Пояснительная записка к проекту Федерального закона


Скачать 49.66 Kb.
НазваниеПояснительная записка к проекту Федерального закона
ТипПояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона "О двойных и простых складских свидетельствах"

Проект Федерального закона "О двойных и простых складских свидетельствах" призван регулировать весь спектр отношений, возникающих в связи с выдачей, обращением на рынке ценных бумаг и погашением простых складских свидетельств, двойных складских свидетельств и их частей — складского и залогового свидетельств, а также деятельность сертифицированных товарных складов, уполномоченных выдавать складские свидетельства, связанную с выдачей и погашением складских свидетельств.

Вступивший с 1 марта 1996 года в действие Гражданский Кодекс (часть вторая) в главе 47 "Хранение" содержит базовые правовые нормы, характеризующие простое и двойное складское свидетельство. В соответствии со статьей 912 Гражданского Кодекса они являются видом складских документов и в то же время ценными бумагами.

В Гражданском Кодексе указаны обязательные реквизиты простого и двойного складского свидетельства (варранта) (статьи 913, 917), а также некоторые особенности, возникающие при обращении варрантов (статьи 914-916).

Однако нормы Гражданского Кодекса требуют существенных дополнений и конкретизации. Федеральный закон от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" хотя и регламентирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также определяет полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам, регулирует процедуру выпуска и обращения исключительно эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций) и не содержит норм, напрямую относящихся к товарораспорядительным документам, являющимся в соответствии с законодательством Российской Федерации ценными бумагами. Именно в силу данного законодательного пробела всеобщее распространение получила практика выпуска векселей и иных суррогатов. Настоящий проект Федерального закона призван заполнить возникший законодательный пробел. Применение складских свидетельств позволяет товаропроизводителям расширить круг потенциальных покупателей товара за счет продажи складских свидетельств без физического перемещения товара, оптимизировать существующие на предприятии расчетные схемы, осуществить реструктуризацию кредиторской задолженности. Складские свидетельства могут стать ликвидным финансовым инструментом на организованном рынке. Для страховых компаний активное использование в обороте складских свидетельств открывает новые перспективные виды страхования рисков утраты и повреждения товара, хранящегося на складе. Кроме того, складские свидетельства могут использоваться банками в сделках кредитования под залог товаров, хранящихся на сертифицированных товарных складах, что делает такое кредитование максимально обеспеченным. Программа по созданию рынка складских свидетельств может стать центральным пунктом общеэкономической программы по борьбе с неплатежами. Некоторая часть, нереализованных товарных запасов предприятий должна быть переоформлена в простые и двойные складские свидетельства, которые затем могут передаваться поставщикам в счет погашения кредиторской задолженности либо выставляться на продажу и обращаться на организованном рынке. Таким образом, цель создания нового финансового инструмента будет в данной программе иметь второстепенной значение, подчиненное главной политической задаче по купированию и ликвидации платежного кризиса.

В отличие от получивших всеобщее распространение вексельных форм расчетов данная ценная бумага не является денежным суррогатом, обеспечена материальными ценностями, находящимися на хранении, и, как следствие, имеет правовое содержание отличное от содержания использующихся сегодня на рынке взамен денег необеспеченных денежных обязательств.

Выдача складских свидетельств должна осуществляться только товарными складами, получившими сертификат о соответствии предоставления услуг по хранению на отдельные группы товаров.

В соответствии с предложенной концепцией закона, как и в большинстве развитых стран мира, в России обращение складских свидетельств должно происходить в результате взаимодействия:

— лицензированных сертифицированных хранителей (товарных складов, элеваторов)товарных складов;

— владельцев складских свидетельств;

— банков, страховых компаний и профессиональных участников рынка ценных бумаг, специализирующихся на предоставлении соответствующих услуг перечисленным выше юридическим и физическим лицам;

— государства в лице регулирующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

При этом держателями складских свидетельств могут выступать любые юридические и физические лица, к которым эта ценная бумага перешла в результате совершения гражданско-правовых сделок:

— торгово-закупочные компании или профессиональные участники фондового рынка, купившие складские свидетельства для последующей перепродажи;

— перерабатывающие предприятия, купившие складские свидетельства для обеспечения своих нужд;

— банки, получившие складские свидетельства в счет погашения кредита либо в залог в качестве обеспечения исполнения обязательства по возврату кредита;

— государство, принявшее складские свидетельства в счет уплаты налоговых платежей.

Эффективное обращение складских свидетельств должно строиться на доверии его участников к качеству хранения товаров, в отношении которых выданы складские свидетельства, к контролю над обращением складских свидетельств в целях защиты от мошенничества и гарантии исполнения денежного обязательства, в обеспечение которого выдано складское свидетельство. Качество хранения товаров на товарном складе может обеспечиваться сертификацией уполномоченным федеральным органом исполнительной власти услуги по хранению в отношении отдельных групп товаров. Контроль над обращением складских свидетельств должен осуществляться на основании ведения сертифицированным товарным складом реестра складских свидетельств и ведения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти реестра сертифицированных товарных складов.

В мировой практике аналогичные финансовые инструменты активно применяются на протяжении последних ста лет. На развитых зерновых рынках мира, например, в США, успешно работает механизм переуступаемых складских расписок (простых складских свидетельств). Суть этого механизма состоит в том, что зернопроизводитель, поставляя зерно на имеющие государственную лицензию элеваторы, по своему желанию может взамен получить не деньги, а складскую расписку установленного образца, по которой он сохраняет за собой право собственности на сданное зерно и гарантии его сохранности. Взамен владелец элеватора получает гарантии оплаты услуг по хранению зерна либо в денежной, либо в натуральной форме (в виде части сданного на хранение зерна). В дальнейшем переуступаемые складские расписки выступают на рынке зерна в качестве полноценного заменителя реального товара. На развитых рынках мира этот механизм способствует увеличению оборота зерна, уменьшению потерь, связанных с нерациональным хранением зерна, уменьшению затрат на перевозку зерна.

Механизм передачи имущества в залог путем передачи залогового свидетельства может быть применен в процессе урегулирования взаимоотношения государства с предприятиями - неплательщиками налогов. При этом предмет залога легко может быть продан на товарном рынке, путем продажи складского свидетельства.

Принятие Федерального закона "О двойных и простых складских свидетельствах" позволит урегулировать отношения, возникающие в связи с обращением складских свидетельств, и расширить их использование в области кредитования под залог складских свидетельств и их активный оборот на финансовом рынке.






Похожие:

Пояснительная записка к проекту Федерального закона iconПояснительная записка к проекту федерального закона
Проект федерального закона о внесении изменений в статью 48 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального...

Пояснительная записка к проекту Федерального закона iconПояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений...
Целью законопроекта является повышение защиты прав граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов...

Пояснительная записка к проекту Федерального закона iconПояснительная записка к проекту «рекомендаций по сохранению биологического...
...

Пояснительная записка к проекту Федерального закона iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: Федерального...
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273- фз от 29. 12. 2012г

Пояснительная записка к проекту Федерального закона iconПояснительная записка рабочая программа по английскому языку для...
Федерального закона от 29. 12. 2012г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23. 07. 2013)

Пояснительная записка к проекту Федерального закона iconПояснительная записка
Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408 в соответствии с требованиями Федерального закона...

Пояснительная записка к проекту Федерального закона iconПояснительная записка Данная рабочая программа по английскому языку...
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-Ф3

Пояснительная записка к проекту Федерального закона iconПояснительная записка Данная рабочая программа по английскому языку...
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-Ф3

Пояснительная записка к проекту Федерального закона iconПояснительная записка Данная рабочая программа по английскому языку...
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-Ф3

Пояснительная записка к проекту Федерального закона iconМедицинская карта пояснительная записка к техническому проекту
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск