Методические рекомендации Москва 2011 г


Скачать 187.28 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации Москва 2011 г
ТипМетодические рекомендации


Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Коммерческо-банковский колледж № 6

(ГОУ СПО КБК №6)

Серия «Подготовка преподавателя к проведению занятия»

Современные методы организации занятий

Методические рекомендации

Москва 2011 г.

Автор-составитель: Преснова О.В.

Современные методы организации занятий: Методические рекомендации для преподавателей средних специальных учебных заведений. – Москва: ГОУ СПО Коммерческо-банковский колледж № 6, 2011. - 15с.

Данные методические рекомендации освещают теоретико-практические подходы к выбору и использованию методов на учебных занятиях.

Предлагаемый материал базируется на современной научно-обоснованной методологии организации учебных занятий.

Методические рекомендации предназначены для преподавателей учреждений системы среднего профессионального образования и могут быть использованы при подготовке к проведению учебных занятий с целью повышения их результативности.

ГОУ СПО КБК №6, 2011

Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Коммерческо-банковский колледж № 6

(ГОУ СПО КБК №6)

Серия «Подготовка преподавателя к проведению занятия»

Современные методы организации занятий

Методические рекомендации

Москва 2011 г.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………..5

1.Основные группы методов обучения в образовании………………………………………………………6
2.Выбор методов обучения в соответствии с поставленными

целями и ожидаемыми результатами занятия………………….7
3.Опорная схема при выборе методов обучения……………….8

4. Анкета для самоанализа при выборе метода проведения

занятия……………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………15

ВВЕДЕНИЕ
Современное учебное занятие - это форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы студентов определенного возраста, состава и уровня подготовки (группы), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач. Требования к занятию определяют необходимость постановки четкой цели в начале и получения конкретного (диагностируемого и измеримого) результата в конце. Следовательно, возрастают и требования к методам, с помощью которых выстраивается «образовательный маршрут» занятия от цели к результатам.

Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения студентами определенного содержания учебного материала.

Предлагаемый подход к классификации и рекомендациям по применению методов в процессе занятий не исключает возможности дополнения данного материала новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения в системе среднего профессионального образования.
Методические рекомендации состоят из следующих разделов:
1.Основные группы методов обучения в образовании
2.Выбор методов обучения в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами занятия
3.Опорная схема при выборе методов обучения
4. Анкета для самоанализа при выборе метода проведения занятия
1.Основные группы методов обучения в образовании
На основе анализа современной методической литературы можно выделить три основные группы методов обучения: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
1 группа методов

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности

По логике передачи и восприятия информации

По степени самостоятельности мышления

По степени управления учебной работой

Словесные

Индуктивные

Репродуктивные

Под руководством преподавателя

Наглядные

Дедуктивные

Проблемно-поисковые

Самостоятельная работа обучаемых

Практические




 

 


2 группа методов

Методы стимулирования интереса к учению

Методы стимулирования ответственности и долга

Познавательные игры

Убеждение в значимости учения

Учебные дискуссии

Предъявление требований

Создание эмоционально-нравственных ситуаций

Организационно-деятельностные игры

Поощрение и наказание

 

3 группа методов

Методы устного контроля и самоконтроля

Методы письменного контроля и самоконтроля

Методы практического контроля и самоконтроля

Индивидуальный опрос

Письменные контрольные работы

Машинный контроль

Фронтальный опрос

Письменные зачеты

Контрольно-лабораторный контроль

Устные зачеты

Письменные экзамены




Устные экзамены

Письменные работы




Приведенные в таблице методы могут использоваться как изолированно, так и комбинированно. Например, на уроках иностранного языка органично сочетаются методы индивидуального и фронтального опроса (несколько студентов отвечают на вопросы письменного теста и одновременно проводится индивидуально устный опрос).
2.Выбор методов обучения в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами занятия
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:


Словесные методы обучения (рассказ, учебная лекция, беседа)

Могут использоваться в процессе как объяснения нового материала (рассказ, учебная лекция), так и закрепления и систематизации полученных знаний (беседа, учебная лекция). В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а студенты посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
Наглядные методы обучения (схемы, таблицы, иллюстрации, слайды, фильмы, аудиозаписи и т.д.)

Данные методы используются на различных этапах занятий и, как правило, комбинируются с другими (наглядными, практическими и т.д.)

Практические методы обучения (упражнения, выполняемые студентами со звукозаписывающей, звуковоспроизводящей аппаратурой, использованием компьютера, письменные упражнения)

При использовании данных методов увеличивается степень самостоятельности студента, осознанности выполняемых действий. При этом возрастает роль методической обеспеченности такого занятия: алгоритм действий по выполнению задания, список рекомендуемых источников информации, контрольные вопросы или тесты для самопроверки. Преподаватель применяет следующие приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели.

Индуктивные и дедуктивные методы обучения

Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов - способность раскрывать логику движения содержания учебного материала.

Индуктивный



Преподаватель

Студент

1 вариант

1 вариант

Излагает вначале факты, демонстрирует опыты, наглядные пособия, организует выполнения упражнений, постепенно подводя студентов к обобщениям, определению понятий, формулированию законов.

Усваивает вначале частные факты, затем делает выводы и обобщения частного характера.

2 вариант

2 вариант

Ставит перед студентами проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщения.

Самостоятельно размышляет над фактами и делает доступные выводы и обобщения.


Дедуктивный

Преподаватель

Студент

Вначале сообщает общее положение, формулу, закон, а затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные задачи.

Воспринимает общие положения, формулы, законы, а затем усваивает следствия вытекающие из них.


Иначе этот метод возможен при дистанционном обучении только на время сессии. Но при этом следует учитывать, что некоторые студенты просто нуждаются в подобных методах обучения.

Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить при личном контакте со студентами.
Репродуктивные методы обучения

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой преподавателем или другим источником информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.

Аналогичным образом строится лекция, в которой излагаются слушателям определенные научные сведения, делаются соответствующие записи, фиксируемые студентами в виде кратких конспектов.

Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что преподаватель в ходе нее опирается на известные обучаемым факты, на ранее полученные знания. Задачи обсуждения каких-либо гипотез, предположений не ставится.

Наглядность при репродуктивном методе обучения также применяется в целях лучшего и более активного усвоения и запоминания информации.

Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе их студенты применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания. При этом в ходе практической работы студенты не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение в навык требует неоднократных действий по образцу.

Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным и принципиально новым для того, чтобы студенты могли осуществить поиск знаний.

На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное обучение.

В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать самостоятельность, гибкость мышления студентов и формировать у них навыки поисковой деятельности.
Проблемно-поисковые методы обучения.

Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения преподаватель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Студенты, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.

Проблемно-поисковые методы обучения очень эффективны для дистанционного обучения, ибо они достаточно часто применяются на практике с помощью наглядных, словесных и практических методов. Частные случаи проблемно-поискового метода (И.Я. Лернер) это метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, исследовательский методы обучения.

- Изложение учебного материала методом проблемного рассказа и проблемно построенной лекции предполагает, что преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.

- Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе ее преподаватель ставит перед студентами ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предложения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно-поисковой беседы студенты решают целую серию проблемных ситуаций.

Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не в целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на занятиях.

- Проблемно-поисковые упражнения применяются в том случае, когда студенты могут самостоятельно по заданию преподавателя выполнить определенные виды действий, которые подводят его к усвоению новых знаний. Проблемно-поисковые упражнения могут применяться не только при подходе к усвоению новой темы, но и во время закрепления ее на новой основе, то есть при выполнении упражнений, углубляющих знаний.

- Ценным видом, особенно для дистанционного обучения, являются исследовательские лабораторные работы, в ходе которых студенты, самостоятельно выявляют определенные закономерности. Такие лабораторные работы проводятся до изучения теоретического материала и ставят студентов перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия.

Особенно эффективно применяются эти методы в тех случаях, когда нужно добиться формирования понятий, законов и теорий в соответствующей области науки, а не сообщение фактической информации.

3.Опорная схема при выборе методов обучения

Преподаватели с богатым опытом работы могут легко варьировать используемые методы обучения не только в зависимости от вышеперечисленных показателей, но просто опираясь на профессиональную интуицию и реакцию студенческой аудитории. Для тех, кто начинает свою преподавательскую деятельность или пытается найти способы повышения результативности проводимых занятий, мы рекомендуем использовать предлагаемую таблицу в качестве опорной схемы при выборе методов обучения.


 

Словесные методы

Наглядные методы.

Практические методы

При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно.

При формировании теоретических и фактических знаний

Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.

Для развития практических умений и навыков.

При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.

Когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер.

Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде.

Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов.

При каких особенностях студентов рационально применять этот метод.

Когда студенты готовы к усвоению информации соответствующим словесным методом.

Когда правильно оформлен интерфейс.

Когда студенты готовы к выполнению практических заданий.

Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.

Когда преподаватель хорошо владеет этим видом словесных методов.

Когда преподаватель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому студенту.

Когда преподаватель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений.

 


 

Репродуктивные методы

Поисковые методы

При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно.

Для формирования знаний, умений и навыков.

Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода.

При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.

Когда содержание темы слишком сложно или весьма просто.

Когда материал имеет средний уровень сложности.

При каких особенностях студентов рационально применять этот метод.

Когда студенты еще не готовы к проблемному изучению этой темы.

Когда студенты подготовлены к проблемному изучению данной темы.

Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.

Здесь проблемные методы могут применяться студентами избирательно.

Когда преподаватель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет поисковыми методами обучения.

 

 

Индуктивные методы

Дедуктивные методы

При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно.

Для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему.

Для развития умения осуществлять умозаключения от общего к частному, развития умения анализировать явления.

При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.

Когда содержание изложено индуктивно или его следует изложить так.

Когда содержание темы изложено дедуктивно или его следует изложить так.

При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод.

Когда студенты подготовлены к индуктивным рассуждениям или затрудняются в дедуктивных рассуждениях.

Когда студенты подготовлены к дедуктивным рассуждениям.

Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.

Когда преподаватель владеет индуктивными методами

Когда преподаватель владеет дедуктивными методами и имеет соответствующие дидактические разработки.


4. Анкета для самоанализа при выборе метода проведения занятия

Для обеспечения адекватного выбора основного метода организации учебной деятельности перед составлением конспекта занятия предлагаем преподавателю заполнить данную анкету, позволяющую учесть все исходные данные на этапе от постановки цели урока до получения планируемого результата.

Анкета

      1. Уровень подготовленности группы к проявлению самостоятельной исследовательской деятельности в рамках изучения темы занятия.

      2. К какому типу по классификации урочной формы деятельности относится Ваше занятие: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного материала, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок? Исходя из цели и типа занятия, выберите основной метод (или методы) и вспомогательные методы, которые необходимы для достижения максимального результата.

      3. Соответствие имеющимся условиям (методическая и техническая оснащенность, наглядность) и отведенному времени обучения (возможность за имеющееся количество часов достичь требуемого результата выбранным методом).

      4. Соответствие собственных возможностей (как преподавателя) для эффективного применения данного метода (профессиональная компетентность, выбор образовательной концепции или технологии обучения, знание контингента и его психологических особенностей, личностные качества).

      5. Какими критериями Вы планируете пользоваться при оценке результативности проведенного занятия?

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Ибрагимов Г. И. Концепция современного урока / Г. И. Ибрагимов // Школьные технологии. – 2008. – № 2. – С. 48 – 52.

2.  Игротека педагога / сост. А. Г. Баковец. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 128с. – (Деятельность классного руководителя).

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научно-практич. пособие для учит., методистов, рук. учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. -Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”, 2004

4.  Левин Э. А. Методика индивидуально-группового обучения / Э. А. Левин, О. И. Прокофьева. – М.: Сентябрь, 2007. – 112с.

5.  Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности / В. М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160с.


Похожие:

Методические рекомендации Москва 2011 г iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 5

Методические рекомендации Москва 2011 г iconМетодические рекомендации по взаимодействию органов государственного...
Методические рекомендации саморегулируемым организациям по взаимодействию с органами государственного строительного надзора 6

Методические рекомендации Москва 2011 г iconМетодические рекомендации об особенностях формирования отчетности...
Хоружий Л. И., Костина Р. В., Джикия К. А., Горбач П. В., Костин К. В., Горбач И. В., Шадрина М. А. (Учетно-финансовый факультет...

Методические рекомендации Москва 2011 г iconМетодические рекомендации по исполнению запросов социально-правового характера москва 2011
Администрация октябрьского районного муниципального образования республики калмыкия

Методические рекомендации Москва 2011 г iconМетодические рекомендации Москва 2011
Раннее выявление немедикаментозного потребления наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребления алкоголем в центрах...

Методические рекомендации Москва 2011 г iconМетодические рекомендации москва 2011 Рецензия на методические рекомендации...
Ышения квалификации фмба россии, кандидат медицинских наук, доцент О. В. Гришина; главный врач производственного комплекса фгуз центр...

Методические рекомендации Москва 2011 г iconМетодические рекомендации по осуществлению ежегодных отчетов муниципальных...
Ростовской области и муниципальной службы в Ростовской области (2011-2014 годы), утвержденной постановлением Администрации Ростовской...

Методические рекомендации Москва 2011 г iconМетодические рекомендации по выполнению дипломных работ для студентов...
Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол...

Методические рекомендации Москва 2011 г iconМетодические рекомендации фтс от 21 10 2011
Методические рекомендации фтс россии по подготовке заявления о принятии предварительного решения по классификации товаров по единой...

Методические рекомендации Москва 2011 г iconМетодические рекомендации по сбору и обмену информацией в области...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск