Факультет физической культуры и спорта


НазваниеФакультет физической культуры и спорта
страница1/7
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Т. Г. ШЕВЧЕНКО

Факультет физической культуры и спорта


Кафедра спортивных игр




Учебно-методическое пособие

для студентов факультета физической культуры и спорта

Тирасполь

2010



УДК 796.323(076.5)

ББК 4515.66р30я73-5

П 69


Практикум по баскетболу. Учебно-методическое пособие для студентов факультета ФК и С / Составители: Ю.Н. Емельянова, О.А. Хмырова, А.А. Курылёв, Тирасполь, 2010. – 76 с.
Рецензенты:

Т.Н. Тимуш, доцент кафедры спортивных игр ПГУ им. Т.Г. Шевченко

В.В. Абрамова, к.п.н., доцент кафедры гимнастики и спортивных единоборств ПГУ им. Т.Г. Шевченко
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом и современным требованиями к подготовке специалистов в сфере физической культуры и спорта. Пособие отражает следующие направления в подготовке специалистов по специальности 033100: особенности методики обучения технике и тактике спортивных игр и проведения занятия по баскетболу, учебные задания и рекомендации по их выполнению.

В пособии также кратко раскрываются основные понятия теории баскетбола – история, основы техники и тактики игры, физической подготовки и правила игры. В работе представлено содержание самостоятельной работы по дисциплине «Баскетбол» с заданиями по изучаемым темам, образцы конспектов, наглядно-практический материал.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультета физической культуры и спорта.


Утверждено и рекомендовано к печати Научно-методическим Советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко

© Емельянова Ю.Н., Хмырова О.А.,

А.А. Курылёв, составители

ВВЕДЕНИЕ

Практикум по баскетболу включает в себя основные теоретические сведения, необходимые для профессионально-педагогической деятельности, рисунки, таблицы и учебные задания. Работа с пособием заключается во внимательном изучении теоретического материала, который является основой для дальнейших действий и выполнении учебных заданий в виде заполнения таблиц и разработки учебной документации. Содержание практикума соответствует требованиям государственного стандарта по ДПП и составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Баскетбол».

Для выполнения заданий в практикуме необходимо не только изучить теоретический материал, представленный в пособии, но и обратиться к рекомендуемому списку литературу, конспекту лекций. Работа по практикуму выполняется в тетради по образцам представленным в пособии. Рисунки изучаемых специальных и подводящих упражнений можно копировать и вклеивать в рабочую тетрадь, все остальные задания должны быть выполнены шариковой ручкой.

Студенты во время изучения дисциплины «Баскетбол» должны:

-получить основные сведения по истории возникновения и развития игры, основам техники и тактики

-изучить средства и методы обучения технике и тактике игры, особенности организации и проведения подготовительной части урока по баскетболу, основы методики воспитания физических качеств баскетболистов, правила игры.

-научиться использовать приобретенные знания в решении конкретных педагогических задач физического воспитания школьников различного возраста;

-приобрести навыки самостоятельной работы с научно-методической литературой и научиться составлять учебную документацию;

-освоить технику специальных и подводящих баскетбольных упражнений;

-овладеть умениями и навыками обучения технике и тактике игры в баскетбол;

-познакомиться с некоторыми научно-исследовательскими методами;

-овладеть навыком поиска более эффективных методов воспитания и обучения учащихся в процессе занятий физической культурой.

Для занятий баскетболом, студенты должны иметь короткую форму (шорты и футболки) и спортивную обувь.

ТЕМА I. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БАСКЕТБОЛА

Кратко о баскетболе можно сказать, что это спортивная командная игра, в которой игроки забрасывают мяч в "корзину", состоящую из кольца с сеткой внизу. Она находится на высоте чуть более 3 метров от пола (10 футов). Большинство попаданий оценивается двумя очками. Удачные броски из-за полукруга – 6,25 метра от корзины приносят три очка. Если счет остается ничейным после окончания основного игрового времени, назначаются дополнительные пятиминутки.

Родиной баскетбола являются Соединенные Штаты Америки. Игра была придумана в 1891 году в учебном центре Христианской молодежной ассоциации в Спрингфилде, штат Массачусетс. Чтобы оживить уроки по гимнастике, молодой преподаватель, уроженец Канады, доктор Джеймс Нейсмит придумал новую игру. Он прикрепил к перилам балкона две фруктовые корзины без дна, в которые нужно было забрасывать футбольный мяч (basket – корзина, ball – мяч). Через год Д. Нейсмит разработал первые 13 пунктов баскетбольных правил. Почти первые же матчи по этим правилам вызвали и первые их изменения. Болельщики на балконах ловили улетавшие мячи и пытались их забросить в корзину противника, поэтому появляются щиты, которые стали защитой корзины. Уже в 1893г. появляются железные кольца с сеткой. Новая игра оказалась настолько интересной и динамичной, что в 1894г. в США были изданы первые официальные правила. Баскетбол из США проникает сначала на Восток - Японию, Китай, Филиппины, а также в Европу, Южную Америку. Через 10 лет на Олимпийских играх в Сент-Луисе (США) американцы организовали показательный турнир между командами нескольких городов. Баскетбол был показательным также на Олимпиадах 1924, 1928 гг.

В двадцатые годы начинают активно создаваться национальные федерации баскетбола, проводятся первые международные встречи. Так в 1919г. состоялся баскетбольный турнир между армейскими командами США, Италии и Франции. В 1923г. во Франции проводится первый международный женский турнир. Участие в нем приняли команды трех стран: Англии, Италии, США. Игра завоевывает все большую популярность и признание в мире, и в 1932г. была создана Международная федерация баскетбола (FIBA). В ее первом составе 8 стран – Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния, Швеция, Чехословакия. В 1935 году Международный Олимпийский Комитет вынес решение о признании баскетбола олимпийским видом спорта. В 1936г. на Олимпийских играх в Берлине в программе появился баскетбол. Почетным гостем игр был Д. Нейсмит – создатель этой игры. В баскетбольном турнире участвовали команды 21 страны. Матчи проводились на открытых теннисных площадках. Во время этой Олимпиады состоялся первый конгресс ФИБА, где были рассмотрены существующие и приняты единые международные правила игры.

В первой половине пятидесятых баскетбол стал терять присущую ему остроту борьбы. Потребовалось внести в правила целый ряд изменений и дополнений для ее активизации. Наиболее важными из них тогда были: ведение правила 30 секунд (команда, владеющая мячом, обязана в пределах этого времени бросить мяч в корзину) и расширение площади зоны, в которой игрокам нападения не разрешалось находиться более трех секунд.

Надо сказать, что баскетбольные правила уточняются и дополняются постоянно.

Датой зарождения баскетбола в России считается 1906г. Место рождения – Петербург, спортивное общество «Маяк». Гимнасты этого общества создали первые баскетбольные команды, затем команды появились в обществе "Богатырь", некоторых других. Но до Октябрьской революции 1917года эта игра культивировалась практически только в столице России – Петербурге. Новая жизнь баскетбола в России начинается в начале двадцатых годов. Как самостоятельный предмет баскетбол вводится сначала в Главной военной школе физического образования трудящихся, а чуть позже - в Московском институте физической культуры. Выпускники этих учебных заведений стали первыми специалистами по баскетболу в нашей стране.

Первым первенством страны принято считать турнир баскетболистов, состоявшийся в 1923г. на Первом Всесоюзном празднике физкультуры. В этом же 1923г. появились в СССР и первые официальные правила.

Второй раз первенство СССР было разыграно в 1924г., а третьим считается турнир на Всесоюзной спартакиаде 1928г. Только с 1934г. первенство СССР по баскетболу стало проводиться ежегодно.

В 1940г. к СССР были присоединены страны Прибалтики. В этих странах баскетбол был традиционно силен, эти команды имели большой опыт проведения международных встреч. Школа, стиль баскетбола этих стран, несомненно, оказали большое влияние на его развитие в СССР.

В 1946г. Всесоюзная баскетбольная секция была принята в члены ФИБА, а годом позже мужская сборная страны впервые приняла участие в V первенстве Европы и стала чемпионом.

На первом своем чемпионате мира в 1959г. мужская команда СССР выиграла все встречи, но ей не был присужден титул чемпионов мира из-за отказа играть со страной Тайвань.

Первый женский турнир по баскетболу на Олимпийских играх состоялся в 1976г. Чемпионами олимпийских игр стали: 1976г. – СССР, 1980г. – СССР, 1984г. – США, 1988г. – США, 1992г. – объединенная команда независимых государств (СНГ), 1996г. – США.

Сильнейшими баскетболистами планеты являются спортсмены США. Дважды становилась олимпийскими чемпионами мужская сборная СССР (1972г.,1988г.) и один раз сборная Югославии (1980г.). Все остальные победы на олимпийских играх с 1936г. у американской мужской сборной. Их проигрыши за последнее десятилетие можно пересчитать по пальцам: проигрыш мужчин на Панамериканских играх 1987 г., Олимпиаде – 88, Играх Доброй Воли 1990г. и Панамериканских играх 1991г., неудачи женщин на Олимпиаде – 92 и чемпионате мира 1994г.

После введения новых правил, по которым в соревнованиях могут участвовать профессионалы, к Олимпийским играм 1992г. американцы собрали в свою сборную первую коллекцию звезд Национальной баскетбольной ассоциации. Эта команда получила в Америке название «Dream Team» – «команда мечты». Эта первая «команда мечты» с Майклом Джорданом, Мэджиком Джонсоном, Чарльзом Баркли и Ларри Бердом победила на играх в Барселоне с преимуществом более чем в 40 очков.

Вторая «команда мечты» выиграла чемпионат мира 1994г. «Команда мечты» III стала чемпионом Олимпиады – 96г. в Атланте.

Женская баскетбольная команда США после проигрыша на Играх 1992г. вернула в 1996г. себе титул олимпийского чемпиона.

Специалисты баскетбола считают, что в будущем приоритет получат игры сложные, быстрые, красивые. К таким относится и баскетбол, где есть главное – результативность, непредсказуемость, зрелищность.
Задание 1: пользуясь литературой отметить в хронологическом порядке (таблица 1):

  • год и место появления игры в современном мире;

  • имя родоначальника баскетбола;

  • первые правила баскетбола;

  • этапы эволюции игры и правил до наших дней;

  • знаменательные вехи в истории игры с указанием дат;

  • история развития баскетбола в России и Молдавии, ПМР.

Примечание: обязательно указать победителей чемпионатов мира, Европы и олимпийских игр на текущий момент.

Таблица 1

Год

Историческое событие

1891

Первая игра состоялась в Спрингфилдском колледже (США), под руководством Джеймса Нейсмита

1892

Игра получила название basketball (англ.) – корзина и мяч






2007

Победители Чемпионата Европы среди мужских команд – Россия

2007

Победители Евролиги – БК ЦСКА (Россия)

2008

Олимпийскими чемпионами стали мужская и женская сборные США

ТЕМА II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

ЗАНЯТИЯ ПО БАСКЕТБОЛУ

Каждое занятие по баскетболу должно отвечать следующим требованиям:

  • содержать общие и частные задачи;

  • иметь правильную методическую направленность;

  • носить воспитывающий характер;

  • учитывать особенности занимающихся (пол, возраст, уровень подготовленности);

  • содержать упражнения, направленные на всесторонне развитие учащихся;

  • быть интересным для обучаемых;

  • иметь целостность и законченность и сочетаться с предыдущими и последующими занятиями.

Лабораторное занятие по баскетболу на факультете физической культуры и спорта состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность занятия 80 минут.

Подготовительная часть (15-20 минут):

Основная цель – функциональная подготовка организма к нагрузкам и работе в основной части занятия.

Задачи подготовительной части:

  1. научиться составлять и проводить комплексы разминочных упражнений с учетом особенностей организации урока по баскетболу в школе;

  2. способствовать формированию у студентов организаторских навыков.

Основные средства – строевые, беговые, общеразвивающие (ОРУ) упражнения (на месте, в движении, с предметами, в парах).

Способ организации – фронтальный.

Занятие начинается с построения и выполнения строевых приемов (по программе) необходимых для организации учащихся. Далее необходимо выполнить 2-3 упражнения, способствующих формированию правильной осанки (в ходьбе или на стоя месте). Перед комплексом ОРУ выполняются беговые упражнения с целью разогревания организма. Желательно, чтобы беговые упражнения включали в себя элементы техники перемещений в баскетболе и выполнялись в высоком темпе. Обычно выполняется 4-6 упражнений по боковой стороне зала или по диагонали, по 1-2 серии.

При планировании и проведении комплекса ОРУ рекомендуется придерживаться следующих принципов:

  1. разминка проводится сверху вниз путем поочередного воздействия на основные мышечные группы и постоянного увеличения нагрузки: потягивания; упражнения для рук и пояса верхних конечностей; упражнения для туловища и ног; прыжки; дыхательные упражнения и упражнения на расслабления;

  2. подбор упражнений должен соответствовать задачам основной части занятия;

  3. в комплекс должны входить 6-8 упражнений различной направленности. Простые упражнения (на 4 счета) повторять не менее 6-8 раз; сложные упражнения (на 8 и более счетов) повторять 4-8 раз

Основная часть (50-55 минут).

Основная цель – познакомить студентов с методикой обучения технике и тактике игры в баскетбол.

Задачи:

  1. изучить основы техники игры в баскетбол;

  2. ознакомиться с тактикой игры.

Основные средства – подводящие и специальные упражнения; подвижные игры с элементами техники игры.

Способы организации – фронтальный, поточный,

Заключительная часть (5-7 минут).

Основная цель – снижение нагрузки и восстановление организма занимающихся.

Основные средства: упражнения на восстановление, расслабление и гибкость; подвижные игры на внимание.

Задание 2: составьте план-конспект и проведите подготовительную часть урока по баскетболу:

Образец

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ КОНСПЕКТА

План-конспект подготовительной части урока

по баскетболу

студента ___________________группы

_____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)


МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:________________

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: ________________

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:__________________

ИНВЕНТАРЬ: _________________________

Таблица 2


Часть

урока

СОДЕРЖАНИЕ

Дозировка

Организационно-методические указания1

(ОМУ)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 10-12 мин.

  1. Построение

  2. Сообщение задачи урока

  3. Строевые приемы (повороты на месте или в движении)

15-20с

15-20с

15-20с


В шеренгу по 1-му, в правом верхнем углу зала. Указать команды.
Соблюдать дистанцию

4. Ходьба, разновидности ходьбы или упражнения на коррекцию осанки (3-4 упр.)

Пример:

-ходьба на носках, руки вверх


1 мин.


15-20с или 0,5 круга

Посмотреть на пальцы рук, руки в локтях не сгибать


В среднем темпе, пружинящим шагом на передней части стопы

По свистку поворот на 180о и ускорение в обратную сторону
Ноги в коленях не сгибать, коснуться пальцами пола

  1. Бег и различные перемещения (3-5 упр.)

Пример:

- бег

-бег с изменением направления


до 2-х мин.
2 круга

2 круга

  1. Комплекс ОРУ (на месте, в движении, с предметами, в парах) 8-10 упражнений

Пример:

И.П. стойка ноги врозь, руки на поясе

1–2 наклон к правой

3–4 наклон

5–6 наклон к правой

7–8 И.П.

7-8 мин.


6-8 раз



Примечание: дозировка указывается к каждому упражнению (в метрах, кол-во раз или время).

* Если вы не можете выполнить задания по составлению конспекта, советуем вам: 1) провести наблюдение в спортивном зале за разминкой, проводимой преподавателем или другими студентами; б) обратиться за консультацией к преподавателю; в) найти необходимые упражнения к литературных источниках2

Задание 3: оцените проведение подготовительной части урока по 5-бальной системе (табл.3.)

Фамилии проводящих
Критерии оценки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Знание команд и умение четко их произносить




























2. Объяснение упражнение и владение терминологией




























3. Показ упражнения




























4. Логическая последовательность упражнений




























5. Дозировка упражнений




























6. Выбор места преподавателя в ходе П.Ч.




























7. Требовательность к занимающимся при выполнении упражнений




























8. Методические указания – своевременность и правильность подачи




























9. Владение голосом и интонацией




























10. Внешний вид, манера держаться




























Итоговая оценка (сумма баллов)



























  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Факультет физической культуры и спорта iconФизической культуры и спорта
...

Факультет физической культуры и спорта iconНаучно-исследовательский институт проблем физической культуры и спорта
...

Факультет физической культуры и спорта iconПриказ об утверждении Положения о порядке аттестации работников физической культуры и спорта
Приказов Министерства спорта Российской Федерации от 24 октября 2012 года №324 «О признании утратившими силу некоторых ведомственных...

Факультет физической культуры и спорта iconО проведении спортивных
Сургут», в рамках муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014 – 2030 годы», утвер-жденной...

Факультет физической культуры и спорта iconРешение об инициализации проекта
Фцп «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2011 годы» и на выделение финансирования из средств областного...

Факультет физической культуры и спорта iconЛубышева Л. И. Л 82 Социология физической культуры и спорта: Учеб посо­бие
...

Факультет физической культуры и спорта iconСтратеги я развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта,...

Факультет физической культуры и спорта iconО федеральной целевой программе «развитие физической культуры и спорта...
...

Факультет физической культуры и спорта iconМинистр по физической культуре и спорту
«гто» отдела физической культуры, студенческого спорта и взаимодействия со спортивными федерациями министерства по физической культуре...

Факультет физической культуры и спорта iconПервый заместитель Министра физической культуры и спорта Московской области
Начальник управления по физической культуре, спорту и работе с молодежью Истринского района

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск