ( рисунок…) , как ты думаешь, моно ли его поместить в твою « В.К.»? На какую страничку?»        

2.3 Консультации с педагогами.

В работе над портфолио важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ.

Педагог-психолог помогает педагогам и родителям в организации индивидуального подхода к ребенку.

Музыкальный руководитель помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театральной деятельности.

Взаимосвязь специалистов возможна только при четком понимании каждым своей роли в формировании портфолио.

2.4. Взаимодействие с родителями

Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи.

Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному видят своего ребенка, восхищаясь и радуясь его успехам, но и открывают новые таланты у себя..

Портфолио может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи- уклада ее жизни, интересов, традиций

3.Заключительный

Красочно оформленный и наполненный интересными материалами портфолио, безусловно, не должен лежать мертвым грузом. Где и как мы можем использовать портфолио? На самом деле, этот материал прекрасно подходит для самопрезентации на собственном дне рождения, отмечаемом дома или в детском саду, а также при переходе в другое учреждение дошкольного или дополнительного образования

Оформление и структура портфолио

Для оформления можно использовать архивные папки с жесткой обложкой и надежным механизмом крепления вкладышей ( для долгой службы).

У каждого ребенка должна быть папка с индивидуальной красочной обложкой , что бы ребенок легко узнавал свою «волшебную книгу»

Для самой важной части портфолио-его содержания-нужно приобрести папки-вкладыши разного формата (А3,А4,А5)

Структура портфолио всегда условна и зависит в первую очередь от мотивации, возможностей педагогов и родителей и цели.

-для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д. )

- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д. )

- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, лето-весёлая пора и т. д.

Количество разделов может варьироваться от 3 до 10-20. Можн начать работу с 3-5 разделами, а затем расширить спектр освещаемых вопросов, увеличив количество разделов.

Примеры

1

1.Титульный лист

2.Какой ребенок хороший» ( личностные качества и сочинения родителей, воспитателей, итоги психологической социальной диагностики и самодиагностики)

3.»Какой ребенок умелый» ( что ребенок может, фотографии, детские работы)

4.»Какой ребенок успешный» ( творческие работы, дипломы, грамоты, достижения)

2

1.Титульный лист

2. «Давайте познакомимся»

3. «Я расту»

4. «Что я могу»

5. «Что я люблю»

6. «Мои достижения»

Но чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

1.Добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его наполнении. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2.Индивидуальный подход к ребенку и оформлению портфолио Определение количества разделов и рубрик, их  тематика 

3.Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

4. Взаимодействие взрослого и ребенка. При создании портфолио дошкольника, его вид, структуру и содержание определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

5.Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д. )

.

Координацию деятельности по созданию портфолио осуществляет воспитатель.

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом.

Портфолио дошкольника это книжка или альбом, который  создается при участии  самого ребенка, где он может выразить свои чувства, мечты, успехи.

Значение портфолио

Для чего же и кому нужно это портфолио? Прежде всего необходимо самому ребенку, для прослеживания динамики своих достижений. Также сбор материалов для портфолио приобщает ребенка к твоческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа. Для родителей и педагогов портфолио представляет сборник информации о ребенке, позволяющий судить о его развитии.

Работая над созданием портфолио, родители и ребенок не только поддерживают постоянный интерес к учебно-познавательной деятельности, вместе с этим они приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, возможно, пригодится им уже в начальной школе, а в среднем звене будет просто необходим.  Портфолио дошкольника вполне может стать весомым аргументом при поступлении в учебные заведения, где прием первоклассников производится на конкурсной основе

Памятка для воспитателей

1.Привлечение родителей к помощи при заполнении портфолио.

2.Разделы портфолио не нумеровать.

3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребенка с более ранней.

4. Портфолио не использовать в сравнении детей между собой.

5.Рекомендуется обьяснить детям принципы достоверности самооценки ( чтобы она не была завышена или занижена).

6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими детьми разрешается только с ведома и согласия ребенка, которому принадлежит портфолио.

7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребенок должен понимать важность внешнего вида документа.

8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ребенка, т.к. именно успех-наилучший стимул для дальнейшего развития..

Похожие:

Конкурсный-определяет рейтинг деятельности педагога (доу) iconРабочая программа педагога-психолога «Психологическое сопровождение...
Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса в...

Конкурсный-определяет рейтинг деятельности педагога (доу) iconМетодические рекомендации Портфолио педагога доу
Объективные механизмы оценки деятельности педагогов доу, стимулирующие профессиональное и личностное саморазвитие, с каждым годом...

Конкурсный-определяет рейтинг деятельности педагога (доу) iconЗадача методической службы заключается в создании такой образовательной...
Усовершенствование методической работы в доу как одно из условий повышения качества дошкольного образования

Конкурсный-определяет рейтинг деятельности педагога (доу) iconГодовой план работы педагога-психолога Оспищевой И. Ю. на 2013-2014 учебный год. Цель доу
Цель доу: Повышение качества и эффективности предоставления образовательной услуги дошкольникам с учетом федерального государственного...

Конкурсный-определяет рейтинг деятельности педагога (доу) iconТри основных уровня культуры здоровья воспитателя доу: высокий, средний, низкий
Культура здоровья воспитателя доу это категория, интегрирующая личностные и профессиональные качества, определяющие здоровьесберегающий...

Конкурсный-определяет рейтинг деятельности педагога (доу) iconАдминистративный регламент
Доу), выдаче путёвок для зачисления в доу и определяет порядок, сроки и последовательность действий (далее административных процедур)...

Конкурсный-определяет рейтинг деятельности педагога (доу) iconАдминистративный регламент
Доу), выдаче путёвок для зачисления в доу и определяет порядок, сроки и последовательность действий (далее административных процедур)...

Конкурсный-определяет рейтинг деятельности педагога (доу) iconПоложение о контрольно-аналитической деятельности в доу
Настоящее положение определяет порядок контрольно-аналитической деятельности мадоу «Детский сад №11»

Конкурсный-определяет рейтинг деятельности педагога (доу) icon«Организация системы работы по обновлению образовательного процесса...
Доу через обновление содержания и организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого в соответствии с фгос...

Конкурсный-определяет рейтинг деятельности педагога (доу) icon1. Найти в Интернет описание функциональных обязанностей педагогических...
Субъектом управления. Таким образом, управление должно обеспечивать развитие доу в соответствии с современными требованиями. Важное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск