Скачать 145.32 Kb.
|
Приложение 5 Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт математики информатики и естественных наук Кафедра прикладной информатики РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ Направление подготовки 09.06.01 Информатика и вычислительная техника Направленность (профиль) Управление в социальных и экономических системах Москва 2015 Рабочая программа практики разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 09.06.01 Информатика и вычислительная техника (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.07.2014 № 875. Разработчики: Нестеров Андрей Владимирович, профессор кафедры прикладной информатики Офицеров Владимир Петрович, доцент кафедры прикладной информатики Эксперт: Пчелинцев Сергей Валентинович, профессор кафедрой высшей математики и методики преподавания математики Рабочая программа практики одобрена на заседании кафедры прикладной информатики Протокол № __ от «__» __________ 2015 г. Заведующий кафедрой ______________________ Ромашова О.Н. Рабочая программа практики утверждена Ученым советом Института математики, информатики и естественных наук ГБОУ ВО МГПУ Протокол № 1 от «25» августа 2015 г. Директор института________________________ Григорьев С.Г. (подпись) 1. Цели научно-исследовательской практики: Цель научно-исследовательской практики аспирантов - формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности, учебно-методической деятельности преподавателя высшего образования, повышение уровня профессиональной компетентности. 2.Задачи научно-исследовательской практики: закрепление и конкретизацию результатов теоретического обучения формирование навыков сбора и анализа экспериментальных данных, умения работать с научной литературой, развитие интуиции и способности самостоятельно ставить и решать новые задачи, формирование компетенций, необходимых для присвоения степени кандидата физико-математических наук. 3.Место научно-исследовательской практики в структуре ОП аспирантуры Научно-исследовательская практика относится к Блоку 2 «Практики» и является вариативной частью программы, направленной на подготовку к преподавательской деятельности и проводится на втором году обучения в аспирантуре. Успешное прохождение научно-исследовательской практики аспирантом предполагает овладение умениями и навыками научно-исследовательской деятельности в области информатики и вычислительной техники. Она конкретизирует и актуализирует современное психолого-педагогическое знание применительно к учебно-воспитательному процессу высшего профессионального образования, предполагает реализацию практико-ориентированного и личностно-ориентированного подхода с учетом сложившихся и формирующихся профессиональных компетенций. Для прохождения научно-исследовательской практики необходимы компетенции, сформированные у аспирантов на разных уровнях обучения в процессе осуществления учебно-исследовательской работы, прохождения всех видов практик и освоения содержания предыдущего уровня подготовки (бакалавриат, магистратура либо специалитет). Знания, умения, навыки, приобретенные в ходе изучения дисциплины, взаимосвязаны со всеми обязательными дисциплинами вариативного блока. 4. Место и время проведения практики Практика проводится в организациях по месту работы аспиранта или при кафедрах ИМИиЕН в соответствие с тематикой диссертационного исследования. 5. Способы и формы проведения научно-исследовательской практики Научно-исследовательская практика проводится стационарно в организациях, расположенных на территории Москвы и Московской области, концентрированно в течение 3 недель. 6. Планируемые результаты обучения при прохождения практики Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: универсальными компетенциями (УК): - способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); - способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2); - способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5); - способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6). общепрофессиональными компетенциями (ОПК): - владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в области профессиональной деятельности (ОПК-1); - способность к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области профессиональной деятельности (ОПК-3); - готовность организовать работу исследовательского коллектива в области профессиональной деятельности (ОПК-4); - способность объективно оценивать результаты исследований и разработок, выполненных другими специалистами и в других научных учреждениях (ОПК-5); - способность представлять полученные результаты научно-исследовательской деятельности на высоком уровне и с учетом соблюдения авторских прав (ОПК-6); - владение методами проведения патентных исследований, лицензирования и защиты авторских прав при создании инновационных продуктов в области профессиональной деятельности (ОПК-7); - готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8). профессиональными (ПК): - способность применять основные принципы управления экономическими системами (ПК-1); - способность применять основные принципы управления социальными системами (ПК-2); - способность применять методы теории систем и системного анализа в экономике (ПК-3); - способность применять методы математического и имитационного моделирования в социальных и экономических системах (ПК-4). В результате изучения дисциплины аспирант должен: знать: - основные виды и формы организации научного исследования в области информатики; - логику, стратегию, методы, методики организации и осуществления научно-исследовательской работы; уметь: -планировать свою научно-исследовательскую работу и работу научного коллектива; -определять стратегию, тактику и логику научно-исследовательской работы в специальном (коррекционном) образовании; -осуществлять отбор адекватных объекту и предмету исследования методы и методики научного исследования; -проводить сбор, обработку и апробацию результатов научно-исследовательской работы; владеть: - навыками анализа и систематизации результатов научно-исследовательской работы, подготовки презентаций, научных отчетов, публикаций; -использования результатов научно-исследовательской работы в профессиональной деятельности; -проектирования научно-исследовательской работы с целью профессионального и личностного роста. 7. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях Общая трудоемкость производственной практики составляет 4,5 зачетных единиц (общим объемом 162часов). Продолжительность проведения практики устанавливается в соответствии с учебными планами и индивидуальными планами аспирантов и составляет 3 недели. Руководство практикой осуществляет научный руководитель аспиранта или руководитель практики из числа ведущих преподавателей кафедры преимущественно доктор наук, назначенный зав. кафедрой. 8. Структура и содержание научно-исследовательской практики
9. Описание форм промежуточной аттестации обучающихся по практике Промежуточная аттестация проводится на кафедрах в ходе прохождения практики, сроки проведения аттестации устанавливаются распоряжением и по согласованию с кафедрами. Для прохождения промежуточной аттестации аспирантам необходимо провести мероприятия по сбору, обработке и систематизации материалов, полученных при прохождении практики, подготовить доклад и презентацию, выступить на заседании кафедры с результатами и заполнить индивидуальный план. 10. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике При прохождении научно-исследовательской практики аспирантами используются следующие образовательные и научно-исследовательские технологии: составление библиографического списка, конспектирование литературы по теме исследования, составление плана исследовательской работы, написание рефератов, научных статей, подготовка выпускной квалификационной работы и ее апробация в учебных заведениях по профилю подготовки. Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий. При разработке программы научно-исследовательской практики предусмотрены технологии обучения, позволяющие обеспечить достижение планируемых результатов обучения. Интерактивное обучение – метод, в котором реализуется постоянный мониторинг освоения образовательной программы, целенаправленный текущий контроль и взаимодействие интерактивности преподавателя и студента, а также аспирантов меду собой в процессе обучения. Используемые методы активизации образовательной деятельности: 1) методы IT – применение компьютеров для доступа к Интернет-ресурсам, использование обучающих программ с целью расширения информационного поля, повышения скорости обработки и передачи информации, обеспечения удобства преобразования и структурирования информации для трансформации ее в знание; 2) работа в команде – совместная деятельность аспирантов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи синергийным сложением результатов индивидуальной работы членов команды с делением ответственности и полномочий; 3) case-study – анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений; 4) игра – ролевая имитация аспирантами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах; 5) проблемное обучение – стимулирование аспирантов к самостоятельной «добыче» знаний, необходимых для решения конкретной проблемы; 6) контекстное обучение – мотивация аспирантов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением; 7) обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности аспирантов за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения; 8) индивидуальное обучение – выстраивание аспирантами собственных образовательных траекторий на основе формирования индивидуальных учебных планов и программ с учетом интересов и предпочтений студентов; 9) междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте конкретной решаемой задачи; 10) опережающая самостоятельная работа – изучение аспирантами нового материала до его изложения преподавателем на лекции и других аудиторных занятиях. 11. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся на практике Самостоятельная работа аспирантов включает освоение теоретического материала по методологии исследований и внедрение в практическую деятельность умений и навыков; выполнение научно-исследовательских видов деятельности в рамках научной работы, осуществляемой на кафедре; участие в организации и проведении научных, научно-практических конференций, круглых столов, дискуссий, организуемых кафедрой и университетом по проблематике психолого-методических дисциплин; самостоятельное проведение семинаров, деловых игр, круглых столов по актуальной проблематике; участие в конкурсах научно-исследовательских работ; разработка и апробация контрольно-измерительных материалов для самостоятельной работы бакалавров и магистров; представление итогов проделанной работы в виде статей в научных сборниках вузов России, в том числе в журналах и изданиях из списка ВАК Министерства образования и науки РФ, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати. Результаты научно-исследовательской практики должны быть оформлены в письменном виде (отчет) и представлены для утверждения научному руководителю. В отчет должны быть включены: план прохождения практики, график прохождения практики, план проведения исследовательских мероприятий в соответствии с проблематикой исследования, заключение о прохождении научно-исследовательской практики. Отчет о научно-исследовательской практике с визой руководителя практики должен быть представлен на кафедру. Аспиранты, не предоставившие в срок отчета о научно-исследовательской практике и не прошедшие аттестацию, к сдаче экзаменов и предзащите ВКР не допускаются. 12. Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-исследовательской практики а) основная литература
в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение Информационные технологии для чтения лекций: – компьютерное сопровождение в программе Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint) г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы http://www.informika.ru (Информационный центр Министерства образования и науки РФ). Edu.ru Google.com http://www.encyclopedia.ru (Каталог русскоязычных энциклопедий) http://www.searchengines.ru (Энциклопедия поисковых систем) http://www.allbest.ru/union/ (Союз образовательных сайтов) http://www.ido.ru (Система открытого образования с использованием дистанционных технологий) http://catalog.alledu.ru/ (Каталог «Все образование») http://www.uni.h1.ru/ (Все о дистанционном образовании) http://www.openet.ru (Российский портал открытого образования) http://www.auditorium.ru (Информационный образовательный портал) http://www.catalog.unicor.ru (Международный Интернет-каталог «Информационные ресурсы открытой образовательной системы») http://teachpro.ru/ (Образовательные ресурсы) WWW.YANDEX.RU WWW.IKPRAO.RU – Интернет-портал Института коррекционной педагогики РАО http://www.rsl.ru Российская государственная библиотека; http://www.gnpbu.ru Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского. http://www.lib.lsu.edu/hum/philosophy/resources_web.html http://www.epistemelinks.com/index.aspx http://www.marxists.org/archive/voloshinov/index.htm http://www.einet.net/directory/971177/Internet_Encyclopedia_of_Philosophy.htm http://en.wikipedia.org/wiki/Analytic_philosophy http://www.philosophypages.com/ph/witt.htm http://maverickphilosopher.powerblogs.com/posts/1138301108.shtml http://www.sciencedirect.com/science/referenceworks/0080448542 http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page http://digital.library.upenn.edu/books/ http://onlinebooks.library.upenn.edu/webbin/book/ 13. Материально-техническое обеспечение научно-исследовательской практики Материально-техническое обеспечение дисциплины, используемое в научно-исследовательской практике, определяется спецификой выполняемых задач и типом организации, которая выступает в качестве базы прохождения практики. Научно-производственные технологии должны обеспечивать безопасность всех участников процесса и отвечать нормативно-правовой базе. Использование специальных технологий согласовывается между руководителем практики от ИМИиЕН и руководителем от принимающей организации. |
![]() | Рабочая программа производственной практики (научно-исследовательской и преддипломной) | ![]() | «Входные» знания, умения и готовности студента, необходимые для успешного прохождения научно-исследовательской практики |
![]() | ... | ![]() | Она готовит студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: профилактической; диагностической; лечебной; реабилитационной;... |
![]() | ... | ![]() | |
![]() | При реализации ооп магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная, научно-исследовательская,... | ![]() | «Риск-менеджмент предприятия», «Методы сбора и организации данных в риск-менеджменте», «Статистический мониторинг финансовых рынков»,... |
![]() | ![]() | Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |