Зарегистрирована в составе
учебного плана __13\2872\1
«__22___» _____04_____ 2015
Зам начальника УОП
(ГригорьеваИ.В.)
Санкт-Петербургский государственный университет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_______________________________________________________________
| учебной дисциплины
Публичные ценности и политическое управление Public Values and Political Governance
Язык(и) обучения
русский
| Трудоёмкость (границы трудоёмкости) в зачетных единицах: 7
Регистрационный номер рабочей программы: 044732
Санкт-Петербург
2013
Раздел 1. Характеристики учебных занятий
1.1. Цели и задачи учебных занятий Целью изучения дисциплины является формирование у аспирантов знаний и навыков, связанных с процессом формирования публичных ценностей и их роли в современном политическом управлении. Задачи курса:
раскрыть суть аксиологического поворота в современном государственном управлении;
рассмотреть основные современные подходы к исследованию культуры и ценностей в политической науке;
изучить значение менеджмента публичных ценностей для развития современной теории политического управления;
изучить алгоритм и основные проблемы процесса формирования публичных ценностей;
рассмотреть возможности использования ориентации на публичные ценности в процессе управления публичной политикой в совроеменной России.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты) Для успешного освоения курса аспиранты должны знать материал следующих учебных дисциплин: «Теория политической науки», «Сравнительная политология» и «Государственное управление».
1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes) Данный курс (совместно с другими дисциплинами) способствует формированию следующих компетенций:
ОКА-1 готовность применять научный подход в своей профессиональной
деятельности, разделять ценности научно-педагогического сообщества;
ОКА-2 готовность работать с текстами профессиональной направленности и
сообщать о результатах своей учебной и научной работы на английском/иностранном и русском языках;
1.4. Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий В качестве основных активных и интерактивных форм проведения практических занятий используются семинары и практические занятия. В рамках курса предусмотрено четыре семинара и пять практических занятий
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий 2.1.1 Основной курс
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
| Период обучения (модуль)
| Контактная работа обучающегося с преподавателем
| Самостоятельная работа
| Объём активных и интерактивных форм учебных занятий
| Трудоёмкость
| лекции
| семинары
| консультации
| практические занятия
| лабораторные работы
| контрольные работы
| коллоквиумы
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
| итоговая аттестация
| под руководством преподавателя
| в присутствии преподавателя
| сам. раб. с использованием методических материалов
| текущий контроль (сам. раб.)
| промежуточная аттестация
(сам. раб.)
| итоговая аттестация (сам. раб.)
| ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
| очная форма обучения
| 2-й год обучения
| 10
| 20
| 5
|
|
|
|
|
| 1
|
|
|
|
|
|
|
| 28
| 7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| 10
| 20
| 5
|
|
|
|
|
| 1
|
|
|
|
|
|
|
| 28
| 7
|
Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации
| Период обучения (модуль)
| Формы текущего контроля
успеваемости
| Виды промежуточной аттестации
| Виды итоговой аттестации
(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)
| ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
| очная форма обучения
| Второй год обучения
|
| зачет
|
|
2.2. Структура и содержание учебных занятий
Специальный курс Основная траектория Очная форма обучения Период обучения (модуль): 2-й год обучения
№
п/п
| Наименование темы (раздела, части)
| Вид учебных занятий
| Количество часов
| 1
| Аксиологический поворот в политической науке, его значение и последствия для современного общественного развития.
Методологические основания и особенности политико-аксиологического подхода к анализу систем государственного управления.
| лекции
| 2
| семинары
| 4
| 2
| Понятия «благо» применительно к теории государственного управления и ограниченность идеологии «нового государственного менеджмента» как экономического подхода к государственному управлению.
| лекции
| 2
| семинары
| 4
| 3
| Основные технологии выявления и реализации публичных ценностей в системе политического управления.
| лекции
| 2
| семинары
| 4
| 4
| Особенности выработки и реализации этических стандартов в государственном управлении.
| лекции
| 2
| семинары
| 4
| 5
| Динамика ценностных моделей российской политико-административной системы.
| лекции
| 2
| семинары
| 4
|
|
|
Тема 1. Аксиологический поворот в политической науке, его значение и последствия для современного общественного развития.
Проблема ценностей рассматривается в контексте поиска новых методологических оснований политической науки, преодоления недостатков, ограниченности т. н. «рационалистического» типа познания. Исследования культурных, ценностных факторов ощутимо преобразуют как современную политическую науку, так и систему управления. Происходит переосмысление значения системы отношений государственных и негосударственных структур с точки зрения реализации публичных ценностей и интересов, что обозначено автором как аксиологический поворот. Предложено осмысление сути современного аксиологического поворота в политологическом знании, его причин, направлений и перспектив развития.
Методологические основания и особенности политико-аксиологического подхода к анализу систем государственного управления. Тема 2. Теория «Нового государственного менеджмента» и «менеджмент публичных ценностей» в современном государственном управлении.
Понятия «благо» применительно к теории государственного управления и ограниченность идеологии «Нового государственного менеджмента». Отложенные последствия изменения ценностных приоритетов в государственном управлении. Ценностные конфликты и угроза управляемости государства. Тема 3. Основные технологии выявления и реализации публичных ценностей в системе политического управления.
Категориального содержания политического процесса ведет к необходимости совершенствовать его технологическую составляющую, уделять внимание технологическим аспектам выявления публичных ценностей и их внедрения в систему государственного управления. Идея гуманитарного мышления в политике как противовеса мышлению тоталитарному. Гуманитарные технологии как практика развития мышления в публичном взаимодействии, опирающаяся на технологии или инструменты мягкого взаимного воздействия. В практическом смысле процесс развития гуманитарных технологий предполагает: развитие системы обратной связи с населением (горячие линии, многофункциональные центры (МФЦ)); постепенное и постоянное развитие навыков межличностного общения граждан (системы горизонтальных связей); продвижение гуманитарных ценностей (добро, толерантность, доверие); стимулирование инновативного мышления, внедрение инноваций; совершенствование государственной кадровой политики (механизмов отбора и обучения госслужащих); расширение технических возможностей электронного правительства; сетевое взаимодействие граждан (краудсорсинг). Тема 4. Особенности выработки и реализации этических стандартов в государственном управлении.
Распространение ориентации на публичные ценности и необходимость формирования этической инфраструктуры общества. Взаимодействие государства и общества в процессе формирования публичных ценностей предопределяет интерес к этическим аспектам деятельности не только государства, но и негосударственных организаций, что заставляет анализировать развивающуюся сегодня GR-деятельность организаций и формализацию ее этических норм, где сочетаются принцип уважения к власти и принцип ответственности. Привлечение общественных структур к выработке государственной политики в различных сферах. Процесс установления общественного консенсуса в современной России: отсутствие ясного определения ролей и отношений между политиками, государственными чиновниками и бизнесом, наличие «двойной морали»; неясные административные процедуры, пробелы правовой базы, слабость легальной базы для участия групп населения в процессе принятия решений; нехватка открытых информационных каналов; отсутствие независимых органов, которые могли бы расследовать и разрешать конфликты, связанные с неэтичным поведением. Тема 5. Динамика ценностных моделей российской политико-административной системы.
Анализ российских административных реформ с позиций политико-аксиологического подхода, что позволяет рассматривать их как процесс реализации различных аксиологических моделей в системе государственного управления. Раздел 3. Обеспечение учебных занятий 3.1. Методическое обеспечение К методическому обеспечению аудиторной работы относятся:
Электронные варианты статей по проблемам публичных ценностей.
Электронные демонстрационные материалы (презентации) по публичным ценностям.
3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины К методическим указаниям по освоению дисциплины относится рабочая программа учебной дисциплины.
3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы К методическому обеспечению самостоятельной работы относятся:
Подбор учебных материалов по курсу.
Просмотр видеолекций по тематике курса.
3.1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания Показателями, характеризующими текущую учебную работу студентов, являются:
посещаемость занятий и активность работы на занятиях;
оценка выполнения практических заданий;
оценка активности на семинарах.
Промежуточная аттестация студентов осуществляется в виде зачета. Зачет проводится в устной форме по билетам. Билет включает в себя два вопроса (См.: пункт 3.1.4).
Критерии оценки ответа студента на зачете. Ответ студента на зачете оценивается преподавателем оценками «зачет» и «не зачет». Оценка «зачет».
обнаружено знание профессиональных терминов, понятий, связанных с публичными ценностями;
выдвигаемые положения обоснованы, приведены убедительные примеры;
сделаны содержательные выводы;
Оценка «не зачет».
не раскрыты особенности публичных ценностей;
ответ содержит ряд серьезных неточностей;
выводы поверхностны или неверны;
3.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)
Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации включают в себя примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Публичные ценности и политическое управление», который может быть включен в программу итогового государственного экзамена по ООП.
3.1.5 Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса включают в себя анкету-отзыв на дисциплину «Публичные ценности и политическое управление». Анкета-отзыв на дисциплину «Публичные ценности и политическое управление». Просим Вас заполнить анкету-отзыв по дисциплине «Публичные ценности и политическое управление». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу проставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий______________________________________________
Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий______________________________________________
Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных практических заданий?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий______________________________________________
Какую из тем курса Вы считаете наиболее ценной, с точки зрения дальнейшего обучения и/или применения в последующей практической деятельности?
Комментарий______________________________________________
Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?
Комментарий______________________________________________ СПАСИБО!
3.2. Кадровое обеспечение 3.2.1 Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий
В соответствии с требованиями Образовательного стандарта СПбГУ по уровню образования аспирантуры.
3.2.2 Обеспечение учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом
Не требуется.
3.3. Материально-техническое обеспечение 3.3.1 Характеристики аудитория (помещений, мест) для проведения занятий Стандартно оборудованные учебные аудитории.
3.3.2 Характеристики аудиторного оборудования, в том числе неспециализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения общего пользования Мультимедийный проектор, настенный экран.
Оборудование рабочего места преподавателя: компьютер со стандартным программным обеспечением. 3.3.3 Характеристики специализированного оборудования
Не требуется. 3.3.5 Перечень и объемы требуемых расходных материалов
Бумага.
3.4. Информационное обеспечение
3.4.1 Список обязательной литературы Волкова А. В. Государственное управление: политико-аксиологический подход. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2014. -222 c.
Волкова А. В. Публичные ценности и система государственного управления в России. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета. 2013. -383 с.
Публичные ценности и государственное управление. Коллективная монография / Под ред. Сморгунова Л. В., Волковой А. В. М.: Аспект-Пресс. 2014. 3.4.2 Список дополнительной литературы Аксиология российского конституционализма: история и современность / под ред. С. И. Дудника, И. Д. Осипова. – СПб.: СПбГУ. 2012. –330 с.
Выжлецов Г. П. Общечеловеческие ценности и культура России // Возрождение культуры России: Истоки и современность / Под. ред. В.Т. Пуляева. – СПб.: Изд-во СПб ГУ. 1993.
Гирц К. Интерпретация культур. – М.:РОССПЭН. 2004. –557 с.
Государственная политика и управление / под ред. Л. В. Сморгунова. Ч. I-II. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления. –М.: РОССПЭН. 2006.
Гуманитарные технологии и политический процесс в России. Сб. статей / под ред. Л. В. Сморгунова. – СПб.: СПбГУ. 2001. –224 с.
Давыдов Ю. Н. Этика убеждения и этика ответственности: Макс Вебер и Лев Толстой / Ежегодник. Этическая мысль / Отв. Ред. А. А. Гуссейнов. – М.: ИФРАН. 2006. –212 с.
Даль Р. Демократия и ее критики / пер. с англ. под ред. М. Ильина. – М.: РОССПЭН. 2003. –576 с.
Демократия в современном мире. Сб. статей / под общ. ред. Я. А. Пляйса и А. Б. Шатилова. – М.: РОССПЭН. 2009. –368 с.
Дьюи Дж. Общество и его проблемы/ перевод с английского И. И. Мюрберг, А.Б. Толстого, Е.Н. Косиловой. – М.: Идея-Пресс. 2002. –160 с.
Дэвид П. Зависимость от пути развития и исторические общественные науки / пер. с англ. А. Бальсевич. – М.: Изд. ГУВШЭ. 2006. –207 с.
Елисеев С. М. Ценностные ориентации, политическое поведение и легитимность власти в постсоциалистическом российском обществе // Легитимность и легитимация власти в России Отв. ред. Ланцов С. А., Елисеев С. М / – СПб.: СПбГУ. 1995. –119 с.
Идейно-символическое пространство постсоветской России: динамика, институциональная среда, акторы / под ред. О. Ю. Малиновой. – М.: РОССПЭН. 2011. – 285 с.
Коровникова Н. А. Аксиологические аспекты государственного управления // Россия: тенденции и перспективы развития // Ежегодник. Вып.8 (часть 2). – М.: ИНИОН РАН. 2013
Кулакова Т. А. Политика изменений: административные реформы и взаимодействие государства и общества. – СПб.: СПбГУ. 2011. –382 с.
Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / под ред. Л. Харрисона, С. Хантингтона / пер. А. Захарова. – М.: Московская школа политических исследований. 2002. –315 с.
Мутагиров Д. З. Демократия как универсальная ценность. – М.: Логос. 2014. –560 с.
Назаров М. М. Политическая культура российского общества 1991–1995. Опыт социологического исследования. – М.: Эдиториал УРСС. 1998. –176 с.
Политико-административные отношения: концепты, практика и качество управления. Сборник статей / под ред. Л. В. Сморгунова. – СПб.: Изд. СПбГУ. 2010. –322 с.
Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. / Редколлегия: И. С. Семененко, В. В. Лапкин, Л. А. Фадеева. – М.: РОССПЭН. 2011-2012.
Политические институты и процессы в современной России: состояние и тенденции развития / ред. Павлов В. П., Лозовая Т. В. – Ростов-на-Дону: Изд. СКАГС. 2009. –159 с.
Политические процессы в России в сравнительном измерении / Под ред. М. А. Василика, Л. В. Сморгунова. – СПб.: Изд. СПбГУ. 1997. –176 с.
Пригожин А. И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. – М.: Дело. 2010. –432 с.
Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. – Новосибирск: Изд. Новосибирского ун-та. 1998. –292 с.
Ролз Дж. Теория справедливости. – М.: Изд. ЛКИ. 2010. –536 с. Bozeman B. Public Values and Public Interest: Counterbalancing Economic Individualism. Washington, DC: Georgetown University Press. 2007.
Cultural Analysis: Politics, Public Law, and Administration / Еd. Brendon Swedlow. New Brunswick, NJ: Transaction Publishers. 2006.
Cultural Theory as Political Science / Ed. by Grendstad G., Selle P., Thompson M. New York. 1999.
Cultural Theory as Political Science/ Еd. G. Grendstad, P. Selle, M. Thompson. London: Routledge. 1999.
Culture in World Politics / Еd. A. Oros, D. Jacquin-Berdal, M. Verweij, New York: MacMillan. 1998.
Culture Matters: Essays in Honor of Aaron Wildavsky / Еd. Richard J. Ellis and M. Thompson. CO:Westview Press. 1997.
Hood C. The Art of the State: Culture, Rhetoric, and Public Management. Oxford, UK: Clarendon Press.1998.
Moore M. Creating Public Value: Strategic Management in Government. Cambridge. 1995.
North D. The Rise of the Western World: a New Economic History. Cambridge, 1973.
Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government. How the Entrepreneurial Spirit is Transforming the Public Sector. New York, 1992.
Public Value: Theory and Practice / ed. by J. Benington, M. Moore. London, 2011.
Wildavsky A. Culture and Social Theory / Еd. Sun-Ki Chai, Swedlow В. New Brunswick. NJ: Transaction Publishers.1998. Раздел 4. Разработчики программы Волкова Анна Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры политического управления факультета политологии СПбГУ. |