Скачать 296.47 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Авторская программа дисциплины: Пожарно-строевая подготовка. для специальности: “ Пожарная безопасность” (3203). (код специальности) УФА 2004
Согласовано: Методист Кильдибекова А.Г. Авторы: Имамутдинов С.А. Садыков Р.Ф. Рецензенты: зам. начальника ГУ “ОГПС-22 РБ МЧС РФ” ____________полковник вн. службы Абдуллин Р.М. председатель ПЦК __________________Шафеев Р.Ю. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 6 Тематический план 9 Содержание дисциплины 13 Перечень практических работ 19 Перечень самостоятельных работ 20 Профессиональная направленность, региональный компонент 22 Список литературы 24 Рецензия На программу дисциплины “Пожарно-строевая подготовка”. Для специальности 3203 Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники. Программа определяет структуру учебной дисциплины, содержит тематический план, планы теоретических и практических занятий. Программа ставит перед учащимися следующие задачи: - формирование профессионального мастерства, высокой технической подготовленности; - развитие физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение поставленных задач; - усвоение основополагающих вопросов о структуре гарнизона пожарной охраны, её должностных лицах; - усвоение нормативных документов, регламентирующих организацию гарнизонной и караульной службы ГПС; - приобретение теоретических и практических навыков в работе с современной пожарной техникой, ПТВ и аварийно-спасательным оборудованием: пожарными рукавами и стволами; немеханизированным и механизированным аварийно-спасательным инструментом; ручными пожарными лестницами; спасательной верёвкой и спасательными средствами при проведении спасения и т.д. В программе уделено достаточное внимание изучению приемов работы с современным пожарно-техническим вооружением, поступающим на вооружение в пожарную охрану, обеспечению безопасности при проведении практических занятий с пожарным оборудованием. Представленная программа дисциплины “Пожарно-строевая подготовка” соответствует поставленной цели – изучить слушателями нормативные и правовые документы, получить практическую подготовку; показать необходимость использования технических средств во всех сферах деятельности пожарной охраны; обеспечить безопасность на занятиях по отработке приёмов боевого развертывания и проведении аварийно-спасательных работ с применение различного пожарного оборудования. Рецензент: Зам. начальника ГУ “ОГПС-22 РБ МЧС РФ” Полковник внутренней службы ______________ Абдуллин Р.М. Рецензия На программу дисциплины “Пожарно-строевая подготовка”, разработанную преподавателями Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники Имамутдиновым С.А. и Садыковым Р.Ф. Программа данной дисциплины содержит пояснительную записку, тематический план, содержание дисциплины, перечень рекомендованной литературы. В пояснительной записке указана цель изучения дисциплины, принадлежность дисциплины к структуре основной профессионально-образовательной программы. В тематическом плане указана последовательность изучения тем программы, приведено распределение учебных часов по темам, уделено внимание самостоятельной работе студентов. Программа рассчитана на 135 часов. Содержание программы соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников вышеназванного учебного заведения. Председатель ПЦК Шафеев Р.Ю. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ДИСЦИПЛИНЕ “ ПОЖАРНО-СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА”. Рабочая программа определяет структуру учебной дисциплины “Пожарно-строевая подготовка”. Программа разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 3203 в УГКР. Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов навыков в работе с современной пожарной техникой, доведение до автоматизма приемов работы с пожарно-техническим вооружением (ПТВ), повышение уровня психологической устойчивости, обобщение и внедрение в практику обучения передовых форм и методов подготовки личного состава подразделений ГПС, обучение правилам охраны труда на пожаре, позволяющих: - сознательно и рационально использовать пожарную технику и оборудование при выполнении аварийно-спасательных работ на пожаре; - правильно организовывать обучение личного состава караулов в подразделениях ГПС. В результате изучения дисциплины студенты должны: Знать: - значение и место пожарно-строевой подготовки в системе боевой подготовки личного состава противопожарной службы МЧС РФ; - уставы, наставления, программы и другие документы, регламентирующие пожарно-строевую подготовку в подразделениях ГПС МЧС РФ; - структуру гарнизона ГПС МЧС Республики Башкортостан; - нормативные документы, регламентирующие гарнизонную и караульную службу; - структуру, содержание форм и методов организации проведения занятий по пожарно-строевой подготовке; - методы формирования, совершенствования, контроля и критерий оценки знаний, умений и навыков; - тактико-технические возможности пожарной техники и оборудования, область их применения; - порядок и сроки испытания пожарно-технического вооружения, состоящего на вооружении подразделений ГПС; - правила охраны труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС РФ. Уметь: - технически правильно выполнять строевые приёмы и действия; - работать с пожарным и аварийно-спасательным инструментом; - методически правильно организовать и проводить в карауле теоретические, практические занятия по пожарно-строевой подготовке; - применять в практике обучения методы формирования, совершенствования, контроля и оценки знаний, умений и навыков; - проверять, анализировать и оценивать качество проведения занятия; - организовать и проводить соревнования по пожарно-спасательному спорту; - оказывать помощь, страховку, исправлять ошибки при обучении и выполнении упражнений. Изучение предмета “Пожарно-строевая подготовка” и достижение сформулированных выше задач базируется на ряде специальных дисциплин, таких как пожарная техника, пожарная тактика и противопожарное водоснабжение. Предметной цикловой комиссии предоставляется право вносить изменения в последовательность изучения разделов и тем программы, не нарушая логичности построения предмета. Основными формами проведения занятий являются: лекции, классно - групповые занятия, практические занятия и самостоятельная подготовка учащихся. Дисциплина “Пожарно-строевая подготовка” состоит из четырёх разделов: I “Организация службы и подготовки личного состава подразделений ГПС” II “Пожарно-строевая подготовка пожарных и отделений” III “Инструкторско-методическая подготовка” IV “Пожарно-спасательный спорт” В I разделе – изучаются нормативные документы, регламентирующие гарнизонную и караульную службу Государственной противопожарной службы МЧС РФ, структура гарнизона пожарной охраны Республики Башкортостан, программа подготовки личного состава и правила охраны труда в подразделениях ГПС МЧС РФ. Во II разделе – изучаются цели и задачи пожарно-строевой подготовки, изучаются и совершенствуются практические навыки работы с пожарно-техническим вооружением и пожарной техникой путем индивидуального обучения в составе отделения и караула со сдачей нормативов. В III разделе – изучаются цели, задачи и содержание методической подготовки, требования к обучению личного состава, методы организации и управление деятельностью обучаемых на занятиях, формы виды занятий и их содержание; методические требования к подготовке и проведению учебно-тренировочных показных и специализированных форм занятий (соревнование по ПСС, прием нормативов), методические требования к составлению планов проведения занятий, методика проверки, анализа оценки знаний, методической подготовленности руководителей. В IV – изучаются, отрабатываются вопросы подготовки, организации и проведения соревнований по пожарно-спасательному спорту, создание из числа студентов игровых коллективов, которые разрабатывают на практике занятия (деловую игру) спортивно техническую документацию и выступают в роли должностных лиц, определенных правилами соревнований. Основной метод обучения – практические занятия, которые носят, как правило, характер комплексной отработки индивидуальных и групповых упражнений. Практические занятия необходимо проводить, разделив учебную группу на две подгруппы в обстановке, приближенной к реальной действительности. На одно практическое занятие рекомендуется планировать 2-3 упражнения. Первоначальное разучивание упражнений в зависимости от их сложности необходимо проводить по элементам, затем отработанные элементы следует объединить в целое. При отработке упражнений большое внимание необходимо уделять вопросам техники безопасности, а при отработке упражнений на учебной башне с использованием страховочных устройств. Изучение предмета завершается сдачей дифференцированного зачета. Оценка слагается из оценок, полученных за знание теоретических вопросов и практическую подготовку. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ “ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА” ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 3203
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ “ПОЖАРНО-СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА”. Раздел №1 Организация службы и подготовки личного состава подразделений ГПС Тема 1. Организация службы подразделений пожарной охраны. Студент должен:
Содержание предмета и его значение в подготовке специалистов для Государственной противопожарной службы. Основные понятия и термины устава службы пожарной охраны. Организация и несение гарнизонной службы. Нештатные службы гарнизона. Должностные лица гарнизона. Организация и несение караульной службы. Должностные лица караула. Проверка гарнизонной и караульной служб. Общие положения боевого устава пожарной охраны. Боевые действия подразделений. Управление боевыми действиями на пожаре. Обязанности, права и ответственность участников тушения пожара.
Тема 2. Программа подготовки личного состава подразделений ГПС. Студент должен:
Порядок организации и содержание обучения сотрудников территориальных, объектовых и специализированных подразделений Государственной противопожарной службы России. Нормативные акты и руководящие документы, регламентирующие особенности организации профессиональной подготовки сотрудников. Задачи, содержание и конкретные сроки обучения личного состава подразделений ГПС.
Раздел № 2 Пожарно-строевая подготовка пожарных и отделений. Тема 3. Современное представление пожарно-строевой подготовки, требования ТБ и Правил по охране труда. Студент должен:
Значение пожарно-строевой подготовки в обеспечении боевой готовности пожарных частей. Навыки прививаемые обучающимся для работы с пожарно-техническим вооружением на учениях и пожарах. Современные требования к профессиональному мастерству и физической натренированности сотрудника ГПС. Требования безопасности в подразделениях Государственной противопожарной службы.
Тема 4. Укладка и надевание боевой одежды и снаряжения. Сбор и выезд по тревоге. Студент должен:
Обучение различным способам укладки боевой одежды и снаряжения, развитие быстроты и ловкости при надевании боевой одежды и снаряжения. Надевание специальной защитной одежды пожарных от повышенных тепловых воздействий (СЛЗ), (ТОК), (ТК-600), (ТК-800). Порядок построения боевого расчета у пожарного автомобиля. Обучение индивидуальным и коллективным действиям при сборе и выезде по тревоге. Изучение сигналов управления, обучение и тренировка связного.
Тема 5. Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями. Студент должен:
Способы укладки пожарных рукавов на автомобиль, виды прокладки рукавных линий и их уборка после работы. Подъем рукавных линий на высоту, работа с пожарными стволами. Обучение правилам защиты и временного ремонта рукавов на пожаре.
Тема 6. Работа с ручными пожарными лестницами. Студент должен:
Обучение приемам переноски, установки ручных лестниц и подъема по ним. По этапное выполнение упражнений. Тренировка в выполнении упражнений на скорость (по нормативам пожарно-строевой подготовки). Требование Правил охраны труда при работе с ручными пожарными лестницами.
Практическая работа: Работа с ручными пожарными лестницами. Тема 7. Работа со спасательной веревкой. Студент должен:
Сматывание спасательной веревки в клубок; закрепление спасательной веревки за конструкцию различными способами; вязка спасательной петли и одевание её на пострадавшего (по нормативам пожарно-строевой подготовки). Вязка узла для подъёма рукавной линии со стволом и шанцевого инструмента на высоту. Самоспасание и спасание. Переноска пострадавшего. Спасание пострадавшего с применением стационарных, выдвижных трехколенных и штурмовых лестниц.
Тема 8. Установка пожарного автомобиля на водоисточник. Студент должен:
Снятие пожарной колонки с автомобиля и установка его на пожарный гидрант. Подача воды от колонки в рукавную линию или в пожарный насос автомобиля. Прекращение подачи воды и закрепление пожарной колонки в отсеке кузова пожарного автомобиля. Установка пожарного автомобиля на гидрант. Действия водителя и пожарного при установке АЦ на гидрант, присоединение всасывающих и напорных рукавов, работа на насосе. Установка автоцистерны на открытый водоем и подача воды в рукавную линию. Требования Правил охраны труда при установке пожарного автомобиля на водоисточник.
Тема 9. Боевое развертывание. Студент должен:
Подготовка к боевому развертыванию, предварительное боевое развертывание и полное боевое развертывание отделения на автоцистерне. Боевое развертывание отделения на мотопомпе. Боевое развертывание в этажи здания. Особенности проведения боевого развертывания в условиях низких температур.
Раздел №3 Инструкторско-методическая подготовка. Тема 10. Инструкторско-методическая подготовка в роли командира отделения и начальника караула. Студент должен:
Принципы обучения личного состава. Сознательность и активность обучающихся, прочность усвоения материала и приобретения навыков, систематичность и последовательность в обучении, доступность обучения, наглядность, практическая необходимость и востребованность изучаемого материала в боевой обстановке реального пожара, систематичность в обучении, единство коллективного и индивидуального подходов. Формы, методы и последовательность обучения. Структура учебного занятия. Обязанности должностных лиц при подготовке и проведении учебных занятий. Инструкторско-методическая подготовка.
Раздел № 4 “Пожарно-прикладные виды спорта”. Тема 11. Пожарно-прикладной спорт в России, международной арене, учебном заведении. Студент должен:
Пожарно-прикладной спорт и его значение в боевой подготовке личного состава Государственной противопожарной службы. Методы выработки специальной выносливости у спортсменов ППВС, подготовки в подготовительный и в соревновательный период. Организация соревнований по пожарно-прикладному спорту. Положение о соревнованиях. Права и обязанности членов судейской команды по ППВС. Создание из числа студентов игровых коллективов, которые разрабатывают на практические занятия (деловую игру) спортивно-техническую документацию и выступают в роли должностных лиц, определенных правилами соревнований по ППС.
Практическая работа: Разработка спортивно-технической документации и выступление в роли должностных лиц, определенных правилами соревнований по ППС. Перечень практических работ.
Перечень самостоятельных работ.
Профессиональная направленность.
Региональный компонент.
ЛИТЕРАТУРАОсновная
Дополнительная 1.Инструкция Порядок применения пенообразователей для тушения пожаров. М., ВНИИПО МВД РФ 1996 г. 2. Инструкции заводов изготовителей по описанию устройства и правил эксплуатации пожарной техники. 3. НПБ, ГОСТы и технические рекомендации на пожарную технику. 4. Безбородько М.Д. и др. Пожарно-техническое вооружение. М., Стройиздат, 1981 г. |
«Пожарно-строевая подготовка» / С. Н. Долматов, В. В. Теребнев, Ю. И. Панков, Л. Ю. Бондаренко, М. В. Бондаренко. – М.: Академия... | Рабочая программа учебной дисциплины мдк. 02. 01 Теоретическая подготовка водителей категории «В» и «С» разработана на основе Федерального... | ||
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального... | Учреждение высшего образования ивановская пожарно-спасательная академия государственной противопожарной службы министерства российской... | ||
Образовательное учреждение высшего образования «ивановская пожарно-спасательная академия государственной противопожарной службы министерства... | Нпо, существенно влияющей на формирование личности и качество профессиональной подготовки выпускника, уровень его мобильности, конкурентоспособности... | ||
Целью освоения дисциплины «Гражданский процесс» является подготовка студентов к различным видам профессиональной деятельности | Методические рекомендации предназначены для лиц, утверждающих программы обучения работников организации в области пожарной безопасности;... | ||
Методические рекомендации предназначены для лиц, утверждающих программы обучения работников организации в области пожарной безопасности;... | Целью освоения дисциплины является предклиническая подготовка, овладение студентами теорией и практикой основных стоматологических... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |