Программа работы с молодыми специалистами в доу. Всегда вперёд, после каждого


Скачать 140.93 Kb.
НазваниеПрограмма работы с молодыми специалистами в доу. Всегда вперёд, после каждого
ТипПрограмма
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида №77»

«Путь к вершине мастерства».

Программа работы с молодыми специалистами в ДОУ.


Всегда вперёд, после каждого

совершённого шага готовиться к следующему,

все помыслы отдавать тому, что ещё

предстоит сделать».

Н.Н. Бурденко.

Пояснительная записка.

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего педагоги, работающие в нем. За последние годы статистика неумолима: педагогический состав дошкольных учреждений стремительно "стареет". В ДОУ работают педагоги с большим стажем работы, для части которых в скором времени будет характерна «усталость от профессии», «эмоциональное выгорание». Отсутствие молодых специалистов с их новыми идеями и знаниями является отрицательным фактором в системе дошкольного образования. Если так и дальше будет продолжаться, то в скором времени в детских садах столкнуться с «кадровым голодом» и подрастающее поколение некому будет воспитывать в соответствии с современными требованиями общества.

На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя.

И поэтому их появление в коллективе – это радость и для руководителя, и для педагогов. В то же время неудовлетворенность некоторых молодых воспитателей своей работой иногда полностью лежит на совести администрации и, прежде всего, заместителя заведующей по воспитательной – образовательной работе.

Вот почему перед руководителями ДОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и (что еще существеннее) удержания их на педагогическом поприще.

Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Мы считаем, что если в управленческой деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, то это позволит недавнему выпускнику вуза:

  • быстро адаптироваться к работе в детском саду;

  • избежать момента неуверенности в собственных силах;

  • наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса;

  • сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике;

  • «почувствовать вкус» профессиональных достижений;

  • раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Те воспитатели, которые в первый год своей работы не получат поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью - испытывают шок. Молодой воспитатель боится собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями, опасается критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуется, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит.

Такой воспитатель не способен ни на какое творчество, ни на какие инновации.
От того, как пройдет период вхождения молодого педагога в профессию, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Каждый руководитель ДОУ, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами.

Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность всех педагогов.

В результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей появилась необходимость в создании в нашем ДОУ Программы работы с молодыми специалистами.
Только при взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
Данная программа направлена на формирование у педагогов убеждений:


  • Чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить.



  • Тот, кто занят воспитанием души ребёнка, должен верить в него.



  • Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается.


Алгоритм Программы

Ожидаемый результат


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.


Цель: помочь молодым воспитателям в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.

Задачи программы:

  • Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей.

  • Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.

  • Проведение мониторинга результативности работы во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.



Адаптационная работа.

Наставничество.


Основные

направления работы


Мотивация самообразования.

Организация

профессиональной

коммуникации




Психологическая адаптация

молодых специалистов в

педагогическом коллективе




Система работы с молодыми педагогами




Составление портфолио молодого специалиста



Условия эффективности работы:


  • Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;

  • Системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;

  • Сочетание теоритических и практических форм;

  • Оценка результатов работы (диагностика развития детей);

  • Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.

II. Поэтапная реализация программы.
Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении.
ЭТАПЫ РАБОТЫ.
I. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ.


  • Педагогическое образование (колледж, ВУЗ, факультет).

  • Теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников).

  • Наличие опыта практической работы с детьми.

  • Ожидаемый результат педагогической деятельности.

  • Выявление положительных и отрицательных черт характера педагога.

Формы и методы:

  • собеседование;

  • интервью;

  • опросники анкеты;

  • наблюдение за организацией воспитательно- образовательного процесса в группе;

  • тренинги.



В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:


Г Р У П П А


III. Воспитатели

со слабо

развитой

мотивации

труда.


I. Воспитатели

имеющие

недостаточную

теоретическую и

практическую

подготовку.


II. Воспитатели с достаточной

теоретической

подготовкой, но

не имеющие

опыта

практической

работы.





Содержание и цели работы


Овладение

навыками

практической

работы с

педагогами, детьми, родителями.


Повышение интереса и

положительного

отношения к

педагогической

деятельности, помочь

осознать свою

профессиональную

значимость, степень

ответственности за

воспитание и обучение

детей.

Усвоение

теоретического

материала,

формирование

навыков

практической работы.


Формы и методы работы


Консультации, семинары-практикумы.

Беседы. Изучение методической литературы.

Взаимопосещения.

Коллективные просмотры педпроцессов.

Анализ педагогических ситуаций.

Дискуссии.

Круглые столы, деловые игры.

Убеждения, поощрения, беседы.




  1. ПРАКТИЧЕСКИЙ.

  • Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;

  • Взаимоподдержка и взаимопомощь;

  • Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;

  • Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;

  • Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;

  • Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;

  • Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;

  • Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия;

  • Разработка индивидуального плана профессионального становления.


Работа с молодыми воспитателями строится с учетом трех аспектов их деятельности:
СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ:

-создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;

-обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;

-обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.

МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ РЕБЕНОК И ЕГО РОДИТЕЛЬ:

формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.

МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ КОЛЛЕГА:

оказание поддержки со стороны коллег.
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагаем, строить с учётом следующих факторов:

  • уровень базового образования;

  • индивидуальных особенностей;

  • уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться);

  • имеют ли практический опыт с детьми.

В современных условиях выпускник вуза, колледжа должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Поэтому, сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.


Под обучением молодых специалистов в ДОУ понимается:

  • обучение педагога на рабочем месте, практика наставничества, участие в работе педагогических объединений;

  • самообразование – самостоятельное изучение образовательной программы, работа по плану саморазвития;

  • обучение на тематических курсах;

  • организация методического сопровождения деятельности молодых специалистов.

В своём профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько ступеней.
I ступень – 1-й год работы (стажировка): самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием.
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
Адаптационная работа включает в себя:


  • Беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого специалиста, знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определение рабочего места;

  • Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;

  • Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя коллективу (выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста);

  • анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);

  • молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т. е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т. д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя;

  • по возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия организацию прогулки детей и т. д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример;

  • дидактическая подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми ;

  • оценка его педагогической деятельности. Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.

  • закрепление педагога-наставника за молодым специалистом; поддержка просто необходима начинающему воспитателю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист;

  • заполнение информационной карты педагога ;

  • составление совместного плана молодого специалиста и наставника;

  • взаимодействие молодых педагогов разных детских садов.

  • самообразование воспитателя – лучшее обучение (выбор методической темы).

ІІ ступень – 2–4-й годы работы (развивающий): процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фиксирует в "Творческой тетради". На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада.

ІІІ ступень – 5–6-й годы работы (становления): складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы

III АНАЛИТИЧЕСКИЙ


  • Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;

  • Динамика профессионального роста.

  • Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей;

  • Самоанализ своей деятельности за прошедший год;

  • Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;

  • Подведение итогов, выводы.


З А К Л Ю Ч Е Н И Е.
Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:


  • Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;

  • Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учёта творческой активности и информационных потребностей педагога;

  • Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;

  • Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;

  • Оценка педагогического труда по результатам;

  • Своевременное обеспечение методической литературой.


У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Школа молодого воспитателя поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте. Никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов».

С.А. Макаренко.


Похожие:

Программа работы с молодыми специалистами в доу. Всегда вперёд, после каждого iconНадеюсь, что эта конференция поможет вам выработать механизмы решения...
Дальнейшее развитие промышленности, как и других отраслей городского хозяйства, безусловно, невозможно без молодежи, без пополнения...

Программа работы с молодыми специалистами в доу. Всегда вперёд, после каждого iconОрганизация работы по диспансеризации детей в доу
Ежегодно дгп организует и контролирует проведение плановых расширенных осмотров детей декретированных возрастов специалистами разных...

Программа работы с молодыми специалистами в доу. Всегда вперёд, после каждого iconПрограмма)разработана на основе общеобразовательной программы доу...
Приказ моин РФ от 17. 10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»....

Программа работы с молодыми специалистами в доу. Всегда вперёд, после каждого iconРабочая программа педагога-психолога «Психологическое сопровождение...
Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса в...

Программа работы с молодыми специалистами в доу. Всегда вперёд, после каждого iconКак составить резюме без опыта работы
Опыт работы в определенной сфере деятельности всегда и везде играет весомую роль при принятии на работу. Но если его нет, тогда это...

Программа работы с молодыми специалистами в доу. Всегда вперёд, после каждого icon«Организация системы работы по обновлению образовательного процесса...
Доу через обновление содержания и организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого в соответствии с фгос...

Программа работы с молодыми специалистами в доу. Всегда вперёд, после каждого iconТом первый
Интуиции, все же, не мог бы реально продвигаться вперед, если бы за ним не стояла ментальная Интуиция, которая позволяет ему сделать...

Программа работы с молодыми специалистами в доу. Всегда вперёд, после каждого iconЖурнал учета работы
Педагог должен иметь журнал на каждую учебную группу, заполнять его после каждого проведенного занятия в соответствие с расписанием,...

Программа работы с молодыми специалистами в доу. Всегда вперёд, после каждого iconБланк заявления
С уставом доу, лицензией на право ведения образовательной деятельности, образовательной программой, реализуемой доу, режимом работы...

Программа работы с молодыми специалистами в доу. Всегда вперёд, после каждого iconПроект коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста «Детство»
Доу; коррекция психических и поведенческих функций детей; информационно-просветительская работа с родителями и педагогами; работа...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск