Институт развития образования республики башкортостан педагогические традиции


НазваниеИнститут развития образования республики башкортостан педагогические традиции
страница1/59
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ip


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
И ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА –

ЗАЛОГ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы

межрегионального интернет-педсовета

(22 сентября – 6 октября 2014 года)

Уфа 2014




УДК 373

ББК 74.204

С 23


Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования: Материалы межрегионального интернет-педсовета (22 сентября – 6 октября 2014 года) / Под ред. И.Х. Тагирова. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2014. – 360 c.

Представленные в сборнике материалы освещают актуальные вопросы образования: преемственность традиций и инновационных подходов в решении педагогических проблем современности, поиски путей совершенствования методов и содержания обучения. Материалы сборника позволяют опереться на сложившиеся богатые традиции российской школы и сориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, умело сочетая эти два полюса мира образования.


ISBN 978-5-7159-0683-0

© Авторы статей, 2014.

© Издательство ИРО РБ, 2014.




Исследовательская деятельность учащихся
с применением информационно-образовательных ресурсов


Гумерова Ф.Р.,

Почетный работник общего образования РФ,

учитель биологии МОБУ «Гимназия №1»
ГО г. Нефтекамск


Опыт работы показывает, что научно-исследовательская деятельность более эффективна во внеурочное время, что позволяет осуществить свободный поиск нужной информации, проводить регулярные наблюдения и измерения (при наличии соответствующего материала и оборудования). Мотивацию и потребность к поисковой интеллектуальной работе надо взрастить из естественной любознательности и любопытства, присущих ряду учеников. Включиться в новую деятельность учащиеся могут лишь в том случае, если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из субъектов.

Поделюсь опытом работы организации исследовательской деятельности учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий. Представлю такую форму работы как ЛАБОРАТОРИЯ, которую можно эффективно использовать при подготовке учащихся к олимпиадам, научно-исследовательским конференциям. Занятия можно проводить для разновозрастных групп по предложенным темам. Каждая группа получает инструктивную карту. Например, инструктивная карта для лаборатории №2:

  1. Проверьте необходимое оборудование, материалы для работы (цифровой микроскоп, коллекцию насекомых).

  2. С помощью цифрового микроскопа проведите морфологическое исследование майского жука. Изучите глаза, конечности, отделы тела, покровы тела, ротовой аппарат, усы, крылья насекомого.

  3. На основании каких выделенных признаков вы делаете вывод, что данный объект относится к классу «Насекомые»?

  4. Отчет представьте в виде слайд-шоу.

В лаборатории №1 работают ученики 10 класса. В инструментарии данной лаборатории находится цифровая лаборатория «Архимед»: компьютер, датчик ЭКГ и электроды. В последние годы на практический тур олимпиады по биологии выносятся задания на анализ кардиограммы человека. Задача ребят: зафиксировать электрические сигналы сердца в состоянии покоя и после упражнений у 12-летнего подростка. Измерить ЧСС, сравнить. Результаты проделанной работы этой группы остальные ребята могут увидеть на экране.

Лаборатория №2 - это ученики 8 класса. В инструментарии учащихся входит цифровой микроскоп. Техническое разрешение этого прибора позволяет проводить морфологические исследования. По изученным объектам можно создавать презентации, видеоматериалы. Таким образом, учащиеся учатся проводить практические исследования, которые становятся основой для создания научно-исследовательских проектов. Работа данной группы также выводится на экран.

Лаборатория №3 - в ней работают ученики 11 химико-биологического класса. Учащимся предложено выполнить компьютерное моделирование. В инструментарии данной лаборатории находится биологический конструктор с виртуальной лабораторией. Задача: смоделировать паразитическую клетку, которая бы долго жила в кишечнике человека.

Моделирование – это еще один способ для развития творческого мышления одаренных детей. Например, при выступлении на Всероссийском турнире юных биологов серебряный призер международной олимпиады по биологии Айнур Максутов для раскрытия темы использовал именно метод моделирования. С помощью моделей графиков ученик предположил эволюционный исход телегонии (это преимущество первого самца) у животных, если такое явление существовало бы в природе.

Мотивация детей и подготовка к конкурсам и олимпиадам начинается с 6 класса. Они работают в лаборатории №4. Учащимся предлагается интерактивное пособие «Наглядная биология. Бактерии. Растения. Грибы». Задача: при помощи тестов, 3D моделей закрепить материал по однодольным растениям.

В течение 10 мин. учащиеся работают в группах, а затем представляют отчеты по поставленной учебной задаче.

Интересными оказались результаты первой группы. Для снятия кардиограммы учащимся понадобились три электродные накладки. Закрепили электроды на запястьях: два на правой руке и один на левой руке. При сокращении сердца электрическая волна или потенциал действия передается по мышцам сосудов. В запястьях самые поверхностные артерии, поэтому с поверхности кожи юные исследователи измерили электрические сигналы и частоту сердечных сокращений (ЧСС). Электрические сигналы на графике отражаются в виде зубцов Р-QRS-T. По формуле нашли значение ЧСС до нагрузки и после нагрузки. Результаты у исследуемого подростка соответствуют его возрастной норме. После нагрузки результат изменился меньше чем на 1/3 от первоначального значения. Это хороший результат.

Учащиеся второй группы с помощью цифрового микроскопа изучили внешнее строение майского жука. Так же, как у всех представителей этого класса, у майского жука имеются: фасеточные глаза, 3 пары членистых конечностей, три отдела тела - голова, грудь, брюшко с насечками, тело покрыто хитином, грызущий ротовой аппарат, пластинчатые усики. У майского жука две пары крыльев: верхние плотные и нижние перепончатые.

Таким образом, благодаря, информационно-коммуникационным технологиям, можно занятия сделать исследовательскими, творческими и полезными, где каждый ребенок может проявить свои творческие возможности, интерес к законам природы.
Инновации на уроках физической культуры. Современные танцы

Исаева Н.В.,

учитель физической культуры МОБУ «Гимназия №1»
ГО г. Нефтекамск РБ


Как часто мы слышим фразу: «Нервные клетки не восстанавливаются!» Исследования, проведенные американскими нейробиологами Лоренцем Кацем и Фредом Гейгом, доказали, что в мозге людей всех возрастов под влиянием определенных условий могут возникать новые межнейронные связи и появляться новые нервные клетки. А ведь это сенсация!

Как вы думаете, что влияет на возникновение новых нервных клеток?

Именно физическая активность улучшает кровоснабжение мозга, его питание. А это и способствует образованию новых нервных клеток.

Мне бы хотелось заострить ваше внимание на очень важной закономерности: чем симметричнее, разнообразнее и точнее движения, тем равномернее развиваются оба полушария головного мозга.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что без физического воспитания невозможно сформировать гармонично развитую личность.

О положительном влиянии физического развития на умственное знали еще в Китае времен Конфуция, в Древней Греции, Индии и Японии. В монастырях Тибета и Шаолиня физические упражнения преподавались на одном уровне с теоретическими дисциплинами.

Почему же сейчас физическая культура как часть культуры общества не воспринимается всерьез? Почему предмет «физическая культура» в школе становится формальностью? Хотя, на мой взгляд, именно этот урок должен быть ответственным за формирование у школьников ориентации на здоровый образ жизни. Для нынешнего поколения России эта ориентация жизненно необходима против растущей опасности асоциальных факторов.

Многие информационные издания утверждают что, среднестатистический современный человек на первое место ставит развитие интеллекта и очень мало уделяет времени и внимания физическому развитию, забывая о крылатом выражении, что только в здоровом теле здоровый дух, а здоровье - это основной ресурс полноценной и творческой жизни.

Это подтверждает и обучение в нашей гимназии. Уже в младших классах учащимся приходится много времени проводить за компьютерами и литературой, готовясь к экзаменам, олимпиадам и другим конкурсам. Соответственно снижается время на двигательную активность.

Налицо противоречие: ученику для полноценного развития и сохранения здоровья необходимо увеличение двигательной активности, а для успешного освоения учебной программы по предметам школьного курса требуется много времени проводить как за учебниками, так и за компьютером в статичных позах.

Для устранения данного противоречия со стороны государства был сделан следующий шаг: в 2010 году Министерством образования и науки РФ был издан приказ о введении 3 часа ФК в объем недельной учебной нагрузки.

К сожалению, материально-технические условия наших школ не позволяют в полной мере использовать это хорошее новшество. Во многих школах не хватает спортивных залов, нет оборудования и инвентаря. И как следствие - интерес к занятиям в таких условиях падает. Неприемлемо, когда в одном спортивном зале занимаются два и более классов. Практически все школы нашего города столкнулись с этой проблемой.

Выход из подобной ситуации мы решили искать в нетрадиционных формах проведения урока. Именно творческое отношение каждого учителя к преподаванию своего предмета может в какой-то мере помочь решить данную проблему.

Выбор темы исследования «Инновации на уроках физической культуры. Современные танцы» объясняется, на мой взгляд, ее актуальностью. Я работаю в гимназии уже 15 лет и меня всегда интересовали нетрадиционные формы урока, инновации. Внедрение в учебный процесс инноваций в какой-то степени может повлиять на повышение интереса у школьников к занятиям физической культуры.

Цель исследования: оптимизировать учебный процесс в рамках трехчасовой программы по физической культуре у девушек среднего звена МОБУ «Гимназии №1» посредством инновационных форм проведения урока.

Гипотеза: если в рамках третьего часа урока физической культуры применять инновационные методы физического воспитания (например, элементы современных танцев), используя при этом вспомогательные помещения, то можно частично решить проблему загруженности спортзалов, тем самым повысить интерес к урокам и как результат – улучшатся физические показатели здоровья учащихся.

Цель, предмет и выдвинутая гипотеза определили необходимость решения следующих задач исследования:

1. Изучить программу по физической культуре на основе фитнес-аэробики.

2. Апробировать программу по фитнес-аэробике для учащихся 9А класса в рамках третьего часа уроков физической культуры и внедрить на данные уроки элементы современных танцев.

3. Привить интерес, любовь и повысить мотивацию к урокам физической культуры.

4. Предоставить условия для самостоятельной деятельности учащихся в рамках учебного урока с текущим контролем учителя.

Проект является исследовательским и длительным.

В ходе исследования использовались следующие методы:

  • анализ педагогических и методических исследований, материалов печати, электронных журналов сети Интернет;

  • анкетирование учеников с целью анализа инновационных программ в учебный процесс;

  • сравнение и обобщение достигнутых результатов учащихся;

  • поисковый эксперимент по разработке и применению инновационных технологий в обучении.

В 2011-12, 2012-13 учебные годы в классах девушек с 8 по 11 класс мною была апробирована Программа по физической культуре на основе фитнес-аэробики, автором которой является Ольга Слуцкер. Разработаны и проведены серии уроков по данной программе. В мае 2012 года с целью обобщения опыта работы в этом направлении на базе гимназии был проведен городской семинар для учителей физической культуры города по теме: «Оздоровительная аэробика как элемент здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры». В ходе семинара мною был проведен мастер-класс, на котором был представлен видеоматериал с уроков по данной программе. Присутствующие были ознакомлены с рабочими программами и учебно-тематическим планированием. Участники семинара высоко оценили проделанную работу в данном направлении.

Изначально уроки по инновационной программе были посвящены только фитнесу. Однако желание сделать урок более интересным и насыщенным привело к внедрению в учебный процесс элементов современных танцев, а именно таких направлений, как рагга, вакинг и хип-хоп. Занятиям по данной программе отводился 1 час из трех. Уроки проводились на базе ДЮСШ в залах аэробики.

Отрадно, что основными экспертами на этих уроках становились сами гимназистки, которые несколько лет занимались современными танцами в юношеском объединении «Лайм». Лидером среди них стала Ахметова Эльза, с которой мы совместно разрабатывали и ставили танцы на уроках фитнеса.

На протяжении последующих 2 лет было решено увеличить количество классов, занимающихся по инновационной программе с внедрением в нее современных танцев. Выбор был сделан в пользу 5а и 7а классов. Стоит отметить, что используемые в ходе занятий танцы были разными.

Оценить отношение наших гимназисток к подобным формам урока мы решили с помощью анкетирования. В ходе анализа данного исследования стало ясно, что девушкам очень нравятся уроки фитнеса с элементами танцев. Они также бы хотели и далее продолжать совершенствоваться в этом направлении.

Основной вывод эксперимента заключается в том, что возросла мотивация девушек к занятиям физической культурой. Также выявилось:

  • снижение утомляемости и как следствие этого улучшение качества учебы;

  • укрепление иммунитета, что ведет к уменьшению заболеваний;

  • улучшение мышечного корсета, осанки, кровообращения мозга;

  • обучение приемам самомассажа, приемам релаксации после тренировочного процесса;

  • увеличение знаний и материалов о здоровом образе жизни привело к самостоятельной работе учащихся, заинтересованности о новых путях сохранения здоровья;

  • получение информации и практического опыта о ранней профессиональной ориентации (т.е. учащиеся получили возможность попробовать себя в роли учителя физической культуры и тренера по фитнесу);

  • увлечение учащихся в спортивных секциях и города (интерес учащихся к различным формам физической культуры привел нас к разработке спортивного календаря, где анонсируются тренеры и виды спорта, культивируемые в городе).

Из всего вышесказанного, думаю можно утверждать, что нововведение с внедрением современных танцев на уроки физической культуры прошло удачно и наша гипотеза доказана. Интересы человека многообразны, как многообразен окружающий мир. Если есть желание, хороший и понимающий твою идею коллектив, который поддержит инновацию, условия для реализации твоих планов, то можно смело экспериментировать и получать массу положительных эмоций и хороший физический результат.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59

Похожие:

Институт развития образования республики башкортостан педагогические традиции iconИнститут развития образования республики башкортостан педагогические традиции
Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования: Материалы межрегионального...

Институт развития образования республики башкортостан педагогические традиции iconАдминистративный регламент предоставления государственной услуги
Институт развития образования Республики Башкортостан (далее – гаоу дпо иро рб), находящегося в ведении Министерства образования...

Институт развития образования республики башкортостан педагогические традиции iconДокументация о закупке
Заказчик: государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики...

Институт развития образования республики башкортостан педагогические традиции iconДокументация о закупке
Заказчик: государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики...

Институт развития образования республики башкортостан педагогические традиции iconЕдиная информационная система, в которой размещена информация: www...
Заказчик: государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования...

Институт развития образования республики башкортостан педагогические традиции iconПостановление от 29 декабря 2007 г. N 403 о порядке оформления прав...
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Башкортостан "Об управлении государственной собственностью Республики Башкортостан"...

Институт развития образования республики башкортостан педагогические традиции iconЗаконодательное регулирование
Институт развития образования Республики Башкортостан, утвержденного решением Наблюдательного совета гаоу дпо иро рб (далее Положение),...

Институт развития образования республики башкортостан педагогические традиции iconПравительство республики башкортостан постановление от 20 июля 2012...
Российской Федерации", Законом Республики Башкортостан "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан",...

Институт развития образования республики башкортостан педагогические традиции iconПравительство республики башкортостан постановление
В целях реализации Постановления Правительства Республики Башкортостан от 21 апреля 2009 года n 147 "О порядке формирования и ведения...

Институт развития образования республики башкортостан педагогические традиции iconПравительство республики башкортостан постановление
В целях реализации Постановления Правительства Республики Башкортостан от 21 апреля 2009 года n 147 "О порядке формирования и ведения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск