Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов тема: «Диспансеризация определённых групп взрослого населения»


НазваниеУчебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов тема: «Диспансеризация определённых групп взрослого населения»
страница1/9
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Министерство здравоохранения Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский медицинский техникум»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Тема: «Диспансеризация определённых групп взрослого населения»

ПМ.04.Профилактическая деятельность

МДК 04.01. Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населений

Специальность: Лечебное дело 31.02.01.

2015 год

Рассмотрено на заседании ЦМК Утверждаю зам по УР

«Лечебного дела»

«______» __________20 г. «______»___________20 г.

Составила: Васильева А.Т., преподаватель ПМ.04.Профилактическая деятельность. «Саткинский медицинский техникум».

СОДЕРЖАНИЕ

Методическое пояснение…………………………………………………

4

Сформированные компетенции…………………….…………………...

6

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…

7

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ……………………………………………….….

10

1. 1.Основные цели диспансеризации……………………………………

10

1.2. Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения……………………………………………………....

11

1.3. Этапы диспансеризации…………………………………………..….

14

1.4. Завершение диспансеризации……………………………………….

18

1.5. Вопросы для самоконтроля…………………………………….….

20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

21

2.ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………

22

Приложение №1 Задачи для закрепления материала………………..…

22

Приложение № 2 Эталон ответа к задачам……………………………...

24

Приложение № 3 Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств …………………

26

Приложение № 4Поименный и повозрастной список граждан

терапевтического, в том числе цехового, участка (участка врача общей

практики (семейного врача)) №_________

по состоянию на 1 января 201_ года…………………………………………...

31

Приложение № 5Календарный план-график прохождения диспансеризации гражданамитерапевтического, в том числе цехового, участка (участка врача общей практики(семейного врача)) №_________в 201_ году…………………...

32

Приложение № 6Диспансеризация взрослого населения

(краткая информация для граждан о диспансеризации и порядке ее прохождения)…………………………………………………………………

33

Приложение № 7 Порядок заполнения учетной формы № 131/у

«Карта учета диспансеризации (профилактического медицинского осмотра)»…………………………………………………………………….

35

Приложение № 8Суммарный сердечно-сосудистый риск,

(прогностическое значение и методика определения)…………………………...

37

Приложение № 9 Анкеты на выявление ХНИЗ, факторов риска

их развития, риска потребления алкоголя, наркотических

средств и психотропных веществ без

назначения врача……………………………………………………………...


41

Приложение № 10 Перечень заболеваний (состояний), при

наличии которых устанавливается группа диспансерного

наблюдения врачом-терапевтом……………………………………………………….



51


Методическое пояснение
Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей. Применение необходимых методов обследования, осуществляемых в целях раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения России и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов. Диспансеризация взрослого населения проводится 1 раз в три года, включает всебя универсальное для всех возрастных групп пациентов набора методов иметоды углубленного обследования, предназначенные для раннего выявления наиболее вероятных для данного возраста и пола хронического неинфекционного заболевания.

Регулярная диспансеризация является важнейшей массовой и высокоэффективной медицинской технологией сбережения здоровья и снижения преждевременной смертности населения.

Эта тема очень актуальна на сегодняшний день, так как много людей имеют хронические неинфекционные заболеваниям, являющимися основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации. К таким заболеваниям относятся болезни системы кровообращения (в первую очередь ишемическая болезньсердца и цереброваскулярные заболевания), злокачественные новообразования, сахарный диабет, хронические болезни легких (прежде всего хроническая обструктивная болезньлегких), глаукома. Указанные болезни обуславливают более 80 % всей инвалидности и смертности населения нашей страны. Чрезвычайно важно, что все эти болезни имеют общую структуру факторов риска их развития, причем все они поддаются коррекции.

Методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов «Саткинского медицинского техникума», содержит описание организации проведения диспансеризации населения.

Данноепособие выполняют задачи разъяснения к отдельным пунктам нормативно-правовых документов Минздрава России от 3 февраля 2015 г. № 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

После изучения данного материала студенты должны уметь формулировать задачи диспансеризации, знать содержание работы лечебного учреждения по организации диспансеризации взрослого населения. Овладеть методикой вычисления и анализа показателей диспансеризации, умением сделать выводы и разработать рекомендации по улучшению организации, качества и эффективности диспансеризации.

Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и квалификационных характеристик лечебного дела.

Рекомендовано для самостоятельной подготовки студентов медицинского техникума отделения лечебного дела – 4 курса профессионального модуля ПМ.04.Профилактическая деятельность.

На данную тему по учебному плану выделено 9 часов максимальной нагрузки: 6 часов обязательной аудиторной нагрузки и 3 часа самостоятельной работы студентов.

Предлагаемый материал предназначен для самостоятельной подготовки к занятию по теме: «Диспансеризация населения».
По теме: «Диспансеризация населения» студент должен

Знать:

- особенности организации диспансеризации и роль фельдшера в ее проведении;

- порядок организации и проведения диспансерного наблюдения взрослого населения;

- этапы диспансеризации;

- доврачебные осмотры как первый этап диспансеризации;

- роль и значение диспансерного наблюдения, принципы организации групп диспансерного наблюдения;

- группы диспансерного наблюдения при различной патологии;

- формирования диспансерных групп;

-изучение методики распределения по группам диспансерного учета, периодичности диспансерного наблюдения и объема обследования;

-применение норм и принципов профессиональной этики при осуществлении диспансеризации. 
После изучения данного материала обучающийся должен:

Уметь:

- организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении;

- осуществлять диспансерное наблюдение за пациентами;

- оформлять документации групп диспансерного учета;

- определять группы риска развития различных заболеваний;

- определять суммарный сердечносо-судистый риск;

-осуществлять скрининговую диагностику при проведении диспансеризации населения.

Результатом изучение данной темы должны быть сформированы следующие компетенции.


Код

Наименование результата обучения

Результат

ПК 4.1. 

Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении

+

ПК 4.4. 

Проводить диагностику групп здоровья

+

ПК 4.6. 

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья




ПК 4.9. 

Оформлять медицинскую документацию различных возрастных групп населения.

+

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

+

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

+

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

+

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

+

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

+

ОК 7

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

+

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

+

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

+

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

+


ВВЕДЕНИЕ
Диспансеризация — это система медицинских мероприятий направленная на диагностику, лечение и профилактику заболеваний населения. Он был предложен еще в начале 19 века и происходит от французского "избавлять", "освобождать". Первоначально диспансеризация понималась как принцип учета и наблюдения за группой людей с различными заболеваниями или коллективами здоровых людей, затем смысл его расширился.

В нашей странедиспансеризация имеет многолетнюю историю. Программа всеобщей диспансеризации населения была принята в 1986 г. (приказ МЗ СССР от 30.05.1986 г., № 770), согласно которой в поликлиниках были созданы отделения и кабинеты профилактики, увеличена численность участковых врачей и педиатров, улучшено лабораторно-инструментальное оснащение. По результатам диспансеризации рекомендовалось выделять группы здоровых, практически здоровых и больных. Впервые указывалось, что в каждой из вышеперечисленных групп следует учитывать лиц сфакторами риска возникновения определенных заболеваний (производственного, бытового, генетического характера) и давались рекомендации по их диспансерномунаблюдению.

Однако запланированное ежегодное всеобщее обследование населения не было достаточно обосновано с позиции ресурсного и организационного обеспечения и оказалось весьма затратным, в значительной степени затрудняющим текущую работу поликлиник и в конечном итоге недостаточно эффективным. От участия вдиспансеризации практически был отстранен участковый врач, поскольку он не нес достаточной ответственности за ее проведение. Организация диспансеризации, контроль ее проведения, учет и анализ результатов - все это было возложено на отделения (кабинеты) профилактики. Отсутствие необходимого уровня ответственности и прямой заинтересованности в результатах диспансеризации участкового врача является основным и очень серьезным недостатком не только советской системы диспансеризации, но и организованной в последние годы дополнительной диспансеризации работающихграждан.

Опыт проведения дополнительной диспансеризации работающего населения, стартовавшей в нашей стране с 2006 года по месту работы граждан, показал, что отказ от участково-территориального принципа ее организации привел к тому, что медицинские осмотры работающих не стали реальным способом контроля за их здоровьем, поскольку в большинстве случаев диспансеризация заключалась только в обследовании и выявлении болезней без реализации последующего комплекса лечебно-профилактических и реабилитационных мер.

С учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта, исходя из реальных возможностей государства и существующей системы здравоохранения в 2012 г. была разработана принципиально новая система всеобщей диспансеризации населения, которая позволила обеспечить устойчивое ее функционирование, не нарушающее повседневный режим работы амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения) при непосредственном участии и личной ответственности участкового врача (фельдшера) за ее результаты. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 1006н "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 апреля 2013 г. Регистрационный N 27930), разработанная система диспансеризации введена в действие на всей территории страны.

В течение 2012-2013 годов диспансеризации прошло более 40 млн. взрослых граждан России, в ее осуществлении приняло участие более 3 тыс. медицинских организаций и десятки тысяч медицинских работников. Накоплен и обобщен большой опыт проведения диспансеризации, выявлен и ряд недостатков, к наиболее существенным, из которых в первую очередь относятся:

- избыточное проведение исследований на выявление злокачественных новообразований у граждан старших возрастных групп, когда существующие научные исследования, проведенные в последние годы, не подтверждают их клинико- экономическую эффективность и целесообразность;

- отсутствие в программе диспансеризации обследования граждан старших возрастных групп на выявление у них инвалидизирующих заболеваний органа зрения и слуха, тяжелой сердечной недостаточности, ограничений движений и самообслуживания, депрессивных расстройств, рекомендованных к проведению всемирной организацией здравоохранения;

- большой и недостаточно обоснованный объем учетно-отчетной документации по диспансеризации, оформление которой требует отвлечения больших сил и средств.

Устранение указанных недостатков и оптимизация объема обследования, входящего в программу диспансеризации явилась предметом обсуждения шести заседаниях профильной комиссии Минздрава России по медицинской профилактике, двух конгрессов терапевтов (2013 и 2014), национального конгресса кардиологов (2014), а также двух всероссийских конференций «Неинфекционные заболевания и здоровье населения России» (2013 и 2014) и др. Оптимизации онкологического компонента диспансеризации были посвящены многочисленные сессии конгресса онкологов (2014), два совместных круглых стола онкологов, онкоурологов и колопроктологов с участием ведущих специалистов по скринингу Европы и США (2014 и 2015).

Подготовленный рабочей группой Минздрава России проект изменений Порядка проведения диспансеризации взрослого населения прошел широкое общественное обсуждение, в котором приняли участие Комитет Государственной Думы по охране здоровья и Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению; Общественная палата Российской Федерации (29 октября 2013 г. провела общественные слушания на тему:"Диспансеризация и здоровый образ жизни"); Национальная медицинская палата (представила более 60 предложений по совершенствованию Порядка); известные общественные организации «ЛИГА ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ», «ОПОРА РОССИИ», «ОПОРА ЗДОРОВЬЯ» «ЗА ЗДОРОВУЮ РОССИЮ» и др.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов тема: «Диспансеризация определённых групп взрослого населения» iconДиспансеризация определенных групп взрослого населения
Когда мы здоровы, мир вокруг играет яркими красками. Хочется жить, творить, заботиться о своих близких

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов тема: «Диспансеризация определённых групп взрослого населения» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки и отработки мануальных навыков сестринской практики в условиях...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов тема: «Диспансеризация определённых групп взрослого населения» iconПроведения диспансеризации определенных групп взрослого населения
Настоящий Порядок регулирует вопросы, связанные с проведением в медицинских организациях диспансеризации следующих групп взрослого...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов тема: «Диспансеризация определённых групп взрослого населения» iconАналитическая записка о мероприятиях диспансеризации определенных...
Диспансеризация, профосмотры и диспансерное наблюдение являются 3 и 4 элементами из пяти российской модели единой профилактической...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов тема: «Диспансеризация определённых групп взрослого населения» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов О. А. Нечаева
Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060101...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов тема: «Диспансеризация определённых групп взрослого населения» iconЦена за единицу изм., руб
Сводный талон амбулаторного пациента для учета диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов тема: «Диспансеризация определённых групп взрослого населения» iconУчебно-методическое пособие для выполнения самостоятельной работы...
Печатается по решению редакционно-издательского совета фгбоу впо «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов тема: «Диспансеризация определённых групп взрослого населения» iconДоговорная документация туристских предприятий Учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов специальности 230500 «Социально-культурный...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов тема: «Диспансеризация определённых групп взрослого населения» iconУчебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы...
Учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы

Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов тема: «Диспансеризация определённых групп взрослого населения» iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий (Практикум)
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов, обучающихся в Юридическом институте Сибирского федерального университета...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск