Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Новгородский государственный университет
имени ярослава мудрого»
Ю.В. Башкирова, В.В. Матвеев
МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Великий Новгород
2009 Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени ярослава мудрого»
Ю.В. Башкирова, В.В. Матвеев
МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ (на примере изучения здорового образа жизни студентов)
Великий Новгород
2009
ББК 60.506я73
Б 33
| Печатается по решению
РИС НовГУ
|
Рецензенты:
кандидат психологических наук, доцент Е.Г.Луковицкая
| Башкирова Ю.В., Матвеев В.В.
| Б 34
| Методы сбора информации в социологических исследованиях (на примере изучения здорового образа жизни студентов) [Текст]: учебно-методическое пособие /Ю.В. Башкирова, В.В. Матвеев; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2009. – 32 с.
|
|
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, изучающих курсы «Прикладная социология», «Статистический анализ социальной информации», «Исследование социально-экономических и политических процессов». Рассматривается логика и порядок операций при работе с количественными и качественными методами сбора информации в ходе социологических исследований. Анализируются основные разновидности этих методов.
Работа адресована студентам педагогических и экономических специальностей.
ББК
© Новгородский государственный
университет им. Ярослава Мудрого, 2009
© Ю. В. Башкирова, В.В. Матвеев, 2009
Предисловие
В последние десятилетия становится все более очевидным, что изучение многих социальных тем требует применения широкого спектра методов сбора данных. Отечественные исследователи долгое время в изучении различных социальных групп использовали такие традиционные методы, как анкетирование, анализ документов, структурированное наблюдение (получившие название количественных методов). Но в последние годы, в исследовательской практике все шире осваивается опыт проведения социологических исследований с использованием методов качественного анализа (например, метода группового интервью) либо сочетания качественных и количественных методов. И хотя исследователи останавливаются обычно на выборе той или иной группы методов, но, как правило, в крупных научных проектах идет комбинирование данных, полученных с помощью качественных и количественных процедур.
Предлагаемые материалы предназначены для студентов, изучающих такие дисциплины, как «Прикладная социология», «Статистический анализ социальной информации», «Исследование социально-экономических и политических процессов». Данные дисциплины уже не один год изучаются студентами психолого-педагогического факультета ИНПО и Института экономики и управления Новгородского университета. В рамках данных дисциплин у студентов формируется умение проводить прикладные исследования, происходит знакомство с методиками сбора данных. Желание усилить научно-методические аспекты процесса сбора информации, привить студентам навыки работы с методом группового интервью и явилось главной задачей, поставленной авторским коллективом данного пособия.
Работа состоит из двух частей. Первая часть посвящена методу анкетного опроса. Во второй части представлены материалы по овладению методом группового интервью. Каждый из методов рассматривается в работе по следующей схеме: сначала дается определение метода, указываются его познавательные возможности и определяются наиболее важные нормативные требования к применению метода. В качестве примеров авторы используют образцы инструментария, применяемые в реальной исследовательской практике лаборатории социологии НовГУ. Специалисты лаборатории уже не один год участвуют в фундаментальном научном исследовании Министерства образования и науки РФ по теме здорового образа жизни студентов и в проведении общеуниверситетского мониторинга в рамках программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
Авторы работы выражают надежду, что представленные материалы будут не только интересны и познавательны всем читающим, но и помогут начинающим исследователям в выборе адекватных методов при изучении явлений социального мира.
|