А.З. Исамулаева, Д.А. Кунин, А.В. Спицына,
А.И. Исамулаева
ПОМОЩНИК ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА (ГИГИЕНИСТА) Учебно-методическое пособие
(для студентов 3 курса, 6 семестр)
АСТРАХАНЬ 2016
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Астраханский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
А.З. Исамулаева, Д.А. Кунин, А.В Спицына, А.И.Исамулаева
ПОМОЩНИК ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА (ГИГИЕНИСТА)
Учебно-методическое пособие
(для студентов 3 курса, 6 семестр)
АСТРАХАНЬ 2016
УДК 616.31 (07)
ББК 56.6
П 55 А.З.Исамулаева, Д.А.Кунин, А.В Спицына, А.И.Исамулаева «Помощник врача-стоматолога (гигиениста)». Учебно-методическое пособие для студентов 3 курса,6 семестр. -Астрахань:
«Астраханский ГМУ»,2016 г.-198 с. ISBN 978-5-4424-0187-5
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Стоматология». В учебно-методическом пособии по производственной практике «Помощник врача-стоматолога (гигиениста)» на современном уровне освещены цели, задачи производственной практики студентов стоматологического факультета, вопросы правильного и аккуратного заполнения дневника производственной практики. В каждом занятии сформулирована тема, цель и план занятия. Для контроля усвоения материала в пособие включены тестовые задания, контрольные вопросы, которые обращают внимание на ключевые аспекты обсуждаемой темы и ситуационные задачи с эталонами ответов. Пособие составлялось на основе современных литературных источников и предназначено для студентов стоматологического факультета. Рецензенты:
-Михальченко Д.В.- заведующий кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, д.м.н., доцент.
-Фоменко И.В.-заведующая кафедрой стоматологии детского возраста ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, д.м.н., доцент. Печатается по решению редакционно-издательского Совета Астраханского ГМУ ISBN 978-5-4424-0187-5 © А.З.Исамулаева, Д.А.Кунин,А.В.Спицына,А.И.Исамулаева
© Астраханский государственный
медицинский университет, 2016 Содержание
№ Занятия
| Тема
| Стр.
|
| Предисловие
| 3
|
| Подготовительный этап производственной практики помощника врача-стоматолога (гигиениста)
| 7
|
| Стоматологическое обследование пациента
| 43
|
| Стоматологическое обследование пациента (продолжение)
| 56
|
| Индивидуальная гигиена полости рта. Поверхностные образования на зубах и методы их выявления. Методы и средства индивидуальной гигиены полости рта. Контролируемая чистка зубов
| 80
|
| Индивидуальная гигиена полости рта. Поверхностные образования на зубах и методы их выявления. Методы и средства индивидуальной гигиены полости рта. Контролируемая чистка зубов (продолжение)
| 94
|
| Индивидуальная гигиена полости рта. Поверхностные образования на зубах и методы их выявления. Методы и средства индивидуальной гигиены полости рта. Контролируемая чистка зубов (продолжение)
| 111
|
| Профилактика кариеса зубов. Фторидсодержащие препараты и методы их применения
| 120
|
| Профилактика кариеса зубов. Фторидсодержащие препараты и методы их применения (продолжение)
| 131
|
| Профилактика кариеса зубов. Фторидсодержащие препараты и методы их применения (продолжение)
| 145
|
| Стоматологическое просвещение
| 157
|
| Стоматологическое просвещение (продолжение)
| 169
|
| Стоматологическое просвещение (продолжение)
| 181
|
Предисловие В соответствии с учебным планом производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога (гигиениста) проходит в конце 6 семестра после окончания летней экзаменационной сессии в течение двух недель (72 часа) студенты работают ежедневно (кроме выходных). Продолжительность рабочего дня - 6 часов.
При прохождении практики студенты работают в качестве помощников гигиенистов-стоматологов. Во время работы в медицинском учреждении студент под наблюдением заведующего отделением (врача-руководителя) выполняет обязанности гигиениста-стоматолога и ежедневно принимает 5-7 больных.
В период производственной практики в поликлинике студенты подчиняются главному врачу, заведующему отделением и врачу-куратору – непосредственному руководителю практики.
Порядок приёма больных, бережное обращение с инвентарём, своевременный приход и уход с работы, соблюдение правил техники безопасности обязательны для студентов наравне со штатными работниками учреждения.
Во время производственной практики проводится закрепление и повышение уровня усвоения навыков работы врача-стоматолога(гигиениста).
По окончании практики студенты сдают экзамен, результат которого вносится в зачетную книжку.
В учебном пособии рассмотрены важнейшие проблемы производственной практики врача-стоматолога (гигиениста). Подробно освещены теоритические аспекты профилактики кариеса, заболеваний твердых тканей зубов и заболеваний пародонта. Изложение материалы в пособии увязано с клинической работой студенты и представлено на примере лечения конкретных заболеваний: кариеса, заболеваний твердых тканей и заболеваний пародонта. Такая подача материала способствует осмысленному освоению студентами современных методов проведения профессиональной гигиены полости рта и дает возможность качественно освоить практические навыки. Пособие дополняет существующую учебную литературу по терапевтической и профилактической стоматологии.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №1
КЛИНИЧЕСКОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
3 КУРСА (6 СЕМЕСТР)
ПОМОЩНИК ВРАЧА –СТОМАТОЛОГА (ГИГИЕНИСТА) ТЕМА: Подготовительный этап производственной практики помощника врача-стоматолога (гигиениста). ЦЕЛЬ: Ознакомить студентов с подготовительным этапом производственной практики, а также с техникой безопасности. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Повторить правила поведения в клинике терапевтической стоматологии (мед. Одежда и обувь, средства защиты, техника безопасности). МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Наборы стоматологических лотков с инструментами для приема больных и работы на фантомах; стоматологические пломбировочные материалы; расходные материалы; видеофильмы, тематические больные, тесты, ситуационные задачи; наборы рентгенограмм; презентации для мультимедиа-проектора. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Учебная база кафедры терапевтической стоматологии.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 6 часов МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ: 1.Организационные вопросы - 5 мин.
2.Лекция ознакомительная -2 часа
3.Обсуждение вопросов для выявления исходного уровня знаний, опрос по контрольным вопросам - 30 мин.
4.Демонстрация врачом-руководителем методики лечения больного – 1 час
5.Отработка мануальных навыков студентом – 2 часа 10 мин
6. Решение ситуационных задач-10 мин
7. Задание на следующее занятие – 5 мин. ЛИТЕРАТУРА: Основная литература 1.Терапевтическая стоматология: национальное руководство /под редакцией проф. Л.А. Дмитриевой, проф. Ю.М. Максимовского. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. - 912с.
2. Терапевтическая стоматология: руководство к практическим занятиям. /Максимовский Ю.М., Митронин А.В. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2011 г. - 432 с.
3. Терапевтическая стоматология [Электронный ресурс]:рук.к практ.занятиям: учебное пособие /Ю.М. Максимовский, А.В. Митронин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 432 с. -Режим доступа: http//www. studmedlib.ru
4.Пародонтология. Гигиенические аспекты / Герберт Ф.Вольф., Томас М.Хэссел; пер. с англ.; под ред. Проф. Г.И.Ронь – М.:МЕДпресс-информ, 2014 г. – 360 с.: ил.
5.Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие М.,2005- 285 с.
6.Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний // М.,-2006.-416 с.
7.Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В., Стоматология детского возраста.// Учебник. М. «Медицина», 2006.- 639с.
8.Атлас по пародонтологии / ЛаскарисДж. ,Скалли К. пер. с англ. М.: Медицинское информационное агенство, 2005.- 350 с.: ил. Дополнительная литература 1.Кузьмина И.Н. Профилактическая стоматология. //Учебное пособие. М. 2009 – 188 с.
2.Кузьмина Э.М., Смирнова Т.А., Кузьмина И.Н. Основы индивидуальной гигиены полости рта. - М., 2008,-116с.
3.Леус П.А., Профилактическая коммунальная стоматология. - Медицинская книга, 2008. - 444с.
4.Максимовский Ю.М. с соавт. Основы профилактики стоматологических заболеваний. // Владос, Учебное пособие для ВУЗов, 2005- 206 с.
5.Стоматологическая заболеваемость населения России. Состояние тканей пародонта и слизистой оболочки рта./под ред. Янушевича О.О.,- Москва, 2009.-228с.
6.Стоматологическая заболеваемость населения России. Состояние твердых тканей зубов. Распространенность зубочелюстных аномалий. Потребность в протезировании/ под ред. Кузьминой Э.М.- Москва, 2009. -236с ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. В чем заключается работа врача-стоматолога (гигиениста)?
2. Какими средствами защиты пользуется врач-стоматолог (гигиениста)?
3. Дать определение асептики, антисептики и дезинфекция? КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ: 1.Как следует поступить врачу-стоматологу (гигиенисту) при попадании в глаза крови (или слюны) пациента?
2.Неблагоприятные факторы труда врача-стоматолога (гигиениста)?
3. Требования к оснащению стоматологического кабинета?
4. Рабочие место врача стоматолога(гигиениста)?
5.Основное оборудование врача стоматолога (гигиениста)? ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ Организация проведения производственной практики - Помощник врача-стоматолога (гигиениста) в современных условиях должна основываться на инновационных психолого - педагогических подходах и технологиях, направленных на формирование компетентностного подхода и повышение эффективности преподавания и качества подготовки учащихся.
Проведение производственной практики обеспечивает приобретение и закрепление необходимых умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции.
Самостоятельная работа студентов составляет приблизительно 1/3 от общей трудоемкости практики по дисциплине и включает: ведение дневника по практике, заполнение аттестационного листа, работу с литературой, подготовку бесед, лекций, докладов, презентаций по вопросам профилактики стоматологических заболеваний, изготовление материалов по стоматологическому просвещению (памятки, сан бюллетени, анкеты, презентации и др.). Даная форма работы способствует развитию познавательной активности, творческого мышления студентов, прививает навыки самостоятельного поиска информации, а также формирует способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации и творческой адаптации.
Различные виды производственной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций.
Производственная практика формирует способность и готовность к выполнению профессиональных умений, к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к толерантности, уважению и принятию другого мнения, а также к социальной мобильности, что особенно важно на современном этапе социально-экономического развития.
В период проведения производственной практики студент работает под руководством и наблюдением руководителя на базе практики и обязан:
Выполнять правила внутреннего распорядка поликлиники, работать ежедневно 6 часов, иметь соответствующий внешний вид (быть в халате, шапочке, сменной обуви, без длинных и окрашенных ногтей и т. д.).
Учитывать во время приема больного ребенка или подростка его психику в зависимости от возраста, а также соблюдать этику врача и ориентироваться в правильном поведении с родителями детей.
Познакомиться в первый же день практики с расписанием работы основных кабинетов, с формами учета и отчетности, получить инструкции от врача по технической эксплуатации оборудования и оснащения кабинета.
Ознакомиться с санитарным состоянием поликлиники, ее хозяйством (водоснабжение, отопление, порядком снабжения медикаментами, оборудованием и т. п.), работой регистратуры, порядком приема, постановки на диспансерный учет и санации больных (заполнение паспортной части истории болезни, заполнение талонов посещения, выписка направлений к специалистам на консультации и дополнительные исследования), внутренним распорядком поликлиники (организация труда медицинского персонала и санитарно-просветительной работы и т. п.).
Согласовывать с врачом-руководителем практики намеченный план профилактических мероприятий и самостоятельно осуществлять его под контролем врача.
Закрепить знания по особенностям профилактики основных стоматологических заболеваний (обучению стандартному методу чистки зубов, реминерализирующей терапии, удалению зубных отложений и т. п.)
Принимать ежедневно под наблюдением врача-руководителя 4–6 детей / подростков. Участвовать в санитарно-просветительной работе, научно-практических конференциях поликлиники.
Заполнять ежедневно дневник по установленной форме (в рукописном виде), где отражается вся работа, проделанная студентом самостоятельно. На каждое посещение больного (первичное или повторное) заполняются графы с жалобами, анамнезом, данные объективного и вспомогательных методов обследования, проводимые профилактические мероприятия, отраженные в условных единицах трудоемкости работы (УЕТ).
По окончании практики составляется итог приобретенных мануальных навыков, общий подсчет условных единиц трудоемкости, проведенной научно-исследовательской и санитарно-просветительной работы.
Проводится зачет, включающий оценку практических умений и собеседование. |