Информация по подготовке к обследованию и категорированию
мест массового пребывания людей По состоянию на 26.01.2016 г. на территории МО «Город Астрахань» располагается 614 мест массового пребыванию людей (далее – ММПЛ).
В том числе:
Кировский район – 220;
Ленинский район – 160;
Трусовский район – 92;
Советский район – 142.
Указанные места были закреплены в данном статусе Постановлением Главы МО «Город Астрахань» за № 01-мо от 25.01.2016 г., подготовленному, в свою очередь, в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) (далее – Требования)».
В соответствии с пунктом 3 Требований организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности ММПЛ осуществляются в том числе и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие ММПЛ.
Указанное положение корреспондирует пункту 3 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования относится к вопросам местного значения (пункт 7.1 статьи 14, пункт 6.1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Одним из начальных этапов указанной работы, основой для дальнейшей разработки Паспорта безопасности является процесс присвоения ММПЛ категории.
Под категорированием ММПЛ понимается отнесение его к определенной категории с учетом степени угрозы совершения на нем террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта (абзац 1 пункта 6 Правил разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов, далее - Правила).
Целью категорирования является установление дифференцированных требований к обеспечению безопасности ММПЛ.
В этих целях Постановление Главы МО «Город Астрахань» за № 02-мо от 02 сентября 2015 г. была образована Межведомственная комиссия по обследованию мест массового пребывания людей на территории муниципального образования «Город Астрахань» (далее – Комиссия), которая:
- обследует и категорирует ММПЛ;
составляет акты обследования и категорирования ММПЛ;
составляет паспорт безопасности ММПЛ и проводит его актуализацию;
осуществляет плановые и внеплановые проверки выполнения требований к антитеррористической защищенности ММПЛ;
вносит предложения правообладателю по совершенствованию мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности ММПЛ и устранению выявленных недостатков;
привлекает, при необходимости, к работе представителей собственников объектов, которые располагаются в границах ММПЛ либо в непосредственной близости к нему.
В ходе проведения обследования и категорирования ММПЛ определяется:
расположение на местности;
занимаемая площадь;
конфигурация периметра: общая протяженность и протяженность линейных участков (участков прямой видимости);
режим работы, наличие пропускного и внутриобъектового режимов и их обеспечение;
наличие потенциально опасных участков и критических элементов;
характеристика непосредственно прилегающей местности, наиболее вероятные пути проникновения посторонних лиц;
характеристика имеющихся инженерно-технических средств охраны и их состояние (ограждение, видеонаблюдение, оповещение и управление эвакуацией, освещение, охранная сигнализация, пожарная сигнализация и другое).
В этой связи управлением координации деятельности по обеспечению общественной безопасности администрации МО «Город Астрахань» были разработаны проекты актов «Обследования места (объекта) массового пребывания людей» и «Обследования и категорирования места (объекта) массового пребывания людей» (прилагаются). Следует отметить, что разработка типовой формы акта обследования и категорирования ММПЛ не предусмотрена Правилами, а форма акта не регламентирована нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Разработка двух актов обусловлено следующими причинами:
- наличием значительного количества ММПЛ на территории города Астрахани;
- необходимостью проведения качественного и всестороннего обследования ММПЛ;
- качественного устранения собственником ММПЛ выявленных недостатков;
- максимального отображения в акте всех требований, изложенных в Требованиях.
Указанное решение было принято на совещании, состоявшемся 29.01.2016 г. в администрации МО «Город Астрахань», в котором приняли участие представители всех заинтересованных структур и ведомств и, в настоящее время, нуждается в закреплении решением комиссии.
Кроме того, в целях ускорения процесса категорирования, предложено сформировать из числа специалистов служб и ведомств, входящих в состав Комиссии, рабочие группы (всего четыре), сотрудники которых бы осуществляли осмотр ММПЛ с составлением акта осмотра, на основе которого затем будет составляться Акт осмотра и категорирования (подписывается членами Комиссии), который, после утверждения его Главой администрации МО «Город Астрахань», включится в Паспорт безопасности.
Также, в целях оптимизации процесса категорирования считаем целесообразным:
- главам администраций районов г.Астрахани, совместно с управлением координации деятельности по обеспечению общественной безопасности, собрать собственников ММПМ (отдельно в каждом районе) с целью ознакомления оных с порядком, временем и местом проведения категорирования.
Управлению координации деятельности по обеспечению общественной безопасности:
- разместить на сайте МО «Город Астрахань» информационно-справочные материалы по осуществлению процесса категорирования и подготовки Паспортов безопасности;
- разработать график проведения категорирования по районам города;
- разместить на сайте МО «Город Астрахань» утверждённые образцы актов для заполнения собственниками ММПЛ разделов согласно их компетенции.
Информация о методах и формах проведения расчёта
количества людей на ММПМ Мониторинг одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории ММПЛ Определяется эмпирическим путем и не требует разработки методики проведения мониторинга. Подсчет количества людей в течение нескольких дней дает представление о средней ежедневной численности посетителей ММПЛ, который является одной из составляющих при осуществлении категорирования этого ММПЛ.
Систему наблюдений, осуществляемых комиссией на постоянной основе (не менее 3-х дней) посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации о наполняемости (количестве людей в определенное время) и пропускной способности указанных мест.
При сборе данных по мониторингу могут применяться фотоэлектронные световые барьеры, акустические сенсорные напольные панели, радарные установки, фото- и видеокамеры, аэрофотосъемка, турникеты, счетчики, инфографические счетчики и другие технические устройства.
Первичный мониторинг может проводиться собственником ММПЛ с предоставлением в дальнейшем указанных данных в распоряжение Комиссии с приложением подтверждающих документов. Плановое максимальное количество людей Применяя на практике пункт 11 Требований, следует учитывать плановое максимальное количество людей в соответствии с техническими характеристиками ММПЛ, максимальное фактическое количество людей в рабочий, выходной и праздничный день.
Плановое максимальное количество людей определяется исходя из специфики ММПЛ с учетом действующих правил и стандартов, например «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утвержден приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. № 820), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390.
Так, если принимать площадь, занимаемой одним человеком, равной 0,5 м2, на территории площадью 50 м2 одновременно могут находиться при определенных условиях, например, при проведении культурно-зрелищного мероприятия (без учета занимаемой площади под сцену и другие объекты), 100 человек. Пропускная способность ММПЛ
Пропускная способность ММПЛ определяется с учетом его площади, а также скорости и плотности потока людей. При этом скорость и плотность
средние (от 3 до 5 км/час и 1 чел/м2 соответственно) и высокие (свыше 5 км/час и более 2 чел/м соответственно).
Таким образом по территории шириной 2 м и длиной 25 м (площадь 50 м2) со средней скоростью (4 км/ч) и при средней плотности (1 чел/м2) за одну минуту пройдет 132 человека, при этом одновременно будет находиться 50 человек максимально.
Уважаемые члены Комиссии! |