Учебная программа «Английский язык для школьников 1-4 классов» (English for younger learners) разработана для обучения английскому языку младших школьников в рамках дополнительного образования.
Программа представляет собой сбалансированное обучение по видам речевой деятельности, обучение грамматике на визуальной основе по образцу. В заданиях учитывается принцип наглядности и доступности при формировании языковых навыков и развитии всех видов речевой деятельности (рассказ, монолог, диалог и т.д.). Для программы обучения характерно систематическое повторение и обобщение пройденного материала. В программу включён страноведческий компонент, что способствует расширению кругозора в области истории, литературы, географии и искусства.
В процессе обучения широко используются ролевые игры, интерактивная доска, просмотр видеофильмов на английском языке, прослушивание CD дисков.
Содержание программы:
Цель программы: развитие способностей школьников использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению, овладение иностранным языком как средством общения по четырем аспектам: говорение, чтение, аудирование, письмо. Обучение говорению:
- строится с ориентацией на стандартные ситуации общения в семье, школе, на транспорте, в магазине, на игровых площадках и в игровых центрах. Основное внимание уделяется формированию представлений о речевой вежливости на английском языке и желания быть вежливым при общении с другими людьми, а также оказанию дидактической помощи детям в преодолении речевой застенчивости и развитии коммуникабельности. Обучение производится в форме ролевой игры.
Обучение технике чтения включает:
- обучение алфавиту и заучивание «алфавитных» детских стихов;
- формирование зрительно-слуховых образов этикетных приветствий и прощаний типа «Hi, Nick!» и др., учебных тематических рифмовок;
-приобретение навыков запоминания буквенного представления ключевых тематических слов и словосочетаний, входящих в коммуникативно-речевой репертуар учебного общения;
-приобретение навыков озвучивания транскрипционных знаков и чтения слов по их транскрипциям;
-формирование элементарных знаний о соотнесении звуков иностранного языка и их буквенного представления на письме;
-приобретение навыков интонационного оформления письменных тематических диалогических реплик, монологических высказываний (с опорой на текст и без опоры на него);
-формирование учебных умений использовать детские иллюстративные словари и вести свой иллюстративный словарик;
Обучение чтению как виду речевой деятельности включает развитие умений:
понять содержание учебных диалогических текстов и коммуникативно приемлемо разыграть речевые роли в них;
понять содержание учебных тематических текстов и выполнить задания к ним;
осмыслить содержание тематических рифмованных загадок при чтении вслух или про себя и решить эти загадки;
понимать содержание аутентичных надписей-разрешений или запрещений в школе, игровых центрах, парках, библиотеке, на транспорте;
уяснить тексты-инструкции в детских книжках-раскрасках и книжных самоделках и выполнить самоделки по ним.
Обучение аудированию как виду речевой деятельности включает развитие умений:
погружаться в иноязычную песенную, стихотворно–игровую среду ровесников;
прослушивать и воспроизводить мини – диалоги и мини – монологи;
понимать содержание учебных видеоматериалов, построенных на стандартных ситуациях общения детей с детьми, детей со взрослыми в семье, школе, в городской или сельской среде.
Обучение технике письма включает:
овладение навыками написания букв, буквосочетаний, слов с опорой на образец;
списывание слов, предложений, мини – текста с образца;
списывание – имитация текстов приглашений в гости и ответов на них, стандартных поздравлений к праздникам;
списывание печатными буквами названий, надписей, разрешающих или запрещающих что – либо, текстов указателей и использование их во время проигрывания сценок в парке, на улице, в школе, в зоопарке;
написание русских имен и фамилий, своего адреса на английском языке;
выполнение письменных лексико-грамматических упражнений;
написание по памяти тематических ключевых слов, мини-текста.
Обучение письму как виду речевой деятельности:
составление текста поздравлений из предложений в печатном варианте, написание его прописными буквами и отправку члену семьи, школьному товарищу, зарубежному ровеснику;
внесение вставок в тематический неполный текст о себе, своей семье, увлечениях и хобби, и школьной жизни;
написание ответов на вопросы к учебным текстам;
написание письма – представления себя зарубежному ровеснику;
написание поздравительной открытки;
написание ответа на письмо ровесника, отвечая на его вопросы;
сделать надписи к рисункам или фотографиям животного с использованием вербальных опор;
составление и написание распорядка дня, расписания занятий в школе, кружке, секции.
Требования к уровню владения английским языком по окончании обучения. 1. Требования к уровню устного общения на иностранном языке.
После окончания обучения школьники должны:
уметь представлять себя, членов своей семьи и друзей;
уметь вежливо здороваться и прощаться с ровесниками и людьми, которые старше по возрасту;
уметь вежливо выражать согласие/несогласие, понимание/ непонимание, просьбу, согласие/отказ выполнить просьбу, пожелания и намерения, приносить и принимать извинения;
уметь кратко описать свой дом, семью, любимые предметы и занятия, свои увлечения и своих друзей, рассказать о любимых игрушках, животных, лучших друзьях, знакомых и времяпрепровождении с ними; расспросить своих ровесников о любимых занятиях и увлечениях, их игрушках, домашних животных и уходе за ними;
уметь проигрывать на иностранном языке ситуации приглашения в гости;
уметь выразительно проигрывать свою речевую роль в групповой постановке детской пьески, сказки, песни – игры, в игре;
уметь проиграть на иностранном языке ситуации покупки каждодневных продуктов питания, канцелярских товаров (с опорой на коммуникативную схему на родном языке);
уметь кратко обменяться мнениями о просмотренном фильме и др.
2. Требования к уровню владения чтением:
По завершении обучения школьники должны уметь:
прочитать описание предмета, его местонахождения или отличительных характеристик и найти его (на рисунке, в классе, в альбоме фотографий и т.п.);
понять содержание задач, построенных на изученном лексико– грамматическом материале, и решать их;
догадаться о смысле пропущенных реплик в диалогическом клише и уметь правильно сделать речевые вставки в него (из числа предложенных);
сделать устные и письменные вставки в рассказ (с опорой на рисунки в тексте / к тексту);
прочитать инструкции для детей по выполнению самоделок из бумаги, пластилина и других материалов для детского творчества и сделать самоделки;
прочитать, как надо раскрасить картинку в альбоме и раскрасить ее;
прочитать общественные надписи и сказать, что можно и чего нельзя делать в школе, парке, зоопарке;
прочитать инструкцию к детской игре, надписи на поле игры и уметь правильно в нее играть с партнером;
понять содержание тематического текста и ответить на вопросы преподавателя;
3. Требования к умениям письменной речи на английском языке:
После окончания программы школьники должны уметь:
письменно ответить на вопросы анкеты (в рамках изучаемых тем);
правильно писать свои имя, фамилию, адрес и правильно оформлять конверт в зарубежные страны;
написать письмо зарубежному ровеснику, в котором слушатель представляет себя, описывает свою семью и школу (с опорой на образец);
выбрать форму письменного поздравления и правильно заполнить формуляры каталогов на игрушки, книжки, формуляры – приглашения для вступления в детский клуб;
заполнить текст приглашения в гости, подготовить гостевые карточки приглашенных.
4. Требования к уровню владения умением слушать и понимать звучащую английскую речь.
После окончания программы школьники должны уметь:
понимать дидактическую речь учителя (в изучаемых пределах) и выполнять требуемые учебные задания;
понимать изучаемые клише речевого этикета и вежливо отвечать на речевые иноязычные реплики;
понимать содержание монологических высказываний (10-12 фраз) в учебном аудио- и видеотексте, речи преподавателя в пределах изучаемого коммуникативно-речевого репертуара и тематики учебного общения;
понимать речевые реплики в компьютерных играх и правильно реагировать в соответствии с их смыслом и правилами игры;
решать вербальные загадки типа «Кто это?», «Что это значит?», «Что спрятано?», «О ком я сейчас думаю?», «Что я слышу, но не вижу?»
подбирать рисунки – иллюстрации из ряда предложенных к сюжетам сказок \ видеофильмов, исполнить рисунки \ раскрасить картинки, иллюстрирующие содержание рассказанного \ прослушанного в аудиозаписи.
Социокультурное развитие учащихся на материале введения в мир изучаемого языка.
Использование иностранного языка как средства социокультурного развития на первой ступени ограничено знакомством:
с иностранными фамилиями, именами (полными и уменьшительными);
с аутентичными материалами детского песенного фольклора;
с аутентичными рифмованными загадками на сообразительность (с опорой на набор визуальных ключей);
с аутентичными арифметическими задачами и посильными в языковом плане логическими задачами, которые используются в стране изучаемого языка для развития интеллекта у детей 4-8 лет;
сказками народа изучаемого языка и общеевропейскими сказками и их видео вариантами, детским фольклором и поэтикой;
с аутентичными визуальными материалами (портретами, типы домов, где проживают англичане и др.);
с письмами зарубежных сверстников;
с государственной символикой, гимном Великобритании, столицей этой страны, символикой цветов;
компьютерными играми.
Однако языковой опыт школьников младших классов лимитирован, чтобы можно было осуществлять социокультурное развитие только средствами иностранного языка. Поэтому на этапе начального обучения подключается родной язык в устной и письменной форме.
Приём школьников и формирование их в группы осуществляется по результатам письменного тестирования или устного собеседования, с учётом смены обучения в школе.
Продолжительность обучения 8 месяцев, 90 академических часов.
Режим занятий: 3 академических часа в неделю.
Форма обучения: очная.
Учебный год разделён на два полугодия. Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме: письменных тестов, контрольных работ, диктантов, сочинений, заданий на проверку понимания речи. Итоговая аттестация проводится в виде финального теста, по результатам которого и по сумме баллов промежуточных тестов составляется карточка прогресса школьника и выдаётся обучающимся. Школьники обеспечиваются современной учебной литературой и раздаточным материалом издательств Oxford, Macmillan из библиотечного фонда. |