АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Дисциплины «Поликлиническая терапия»
по специальности 060101 «Лечебное дело»
Общая трудоемкость дисциплины: 12 зачетных единиц, 432 часа.
Цель дисциплины: знать основные принципы организации лечебно-профилактической помощи населению в условиях поликлиники.
Задачи дисциплины:
1.Ознакомить студентов с особенностями организации и объемом работы
врача-терапевта поликлиники;
2.Ознакомить студентов с современными диагностическими возможностями поликлинической службы и обучить их рациональному использованию.
3.Развить навыки клинического мышления по диагностике в поликлинике наиболее часто встречающихся терапевтических заболеваний, оценке особенностей их течения, амбулаторного лечения, первичной и вторичной профилактики, экспертизы трудоспособности, диспансеризации.
4. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ооп
Учебная дисциплина (модуль) «Поликлиническая терапия» относится к циклу профессиональных дисциплин С.3.
Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента:
| Знания:
| Умения:
| Навыки:
| Философия, биоэтика
| -методов и приемов философского анализа проблем; форм и методов научного познания, их эволюции;
-морально-этических норм, правил и принципов профессионального врачебного поведения, прав пациента и врача, основных этических документов международных и отечественных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций;
-учение о здоровье детского и взрослого населения, методы его сохранения, взаимоотношения «врач – пациент», «врач-родственники».
| -защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста.
| -изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;
-владеть принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.
| Латинский язык
| -основной медицинской и фармацевтической терминологией на латинском языке;
| -использовать не менее 900 терминологических единиц и терминоэлементов;
| -чтения и письма на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов.
| Биологическая химия
| -основных методов исследования структуры и функций биологически важных соединений;
-фундаментальных представлений о химических основах биологии клетки (закономерности и взаимосвязь процессов метаболизма, т.е. молекулярных механизмах функционирования клетки)
-метаболизма жиров, углеводов и обмена белков, сущности гормонов, системы свертывания крови.
| -применять научные знания в области биохимии в учебной и профессиональной деятельности.
| -современного представления о биохимическом единстве органического мира;
-практического проведения экспериментальных научно-исследовательских работ с биологическими объектами.
| Анатомия человека
| -основные приемы работы с анатомическими препаратами;
-анатомо-физиологических, возрастно-половых и индивидуальных особенностей строения и развития организма человека.
| -находить органы головы, шеи, грудной, брюшной полостей и малого таза;
-демонстрировать отделы головного и спинного мозга;
-демонстрировать на трупе сосуды головы, шеи, грудной, брюшной полостей, малого таза и конечностей.
| -определения проекции органов, сосудов и нервов на поверхностях тела человека.
| Патологическая анатомия
| -морфологических изменений при различных патологических процессах.
| -визуально оценить и описать изменения в органах и тканях.
| -проведения дифференциальной диагностики с рядом сходных по морфологическим проявлениям заболеваний.
| Нормальная физиология
| -физиологии внутренних органов и систем;
-физиологии возбудимых тканей, ионных токов;
-современных методов исследования основных физиологических функций, развитие физиологического мышления, понимание возможностей управления жизненными процессами.
| -объяснить нервную и гормональную регуляция физиологических функций.
| -формирования оценки состояния органов и систем организма, необходимых для функциональной диагностики;
-формирования соблюдения техники безопасности в исследовательских и учебных лабораториях.
| Патофизиология
| -основных понятий и категорий общей нозологии;
-роли причин, условий, реактивности и резистентности организма в механизмах возникновения, развития и завершения (исхода) болезней;
-причин, механизмов развития типовых патологических процессов, их проявления на различных уровнях биологической организации и значение в развитии заболеваний;
| -анализировать вопросы общей и частной патофизиологии, правильно интерпретировать результаты клинико-лабораторных исследований;
-применять полученные знания при изучении клинических дисциплин и в последующей лечебно-профилактической деятельности врача;
-правильно понимать значение эксперимента для изучения клинических форм патологии.
| -проведения нагрузочных проб для выявления предболезни;
-моделирования некоторых патологических процессов (экзогенной и гемической гипоксии, артериальной и венозной гиперемии, ишемии, эмболии, воспаления).
| Фармакология
| -классификаций и основных характеристик лекарственных средств (фармакодинамика, фармакокинетика, показания, противопоказания и побочные эффекты лекарственных средств);
-общих принципов оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств.
| -анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств;
-оценивать возможность использования лекарственных средств для достижения целей терапии;
-выписывать рецепты лекарственных средств в различных лекарственных формах.
| -применения лекарственных средств при определенных патологических состояниях исходя из особенностей фармакодинамики и фармакокинетики препаратов;
-оценки возможностей использования лекарственных средств для лечения и профилактики различных заболеваний и патологических состояний.
| Медицинская информатика
| Математические методы решения интеллектуальных задач и их применение в медицине;
Основные законы физики, физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека;
Физико-химические методы анализа в медицине
| Производить расчеты по результатам эксперимента, проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных
Обобщать информацию полученную различными методами и из различных источников, оценивать ее качество и содержательность
| Медико-анатомическим понятийным аппаратом
Навыками статистической обработки результатов
| Гигиена
| основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан
- показатели здоровья населения
- факторы, формирующие здоровье человека - заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов
- методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения.
| планировать, анализировать и оценивать состояние здоровья населения и влияние на него факторов окружающей и производственной среды
- проводить экологическую экспертизу и экологической прогнозирование деятельности человека.
| оценками состояния общественного здоровья
- изложением самостоятельной точки зрения по различным медико-экологическим проблемам
- методами оценки показателей окружающей среды
- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов исследований.
| Пропедевтика внутренних болезней
| основы опроса, объективного исследования больного
| собрать жалобы, провести осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультация, оценить данные лабораторных и инструментальных методов обследования больного
| навыками объективного исследования пациента
|
Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении
п/№
| № компетенции
| Наименование раздела учебной дисциплины
| Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| ОК-1
| Организация работы амбулаторно-поликлинических учреждений, участкового врача терапевта. Клиническая и медико-социальная экспертиза
| Основные принципы управления и организации медицинской помощи
населению. Структура и организация работы поликлиники. Показатели и критерии эффективности работы поликлиники.
|
| ПК-1
ПК-26
| Особенности лечебно-диагностической деятельности участкового врача терапевта с разными контингентами пациентов: лицами подросткового возраста, пожилого и старческого возраста.
Особенности лечебно-диагностической деятельности участкового врача терапевта с беременными.
| Особенности лечебно-диагностической деятельности участкового врача терапевта с разными контингентами пациентов: лицами подросткового возраста, пожилого и старческого возраста.
Особенности лечебно-диагностической деятельности участкового врача терапевта с беременными.
|
| ПК-3
| Организация работы амбулаторно-поликлинических учреждений, участкового врача терапевта. Клиническая и медико-социальная экспертиза
| Основные принципы управления и организации медицинской помощи
населению. Структура и организация работы поликлиники. Показатели и критерии эффективности работы поликлиники.
|
| ПК-12
| Лечебно-диагностические мероприятия в амбулаторных условиях при различных заболеваниях
| ОРВИ, ангины, пневмонии. Амбулаторные аспекты диагностики, лечение, врачебная тактика, медико-социальная экспертиза, диспансеризация, профилактика. Бронхообструктивный синдром в практике терапевта поликлиники. Синдром артериальной гипертензии. Синдром болей в левой половине грудной клетки. Синдром болей в животе и диспепсический синдром в практике терапевта поликлиники. Мочевой синдром в практике терапевта поликлиники. Методы диагностики заболеваний почек в амбулаторных условиях. Заболевания опорно-двигательного аппарата в практической деятельности участкового врача терапевта. Дифференциальная диагностика при суставном синдроме, поясничной боли.
Анемический синдром в практике терапевта поликлиники. Онконастороженность в работе участкового терапевта.
|
| ПК-13
| Скрининговые и дополнительные методы исследования для выявления и подтверждения туберкулеза разной локализации.
| Скрининговые и дополнительные методы исследования для выявления и подтверждения туберкулеза разной локализации.
|
| ПК-15
ПК-16
ПК-18
ПК-23
ПК-31
ПК-32
| Лечебно-диагностические мероприятия в амбулаторных условиях при различных заболеваниях
| ОРВИ, ангины, пневмонии. Амбулаторные аспекты диагностики, лечение, врачебная тактика, медико-социальная экспертиза, диспансеризация, профилактика. Бронхообструктивный синдром в практике терапевта поликлиники. Синдром артериальной гипертензии. Синдром болей в левой половине грудной клетки. Синдром болей в животе и диспепсический синдром в практике терапевта поликлиники. Мочевой синдром в практике терапевта поликлиники. Методы диагностики заболеваний почек в амбулаторных условиях. Заболевания опорно-двигательного аппарата в практической деятельности участкового врача терапевта. Дифференциальная диагностика при суставном синдроме, поясничной боли.
Анемический синдром в практике терапевта поликлиники. Онконастороженность в работе участкового терапевта.
|
| ПК-30
| Клиническая и медико-социальная экспертиза
| Общие положения экспертизы нетрудоспособности, организация и порядок проведения ЭВН в медицинских организациях. Функциональные обязанности участников ЭВН. Причины ВН, основные документы, удостоверяющие ВН. Правила выдачи и заполнения ЛН в различных клинических ситуациях. Инвалидность, причины инвалидности, критерии ее установления, основные категории жизнедеятельности и степени их ограничения. Показания и порядок направления на МСЭ, правила оформления необходимой медицинской документации.
|
Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля)
Кафедра: Общественного здоровья и здравоохранения
№
п/п
| Наименование дисциплин в соответствии с учебным планом
| Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. с перечнем основного оборудования
| Форма владения, пользования (собственность, оперативное управление, аренда и т.п.)
| 1.
| Поликлиническая терапия
| Учебная аудитория, м/медийный проектор «Aser» EYJ39010, «Toshiba» 69602555
Ноутбук Aser Aspire LXA7405138
Ноутбук HP (Asus) 584029-251
Нетбук Asus 15G29L000750
| Оперативное управление
|
Оборудование кафедры:
1. Ноутбук Aser Aspire LXA7405138 – 1 шт.
2. Ноутбук HP (Asus) 584029-251– 1 шт.
3. Нетбук Asus 15G29L000750 – 1 шт.
4.Мультимедийная установка «Aser» EYJ39010 – 1 шт.
2. Мультимедийная установка «Toshiba» 69602555 – 1 шт.
3. Принтер HP 1022 – 1 шт.
4. МФУ DCP 7025 R – 1 шт.
5. Ксерокс Canon iR 1510 – 1 шт.
6. Стационарный компьютер компьютер «Aser» с монитором Intel® Corel™
2 CPU 6600 2.40 ГГц, 1,00 ГБ – 1 шт.
7. Стационарный компьютер Intel® Pentium 4 CPU 2.40 ГГц, 512 МБ – 1 шт.
8. Сканер HP Scan Jet 2694A-301 – 1 шт
10. Принтер Canon LBP 2900– 1 шт.
11. Принтер Lazer Jet 1100 – 1 шт.
7. Образовательные технологии
Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины 10% интерактивных занятий от объема аудиторных занятий.
Виды образовательных технологий, используемые при изучении дисциплины:
1. Деловая игра (Деловая игра по разделу: «Лечебно-диагностические мероприятия в амбулаторных условиях при различных заболеваниях»)
2. Кейсы (Ситуация-кейс по теме: «Клиническая и медико-социальная экспертиза»).
Основная литература:
Сторожаков Г.И. Поликлиническая терапия: учебник М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007 – 704с.
Сторожаков Г.И. Поликлиническая терапия.Учебник.М.:ГЭОТАР-Медиа,2012.-640 с.
Изучение дисциплины заканчивается: экзаменом в 12 семестре, ГИА в 12 семестре.
Зав. кафедрой поликлинической терапии с курсом медицинской реабилитации
д.м.н, доцент Е.Ю. Алексенко |