Использование методов социологического исследования в практике работы библиотеки


НазваниеИспользование методов социологического исследования в практике работы библиотеки
страница1/8
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Ставропольская государственная краевая универсальная

научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова

Использование методов социологического исследования в практике работы библиотеки

Сборник научно-методических материалов

по итогам зональных семинаров в библиотеках

Ставропольского края

Ставрополь

2009

Составитель

Г. М. Павлова, гл. библиотекарь инновационно-методического отдела
Редактор

Ю. В. Николаев
Отв. за выпуск

З. Ф. Долина, директор СГК УНБ им. М. Ю. Лермонтова

Использование методов социологического исследования в практике работы библиотеки: сборник научно-методических материалов по итогам зональных семинаров в библиотеках Ставропольского края /сост. Г. М. Павлова; ред. Ю. В. Николаев; отв. за выпуск З. Ф. Долина; Ставропольская государственная краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова. – Ставрополь, 2009.- 56 с.

Уважаемые коллеги!

В настоящее время научно-исследовательская работа становится обязательным и неотъемлемым компонентом библиотечной профессии, а библиотекари – полноправными участниками процесса создания новых библиотековедческих знаний. Сегодня многие библиотеки страны и края ведут собственные социологические исследования, изучают спрос пользователей, анализируют свою работу. Библиотекари понимают, что эта деятельность помогает не только получить актуальную информацию, но и найти верный тон в общении с пользователями и населением, выстроить надлежащие отношения с органами власти и управления, определить свое место на рынке библиотечно-информационных услуг.

Среди библиотечных работников мало профессиональных социологов. В то же время интерес к социологическим аспектам библиотечной деятельности неуклонно растет. Именно это стало толчком к проведению, в рамках повышения квалификации библиотечных работников края выездных зональных семинаров на базе центральных библиотек Пятигорска, Буденновска и Изобильного, которые позволили библиотечным специалистам расширить представления и знания в области социологии, обменяться накопленным опытом работы, наметить перспективу.

 В сборнике представлены результаты социологических исследований, проведенных специалистами СГК УНБ им. М. Ю. Лермонтова в 2008-2009 годах в библиотечной отрасли Ставрополья, собраны выступления коллег из городов и районов края в ходе выездных зональных семинаров.

Надеемся, что материалы сборника будут интересны и полезны всем, кто ведет библиотечные исследования и внедряет в практику работы их результаты.

Косинцева Юлия Феоктистовна,

социолог СГК УНБ им. М. Ю. Лермонтова,

кандидат технических наук, доцент

Социологические исследования в библиотечной отрасли края
Необходимость научного обоснования управленческих решений, планов действий и оценки эффективности их реализации, а также прогнозирования изменения различных социальных ситуаций и выработки рекомендаций по их разрешению актуализировали потребность в использовании социологического знания.

В социологических исследованиях заключены значительные возможности повышения научного уровня деятельности библиотек, обновления и обогащения её содержания. Возможности социологических исследований, отражающих реальное состояние социальных явлений и процессов, позволяют наряду с другими средствами достаточно полно, всесторонне проанализировать сложившуюся в коллективах социально-культурную, социально-экономическую ситуацию, оценить эффективность действий и тенденции её развития. Результаты позволяют увидеть имеющиеся успехи и недостатки в работе организации. Кроме того, социологические исследования являются одним из универсальных источников информации для руководителей, поскольку не только выявляют различного рода проблемы, но и подсказывают реалистичные, эффективные средства для их решения.

Таким образом, широкое использование социологических исследований способствует глубокому изучению социальных процессов и явлений, позволяет целенаправленно содействовать совершенствованию деятельности библиотек и развитию библиотечной отрасли.

Подготовка социологического исследования – процесс, содержащий разные виды работ, научных процедур и операций. Речь идет о надежной теоретической основе исследования, его общей логике и разработке методических документов для сбора информации. Необходимо сформировать исследовательскую группу из людей, знающих практику библиотечной работы, стремящихся к анализу и осмыслению социальных явлений и процессов. Кроме того, следует предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение исследования.

Предназначение любого социологического исследования – это анализ таких проблем, которые имеют ключевое значение для социологической практики. Предмет социологического изучения должен отличаться актуальностью, быть тесно связанным с решаемыми в современных условиях реформирования отрасти задачами. Кроме того, предмет исследования должен отвечать потребностям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня в контексте изменений не только экономической или социально-культурной жизни, но и достижений науки и техники.
Социологическое исследование включает следующие организационно-автономные процессы: подготовку исследования; сбор первичной социологической информации; подготовку собранной информации к обработке и её обработку на персональном компьютере; анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Конкретная форма (вид) социологического исследования обусловлена характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. В соответствии с ними различают разведывательное (пилотажное, пилотное), описательное и аналитическое исследования.

Разведывательное исследование является наиболее простым видом конкретно-социологического анализа, охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Данный вид исследования может успешно применяться для получения дополнительной информации о предмете и объекте, выявления вероятных трудностей в ходе работы, уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании. Примером подобного разведывательного исследования является так называемый «экспресс-опрос». Цель экспресс-опроса состоит в получении отдельных, в данный момент особо интересующих заказчика сведений. Например, оперативные опросы нацелены на выяснение степени эффективности только что проведенных мероприятий или степени удовлетворенности аудитории качеством прослушанной лекции, для выяснения мнения читателей о содержании и форме проведения заседаний «Клуба старейших читателей» и т.п. Обычно в разведывательном исследовании используют какой-либо из наиболее доступных методов сбора первичной изучаемой проблемы или объекта исследования.

В библиотеках края на сегодняшний день организовано проведение социологических исследований по нескольким направлениям: «Мониторинг межпоселенческих районных и центральных городских библиотек Ставропольского края», «Сельская библиотека», «Библиотека глазами читателя» и другие.

Важнейшим направлением является мониторинг развития библиотечной отрасли края. В рамках комплексного исследования предполагалось выяснить необходимость изменений в организации и управлении библиотечной деятельностью, степень осознания библиотечного кризиса и готовность различных категорий библиотечных работников к преобразованиям, а также отношение читателей к существующему положению и принимаемым мерам. Основные результаты исследовательского этапов конца 2007 и 2008 годов представлены ниже.

Исследование проводилось в двух аспектах: определение позиции работников отрасли (специалистов и менеджеров) и выявление позиции клиентной группы (пользователей). Основными объективными факторами динамики процесса целенаправленных социальных изменений являются элементы труда (сама целесообразная деятельность, предмет труда, средства труда), мотивация к труду, ресурсная оснащенность трудовой деятельности, организация и управление в социально-экономической системе, качество коммуникативных связей и т. д. В связи с этим представлялось важным выявление модальности проблем, связанных с условиями жизнедеятельности и удовлетворенностью трудом.

Анализ позиции библиотечных работников (всего 123 респондента) показал, что постановка библиотечного дела, отношение к чтению (что и сколько читают) является одним из главных критериев уровня культуры нации (77,8 %). 54,2 % респондентов согласились с мнением, что сегодня в России падает интерес к книге и чтению. При этом 36,1 % считает, что изменились приоритеты чтения, а не интерес к чтению. Отношение к чтению в крае респонденты оценили следующим образом: активно и систематически читают - 51,3 %, читают нерегулярно - 19,8 %, крайне редко - 16,9 %, не читают вообще - 18,7 %. Причинами «вторичной неграмотности» (когда грамотные люди ничего не читают) были названы: слишком много работают - 33,3 %; легче посмотреть телепередачу, послушать радио - 33,3 %; появился Internet, все можно узнать там - 26,4 %; слишком много предложений для чтения - 2,8 %; не интересно читать - 2,8 %; плохо умеют читать - 1,4 %.

Определяя место библиотеки среди других социальных институтов, респонденты оценили его как важнейшее и равное: в информировании (наряду с TV, радио, кино) – 36,8 и 35,3 % соответственно; в распространении знаний (школа, институт, производство) - 60,6 и 34,8 %; в духовном росте людей (семья, церковь, школа, театр, кино и т.д.) - 50 и 37,9 %. Обращает на себя внимание, что часть респондентов признала второстепенность библиотеки в информировании (27,9 % ответов).

Респонденты оценили положение массовых библиотек: городских - как удовлетворительное - 41,7 %, тяжелое - 20,8 %, затруднились ответить - 26,4 %; сельских библиотек - тяжелое 34,7 %, кризисное - 26,4 %, затруднились ответить - 26,4 %.

Важным для респондентов оказалось (ранг по российскому исследованию приведен в скобках): интересная работа - 86,1 % (3 место по РФ); хорошие товарищи по работе - 80,5 % (2 место по РФ); удобное время работы - 73,6 % (5 место по РФ); надежность места работы - 72,2 % (8 место по РФ); хороший заработок - 72,2 % (1 место по РФ); полезность для общества - 70,9 % (5 место по РФ); хорошие условия труда - 70 %; соответствие работы способностям - 69,4 % (4 место по РФ). Такой результат отличен от данных исследований трудовых ценностей [6], где доминирует «хорошая зарплата». В то же время респонденты отметили, что их не устраивает в нынешней работе плохой заработок - 73,6 %; плохие условия труда - 33,3 %; но не хотят перейти на другую работу - 61,1 %; хотели бы - 16,6 %; затруднились ответить - 19,4 %. Причем в случае потери работы вернулись бы на свое нынешнее место работы – 72,2 % респондента.
Не удовлетворены: финансовым положением своей семьи на сегодняшний день – 87,5 %; своим личным доходом. – 84,8 %; уровнем безопасности в месте проживания – 69,4 %; своим здоровьем – 59,7 %; не удовлетворены в целом своей жизнью на сегодняшний день – 59,7 %. Для уточнения жизненной ситуации респондентов просили выбрать описание наиболее точной характеристики материального положения их семьи. 40,3 % отметили, что денег хватает на продукты питания и одежду, на более крупные покупки – не хватает; 30,6 % – что денег хватает только на продукты питания и лекарства; 13,9 % – что денег не хватает на продукты питания. При этом 40,3 % ответивших не надеются ни на какие позитивные изменения.

Самыми важными источниками дохода для респондентов и их семей являются доход на основной работе (заработная плата, премии и т. п.) – 84,7 %; заработки на дополнительной работе – 23,6 %; социальные льготы – 18,1 %; пенсия – 16,7 %; случайный заработок или подработка – 9,7 %.

Вторыми по важности: выращивание сельхозпродукции – 18,1 % (семьи 47,2 % респондентов имеют участок земли, который можно использовать для этого); социальные льготы по месту работы, в том числе премии – 16,7 %; пенсия – 9,7 %; случайный заработок и материальная помощь родственников – по 8,3 %.

Большинство респондентов имеет тесные коммуникативные связи с семьей, друзьями; решает насущные проблемы с помощью таких связей и лишь затем - денег; предполагает отстаивать свои законные права в государственных учреждениях.

Интересным представляются, выявленные в ответах респондентов представления об иерархии приоритетов в решении тех или иных проблем. И, если в вопросах, связанных с оплатой труда или борьбы с ростом цен, инфляцией, приоритет отдан федеральному правительству - 56,9 % (16,7 % региональные и 9,7 % местные органы власти), то в вопросах борьбы с безработицей (правительство РФ - 9,7 %; правительство СК - 16,7 %; органы местного самоуправления (ОМСУ) - 11,1 % соответственно); борьбы с преступностью (правительство РФ - 9,7 %; правительство СК - 13,9 %; ОМСУ - 6,9 %); подъема сельского хозяйства (правительство РФ - 9,7 %; правительство СК - 33,3 %; ОМСУ - 6,9 %) приоритет отдан региону.

В области развития культуры приоритеты смещены в сторону федерации и края (правительство РФ - 16,7 %, правительство СК - 16,7 %, ОМСУ - 12,5 %), системы здравоохранения в сторону края и федерации (правительство РФ - 19,4 %; правительство СК - 22,2 %; ОМСУ - 15,3 %), а системы социальной защиты - в сторону края и местных органов власти (правительство РФ - 11,1 %; правительство СК - 16,7 %; ОМСУ - 13,9 %).

При этом респонденты считают, что не могут влиять на местную власть – 77,8 %; на правительство страны – 75 %; заниматься политикой  – 56,9 %; 50 % респондентов боятся незаконного ареста. В то же время могут исповедовать любую религию - 56,9 %; говорить то, что думают - 54,2 %; вступить в любую организацию по своему выбору - 51,4 %.

Полностью свободны в выборе своего жизненного пути - 43,1 % (41,7 % – ограничены в этом выборе); 44,4 % ответивших считают, что полностью контролируют свою жизнь, 33,4 % – нет.

Отвечая на вопрос о доверии тем или иным социальным институтам или их представителям, респонденты отметили, что доверяют себе самому - 82 %; президенту страны – 50 %; профсоюзам – 47,8 %, церкви и священникам – 37,5 %. Не доверяют: судам - 68,3 %, политическим партиям - 66,7 %; главе исполнительной власти региона - 63,9 %; парламенту страны - 61,2 %; правоохранительным органам - 61,1 %; средствам массовой информации - 56,9 %; правительству страны - 54,2 %; медицинским работникам - 48,6 %, церкви и священникам - 37,5 % респондентов.

Таким образом, в решении тех или иных социально значимых проблем необходимо в большей степени ориентироваться на профессионализм и особенности личности работников, неформальные коммуникации, значительны решения президента и отчасти – профсоюзной организации.

Второе направление исследования включало анкетный опрос читателей в апреле-мае 2007 года.

Всего в нем приняли участие 2100 человек. Из них мужчин – 25,1 %; женщин – 70,9 %; в возрасте от 21 года до 30 лет – 46,1 %; до 20 лет – 31 %; от 31 года до 40 лет – 11,9 %; от 41 года до 50 лет – 5,8 %; свыше 50 лет – 5,4 %. Таким образом, основными читателями библиотеки (77,1 %) являются молодые люди в возрасте до 30 лет. Все респонденты имеют образование: высшее – 49,5 %; неполное высшее – 29,5 %; общее среднее – 15,7 %; среднее специальное – 4,8 %; начальное профессиональное – 0,5 %.

По роду занятий респонденты (по рангу ответов) имеют постоянную работу 36,2 %; студенты - 36,2 %; работают и учатся - 18,6 %; имеют временную работу - 4,3 %; находятся на пенсии по возрасту - 2,9 %; находятся на пенсии и работают - 1,4 %; аспиранты - 0,5 %; инвалиды по состоянию здоровья - 0,5 %.

Основными клиентами библиотеки остаются работники образования и науки (47,8 %), сферы услуг, посредничества и рекламы (10,5 %). Небольшое число посетителей библиотеки из работников сферы культуры, искусства и СМИ (6,5 %), незначительное число аспирантов (0,5 %) и отсутствие читателей-энергетиков (0 %) требует организации дополнительного исследования.

Респонденты занимают или занимали в последнее время следующие должности: 20,5 % - научные работники; 20,0 % - специалисты; 16,8 % -служащие; 8,1 % - дипломники; 5,6 % - рабочие; 3,2 % - руководители; 25,4 % опрошенных не работали.

Основная часть ответивших читателей обращается в библиотеку, чтобы получить конкретную книгу или статью – 56,2 %; подобрать литературу по теме – 56,2 %; получить конкретную информацию – 46,2 %. С целью воспользоваться системой Internetа – 17,1 %. Большинство респондентов (63,1 %) заказывает свыше 5 экземпляров книг, статей и т. п. (от 5 до 10 экземпляров – 39,1 %; свыше 10 экземпляров – 14 %); до 4 экземпляров заказывает 28,1 % читателей. При этом всё или почти всё получают 82,9 % ответивших. В целом читатели оценивают как «хорошее и очень хорошее» режим работы – 87,6 %; отношение персонала к читателям – 85,2 %; условия работы с книгой – 83,4 %; состав фондов (73,8; 72,8; 60 % - книжного, периодики и изданий на электронных носителях соответственно); систему информирования о новых поступлениях – 63,8 %.

Таким образом, исследование показало, что по составу читателей библиотека в целом соответствует своему статусу научной публичной библиотеки. Читатели в основном пользуются получением информации в традиционной форме, которая требует улучшения и модернизации за счет использования современной техники и оборудования. Читатели определили приоритетные, на их взгляд, проблемы: модернизация библиотеки (компьютеризация - 68 %; расширение фондов на некнижных носителях – 47 %; расширение работы с Internetом – 51,1 %; расширение функций библиотеки (создание собственного редакционно-издательского центра – 20 %; Internet центра – 15 %); старение и текучка кадров - 72 %, улучшение положения положение работников (стресс - 32 %, маленькая зарплата - 46 %, плохие санитарно-бытовые условия - 57 %). Эти направления развития библиотеки коррелируют с экспертными оценками руководящих работников библиотечного комплекса края.

В результате проведенного исследования выяснено, что жизненная ситуация работников культуры является стрессовой, основной проблемной областью является обеспечение первичных потребностей жизнедеятельности, определяемых условиями и оплатой труда. Положение организаций библиотечной отрасли детерминируется несовершенством нормативно-правовой базы организации деятельности, остаточным финансированием, отсутствием стратегической программы развития отрасли. Анализ результатов выявил социально значимые проблемы региона с точки зрения различных социальных групп.

Для повышения эффективности управления в библиотеках городского и районного значения необходимы: систематизация и унификация нормативно-правовых документов; формирование стандартного перечня документов, которые должна иметь библиотека (как по организации производственных процессов, так и для работы с персоналом).

Сохранили актуальность формирование кадрового резерва; повышение компьютерной грамотности работников районных библиотек; совершенствование законодательной базы в библиотечном деле, библиотечном обслуживании (регионального уровня); разработка региональных нормативов в области библиотечного обслуживания; определение приоритетных направлений развития библиотечной системы края.


Косинцева Юлия Феоктистовна,

социолог СГК УНБ им. М. Ю. Лермонтова,

кандидат технических наук, доцент

Москвитина Татьяна Александровна,

заместитель директора по библиотечной работе

СГК УНБ им. М. Ю. Лермонтова
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Использование методов социологического исследования в практике работы библиотеки iconОтчет по организации и проведению социологического исследования
Программа социологического исследования по изучению мнения населения о состоянии и эффективности противодействия коррупции на территории...

Использование методов социологического исследования в практике работы библиотеки iconВ. И. Добреньков, А. И. Кравченко методы социологического исследования учебник
Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: Инфра-м, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник)

Использование методов социологического исследования в практике работы библиотеки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»

Использование методов социологического исследования в практике работы библиотеки iconМетодические рекомендации по составлению плана работы и отчёта школьной библиотеки
Планирование работы – одна из ведущих управленческих функций руководителя библиотеки. План любой библиотеки определяет

Использование методов социологического исследования в практике работы библиотеки iconИ. О. Фамилия «»  20 г
«Разработка и развитие инновационных методов и алгоритмов моделирования, основанных на применении решеточных методов и методов клеточных...

Использование методов социологического исследования в практике работы библиотеки iconФорма представления сведений об установлении единовременной премии...
Нпр по итогам квартала 201 года за использование инновационных методов в учебной работе, качество и результативность учебно-методической...

Использование методов социологического исследования в практике работы библиотеки iconПлан методической работы моу сош №1 на 2014-2015 учебный год Цель методической работы
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов школы через использование эффективных методов инновационных педагогических...

Использование методов социологического исследования в практике работы библиотеки iconМетодические материалы к практическим занятиям по дисциплине «методология...
Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «методология и методы социологического исследования» для студентов 2...

Использование методов социологического исследования в практике работы библиотеки iconМетоды диагностики личности и коллектива возможности использования...
С другой стороны, некомпетентное использование психологических методик (прежде всего, психодиагностических) может нанести моральный...

Использование методов социологического исследования в практике работы библиотеки iconКонкурсная документация
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск