Рабочая программа по дисциплине на 2010/11 учебный год Дисциплина: пропедевтика стоматологических заболеваний (хирургический раздел)


Скачать 292.2 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине на 2010/11 учебный год Дисциплина: пропедевтика стоматологических заболеваний (хирургический раздел)
страница1/2
ТипРабочая программа
  1   2



РОСЗДРАВ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинская государственная

медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава)




УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

профессор И. А. Волчегорский

«____»________________________2010 г.

Кафедра хирургической стоматологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине на 2010/11 учебный год






Дисциплина: пропедевтика стоматологических заболеваний (хирургический раздел)

Специальность стоматология 060105.65

Факультет стоматологический (очно-заочная форма обучения)

Кафедра хирургической стоматологии

Курс__3______ Семестр___VI_________

Лекции 19 часов

Практические занятия 36 часов

Самостоятельная работа 49 часов

Экзамен V семестр

Всего 104 часа

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта №133 мед/СП-стоматология высшего профессионального образования по специальности 060105.65 - стоматология, утвержденного Министерством образования Российской Федерации 10.03.2000 в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной Министерством образования Российской Федерации 15.09.2002г.
Разработчик программы к.м.н., доцент кафедры Ю.В. Павлиенко
Зав.учебной частью кафедры к.м.н., доцент кафедры Ю.В. Павлиенко

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры хирургической стоматологии (протокол №1 от 25.08.2010)

Зав. кафедрой д.м.н., доцент Л.С. Латюшина
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Цикловой методической комиссии стоматологических дисциплин 01.09.2010 (протокол №1)
Председатель ЦМК д.м.н., доцент Л.С. Латюшина
СОГЛАСОВАНО: зав.УМЦ В. Б. Патрушева

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель преподавания пропедевтики стоматологических заболеваний - обучение студентов основам врачебной деонтологии, общим принципам диагностики заболеваний; семиотике заболеваний органов и тканей полости рта, начальным профессиональным мануальным навыкам врача-стоматолога общей практики, что является базисом для освоения клинических дисциплин.

Задачи:

1. Овладение студентами основными методами обследования стоматологического больного.

2. Научиться работать с основным стоматологическим оборудованием, инструментарием, материалами. Знать и соблюдать санитарно- гигиенические требования, правила техники безопасности.

3. Овладеть основами врачебной деонтологии, семиологии, диагностики основных стоматологических заболеваний, выполнять отдельные стоматологические манипуляции на фантоме.

4. Овладеть основными профессиональными мануальными навыками врача-стоматолога на фантоме.

Студент должен знать:

1. Организацию и оснащение стоматологического кабинета, отделения, поликлиники, санитарно-гигиенические нормы, основные правила техники безопасности и эргономики.

2. Основные стоматологические инструменты, их применение.

3. Правила и методы дезинфекции и стерилизации в стоматологии.

4. Схему обследования стоматологического больного. Правила заполнения истории болезни. Этапы диагностического процесса (предварительный, окончательный диагноз). Основные принципы составления плана лечения.

5. Функциональную анатомию и физиологию челюстно-лицевой области.

6. Стоматологические, зуботехнические материалы (пломбировочные, конструкционные, вспомогательные). Физико-химические свойства, показания к применению, методика работы с ними.

7. Основные аспекты боли в стоматологии. Методы местного обезболивания при различных видах стоматологического вмешательства на фантоме.

8. Показания и методики проведения местного обезболивания при операции удаления различных групп зубов на верхней и нижней челюстях.

9. Этапы операции удаления различных групп зубов на верхней и нижней челюстях на фантоме.

10. Знать инструменты и методику их применения при операции удаления зубов и корней на верхней и нижней челюстях на фантоме.

11. Виды осложнений при операции удаления зуба (местные, общие). Методы лечения (на фантоме). Профилактика.

Студент должен уметь:

1. Провести обследование стоматологического больного. Опрос. Осмотр. Пальпация. Перкуссия. Зондирование. Термометрия. Заполнение медицинской карты стоматологического больного (на студентах).

2. Работать со стоматологическим оборудованием (стоматологическая установка, инструменты, наконечники, режущие и абразивные инструменты) с соблюдением эргономических принципов, техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима.

3. Проводить местное обезболивание (инфильтрационное, проводниковое) при хирургических вмешательствах на зубах верхней и нижней челюсти (на фантоме).

4. Выполнять этапы операции удаления различных групп зубов и корней на фантомах.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины. Знание основ гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических, медико-профилактических наук.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

II.1. Содержание разделов дисциплины

Основные этапы развития стоматологии

Введение в специальность. Цель и задачи стоматологии. Роль отечественных ученых в становлении стоматологии. Стоматология, как единый раздел общей медицины, ее связь с другими науками (физикой, математикой, химией, материаловедением и т.д.) Место пропедевтики в системе стоматологического образования.

Организация и оборудование стоматологического кабинета

Организация стоматологической поликлиники, отделения, кабинета.

Эргономика в стоматологии.

Оснащение стоматологического кабинета.

Инструменты для обследования и лечения стоматологического больного.

Асептика, антисептика. Дезинфекция. Стерилизация. Профилактика ятрогенных и инфекционных заболеваний (СПИД, гепатит).

Функциональная анатомия и физиология челюстно-лицевой области

Зубочелюстная функциональная система. Функциональная анатомия и физиология челюстно-лицевой области. Влияние функции на формирование и развитие зубочелюстной системы. Основные группы зубов и их анатомотопографическая и функциональная характеристики в возрастном аспекте.

Методы обследования больного

Деонтология. Жалобы больного. Анамнез. Перенесенные и сопутствующие заболевания. Переносимость лекарственных средств. Аллергические реакции на лекарственные и другие препараты. Общее состояние больного (температура тела, АД, психо-эмоциональное состояние).

Внешний осмотр. Конфигурация лица, цвет кожи, видимой слизистой оболочки, красной каймы губ.

Осмотр полости рта. Цвет слизистой оболочки, влажность, блеск, степень податливости, определение болевой и тактильной чувствительности. Высота прикрепления уздечек верхней и нижней губы, тяжей слизистой оболочки, глубина преддверия полости рта. Язык, твердое, мягкое небо, выводные протоки слюнных желез, характер выделяемой слюны. Крыловидно-нижнечелюстные складки, небные дужки, челюстно-язычный желобок.

Обследование зубов, зубных рядов, пародонта. Форма, величина, рас положение зубов в зубном ряду, цвет. Аномалии формы, положения, цвета зубов. Зубные отложения, их разновидности: мягкий зубной налет, зубная бляшка, минерализованный (зубной камень над- и поддесневой). Определение вида прикуса.

Пальпация лицевых костей, области височно-нижнечелюствых суставов, регионарных лимфоузлов, больших слюнных желез, альвеолярных от ростков, слизистой оболочки полости рта, определение чувствительности кожи лица. Пальпация точек выхода n. Mentalis, точки Вале.

Перкуссия вертикальная, горизонтальная.

Определение степени подвижности зубов.

Термометрия.

Дополнительные методы исследования. Электроодонтодиагностика (ЭОД). Рентгендиагностика (внутриротовая, ортопантомограмма, радиовизиограмма). Функциональные методы исследования. Лабораторные методы исследования: клинический анализ крови, исследование сахара крови, исследование мочи, желудочного сока, слюны, гноя. Иммунологические, цитологические и др. методы исследования.

Правила заполнения истории болезни. Общая методология диагноза. Этапы диагностического процесса. Предварительный, окончательный диагноз. Основные принципы составления плана лечения.

Анатомические особенности строения и иннервации челюстно-лицевой области. Местное обезболивание в стоматологии

Анатомические особенности иннервации верхней и нижней челюстей, связанные с обезболиванием. Виды обезболивания. Общее, местное обезболивание. Премедикация.

Местные анестетики и медикаментозные средства, применяемые для местного и общего обезболивания.

Инфильтрационное обезболивание на верхней челюсти. Методика прямой, непрямой, интралигаментарной, внутрикостной, внутрипульпарной анестезии. Методика проводникового обезболивания на верхней челюсти (туберальная, инфраорбитальная, резцовая, палатинальная анестезия). Методика проводникового обезболивания на нижней челюсти. Мандибулярная анестезия — внутриротовой метод (пальпаторный, аподактильный); внеротовой метод (подскуловой, поднижнечелюстной). Торусальная

Анестезия. Выключение щёчного нерва. Выключение язычного нерва. Ментальная анестезия (внутриротовая, внеротовая). Блокада двигательных ветвей нижнечелюстного нерва. Методика выключения верхнечелюстного и нижнечелюстного нервов (стволовая анестезия). Общие и местные осложнения при местном обезболивании.

Операция удаления зуба

Показания и противопоказания к операции удаления зуба. Особенности подготовки больного и врача к операции. Положение больного и врача при удалении зубов. Инструменты для операции удаления зуба. Щипцы и элеваторы. Особенности удаления различных групп зубов и корней верх ней, нижней челюсти. Операция выпиливания корней зубов. Обработка раны после удаления зуба и уход за ней. Рекомендации пациенту в послеоперационном периоде. Заживление раны после удаления зуба. Сроки. Местные осложнения, возникающие во время и после удаления зуба. диагностика, лечение, профилактика.
Тематический план лекций

№п/п

Тема лекции

Кол-во часов

1.

История развития хирургической стоматологии. Роль отечественных ученых. Предмет и содержание. Этапы развития.

2

2.

Принципы оказания хирургической стоматологической помощи. Организация хирургического кабинета. Медицинская документация.

2

3.

Особенности оперативного вмешательства на лице и в полости рта. Асептика, антисептика в практике хирургической стоматологии.

2

4.

Основные аспекты проблемы ноцецепции в стоматологии. Виды обезболивания. Медикаментозные средства. Показания и противопоказания к применению. Общие и местные осложнения.

2

5.

Виды местного обезболивания. Карпульные анестетики, их характеристика. Местное обезболивание верхней челюсти. Техника проведения различных видов местной анестезии.

2

6.

Местное обезболивание нижней челюсти. Осложнения местные и общие при проведении анестезии. Профилактика.

2

7.

Операция удаления зуба. Подготовка к операции удаления зуба. Методика операции удаления зуба щипцами. Показания и противопоказания.

2

8.

Методика операции удаления зуба элеваторами, с применением бормашины. Показания и противопоказания.

2

9.

Осложнения во время и после операции удаления зуба.

2

Итого:

18

Тематический план практических занятий

п/п

Тема практического занятия

Кол-во часов

1.

Принципы организации хирургической стоматологической помощи населению в городах и сельской местности. Асептика и антисептика при операциях на лице и в полости рта. Профилактика СПИДа и В-гепатита.

4

2.

Особенности обследования хирургического стоматологического больного. Деонтология и врачебная этика. Специальные и дополнительные методы исследования, применяемые в клинике хирургической стоматологии.

4

3.

Оперативные вмешательства в полости рта, на лице и челюстях. Ведение больных после операций на мягких тканях лица, лицевых костях, в полости рта.

4

4.

Местные анестетики медикаментозные средства, применяемые для местного обезболивания. Виды местного обезболивания. Потенцированное местное обезболивание. Премедикация.

4

5.

Анатомо-топографические предпосылки и техника проведения обезболивания при оперативных вмешательствах на верхней челюсти.

4

6.

Анатомо-топографические предпосылки и техника проведения обезболивания при оперативных вмешательствах на нижней челюсти.

4

7.

Операция удаления зуба. Показания и противопоказания. Инструментарий. Этапы проведения. Заживление раны после удаления зуба.

4

8.

Методика удаления зубов и корней на верхней челюсти. Инструменты.

4

9.

Методика удаления зубов и корней на нижней челюсти. Инструменты. Зачетное занятие

4

ИТОГО

36

III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1. Литература

Основная литература

  1. Пропедевтика стоматологических заболеваний. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. -640с.

  2. Хирургическая стоматология / Т.Г. Робустова. -М.: Медицина, 1990.


Дополнительная литература


  1. Кононенко Ю.Г. Местное обезболивание в амбулаторной стоматологии/ Ю.Г.Кононенко, Н.М.Рожко, Г.П.Рузин. -3-е изд.,перераб. и доп.. -М.: Книга плюс, 2004. -351 c. – 4 экз.

  2. Местное обезболивание в стоматологии: метод. разработки для студентов/ М.М. Пожарицкая. -М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000.

  3. Методы обследования стоматологического больного. Деонтология. Семиология в стоматологии: Методические разработки/ М.М. Пожарицкая . -М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000.

  4. Обезболивание в условиях стоматологической поликлиники. -М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. -144 c.:ил. – 3 экз.

  5. Операция удаления зуба: Метод. разработки для студентов/ М.М. Пожарицкая. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000.

  6. Организация стоматологической поликлиники, кабинета. Эргономические основы организации рабочего места. Оснащение стоматологического кабинета. Инструменты, их дезинфекция и стерилизация: Метод. разработки для студентов/ М.М. Пожарицкая. -М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000.

  7. Пожарицкая М.М. Пропедевтическая стоматология/ М.М.Пожарицкая, Т.Г.Симакова. - М.: Медицина, 2004. -304 c.:ил.

  8. Проблемы безопасности местной анестезии в стоматологии. -М.: ГОУ ВУНМЦ , 2004. -48 с. – 5 экз.

  9. Рабинович С.А. Современные технологии местного обезболивания в стоматологии: Монография/ С.А. Рабинович. -М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000. – 2 экз.

  10. Стош В.И. Руководство по анестезиологии и оказанию неотложной помощи в стоматологии/ В.И.Стош, С.А.Рабинович, Е.В.Зорян. -М.: МЕДпресс-информ, 2002. -288 c.:ил. – 6 экз.

Учебно-методическая литература

Методические разработки к практическим занятиям по детской хирургической стоматологии для студентов, разработанные кафедрой хирургической стоматологии ГОУ ВПО «ЧелГМА Росздрава».

Методические разработки к практическим занятиям по детской хирургической стоматологии для преподавателей, разработанные кафедрой хирургической стоматологии ГОУ ВПО «ЧелГМА Росздрава».

Методические разработки по самостоятельной работе к курсу детской хирургической стоматологии для студентов, разработанные кафедрой хирургической стоматологии ГОУ ВПО «ЧелГМА Росздрава».

Тезисы лекций по детской хирургической стоматологии, разработанные кафедрой хирургической стоматологии ГОУ ВПО «ЧелГМА Росздрава».
2. Перечень материально-технических средств в учебной аудитории для чтения лекций.

— Диапроектор, слайды.

— Оверхед.

— Экран.

— Таблицы, плакаты.

- Мультимедийный проектор

- Компьютер, принтер, сканер

- Схемы: «Классификация местных анестетиков»;

«Реанимационные мероприятия при анафилактическом шоке»;

- Учетно-отчетная документация.

- Муляжи.

- Демонстрационные модели.

- Рентгенограммы.

3. Перечень материально-технических средств в учебной аудитории для проведения практических занятий.



Наименование

Кол-во на 1 студента

Кол-во на группу из 5—б студентов




Оборудование







1

Рабочий стол

1

5

2

Стул

1

5

3

Кресло стоматологическое




1 на 20 гр.

4

Бормашина (тубрина, микроматор)



5

5

Набор наконечников (прямой, угловой, турбинный)

1

5

6

Фантом с набором зубов

1

5

7

Лампа осветительная

1

5

8

Лоток для инструментов

1

5



Шпатель стоматологический

1

5



Щипцы для резцов и клыков в/челюсти сходящиеся

и не сходящиеся)





1



Щипцы для премоляров в/ч (сходящиеся и не сходящиеся)





1



Щипцы для моляров в/ч (правой и левой стороны)




2



Щипцы для. 8-х зубов в/ч




1



Штыковидные щипцы (со средними и узкими

сходящиеся и не сходящиеся)




По 1 паре



Широкие клювовидные для моляров в/ч




По 1



Узкие клювовидные для моляров н/ч




1



Щипцы изогнутые по плоскости для моляров н/ч




1



Клювовидные щипцы для других зубов н/ч




1



Элеваторы прямые




1



Элеваторы под углом




1



Скальпель




1



Ножницы: прямые, изогнутые




1



Пинцет: хирургический

анатомический




1

1



Кровоостанавливающие зажимы




1



Кусачки




1



Тупые крючки для оттягивания губ и щек

(большие и маленькие)




1



Четырех- и шестизубые крючки для отведения

слизисто-надкостничного лоскут




1



Острая хирургическая ложечка




1



Распаторы разной ширины




1



Роторасширитель




1



Иглодержатель




1



долото и молоточек хирургический




1



Иглы хирургические (упаковка)




1



Корнцанг




1



Цапки




1



Языкодержатель




1



Шприц 5,0

1

5



Карпульные шприцы









Шприц для интралигаментарной анестезии










Расходные материалы









Перевязочный материал: вата, бинты




1 уп на гр.



Спирт









Набор для ухода за наконечниками




1 на гр.



Шовный материал: (шелк, кетгут, синтетический Шовный материал)









Проволока лигатурная









Проволока алюминиевая






  1   2

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине на 2010/11 учебный год Дисциплина: пропедевтика стоматологических заболеваний (хирургический раздел) iconРабочая программа по дисциплине на 2011-2012 учебный год
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине на 2010/11 учебный год Дисциплина: пропедевтика стоматологических заболеваний (хирургический раздел) iconРабочая программа на 2016-2017 учебный год английский язык для 2...
Рабочая программа курса «Английский язык» для 2 Х общеобразовательных классов на 2016 -2017 учебный год составлена на основе

Рабочая программа по дисциплине на 2010/11 учебный год Дисциплина: пропедевтика стоматологических заболеваний (хирургический раздел) iconФ-рабочая программа по дисциплине Оценка персонала рабочая программа
Дисциплина б в. Од. 7 «Оценка персонала» читается на 3 курсе в 6-ом семестре, входит в вариативную часть обязательных дисциплин учебного...

Рабочая программа по дисциплине на 2010/11 учебный год Дисциплина: пропедевтика стоматологических заболеваний (хирургический раздел) iconРабочая программа по английскому языку для 1 подгруппы 5 класса на 2012-2013 учебный год
Нормативно-правовые документы, на основе которых была разработана рабочая программа

Рабочая программа по дисциплине на 2010/11 учебный год Дисциплина: пропедевтика стоматологических заболеваний (хирургический раздел) iconРабочая программа учителя мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3 мо «Ахтубинский район»
Данная рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год составлена на основе

Рабочая программа по дисциплине на 2010/11 учебный год Дисциплина: пропедевтика стоматологических заболеваний (хирургический раздел) iconРабочая программа по английскому языку базовый уровень 7 класс
Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 7 класса на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе

Рабочая программа по дисциплине на 2010/11 учебный год Дисциплина: пропедевтика стоматологических заболеваний (хирургический раздел) iconРабочая программа по английскому языку год составления 2013-2014 учебный год
М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. Программа курса английского языка «Enjoy English» для 2-11 классов

Рабочая программа по дисциплине на 2010/11 учебный год Дисциплина: пропедевтика стоматологических заболеваний (хирургический раздел) iconРабочая программа по английскому языку для 2 класса Учебный год: 2013-2014
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования// Вестник образования. – 2010. – №3

Рабочая программа по дисциплине на 2010/11 учебный год Дисциплина: пропедевтика стоматологических заболеваний (хирургический раздел) iconРабочая программа по биологии 6
Рабочая программа по предмету биология в мбоу «Майданская основная общеобразовательная школа Верхнеуслонского муниципального района...

Рабочая программа по дисциплине на 2010/11 учебный год Дисциплина: пропедевтика стоматологических заболеваний (хирургический раздел) iconРабочая программа на 2014/ 2015 учебный год Учитель: Балбукова О. Н
Программа: Рабочая программа курса английского языка «Enjoy English», 2-11 классы. Программа курса английского языка, м з. Биболетова,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск