Скачать 187.28 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Коммерческо-банковский колледж № 6 (ГОУ СПО КБК №6) Серия «Подготовка преподавателя к проведению занятия» Современные методы организации занятий Методические рекомендации Москва 2011 г. Автор-составитель: Преснова О.В. Современные методы организации занятий: Методические рекомендации для преподавателей средних специальных учебных заведений. – Москва: ГОУ СПО Коммерческо-банковский колледж № 6, 2011. - 15с. Данные методические рекомендации освещают теоретико-практические подходы к выбору и использованию методов на учебных занятиях. Предлагаемый материал базируется на современной научно-обоснованной методологии организации учебных занятий. Методические рекомендации предназначены для преподавателей учреждений системы среднего профессионального образования и могут быть использованы при подготовке к проведению учебных занятий с целью повышения их результативности. ГОУ СПО КБК №6, 2011 Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Коммерческо-банковский колледж № 6 (ГОУ СПО КБК №6) Серия «Подготовка преподавателя к проведению занятия» Современные методы организации занятий Методические рекомендации Москва 2011 г. Содержание Введение……………………………………………………….…………..5 1.Основные группы методов обучения в образовании………………………………………………………6 2.Выбор методов обучения в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами занятия………………….7 3.Опорная схема при выборе методов обучения……………….8 4. Анкета для самоанализа при выборе метода проведения занятия……………………………………………………………14 Список литературы………………………………………………15 ВВЕДЕНИЕ Современное учебное занятие - это форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы студентов определенного возраста, состава и уровня подготовки (группы), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач. Требования к занятию определяют необходимость постановки четкой цели в начале и получения конкретного (диагностируемого и измеримого) результата в конце. Следовательно, возрастают и требования к методам, с помощью которых выстраивается «образовательный маршрут» занятия от цели к результатам. Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения студентами определенного содержания учебного материала. Предлагаемый подход к классификации и рекомендациям по применению методов в процессе занятий не исключает возможности дополнения данного материала новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения в системе среднего профессионального образования. Методические рекомендации состоят из следующих разделов: 1.Основные группы методов обучения в образовании 2.Выбор методов обучения в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами занятия 3.Опорная схема при выборе методов обучения 4. Анкета для самоанализа при выборе метода проведения занятия 1.Основные группы методов обучения в образовании На основе анализа современной методической литературы можно выделить три основные группы методов обучения: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. 1 группа методов
2 группа методов
3 группа методов
Приведенные в таблице методы могут использоваться как изолированно, так и комбинированно. Например, на уроках иностранного языка органично сочетаются методы индивидуального и фронтального опроса (несколько студентов отвечают на вопросы письменного теста и одновременно проводится индивидуально устный опрос). 2.Выбор методов обучения в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами занятия При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
Словесные методы обучения (рассказ, учебная лекция, беседа) Могут использоваться в процессе как объяснения нового материала (рассказ, учебная лекция), так и закрепления и систематизации полученных знаний (беседа, учебная лекция). В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а студенты посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают. Наглядные методы обучения (схемы, таблицы, иллюстрации, слайды, фильмы, аудиозаписи и т.д.) Данные методы используются на различных этапах занятий и, как правило, комбинируются с другими (наглядными, практическими и т.д.) Практические методы обучения (упражнения, выполняемые студентами со звукозаписывающей, звуковоспроизводящей аппаратурой, использованием компьютера, письменные упражнения) При использовании данных методов увеличивается степень самостоятельности студента, осознанности выполняемых действий. При этом возрастает роль методической обеспеченности такого занятия: алгоритм действий по выполнению задания, список рекомендуемых источников информации, контрольные вопросы или тесты для самопроверки. Преподаватель применяет следующие приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели. Индуктивные и дедуктивные методы обучения Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов - способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Индуктивный
Дедуктивный
Иначе этот метод возможен при дистанционном обучении только на время сессии. Но при этом следует учитывать, что некоторые студенты просто нуждаются в подобных методах обучения. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить при личном контакте со студентами. Репродуктивные методы обучения Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой преподавателем или другим источником информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов. Аналогичным образом строится лекция, в которой излагаются слушателям определенные научные сведения, делаются соответствующие записи, фиксируемые студентами в виде кратких конспектов. Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что преподаватель в ходе нее опирается на известные обучаемым факты, на ранее полученные знания. Задачи обсуждения каких-либо гипотез, предположений не ставится. Наглядность при репродуктивном методе обучения также применяется в целях лучшего и более активного усвоения и запоминания информации. Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе их студенты применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания. При этом в ходе практической работы студенты не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение в навык требует неоднократных действий по образцу. Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным и принципиально новым для того, чтобы студенты могли осуществить поиск знаний. На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное обучение. В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать самостоятельность, гибкость мышления студентов и формировать у них навыки поисковой деятельности. Проблемно-поисковые методы обучения. Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения преподаватель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Студенты, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации. Проблемно-поисковые методы обучения очень эффективны для дистанционного обучения, ибо они достаточно часто применяются на практике с помощью наглядных, словесных и практических методов. Частные случаи проблемно-поискового метода (И.Я. Лернер) это метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, исследовательский методы обучения. - Изложение учебного материала методом проблемного рассказа и проблемно построенной лекции предполагает, что преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим. - Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе ее преподаватель ставит перед студентами ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предложения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно-поисковой беседы студенты решают целую серию проблемных ситуаций. Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не в целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на занятиях. - Проблемно-поисковые упражнения применяются в том случае, когда студенты могут самостоятельно по заданию преподавателя выполнить определенные виды действий, которые подводят его к усвоению новых знаний. Проблемно-поисковые упражнения могут применяться не только при подходе к усвоению новой темы, но и во время закрепления ее на новой основе, то есть при выполнении упражнений, углубляющих знаний. - Ценным видом, особенно для дистанционного обучения, являются исследовательские лабораторные работы, в ходе которых студенты, самостоятельно выявляют определенные закономерности. Такие лабораторные работы проводятся до изучения теоретического материала и ставят студентов перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия. Особенно эффективно применяются эти методы в тех случаях, когда нужно добиться формирования понятий, законов и теорий в соответствующей области науки, а не сообщение фактической информации. 3.Опорная схема при выборе методов обучения Преподаватели с богатым опытом работы могут легко варьировать используемые методы обучения не только в зависимости от вышеперечисленных показателей, но просто опираясь на профессиональную интуицию и реакцию студенческой аудитории. Для тех, кто начинает свою преподавательскую деятельность или пытается найти способы повышения результативности проводимых занятий, мы рекомендуем использовать предлагаемую таблицу в качестве опорной схемы при выборе методов обучения.
4. Анкета для самоанализа при выборе метода проведения занятия Для обеспечения адекватного выбора основного метода организации учебной деятельности перед составлением конспекта занятия предлагаем преподавателю заполнить данную анкету, позволяющую учесть все исходные данные на этапе от постановки цели урока до получения планируемого результата. Анкета
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ибрагимов Г. И. Концепция современного урока / Г. И. Ибрагимов // Школьные технологии. – 2008. – № 2. – С. 48 – 52. 2. Игротека педагога / сост. А. Г. Баковец. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 128с. – (Деятельность классного руководителя). 3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научно-практич. пособие для учит., методистов, рук. учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. -Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”, 2004 4. Левин Э. А. Методика индивидуально-группового обучения / Э. А. Левин, О. И. Прокофьева. – М.: Сентябрь, 2007. – 112с. 5. Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности / В. М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160с. |
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 5 | Методические рекомендации саморегулируемым организациям по взаимодействию с органами государственного строительного надзора 6 | ||
Хоружий Л. И., Костина Р. В., Джикия К. А., Горбач П. В., Костин К. В., Горбач И. В., Шадрина М. А. (Учетно-финансовый факультет... | Администрация октябрьского районного муниципального образования республики калмыкия | ||
Раннее выявление немедикаментозного потребления наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребления алкоголем в центрах... | Ышения квалификации фмба россии, кандидат медицинских наук, доцент О. В. Гришина; главный врач производственного комплекса фгуз центр... | ||
Ростовской области и муниципальной службы в Ростовской области (2011-2014 годы), утвержденной постановлением Администрации Ростовской... | Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол... | ||
Методические рекомендации фтс россии по подготовке заявления о принятии предварительного решения по классификации товаров по единой... | ... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |