Законодательство


НазваниеЗаконодательство
страница1/6
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Институт образования

Выпускная квалификационная работа

На тему «Внутренняя политика Екатерины II»







Студент группы № 805

Зюлькова Марина Николаевна

Руководитель ВКР

Доцент Акельев Е.В.

Консультант

Профессор Данилевский И.Н.


Москва 2013

Содержание

1.

Введение ………………………………………………………….

3


2.

Образ Екатерины II в российских учебниках ……………………

7


3.

Внутренняя политика Екатерины II в историографии………….

15

а)

историография девятнадцатого века……………………………

15

б)

советская историография………………………………………...

20

в)

современная российская и зарубежная историография……….

23


4.

Характеристика источников по теме «Внутренняя политика Екатерины II……………………………………………………….

29

а)

источники личного характера…………………………………….

29

б)

публицистика ……………………………………………………

31

в)

законодательство………………………………………………….

36


5.

Анализ учебно - методической литературы и обоснование подбора текстов……………………………………………………

40


6.

Заключение ………………………………………………………...

45


7.

Список используемых источников и литературы……………….

48


8.

Приложение……………………………………………………….

53


Введение.

Сегодня широко дискуссируется вопрос создания единого учебника по истории для средней школы. С созданием нового единого учебника встанет вопрос о создании учебно-методического комплекта для ученика и учителя. Те задания, которые я предлагаю включить в практикум дадут возможность развить познавательную самостоятельную деятельность на уроке и внеурочной работе; сформировать представления об особенностях и основных направлениях внутренней политики Екатерины II.

Моя работа посвящена деятельности Екатерины Великой и имеет практический характер.

Цель работы: на основе изучения историографии и опыты построения учебно-методической литературы по внутренней политики Екатерины II и создать тексты и задания для практикума по истории России, которые дадут возможность внедрить системно-деятельностный подход в преподавание истории России.

Задачи работы:

  • провести анализ учебной и методической литературы с точки зрения их построения и использования учителями на уроках;

  • проанализировать и обобщить историческую литературу российских и зарубежных авторов по выбранной проблеме;

  • провести анализ источников по проблеме правления Екатерины Великой;

  • обосновать целесообразность включения предложенных текстов в практикум.

Задания рассчитаны для учащихся, заинтересованных в углубленном изучении отечественной истории. Практикум должен научить учащихся работать с различными источниками; осмысленно воспринимать разного рода информацию; участвовать в дискуссиях по проблемам истории; способствовать формированию исторической грамотности. Задания помогут подготовиться к единому государственному экзамену по части С, где нужно показать умения анализа исторического текста, и интерпретация его. Планируемые результаты: учащиеся должны осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений; научиться использовать различные источники исторической информации; давать характеристику правления Екатерины II; уметь анализировать законодательно-правовые акты; рассказывать о развитии общественной мысли и культуры в России во второй половине XVIII века.

Подбор текстов осуществляется на основе на анализе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); проекта концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории; учебной литературы, используемой в школах, в 10 классах: В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров «История России. Конец XVII – XIX век» (для профильных классов); Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская «История России XVIII – XIX века» (профильный уровень); Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко «История России с древнейших времен до конца XIX века» (базовый уровень); методической литературы для учителей, выпущенной за последние десятилетие.

В основу Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сфомированности их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, владение научной терминологией.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории. Историко-культурный подход представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применен как базовому, так и профильному – углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин. Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и полного образования, формирование единого культурно-исторического пространства. Успешная реализация исторического образования в рамках перехода на новый учебный план не возможен без составления методических пособий и книг для учителя дополнительных материалов, а также книг – хрестоматий, практикумов для учащихся. Новый учебно-методический комплекс имеет задачи: создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории; показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий многих поколений россиян.

В подготовке дополнительных материалов необходимо обратить внимание на события и процессы в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым. Новый учебно-методический комплекс должен развивать межпредметные связи в рамках других гуманитарных курсов: литературы, русского языка, обществознания, мировой художественной культуры. Тексты и документы должны соответствовать основным принципам: ценности гражданского общества; исторического подхода; многофакторного подхода к освещению истории всех сторон жизни общества; толерантности как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории; воспитательного потенциала исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданственной идентичности и патриотизма.

В современной науке получил развитие историко-антропологический подход. Именно обращение внимание на роль личности в истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционального восприятия прошлого. Следует показать присутствие человека в конкретных событиях, устремления, ценностные ориентиры и мотивы поведения людей. Такой подход способствует выработке у молодого поколения чувства сопричастности с историей страны. При этом речь должна идти как о выдающихся личностях, лидерах, которым посвящается отдельные биографические справки, так и об обычных, «рядовых» людях. Наряду с текстами с событийной истории, предполагается использовать материал о повседневной жизни людей из различных социальных слоев. Интерес вызывают вопросы, предполагающие неоднозначное понимание, где учащиеся могут выдвинуть разные точки зрения, построить свою систему доказательства.

Глава 1. Образ Екатерины II в российских учебниках.

С 1 января 2014 ряд школы Москвы, в качестве эксперимента переходят на новый учебный план в старшей школе. Который предполагает обучение четыре дня, пятый день учащиеся работают по индивидуальным планам в профильных группах. Это приведет к сокращению учебных часов по общеобразовательным предметам и увеличение часов на профильную подготовку. Данная система приведет к необходимости перейти на новые технологии обучения: модульные, модульно – блочные, дистанционные, технологии учебного проекта и т.д. Чтобы обучение сделать более качественное необходимо проанализировать существующие учебники по теме «Внутренняя политика Екатерины II». Выявить недостатки и достоинства учебной литературы; предложить материалы в практикум для старшеклассников, для более качественной подготовки.

Одним из самых популярных учебников по истории России в дореволюционной России был «Учебник русской истории для средней школы» - автор проф. С.Ф. Платонов. Глава, посвященная Екатерине II называется «Расцвет дворянских привилегий и крепостного права». Логика изложения материала для нас непривычная, так как автор начинает со значения деятельности Екатерины II. Отмечая, «она продолжательница Петра Великого; внутри государства вела замечательные законодательные работы, преобразовала губернское управление, дала самоуправление сословиям, дворянскому и городскому, и определила их права. Правительство Екатерины было просвещенным, либеральным и гуманным»1. В учебнике обращается внимание, что Екатерина умела выбирать государственных людей и пользоваться их способностями. «В сфере внутреннего управления влияние принадлежало братьям Орловым, а потом Г. Потемкину. Первые годы царствования Екатерина посвятила изучению своего государства и порядка управления. Путешествовала по различным городам России – была в Москве (хотя мы знаем, что Москву она не любила, и была здесь в период коронации), Поволжье, в Остзейском крае»2. Автор учебника постоянно подчеркивает, что «она подбирала себе сотрудников, стремилась, чтобы все нити правления сосредоточились в одни руки. Екатерина освободилась от влияния Сената, провела преобразования, разделив на шесть департаментов, каждый из которых имел определенный, специальный круг занятий. Екатерина освободилась от влияния отдельных лиц ее двора, которые покушались было по-своему управлять делами при молодой императрице»3. Здесь, скорее всего речь идет о Н. Панине, но его имя ни где не упоминается.

Главной целью, какую она поставила, вступая на престол: «чтобы каждое государственное место имело свои пределы и законы к соблюдению доброго во всем порядка»4. Порядка можно было достигнуть дав обществу новые, совершенные законы. Ни где в главе, посвященной правлению Екатерины II, нет понятия «просвещенного абсолютизма», дается характеристика законодательной деятельности императрицы, через создание новых, совершенных законов можно изменить государственный, общественный строй. Уложенная комиссия создается с целью выяснения народных нужд и желаний. «Наказ» создается для определения нового закона. Итогом деятельности Екатерины становиться то, что ей не всегда удавалось осуществить свои намерения и достигнуть поставленных целей. Она желала создать совершенное законодательство в духе освободительной философии, но не успела в этом. Ей пришлось ограничиться лишь тем, что в новых губернских учреждениях она провела в практику некоторые свои теоритические требования (начало коллегиальности, разделение ведомств, начало самоуправления). Желая создать возможную свободу и равенство всех граждан пред одинаковыми для всех законами, Екатерина достигла лишь того, что дала «вольность» дворянству и доставила ему влиятельное положение в местной администрации. Императрица, по условиях своего времени, много зависела от дворянской среды, из которой она должна была брать своих сотрудников и в которых нашла себе поддержку при вступлении на престол.

В СССР, в 70-е годы, преподавание истории идет по учебнику «История СССР» для 7 классов, авторами являются М.В. Нечкина и П.С. Лейбенгруб (1971 год). В учебнике внутренняя политика Екатерины рассматривается как ответные действия на крестьянские восстания, которые «расшатывали крепостной строй и приближали срок его падения»5. Целью преобразований Екатерины была укрепление власти дворян в центре и на местах. Четкого названия преобразований в учебнике нет, описываются губернская реформа, главной целью которой было не допустить новых народных волнений. Крепостное право распространилось на большей территории, укрепилось там, где еще его недавно не было. В 1783 году царским указом были закрепощены крестьяне Левобережной Украины. Какой указ назван не был. Жалованная грамота дворянству рассматривается только с точки зрения того, что дворянство получает права, что дворяне – «люди особые, благородные, имеют привилегию владеть, как вещью, другими людьми (крестьянами) и землею. Это окончательно оформил права дворянства как особого привилегированного сословия России. Авторы отмечают, что вторая половина XVIII века — это время разложения феодально-крепостнического хозяйства и развития в его недрах капиталистических отношений. Они все более подтачивали феодальный строй и делали его гибель неизбежной»6.

В современной России совсем другой подход к преподаванию эпохи Екатерины Великой, как продолжательницы преобразований Петра Великого. Учебный материал изложен на основе анализа законодательных актов екатерининской эпохи, работ известных российских и зарубежных историков. На сегодняшний день в школах используются множество учебников, которые рекомендованы Министерством образования и науки РФ. В учебниках прослеживается единство хронологического подхода к изложению материала, используются одни и те же законодательные акты, но интерпретация, оценки деятельности Екатерины разные. Анализ современной учебной литературы в общеобразовательных школах для 10 классов дает возможность сопоставить содержание учебного материала. На сегодняшний день учебников по истории России более десяти, которые утверждены и рекомендованы Министерством образовании и науки для преподавания в десятых классах средней школы. Я проанализирую те учебники, которые используются чаще всего.

Учебник «История России. Конец XVII –XIX век.» Авторы: В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров, учебник написан для классов профильного уровня. По проблемам внутренней политики Екатерины II отведен один параграф. Понятие «просвещенный абсолютизм трактуется как «союз философов и монархов»7. Популярность имела теория, согласно которой отжившие институты феодального общества можно преодолеть нереволюционным, а эволюционным путем, самими монархами и дворянами, при помощи мудрых советников-философов. Самодержцы, как предполагалось, должны быть людьми просвещенными, своего рода ученика идеологов Просвещения. Подробно рассмотрены вопросы реформирования государственных органов управления, деятельности Уложенной комиссии. Финансовая политика не рассматривается ни в одном параграфе. Вопросы развития культуры второй половины XVIII века рассматриваются в контексте развития культуры всего XVIII века. Учебник для 10 классов – базовый уровень – «История России с древнейших времен до конца XIX века», авторы – Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко. Очень кратко раскрыты проблемы правления Екатерины II, события внутренней политики изложены в хронологической последовательности, показаны в контексте социально-политических мероприятий с 1761 по 1801 гг. Все вопросы, которые касаются внутренней политики, даются очень кратко, нет анализа причин реформистской деятельности, целей, задач и особенностей правления Екатерины II. Плохо освещены вопросы национальной, религиозной и финансовой политики, хотя этим страдают все учебники для средней школы. Учебник, который используется в школах в системе преподавания в 10 классах, базовый уровень – «История России XVIII –XIX веков», автор А.А. Левандовский. Данный учебник из серии «МГУ – школе». Параграфы, посвященные Екатерине II автор начинает со вступительной статьи по историографии вопроса. «Оценки правлений были разнообразны и полемичны: в дворянской историографии время правления Екатерины II всегда характеризовали как «золотой век», понимая, что во всех проявлениях эта политика выгодна для дворянства. В научной и публицистической литературе демократического характера и к самой царице, и к ее деятельности отношение, напротив, было резко отрицательным: крепостническая политика, беспощадное отношение к основной массе населения. Либеральная историография определяла правление Екатерины как «просвещенный абсолютизм» - явление противоречивое, включающее в себя деспотизм и крепостничество, элементы просветительской политики. В советское время просветительство Екатерины воспринимается как откровенная демагогия. В последние годы возвращается к более объективной оценке этой эпохи. Исследуя разные стороны политики, современные ученые стремятся по достоинству оценить правление Екатерины, в котором причудливо смешались разумный государственный подход ко многим проблемам и неоправданное крепостничество, беспощадное преследование своих политических противников…»8. Учащиеся понимают, что в истории нет единого подхода к интерпретации фактов, это даст возможность во время изучения материала формировать аналитические и коммуникативные компетенции. Текст учебника сопровождаются документами, но нет заданий к этим документам, учащимся трудно ориентироваться, к какому эпизоду текста относиться данный документ. В учебнике отдельно рассматриваются реформы государственного управления и социальная политика. Не освещены вопросы особенностей национальной и религиозной политики. Учебник для 10 классов – профильный уровень – «История России XVIII – XIX века», авторы: Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская. Этот учебник не используется в школах, но авторы расширив фактический материал, дают возможность углубленного изучения истории. Авторы обратили внимание на то что, у просветителей не было единства во взглядах, касавшиеся прежде всего последовательности мер, направленных на обретение свободы. Часть просветителей, составлявших умеренное крыло, предоставление крестьянам свободы связывали с распространением среди них просвещения. Другое направление, радикальное, считало, что сначала надо представить крестьянам свободу, а после этого заняться их просвещением. Екатерина II придерживалась умеренных взглядов. Подробный анализ в профильном учебнике дан деятельности Н.И. Новикова, который поставил издательское дело на службу Просвещения, оказал огромное влияние на формирование политического сознания. В журналах критиковал личности, критиковал систему. Возникли два направления мыслителей: М.М. Щербатов – идеолог консервативного направления, сторонник сохранения дворянских привилегий и крепостного права, сторонник монархии, но с широким привлечением к управлению дворянства, особенно его аристократии. А.Н. Радищев – сторонник антикрепостнических порядков, критиковал сословные привилегии, защитник крестьян. Целью расширения учебных заведений является «воспитать новую породу людей». С развитием образования тесно связано развитие науки. Подробно дан проект Н.И. Панина по реформированию Сената, идея создания Императорского совета, который должен был ограничить власть императрицы, был подвергнут резкой критики и эту идею отвергли. Идея «просвещенного абсолютизма» представлена как перестройка феодальных порядков. «Главным рычагом этой перестройки являлось распространение просвещения во всем многообразии его форм, учреждение школ и высших учебных заведений, издание журналов и газет, распространение научных знаний…»9.

Любой учебник не даст полной картины развития эпохи из-за ограниченности возможностей учебника. Анализ учебной литературы показал, что в учебниках не освещены вопросы финансовой политики Екатерины II, дан один путь развития экономики: через создание экономического общества. Не представлены разные точки зрения на деятельность императрицы, в основном дается положительная оценка ее деятельности и для учащихся она предстает, как выдающиеся, сильная личность. Во всех учебниках придерживается хронологический принцип изложения материала, не освещаются проблемы России во второй половине XVIII века, особенно решение крестьянского вопроса. Не освещены спорные вопросы: когда в нашей стране начинается формироваться капитализм? Что такое «средний класс», который стал формироваться при Екатерине? В чём особенность «просвещенного абсолютизма» в России, по сравнению от политики «просвещенного абсолютизма» в Пруссии? Как осуществить идеи Просвещения в стране, где существовало рабство, практически население безграмотно, в стране, где люди говорят на множествах языках и диалектах, какими методами это возможно достигнуть? В учебниках по-разному освещаются вопросы, связанные с созывом Учредительной комиссии. Плохо раскрыт вопрос влияния аристократического дворянства на Екатерину II, складывается мнение, что все в государстве она делала сама, единолично принимала решения, но это было не так. Императрица понимала, какую роль играет дворянство в государстве, что она обязана им в том, что она стала править в России. Недостаточно представлена национальная политика Екатерины II, территории Российской империи выросла, государство многонациональное и многоконфессиональное, стало охватывать три континента. В учебниках плохо освещены вопросы отношения православия с другими конфессиями. Это важная проблема с которой столкнулась императрица, ведь в ее эпоху за счет присоединения новых земель, особенно после разделов Польши, освоение новых земель по Востоке, увеличилось количество иноверцев. При предшественниках Екатерины II политика строилась на насаждении православия и это приводило к недовольству населения, надо было менять принципы национальной и религиозной политики.

Проанализировав российские и советские учебники можно сделать вывод, что ни в одном учебнике полностью не дана характеристика внутренней политики Екатерины II. Но в рамках одного учебника это сделать возможно, так как учебники должны соответствовать не только концепции исторического образования, но санитарным нормам. Поэтому и стоит вопрос о создании учебно-методического комплекса для учителей и учащихся. А это можно сделать только при анализе историографии и источниковедческой базы.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Законодательство iconТемы основных изменений по федеральному законодательству: налоговое...
Федеральный закон от 29 декабря 2014 года №477-фз «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Законодательство iconЗаконодательство 5 законодательство воронежской области 11
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской...

Законодательство iconИспанское законодательство о спорте
Соловьев А. А., Понкин И. В. Испанское законодательство о спорте / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. – М.,...

Законодательство iconУправление правового и кадрового обеспечения
Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (далее – трудовое законодательство)...

Законодательство iconПромежуточная аттестация (зачет) -1 час Вопросы для проведения зачета:...
Вопрос Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения

Законодательство iconЗаконодательство в сфере туризма
Модуль Законодательство в сфере туризма. Туроператорская и турагентская деятельность

Законодательство iconСтатья Законодательство Российской Федерации о донорстве органов...
Статья Законодательство Российской Федерации о донорстве органов и их трансплантации

Законодательство iconО. А. Яковлева Судебная защита
«Имеем право знать, чтобы жить» мы подробно изучили законодательство, гарантирующее право граждан России на получение информации,...

Законодательство iconЗаконодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,...

Законодательство iconЗаконодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск