Методические рекомендации для студентов «Формы и методы организации и проведения санитарно просветительской работы среди населения» Специальности: 34. 02. 01 Сестринское дело


Скачать 223.85 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для студентов «Формы и методы организации и проведения санитарно просветительской работы среди населения» Специальности: 34. 02. 01 Сестринское дело
ТипМетодические рекомендации


Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

Новосибирская область

«Бердский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов

«Формы и методы организации

и проведения санитарно - просветительской работы

среди населения»
Специальности: 34.02.01 Сестринское дело

2016
Рассмотрено и рекомендовано к применению цикловой методической комиссией специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Протокол №______ от «____» ____________ 2016 г.

Председатель ЦМК _____________Л.А. Плешкова
УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по учебной части

________________________Т.Д. Храменкова

«____»______________2016 г.


Разработчики:

  • Марадулина Л. Я. - преподаватель профессионального модуля ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий МДК 01.02. Основы профилактики;

  • Пащенко Н.А. - преподаватель профессионального модуля ПМ. 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством ухода) высшей квалификационной категории.



Рецензент:

Заведующий Центра здоровья ГБУЗ НСО «Бердская ЦГБ»

_____________ Подойма Виктор Васильевич

«____»________________20___г.

Рецензент:

Методист высшей квалификационной категории – Аксенова Ирина Юрьевна


Пояснительная записка
Данное методическое пособие составлено с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 34.02.01 Сестринское дело.

Целью пособия является:

  1. Ознакомить обучающихся с формами и методами СПР.

  2. Формирование профессиональной компетенции 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения в аудиторное и во внеаудиторное время.

  3. Организация самостоятельной работы студентов.

  4. Типы и виды средств СПР:

  • анкета, для проведения опроса населения с целью выявления факторов риска здоровью, дефицита знаний о заболеваниях, на предмет соблюдения лечебно-охранительного режима и т.д.

  • обучающая беседа с пациентами;

  • памятка;

  • буклет;

  • листовка (флаер);

  • санитарный бюллетень;

  • уголок здоровья;

  • тематическая обучающая презентация и т.д.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ АНКЕТЫ
I. Формулировки преамбулы анкеты должны включать следующие позиции:


  • Содержание

  • Пример

  • Название



Анкета пациента клиники «Медицина»
Приветствие

Уважаемый пациент!
Описание, кто и зачем проводит анкетирование

Администрация клиники «Медицина» проводит изучение мнения пациентов по вопросам повышения качества обслуживания
Правила заполнения анкеты

Вам будет предложено несколько вопросов, выберите вариант ответа, наиболее соответствующий Вашему мнению. Если в списке нет подходящего для Вас варианта ответа, впишите свой вариант в отведенное для этого место.
Подчеркивание значимости мнения респондента

Пожалуйста, ответьте на все вопросы. Ваше мнение очень важно для нас.
II. Рекомендации по составлению основной части анкеты
При составлении анкеты следует соблюдать правило пяти НЕ.
- Не перегружать анкету большим количеством вопросов (во-первых, трудно отвечать, пациент будет раздражаться, во-вторых, она потребует много

времени для обработки). Оптимальное количество - 10-15 вопросов. Из них большинство должно быть закрытыми (с готовыми ответами).

- Не использовать в анкете перекликающиеся вопросы, связанные с одним и тем же аспектом изучаемого явления.

- Не заставлять отвечающего постоянно оценивать себя, лучше, если он выступает в роли эксперта, анализирующего проблему (косвенные вопросы). Это правило действует в случае составления анкет для подростков, по социально значимым проблемам. Чем старше пациент, тем труднее ему отвечать на косвенные вопросы.

- Не использовать в анкете термины, которые могут быть непонятны респондентам.

- Не забывать об ответственности за формулировку вопросов анкеты (этичность, конфиденциальность).
Виды вопросов анкеты
Закрытый дихотомический вопрос (варианты ответов - да, нет).
Проходили ли Вы диспансеризацию в 20___________году?

а) да;

б) нет.
Закрытый альтернативный вопрос (надо выбрать один ответ).
Как часто Вы посещаете участкового терапевта?

а) не реже 1 раза в месяц;

б) не реже 1 раза в 6 месяцев;

в) 1 раз в год;

г) реже чем 1 раз в год.
Поливариативный вопрос (можно выбрать несколько вариантов ответа).
Из каких источников Вы предпочитаете получать информацию о профилактике заболеваний?

а) врач-стоматолог;

б) родственники;

в) друзья и коллеги;

г) телевизионные программы и реклама;

д) иное________________.
Ранговый вопрос (необходимо указать степень важности чего-либо).

Что препятствует посещению Вами стоматолога с профилактической целью? (Оцените степень важности для Вас каждого утверждения по 5-балльной шкале, где 5 - наибольшая важность.)

Факторы


  • Страх боли

  • Низкое качество услуг

  • Нехватка времени

  • Не вижу необходимости



Открытый вопрос 2 (респондент должен самостоятельно сформулировать и записать ответ).
Какие проблемы Вы хотели бы обсудить с врачом?
Общие правила оформления анкеты
1. Шрифт анкеты должен быть достаточно крупным (не менее 12 пунктов).

2. Текст вопроса печатается жирным шрифтом, а варианты ответов - без выделения.

3. Вопросы должны быть отделены друг от друга пробелами.

4. Вопросы должны быть заданы в вежливой форме, этичными и грамматически правильными.

5. Вопросы должны быть простыми, ясными, без сложных оборотов и специальных терминов.

6. Ответы должны давать конкретный результат.

7. Нельзя допускать переноса половины ответа на вопрос на другую страницу.

8. Если вопрос открытый, необходимо оставлять достаточно места для того, чтобы можно было вписать ответ от руки.

9. Для фиксации ответов на закрытый вопрос желательно делать пометки в квадрате, соответствующем каждому варианту ответа, или обводить номер ответа, а не зачеркивать (подчеркивать).
III. Рекомендации по составлению заключительной части анкеты
Заключительная часть анкеты обычно включает нижеследующие компоненты.

1. Открытый вопрос о пожеланиях и предложениях. Пациенты должны иметь возможность высказать любое свое мнение, даже если оно не вписывается в формат анкеты (например, Ваши пожелания и предложения клинике). Можно поинтересоваться у опрашиваемых, насколько полезным или своевременным считают они опрос (Насколько важным Вы считаете проведение данного опроса?).

2. Информация о респонденте. В этот раздел должны попасть данные о пациенте, необходимые для того, чтобы качественно проанализировать полученные результаты, т.е. социально-демографические характеристики респондентов: пол, возраст, принадлежность к тому или иному социальному классу, семейное положение, количество детей и т.п. Это как бы визитная карточка респондента, его схематичный

3. Открытые вопросы требуют определенного умственного напряжения респондента, значительно повышают затраты времени на опрос и обработку результатов анкетирования. Однако на такие вопросы человек отвечает соответственно тому, как он видит и чувствует проблему, пользуясь своими средствами выражения, т.е. на него не влияют формулировки ответов.

4. С точки зрения вежливости целесообразно заключительную часть предварить таким, например, текстом: «Для того чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы пациентов, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе».
Примеры вопросов заключительной части анкеты:
Ваш пол:

а) мужской;

б) женский.
Укажите Ваш возраст:

а) до 18 лет;

б) 19-25 лет;

в) 26-35 лет;

г) 36-45 лет;

д) 46-55 лет;

е) старше 55 лет.
Чтобы окончательно оценить качество составленной анкеты, необходимо провести пробное (или пилотное) исследование - тестирование анкеты на выборке людей.

Опрашиваемым (не менее пяти человек) задаются все вопросы из анкеты и три дополнительных.
- Какой вопрос, по Вашему мнению, был самым важным в анкете?

- На какой вопрос было труднее всего отвечать?
- На какой вопрос не хотелось отвечать?
После этого необходимо проанализировать полученную информацию и, если нужно, переработать неудачные вопросы анкеты.
Полученный в ходе анкетирования материал необходимо обработать, т.е. систематизировать содержание ответов в соответствии с программой исследования.
Если проводится ручная обработка информации, то следует заранее приготовить вспомогательные таблицы.
IV. Пример результатов обработки анкеты
Всего было опрошено 45 человек. Средний возраст участников опроса - 29 лет. Среди респондентов 75% составили женщины, 25% - мужчины.
После анализа результатов анкетирования стало видно, что узнать о методах профилактики заболеваний у собственных детей хотели бы 85,1% опрошенных (40 человек), затруднились ответить на этот вопрос 6,4% (3 человека), а 8,6% опрошенных (4 человека - 3 мужчин, 1 женщина) такой потребности не имеют. Необходимость получения печатной информации от медицинских работников по уходу за ребенком (памяток) подтвердили 39 человек, что составляет 83%.
образец графического изображения результатов анкетирования

1. Количество употребляемых овощей и фруктов за день




Менее 100гр

200-300гр

400гр

более 400гр

Абсолютное число

18

26

4

2

%

36%

52%

8%

4%







за 30 мин

за 1 час

за 2-3 часа

за 3-4 часа

Абсолютное число

4

18

16

12

%

8%

36%

32%

24%
2. За сколько времени до сна Вы едите?




Образец анкеты


АНКЕТА ПАЦИЕТА

ГБУЗ НСО «Бердская ЦГБ» педиатрического участка № 5
Уважаемые пациенты!

Студентка 4 курса ГАПОУ НСО «Бердского медицинского колледжа» проводит анкетирование с целью изучения уровня информированности родителей о возможных причинах бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста.

Вам будет предложено несколько вопросов, выберите вариант ответа, наиболее соответствующий Вашему мнению. Если в списке нет подходящего для Вас варианта ответа, впишите свой вариант в отведенное для этого место.

Пожалуйста, ответьте на все вопросы. Ваше мнение очень важно

для нас!

1. Курите ли вы в присутствии ребёнка?

  • Да

  • Нет


2.Есть ли аллергия на антибиотики?

  • Да

  • Нет


3. Есть ли у ребенка родственники, страдающие бронхиальной астмой?

  • Да

  • Нет


4. Как часто ребенок переносит респираторные заболевания (ОРЗ, бронхит и т.д.):

  • менее 1 раза в год

  • 1 - 2 раз в год

  • более 2 раз в год

  • Лекарственные препараты



5. Есть ли аллергия у ребенка на:

  • Пыльцу растений

  • Домашнюю пыль


6. Имеете ребенок пищевую аллергию?

  • Да

  • Нет


7. Как часто проводите влажную уборку:

  • 1 раз в неделе

  • 1 раз в месяц

  • 1 в 2-3 дня

  • Каждый день


8. Как часто проветриваете помещение:

  • 1 раз в день

  • 1 раз в неделе

  • 1 раз в 2-3 дня


9. Имеются ли в доме ковры, растения?

  • Да

  • Нет


10. Соблюдали ли Вы при беременности гипаллергенную диету ?

  • Да

  • Нет


11. Сколько лет вашему ребенку ___________________
12. Пол Вашего ребенка:

  • Мужской

  • Женский


Благодарим Вас за участие в анкетировании!




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УСТНЫХ МЕТОДОВ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ



Индивидуальная беседа. Тема беседы подбирается с учетом профиля отделения, сезонности заболеваемости, интереса, образования и возраста пациента. Следует помнить, что кроме гигиенического обучения и воспитания, пропаганды здорового образа жизни нужно включать вопросы оказания самопомощи при обострении заболевания. Текст беседы должен быть составлен простым языком без сложных непонятных терминов, состоять из вводной части, основной и заключительной.

Вводная часть знакомит с поставленной темой, доказывает ее важность. Основная часть дает фактический материал, разбирает вопрос с разных сторон. В заключительной части делается вывод.

Продолжительность беседы 15-20 минут, используется рабочее время не менее 4-х часов в месяц. Необходимо предварительно составить реферат или конспект с указанием списка использованной литературы. Каждый пункт в реферате следует писать с новой строки. Особо важные места следует выделять или брать в рамку. При составлении реферата следует предварительно продумать свое выступление. Реферат обязательно рецензируется врачом.

Беседы (групповые) – это 20-30–минутное выступление медицинской сестры перед коллегами или пациентами. Число участников должно быть небольшим (10-15 человек). Ведущий комментирует ответы и доводит новый материал по теме. Строится в виде обмена мнениями по заданной теме. После актуализации темы выступающая медицинская сестра начинает задавать в заранее продуманном порядке вопросы слушателям – каждому в отдельности так, чтобы охватить всех или большинство.

Средства устного метода: лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, тематические вечера, курсовое гигиеническое обучение – обеспечивают непосредственный контакт со слушателем. В выступлении по радио и на телевидении вовлекается одновременно большое количество населения.

Лекция – основная форма традиционного обучения, проводится, как правило, врачом, но может проводиться и хорошо подготовленным сестринским персоналом. Все советы научно аргументируются, планируется время для ответов на вопросы.

Вечер вопросов и ответов – ведущий отвечает на вопросы, которые задает аудитория. До начала вечера подобранные по разделам вопросы передаются ведущему, который отвечает на них последовательно, в соответствии с темой. Вновь поступающие вопросы группируются по разделам для последующей работы. Время проведения – не более двух часов.

Широкое распространение получают в последние годы школы здоровья, целью создания которых являются:

  • вовлечение пациента в планирование и проведение лечения;

  • налаживание психологического контакта пациента с медицинским персоналом и окружающими, психологическая адаптация в домашних условиях;

  • привитие знаний и навыков по ведению здорового образ жизни, сохранению и поддержанию своего здоровья, жизненного тонуса и работоспособности. Выработка модели поведения, позволяющей достичь приемлемого или оптимального для сложившихся социально-экономических условий уровня здоровья;

  • выработка оптимистического подхода к жизни.

Памятка–книжка предназначена для отдельных групп населения или пациентов с определенными заболеваниями. Текст памятки состоит из перечня конкретных советов, правил и сведений гигиенического характера.

  • Представляется в форме компьютерного набора и отпечатывается при использовании формата буклета текст располагается на обеих сторонах листа, на лицевой стороне располагается тема памятки и иллюстративный материал в соответствии с темой.

  • В памятку включают приблизительно пятую часть от общего объема беседы (самые важные позиции, информативные картинки, правила, алгоритм каких-то действий).

  • Памятка оформляется с использованием текстового редактора MS Word и сохраняется в формате .doc (версия MS Word 2003).

  • Текст памятки располагают на двух листах с использованием двух независимых таблиц, поля со всех сторон - по 1 см, границы таблицы - скрытые.

  • Иллюстрации должны составлять примерно 30% памятки.

  • Иллюстрации располагают с использованием форматирования «по контуру» или «вокруг рамки».

  • Форматирование текста: шрифт 12-14 пунктов, междустрочный интервал полуторный, первая строка с отступом 1,25-1,27 см, выравнивание по ширине.

  • Гарнитура шрифта: Times New Roman, Bookman Old Style, Arial, Comic Sans MS.

  • Для перечисления используют нумерованный и маркированный список.

  • Обязательно использование в тексте абзацев.

  • Заголовки частей памятки печатают с полужирным выделением, по центру, без отступа, с точками на конце. От текста заголовок отделяют одной пропущенной строкой.

  • Текст памятки должен быть написан доступным языком, основываться на достоверных фактах (информационная памятка) или на алгоритмах выполнения манипуляции (рекомендательная памятка). Название должно четко определять тематику и направленность памятки, например «Правила кормления грудью», «Подготовка к проведению ирригоскопии», «Рекомендации по режиму дня беременной женщины».

  • Структура текста состоит из введения, основной части и заключения вытекающего из темы.

  • Не разрешается использовать сленговые выражения и специальную медицинскую терминологию (за исключением рекомендаций по подготовке пациентов к специальному обследованию).

  • Изобразительная часть не должна перегружать памятку, не рекомендуется использовать медицинскую символику (кресты, змеи и т. д)

  • Информационная Памятка для пациента должна иметь профилактическую направленность. Меры профилактики должны быть изложены четко и конкретно.

  • Содержательная часть памятки должна нести практическую направленность для использования ее в работе медицинских работников.



Плакат – настенный лист с пояснительным, агитационным, рекламным или учебным текстом. Сопровождается крупным рисунком с изображением предмета, процесса или явления, связанного с тематикой здоровья, профилактикой заболевания и кратким текстом. Может быть в виде микроплаката (форма А4-А3) с текстом на обороте. Он привлекает внимание, поддерживает интерес населения к трактуемой проблеме, побуждает к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов. Рисунок и текст на плакате взаимно дополняют друг друга и составляют единое целое.





Листовка – печатный или рукописный листок информационного содержания. Несет ярко выраженный агитационный характер, содержащий гигиенические сведения. Текст – краткий, лаконичный, без детализаций. Освещает суть проблемы. Сопровождается мотивированным призывом к участию в оздоровительных или профилактических мероприятиях


Буклет – печатное иллюстрированное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой. Содержит краткую информацию по отдельным вопросам укрепления и охраны здоровья.




Санитарный бюллетень – это один из способов санитарного просвещения населения, применяемый учреждениями здравоохранения в рамках гигиенического обучения и воспитания населения и с целью его привлечения к активному участию в охране собственного здоровья.

Санбюллетень должен быть медицинской тематики и направлен не на лечение определенной болезни, а на профилактику и предупреждение этого заболевания у населения. По стилю оформления приветствуются оригинальные санбюллетени, ведь именно оригинальность и вызывает больший интерес у читателя.

Санбюллетень должен вывешиваться на хорошо освещенном самом видном месте (предпочтительно стенде) таким образом, чтобы его было удобно читать. При этом люди читающие ваш санбюллетень не должны мешать движению других людей. Санбюллетень стоит вывешивать на срок от 2 до 4 недель. Повторно его стоит разместить примерно через 2-3 месяца или перед сезонной заболеваемостью.


Требования к оформлению

1

Размер санбюллетеня 90х60 см.

2

Санбюллетень необходимо окантовать рамкой

3

Текст делится на 4 - 6 столбцов шириной 12 - 14 см.

4

 Каждая статья имеет свой цветной подзаголовок.

5

В нижнем правом углу бюллетеня пишется ФИО ответственного за выпуск и дата

6

Не используется медицинская символика (крест или змея с чашей)

7

Рисунки должны пояснять, а не украшать текст. В санбеллютене для детей соотношения рисунков и текста (%) 70/30, а для взрослых 30/70

8

Текст санбюллетеня надо писать доступным и понятным языком. Язык статей должен быть лаконичен, нужно избегать длинных трудночитаемых предложений, непонятной медицинской терминологии

9

Текст должен состоят из введения, основной части и заключения

10

Введение познакомит читателя с описываемой проблемой, основная часть раскроет её суть.

11

Текст разбивать на фрагменты и каждый фрагмент должен содержать свой подзаголовок

12

 Заключение по принципу вопрос-ответ или просто с выводы автора

13

Текст заканчивается лозунгом, призывом, вытекающим из темы.

14

Название его должно быть крупным, метким и ярко выделяться

15

Термин "Санитарный бюллетень" не пишется, порядковый номер не ставится

16

 Санитарный бюллетень должен иметь профилактическую направленность и на формирование здорового образа жизни

17

Меры профилактики изложены четко и конкретно

18

 Клинические вопросы подробно не излагаются, лишь первые признаки заболевания

19

Вопросы лечения исключаются

Лозунг – обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование. Может быть печатным или рукописным. Несет информационный характер или призыв к действию, в краткой форме, выражающей требования или рекомендацию.

Уголок здоровья – словосочетание пишется вверху стенда. Название темы уголка здоровья должно отражать главный, ведущий вопрос. Информация в уголке здоровья должна обновляться не реже 1 раза в месяц. Могут быть применены методы анонимного общения с пациентами «Ящик вопросов и ответов», анкетирование и т.д., чем обеспечивается обратная связь с пациентами.

С учетом эстетики учреждения не следует развешивать плакаты, санитарные бюллетени на стенах учреждения, а сосредоточить их в одном «Уголке здоровья».

«Уголок здоровья» должен быть создан в каждом лечебно-профилактическом учреждении (в отделениях стационара, поликлинике). Обычно он представляет собой остекленный стенд размером 1,5-2 метра. Уголок устанавливается в светлом месте и предоставляет посетителям возможность подробно ознакомиться с содержанием санитарно-просветительных материалов.

В «Уголке здоровья» рекомендуется размещать:

  • плакаты;

  • санитарные бюллетени;

  • доску вопросов и ответов;

  • советы врача по охране здоровья населения, советы больным, состоящим на диспансерном учете и др.;

  • памятки, листовки, брошюры и др.;

  • объявления о проведении лекций, занятий в школе здоровья и т.д.

Санитарно-просветительные материалы должны быть красочно оформлены. Тематика подбирается с учетом заболеваемости или сезонности, а также эпидемиологической обстановки.



Фотоматериалы должны быть оформлены в альбоме. Фотографии должны изображать предметы, процессы или явления, связанные с определенной темой по охране здоровья и профилактике заболевания. Сопровождаются пояснительным текстом.

Слайды (презентации) на различные темы используют в качестве иллюстрационного материала для бесед и лекций. Тематика отражает вопросы охраны здоровья и профилактики заболеваний. Готовятся в программе «Power Point» и демонстрируются на мультимедийном проекторе, либо на диапроекторе.

1. При создании обучающей презентации необходимо использовать текст авторской беседы, подготовленной обучающимся.

2. Презентация должна состоять не более чем из 20 слайдов, включая титульный слайд.

3. Презентация должна быть подготовлена с использованием прикладной программы MS PowerPoint и сохранена в формате .ppt.

4. На титульном слайде должны быть отражены наименование образовательной организации, тема беседы, наименование профессионального модуля. В нижнем правом углу указывается, кем подготовлена презентация, например:

Подготовил: студентка группы 2 МС, Григорьева Валентина

5. Второй слайд - актуализация темы, должен содержать рисунок (клипарт, фото), характеризующий основную тему беседы.

6. Слайды с третьего по восьмой обязательно должны содержать нумерованные или маркированные списки и картинки.

7. Девятый слайд может содержать фразы «Спасибо за внимание!», «Благодарю за внимание!», написанные при помощи объекта WordArt, и/или оптимистичную картинку по теме беседы.

8. Десятый слайд содержит список литературы для пациента (одна книга, один электронный ресурс).

9. На всех слайдах должна быть настроена смена слайдов.

10. Презентация должна переключаться по щелчку.

11. Фон (шаблон) слайда и цвет шрифта должны быть контрастными: светлый фон - тёмный шрифт или наоборот. Можно использовать жёлтые буквы на синем фоне, чёрные на жёлтом, белые на красном. Лучше не использовать в качестве фона фотографии (трудно подобрать шрифт). В этом случае либо используют более-менее однотонные, иногда чуть размытые фотографии, либо располагают текст не на самой фотографии, а на цветной подложке.

12. Рекомендуемые гарнитуры шрифта: рубленые шрифты (Arial, Tahoma, Verdana). Курсив и жирное выделение лучше использовать минимально. Рекомендуемые размеры шрифта:

а) заголовки: 32-44 пункта;

б) основной текст: 22-28 пунктов;

в) подписи в схемах, диаграммах: 16-18 пунктов.

13. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка и один-два для текста.

14. Помните, презентация сопровождает ваш доклад, но не заменяет его, поэтому текстовое содержание презентации должно предварять или разъяснять определенные положения, озвученные докладчиком, но не повторять слово в слово. Слайды не следует перегружать ни текстом, ни картинками. На одном слайде - шесть предложений, в одном предложении - шесть слов.

15. Не стоит вставлять в презентации большие таблицы: они трудны для восприятия - лучше заменять их графиками, построенными на основе этих таблиц. Если все же таблицу показать необходимо, то лучше оставить как можно меньше строк и столбцов, привести только самые необходимые данные.

16. Таблицы и диаграммы лучше размещать на светлом или белом фоне.

17. На одном слайде размещается одна схема в центре слайда, заполняя всю его площадь. Количество элементов на схеме - не более семи. Текстовая информация в схеме должна хорошо читаться (шрифт в элементах схемы - от 16 пунктов).

18. На одном слайде располагают не более трех рисунков.

19. Фотографии и иллюстрации должны быть хорошего качества.

20. Комментарии к иллюстрациям пишут внизу или сбоку (в виде маркированного списка).

21. Вертикальные рисунки не растягивают по горизонтали - резко искажаются пропорции.

22. Анимация в презентации, скорее, исключение, чем правило. С помощью анимации можно иллюстрировать изменение, процесс, но не использовать просто «для красоты». Достаточно настроить эффект смены слайдов (наплыв, открывание, сдвиг).

23. В обучающей презентации рекомендуется использовать следующие виды анимации:
а) заголовки - прямоугольник, цветная пишущая машинка;

б) список - развертывание, появление, появление снизу;

в) рисунки - растворение, выцветание.

24. В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если, конечно, оно не несет смысловую нагрузку (например, звуки аускультации).

25. Видеоматериалы в презентации должны быть небольшой продолжительности. Лучший вариант для вставки - файлы с расширением .wmv или .avi.

26. Аудио- и видеоматериалы, вставленные в презентацию, должны быть сохранены вместе с ней в общей папке.

27. Слайд-презентация должна иметь логичное завершение: выводы. На одном слайде необходимо в 3-4 предложениях отразить основную идею обучающей презентации.

28. При оформлении списка литературы для пациента придерживаются требований ГОСТа:

а) все источники нумеруют в общем порядке от начала и до конца арабскими цифрами;

б) описание отдельной книги проводится по нижеследующей схеме:

- Ф.И.О. автора. Название произведения: Подзаголовок (если он есть). - Место (город) издания: Название издательства, год издания. - Количество страниц. Например:

- Арсентьева Н.К. Стоматология детского возраста. - М.: Актис, 2011. - 345 с;

в) описание статьи из журнала состоит из двух частей: сведения о статье и сведения о документе, в котором помещена статья. Эти части разделяются знаком «//» с интервалом до и после знака. Обязательно указывают страницы, на которых размещена статья:

- Ф.И.О. автора. Название статьи // Название журнала. - год публикации. - № журнала. - Страницы. Например:

- Ерохина Ю.А. Принципы грудного вскармливания // Моя мама. - 2013. - № 8. - С. 51-57.

г) описание электронных ресурсов удаленного доступа включает следующие позиции:

- Ф.И.О. автора (если автор известен). Название ресурса (статьи на сайте) [Электронный ресурс]. - httр://полный адрес страницы (дата обращения дд.мм.гггг). Например:

- Лечим зубы во время беременности [Электронный ресурс]. - http://mamaexpert.ru/article/lechim-zuby-vo-vremya-beremennosti (дата обращения 07.11.2013).



Видеофильм: тематика отражает вопросы охраны, укрепления здоровья и профилактики заболеваний, продолжительность – не боле 10-15 минут, на DVD-диске.



Похожие:

Методические рекомендации для студентов «Формы и методы организации и проведения санитарно просветительской работы среди населения» Специальности: 34. 02. 01 Сестринское дело iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Овладение основными принципами медицинской этики и деонтологии, проведения санитарно-просветительской работы среди больных, ознакомление...

Методические рекомендации для студентов «Формы и методы организации и проведения санитарно просветительской работы среди населения» Специальности: 34. 02. 01 Сестринское дело iconМетодические рекомендации по составлению и проведению экскурсии. 1-ый
Просветительская работа многообразна по формам организации и проведения. Тем не менее, формы просветительской работы можно разделить...

Методические рекомендации для студентов «Формы и методы организации и проведения санитарно просветительской работы среди населения» Специальности: 34. 02. 01 Сестринское дело iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические рекомендации для студентов «Формы и методы организации и проведения санитарно просветительской работы среди населения» Специальности: 34. 02. 01 Сестринское дело iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические рекомендации для студентов «Формы и методы организации и проведения санитарно просветительской работы среди населения» Специальности: 34. 02. 01 Сестринское дело iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению практических...
Методические рекомендации предназначены для студентов гаоу спо ткстп г. Тольятти, обучающихся по специальности 260807 «Технология...

Методические рекомендации для студентов «Формы и методы организации и проведения санитарно просветительской работы среди населения» Специальности: 34. 02. 01 Сестринское дело iconМетодические рекомендации к практическому занятию по теме: «товароведческие...
Для студентов медицинского факультета, обучающихся по специальности «Сестринское дело»

Методические рекомендации для студентов «Формы и методы организации и проведения санитарно просветительской работы среди населения» Специальности: 34. 02. 01 Сестринское дело iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы по....
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по. Мдк 02. 02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления...

Методические рекомендации для студентов «Формы и методы организации и проведения санитарно просветительской работы среди населения» Специальности: 34. 02. 01 Сестринское дело iconМеждисциплинарный курс. 01. 01 Организация безналичных расчетов Методические...
ПМ. 01 Ведение расчетных операций, мдк. 01. 01 Организация безналичных расчетов, уп. Пм. 01 [Текст]: методические указания по выполнению...

Методические рекомендации для студентов «Формы и методы организации и проведения санитарно просветительской работы среди населения» Специальности: 34. 02. 01 Сестринское дело icon«сестринское дело в гериатрии»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов IV курса заочного отделения...

Методические рекомендации для студентов «Формы и методы организации и проведения санитарно просветительской работы среди населения» Специальности: 34. 02. 01 Сестринское дело iconМетодическое пособие для самоподготовки для специальностей 060101...
Методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск