Исследование влияния развода родителей на личность ребенка в психологической науке


НазваниеИсследование влияния развода родителей на личность ребенка в психологической науке
страница1/5
ТипИсследование
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет

им.В.П. Астафьева»

(КГПУ им.В.П. Астафьева)
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра психологии детства
Направление подготовки 44.03.02 (050400.62) «Психолого-педагогическое образование»
Профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой психологии детства

____________ ___________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


Выпускная квалификационная работа
ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнила: студентка группы № 414 И.П. Шильверст______________________________

Форма обучения: заочная

Научный руководитель: доц. каф.психологии детства Ж.Г. Дусказиева _______________

Рецензент: доцент каф.клинической психологии и психотерапии с курсом ПО

Е.И. Стоянова _____________________________

Дата защиты ____________

Оценка ____________
Красноярск

2015

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Исследование влияния развода родителей на личность ребенка в психологической науке.

    1. Феномен детской тревожности……………………………………..6

    2. Особенности развития личности ребенка старшего дошкольного возраста. ……………………………………………………………….27

    3. Влияние развода родителей на развитие личности ребенка…….34

Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста переживших развод родителей.

    1. Описания методов исследования и характеристика экспериментальной выборки……………………………………...42

    2. Результаты изучения тревожности старшего дошкольного возраста, пережившие развод родителей…………………………45

    3. Психолого-педагогические рекомендации по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста пережившие развод родителей……………………………………50

Заключение……………………………………………………………………….54

Библиографический список……………………………………………………..57

Приложение ………………………………………………………………...........63

Введение

В современных условиях социально-экономического развития общества семьи, в традиционном понимании, теряет свою важность, значимость, слабеют внутрисемейные связи в нашей стране.

Развод оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Больше всего дети боятся, что они не смогут больше общаться с отцом или матерью, с бабушкой или дедушкой, с родственниками и друзьями, к которым они привыкли с младенчества.

Дети опасаются грядущих изменений в их жизни. Ведь им, вероятно, придется приспосабливаться к другому режиму дня, к другим домашним обязанностям. Например, переезд на новое место жительства – это большой стресс и для взрослого человека.

Иногда испытанное ребенком ощущение потери одного из родителей, перерождается в страх потери и второго. Дети перестают чувствовать себя в опасности, их волнует, кто будет о них заботиться.

Споры и напряженность в отношениях родителей приводят к тому, что дети начинают чувствовать свою вину за происходящее в доме. А попытки каждого из взрослых привлечь детей на свою сторону ведут к тому, что дети перестают доверять обоим родителям и чувствуют себя полностью одинокими.

Актуальность работы. Распад семьи является острой проблемой современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где воспитателем является мать. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют свою специфику и отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции – материнскую и отцовскую. Раттер М. отмечает, что эти условия жизни ребенка будут отражаться ни особенностях его личностного развития, его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям. Исследования свидетельствуют о травмирующей роли развода на личность ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя нескольких лет после расторжения брака, остается открытым. Учитывая массовый характер такого явления, как неполная семья, актуальным становится вопрос о том, имеет ли воспитание в неполной семье устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка.

Эту проблему изучали: Аронс К., Акерман Н., Валлерштейн Дж.В., Голод С.И., Дружинин В.Н., Келли Дж.В., Ковалев А.Г., Маслоу А., Раттер М., Харчев А.Г., Целуйко В.М., Фигдор Г., Фромм Э.

Цель: изучение влияния развода родителей на тревожность детей старшего дошкольного возраста.

Объект: детская тревожность старшего дошкольника.

Предмет: тревожность детей старшего дошкольного возраста, переживших развод родителей.

Гипотеза: тревожность детей старшего дошкольного возраста, пережившие развод родителей, будет выше в связи с тем, что дисгармония в супружеских отношениях, влияет на эмоциональное состояния ребенка.

Исходя из цели, гипотезы и предмета исследования, можно выделить его задачи:

1) Проанализировать различные точки зрения ученых на предмет влияния семейного фактора на развитие личности дошкольников.

2) Изучить психологическую литературу по проблеме разводов в семьях и их влияния на эмоциональную сферу дошкольников.

3)Установить выраженность негативных личностно-эмоциональных особенностей у детей.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики:

1. Анализ научной литературы.

2. Эмпирический метод – проективный.

Методики:

1. Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М «Уровень тревожности ребенка». 2. Исследование тревожности при помощи «Теста тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена.

3. Исследование тревожности у детей дошкольного возраста с помощью проективной методики «Дом, дерево, человек» Романова Е.С., Потемкина С.Ф.

  



Глава 1. Исследование влияния развода родителей на личность ребенка в психологической науке

1.1 Феномен детской тревожности.

В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия. По определению Р.С. Немова тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, и испытывать страх и тревогу, в специфических социальных ситуациях.

А.М. Прихожан указывает что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, и предчувствием грозящей опасности.

Под тревожностью К. Хорм понимала эмоциональную реакцию на скрытую и субъективную опасность, сопровождающуюся определенными физическими ощущениями ( дрожь, учащение дыхания).

Приверженец теории дифференцированных эмоций К. Е. Шард определяет тревожность как комплекс фундаментальных эмоций, включающий страх и такие эмоции как горе, гнев, стыд, и иногда интерес-возбуждение. Может включать потребностные состояния и биохимические факторы.

Н.Ю. Синягина под тревожностью понимала сравнительную мягкую форму эмоционального неблагополучия, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, в ожидании плохого отношения со стороны окружающих.

А. И. Захаров считает тревожность - это склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и эмоций.

 По определению А.В. Петровского: “Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности”

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность - это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека.

Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.

Большое число авторов считают, что тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения - “стресса”.

Отечественные психологи, изучавшие состояние стресса, внесли в его определение различные толкования.

Так, В.В. Суворова изучала стресс, полученный в лабораторных условиях. Она определяет стресс как состояние, возникающее в экстремальных условиях, очень трудных и неприятных для человека.

В.С. Мерлин определяет стресс, как психологическое, а не нервное напряжение, возникающее в “крайне трудной ситуации”.

При всех различиях в толковании понимания “стресса”, все авторы сходятся в том, что стресс - это чрезмерное напряжение нервной системы, возникающее в весьма трудных ситуациях. Ясно потому, что стресс никак нельзя отождествлять с тревожностью, хотя бы потому, что стресс всегда обусловлен реальными трудностями, в то время как тревожность может проявляться в их отсутствии. И по силе стресс и тревожность - состояния разные. Если стресс - это чрезмерное напряжение нервной системы, то для тревожности такая сила напряжения не характерна.

Можно полагать, что наличие тревоги в состоянии стресса связано именно с ожиданием опасности или неприятности, с предчувствием его. Потому тревога может возникнуть не прямо в ситуации стресса, а до наступления этих состояний, опережать их. Тревожность, как состояние, и есть ожидание неблагополучия. Однако тревога может быть различной в зависимости от того, от кого субъект ожидает неприятности: от себя (своей несостоятельности), от объективных обстоятельств или от других людей.

Важный факт: во-первых, как при стрессе, так и при фрустрации, авторы отмечают у субъекта эмоциональное неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности. Но эта тревога всегда обоснованная, связанная с реальными трудностями. Так И.В. Имедадзе прямо связывает состояние тревоги с предчувствием фрустрации. По ее мнению, тревога возникает при антиципации ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности.

Таким образом, стресс и фрустрация при любом их понимании включают в себя тревогу.

Подход к объяснению склонности к тревоге с точки зрения физиологических особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. Так, в лаборатории И.П. Павлова, было обнаружено, что, скорее всего нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, затем у возбудимого типа и меньше всего подвержены срывам животные с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью.

Данные Б.М. Теплова также указывают на связь состояния тревоги с силой нервной системы. Высказанные им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В. Д. Небылицина (Б.М. Теплов, 1957).

Он делает предположение о более высоком уровне тревожности со слабым типом нервной системы.

Наконец, следует остановиться на работе В.С. Мерлина, изучавшего вопрос симптомокомплекса тревожности. Испытание тревожности В.В. Белоус проводил двумя путями - физиологическим и психологическим.

Особый интерес представляет исследование В.А. Бакеева, проведенное под руководством А.В. Петровского, где тревожность рассматривалась в связи с изучением психологических механизмов внушаемости (Бакеев, 1970). Уровень тревожности у испытуемых измерялся теми же методиками, которыми пользовался В.В. Белоус.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, не спокойствие, не уютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.

Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.

Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений - инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность[1] . Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимировании “либидиозной энергии”, то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности. (З. Фрейд, 1989)

Чувство неполноценности может возникнуть от субъективного ощущения физической слабости или каких-либо недостатков организма, либо от тех психических свойств и качеств личности, которые мешают удовлетворить потребность в общении. Потребность в общении - это есть в то же время потребность принадлежать к группе. Чувство неполноценности, неспособности к чему-либо доставляет человеку определенные страдания, и он пытается избавиться от него либо путем компенсации, либо капитуляцией, отказом от желаний. В первом случае индивид направляет всю энергию на преодоление своей неполноценности. Те, которые своих трудностей не поняли, и у кого энергия была направлена на себя, терпят неудачи.

Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога-реакция на грозящую опасность реальную или воображаемую, эмоционально диффузного безобъективного страха, характеризующееся непределенным страхом, ощущением угрозы. Тревожность - индивидуальная, психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях. Ч.Д. Стилбергер исследуя тревожность как личностное свойство и тревогу как состояние, разделял эти два определения на « реактивную» и « активную», « ситуативную» и « личностную» тревожность.

Ситуативная тревожность - порождённая в какой-то конкретной ситуации, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверий возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние является не только вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Нормальным скорее является снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, но чаще всего свидетельствует об инфальтивной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

Личностная тревожность - может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к постоянным переживаниям тревоги в разных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущениям угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.

По Ю. Л. Ханину состояние тревоги или ситуативная тревожность возникают как « реакция человека на различные, чаще всего социально психологические стрессы (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях и подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации с повышением ситуативной тревожности. Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида, то есть, на сколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность.[2]

Несмотря на большое число исследований, посвященных этой проблеме, концептуальная разработка центрального для нее понятия "тревоги", в современной психологической литературе остается недостаточной. Многие исследователи используют термин "тревога" в различных значениях, и чаще, как правило, в двух значениях, которые взаимосвязаны, но относятся все-таки к совершенно различным понятиям. Речь идет о смешении в одном термине понимания тревоги как психического состояния и тревоги как свойства личности. Не менее важное значение для понимания тревоги как психического состояния имеет ее дифференциация от стресса. В работах некоторых авторов состояние тревоги и стресса выступают как синонимы. Связано это, по-видимому, с тем, что исследователи проблемы стресса отошли от первоначального понимания стали использовать это понятие для характеристики особенностей состояния индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом уровне понятие тревоги (Лазарус 1970). Некоторые авторы рассматривают тревогу как хроническое эмоциональное состояние. Предполагается, что в этом случае индивид тревожен постоянно, во всех ситуациях. Такие случаи относятся к патологии.

В некоторых работах тревога как свойство личности рассматривается, как хроническая предрасположенность реагировать эмоционально, даже в ситуации незначительной опасности и напряжения. Этот подход сближает тревогу с повышенной эмоциональностью, чувствительностью к эмоциогенным ситуациям. Крайним выражением такого подхода является позиции и психологов школы научения (Тайлор 1956, Спенс1956)в которой тревога и нервотичность выступают как одно из проявлений эмоциональной возбудимости. Такое представление также влечет за собой вывод о слабости, неуравновешенности нервных процессов, как причине повышенной тревожности. В этом контексте тревога рассматривается как свойство темперамента. ( Среляу1982).

Тревожность как черта личности может означать мотив или приобретённую поведенческую диспозицию, которая предполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состоянием тревоги, интенсивность которой не соответствует объективной опасности (Хекзаукен1986).[3]

Особенно необходимо остановится на исследованиях Спилбергера (1966), оценивающего тревогу как черту личности, выступающую как мотив, или приобретённую поведенческую диспозицию. Она выражается к предрасположенности индивида к восприятию широкого ряда объективно безопасных ситуации в качестве угрожающих и отвечает на угрожающие обстоятельства состояния тревоги. В экспериментальных исследованиях этого автора, показано, что индивиды, для которых характерно высокое значение Т - диспозиции (тревога как черта личности), будут скорее демонстрировать высокое значение Т - состояния (тревога как состояние) в ситуациях, угрожающих самооценке, чем индивиды с низким значением Т-диспозиции. Кроме такой связи интенсивностей, была показана экстенсивная зависимость: чем выше Т-диспозиция, тем шире круг ситуаций, воспринимаемых, как угрожающие и вызывающие Т-состояния. Т-состояния, различающихся по Т-диспозиции, зависит от того, в какой степени данный человек воспринимает определенную ситуацию как опасную или угрожающую, что, в свою очередь, зависит от предыдущего индивидуального опыта.

Тревога взаимодействует с чертами личности и изменяет их. Убедительным примером такого взаимодействия может служить взаимосвязь между личностной тревогой и импульсивностью. В ходе изучения только этих двух свойств Баррат (1972) продемонстрировал, что тревога положительно влияет на деятельность импульсивных личностей. Однако индивиды с высоким уровнем тревожности и импульсивности испытывали страх и при этом не могли контролировать свой страх и импульсивность. Вследствие этого данные индивиды уже адаптировались в межличностных контактах, нежели те, которые обладали высоким уровнем тревожности, но низким уровнем импульсивности.

В ряде исследований установлена связь между тревожностью и таким личностным образованием, как уровень притязания. Оказалось, что тревожность может приводить к формированию неадекватного уровня притязаний двояким образом: либо побуждая к чрезмерной осторожности (снижение уровня притязаний), либо затрудняя оценку ситуации и собственных возможностей (в этом случае могут возникать большие сдвиги как в сторону снижения уровня притязаний) ( Рейковский, 1979).

Есть и такие индивиды, которые, судя по всему, не осознают тревогу, несмотря на то, что реально ее переживают. Этот тип людей носит название "репрессивного". Они отрицают уровень тревоги, несмотря на то, что реагирует на нее на невербальном уровне теми же физиологическими показателями, что и высоко тревожные индивиды.

Личностная тревога, а именно тенденция реагирования состоянием тревоги на стрессовые ситуации, обусловлена, по крайней мере, частично, наследственно. В связи с этим Эйсенк (1975) предположил, что средний уровень нейротизма, который приблизительно соответствует личностной тревоги, установился благодаря естественному отбору и образует оптимальное распределение тревоги среди населения.

Тревога, являясь сложной эмоций, усиливает возбуждение и фиксирует внимание на источнике потенциальной опасности. Кроме того, тревога индуцирует воспоминание о событиях, окрашенных переживанием страха, формируя условные реакции и модифицируя когнитивные структуры, изменяя последующую реакцию индивида на ситуацию опасности.

Согласно теории Ланге, индивид в возбужденном состоянии замечает физические изменения в своем организме и лишь, потом к нему приходит сознание соответствующей эмоции.

Таким образом, получилось, что за идентификацию эмоциональных состояний ответственны в большей степени изменения в функционировании периферийной, нежели центральной нервной системы.

Позже Кэннон предположил, что эмоции генерируются подкорковыми центрами головного мозга, а не изменениями на периферии. Папез расширил эту теорию, описав эмоциональные круги в структуре лимбической системы. Далее Дельгальдо (1971) на основании исследования животных заключил, что существуют три группы структуры мозга:

- не связанные с эмоциями;

- связанные с поведенческими проявлениями эмоций, например, гипоталамус, который при стимулировании дает псевдоаффективные, но не условные реакции;

- связанные как с поведенческими проявлениями, так и с эмоциональным опытом.

Очевидно, как пишет Сарик (1979), ни одна из систем, взятая отдельно, не может отвечать за проявления тревоги. Тревогу следует рассматривать как конечный продукт взаимодействия систем, включающих ядра ствола головного мозга, лимбическую систему, переднелобовую кору и мозжечок.

Лимбическая система и миндалина в ирамамках этой системы, возможно, генерирует эмоциональные и автономные реакции на стрессовый стимул. Кроме того, гиппокамп и миндалина играют важную роль в процессе когнитивного научения и памяти, включая усвоение, сохранение и угасание страха.

Лобные доли выполняют общую исполнительскую функцию: они вовлечены в процессы оценивания, планирования, координации стратегий и принятия решений ( Фустер 1989). Каждая из этих систем вносит свой вклад в формирование реакций тревоги на внутренние и внешние стимулы.

Тревога вызывает физиологические изменения, которые подготавливают организм к реакции на опасность. Психолог Мамло (1966) предполагает, что нейрофизической основой тревоги является расстройство гомеостатических механизмов ретикулярной формации, которое выражается в нарушении координации и активности ее тормозных явлений. Он подчеркивает, что вегетативные нарушения у и тревожных людей связаны с нарушением функции лимбической системы.

Реакция тревоги может представлять собой либо замирание и бегство, либо нападение (Лазарус 1970). В состоянии острого страха у индивида мгновенно активизируются автономные системы. Симптомы страха означают сначала резкое усиление деятельности парасимпатической системы, которая затем сменяется активностью с эмпатической системы (Дейлорн 1965) Несильный страх активирует обе автономные системы с доминированием симпатического компонента.

Изучение физиологии острого страха на людях представляет определенные трудности. Эндокринные изменения при сильной тревоге заключаются в повышении эпинефригна кортизола, гормона роста, а также уменьшения тестостерона у мужчин. Уровень эндокринной реакции зависит не только от уровня тревоги, но и от новизны ситуаций и от конституциональных факторов. У тревожных индивидов стресс вызывает сильные автономные реакции, которые снова нормализуются после того, как стресс прошел.

Повышенное мышечное напряжение является наиболее распространённой физиологической реакцией, сопровождающей как состояние тревоги как личностную тревогу. Возможно, это результат центрального возбуждения.

Автономные реакции у индивидов с личностной (хронической тревожностью) и у не тревожные различны. Стрессовые задания вызывают у тревожных индивидов более слабые, но и более продолжительные автономные реакции. Эта особенность связана со сниженной автономной пластичностью и указывает на слабую адаптивность. Такая реакция мало экономна чем та, которая наблюдается у не тревожных индивидов. Сниженная автономная пластичность свойственна людям с любым типом хронического тревожного расстройства, а также людям, плохо адаптированным и тревожным. Она может отражать конституциональную предрасположенность к тревожным расстройствам, а также частичную приспособленность к сильной тревоге.

Как показали Чахтер и Сингер (1962), возбуждение и сопутствующее ему физиологические изменения нуждаются в когнитивном способе ввода информации, чтобы вызвать определенные эмоции, включая тревогу.

Эмоциональные реакции можно идентифицировать на основе самоотчетов и выражения лица, однако необходимо, чтобы это было дополнено измерениями физиологических показателей, без которых труден процесс идентификации.[4]

Последние исследования предполагают, что некоторые физиологические параметры, такие, как кожная проводимость, служат для определения общего уровня возбуждения, тогда как другие параметры, например, мигательный рефлекс, более непосредственно связаны с эмоциями.(Lang et al., 1990)

Следует подчеркнуть, что физиологические реакции у разных индивидов также различны: в зависимости от возраста, конституциональных особенностей и приобретенных паттернов физиологического реагирования.

Тревога вызывает изменения в когнитивной деятельности. Индивиды с высоким уровнем личностной тревоги дают отличные когнитивные оценки угрожающим стимулам, отличающиеся от оценок индивидов с низкой тревогой.

Высокотревожные имеют особую избирательную тенденцию, благоприятствующую восприятию стимулов, содержащих угрозу (Eysenek,1991). По мнению Clarc и Beck (1989), индивиды с высоким уровнем тревоги обладают плохо адаптивными когнитивными схемами. Их когнитивной деятельности свойственны искажения, не связанные с решаемой задачей, а также когнитивная асимметрия(Ingram и Keudal, 1987).

У не тревожных индивидов тоже могут наблюдаться подобные особенности, однако у индивидов с тревожными расстройствами они значительны, поскольку соединяют события внутреннего и внешнего мира с физическими или психологическими угрозами, что делает этих индивидов более уязвимыми.

Закон Yerkers-Dobson(1908) гласит, что на деятельность влияет уровень возбуждения. Легкая тревога оказывает положительное, стимулирующее влияние, а сильная тревога - отрицательное влияние на деятельность субъекта.

Одной из основных составляющих тревоги являются беспокойство. Поскольку тревога связана с неопределенностью, тревожным индивидам свойственно проявление беспокойства и формирования тревожных ожиданий. Ожидания амбивалентны. По мере того, как у индивида растет осознание потенциальной опасности, он становится более тревожным, но при этом снижается вероятности того, что событие застанет его врасплох и он полностью окажется во власти тревоги (Epstein, 1972).

«Тревога-это одно из универсальных состояний и, как таковое, является неотъемлемой частью жизни человека. Тревога выполняет функцию биологической системы предупреждения, которая активируется опасностью. Тревога также возникает вследствие утраты значимого объекта или интрапсихического конфликта, а именно - конфликта между потребностями субъекта и требованиями среды или между конфликтующими ценностными системами. Тревога-это отрицательная эмоция, которая связана с телесным дискомфортом. В отличие от депрессии тревога - это реакция на угрозу и направлена в будущее. Угроза может представлять собой опасность или отсутствие поддержки, неизвестность. Нормальная тревога подготавливает индивида к защитному реагированию. Такой уровень тревоги позволяет справиться с неприятной ситуацией, тогда как высокий уровень тревоги оказывает ослабляющее и даже дезорганизующее действие на психику человека. Тревога выходит за рамки нормы, когда её интенсивность и длительность непропорциональны возможному ущербу, а также когда она возникает в нейтральной ситуации или в ситуации, не содержащей объективной угрозы.

Тревога-это сложное состояние, характеризующееся как психическими, так и соматическими проявлениями, а также гипервозбуждением. Оно часто сопровождается поведенческими реакциями. Психические проявления представляют собой аффективные реакции в диапазоне от напряжения до страха и в крайней степени-паники. В когнитивном аспекте тревога проявляет себя в виде затруднений, связанных с выбором действий в той или иной ситуации и неуверенностью в отношении будущего. Сюда можно отнести: страх, предчувствие беды, страх неспособности справиться с обстоятельствами и страх усилия тревоги до такой степени, при которой она может стать причиной публичного смущения. С тревогой связан гнев, уменьшение которого может вести к пропорциональному снижению тревоги. Временное состояние депрессии возникает, когда человек теряет уверенность в том, что способен контролировать тревогу. Соматические проявления тревоги можно разделить на мышечные и вегетативные. Мышечные ощущения варьируются от едва ощутимого напряжения до спазмов или слабости. Не все мышечные группы одинаково реагируют на тревогу. Вегетативные проявления характерны при сильной тревоге, они различаются по интенсивности и типологичности. Вегетативные проявления включают в себя: сердцебиение, потение, покраснение, ощущение повышения температуры тела, влажность ладоней, сухость во рту, сдавливание в груди, ощущения нехватки воздуха, учащение дыхания, колики в животе, тошноту , позывы к мочеиспусканию и дефекации.

Гипервозбуждение варьирует от состояния повышенной готовности до чрезмерной настороженности и ощущения стимульной перегруженности. При сильной тревоге гипервозбуждение приводит к сложности или невозможности концентрации внимания. Ночью гипервозбуждение проявляется в виде бессонницы.

Поведенческие проявления включают в себя покраснения или побледнение, видимую дрожь, напряжение в голосе, беспокойство, замирание, смех и плач, а также чрезмерную болтливость. В зависимости от личностных черт тревога может приводить к избеганию, бегству в фантазии, формированию зависимости от других, поискам успокоения, обращения к другим за советами, поискам всевозможных способов, чтобы отвлечься. Тревога может усиливать подозрительность и приводить к агрессивным действиям.[5]

Тревожность - это эмоциональное состояние человека. Во время тревожности он ощущает напряжение, беспокойство, появляются мрачные предчувствия. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и длительным по времени. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности. У тех людей, у которых тревожность слишком высокая представляет реальную угрозу для самооценки и даже жизнедеятельности.

Физиологические проявления тревожности:

- усиление сердцебиения;

- учащение дыхания;

-увеличение минутного объема циркуляции крови.

- возрастание общей возбудимости;

На психологическом уровне тревожность ощущается так:

- напряжение;

- озабоченность;

- нервозность;

- чувство неопределенности;

-чувство грозящей опасности, неудачи;

- невозможность принять решения;

Есть различная степень тревоги:

- Первый уровень - небольшая тревога. Это такие проявления как напряженность, настороженность, дискомфорт. Угрозы такие проявления тревоги не несет, но дает сигнал того что тревожность будет скоро более сильной.

- На втором уровне ощущение внутренней напряженности растет, эмоции становятся отрицательными, все, что было нейтральным-становится значимым. Потом появляется страх.

- На следующем уровне ощущение не необратимости надвигающейся катастрофы, которое возникает в результате постоянного нарастания тревоги и выражается в чувстве ужаса. При этом данное переживание связано не с удержанием чувства, а лишь с нарастанием тревоги. Подобное переживание способна вызвать лишь очень сильная тревога.

- Самый высокий уровень тревоги - тревожно-боязливое возбуждение, появляется потребность двигательной разрядки, панический поиск помощи.

Тревожность оказывает негативное воздействие на развитие личности. Если есть тревожность, значит что-то неблагополучно в личности человека.

С тревожностью связаны такие психические расстройства, как фобии, навязчивые состояния, истерия и др. тревога часто появляется из-за того, что человек часто ждет неудач заранее, особенно в общении с окружающими и от того, что не может правильно оценить ситуацию.

Как проявляется тревожность:

- в беспомощности

- в неуверенности в себе

- в преувеличении значимости ситуаций и ощущение бессилия перед ними.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Б. И. Кочубей и Е.В. Новикова (1998) считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом

2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными).

Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только “пятерки” и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку:

“Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался”. Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.[6] Совершив какой-либо “неблаговидный” поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает. Психолог Е.Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе “достойной” школы, “перспективного” учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

В детском саду тревожный ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями “проблемных” детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, “как на ладошке”, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Тревожность - это склонность человека к постоянному переживанию тревоги. Для тревожных детей характерны нарушение в межличностных отношениях, неврозы и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Исследование влияния развода родителей на личность ребенка в психологической науке iconКонкурсная документация на проведение открытого конкурса на право...
Нир «Исследование влияния микробиологического и коллоидного факторов на процессы миграции компонентов отходов при обосновании безопасности...

Исследование влияния развода родителей на личность ребенка в психологической науке iconПраво родителей на воспитание ребенка предполагает наличие у них...
Закон не содержит исчерпыва­ющего перечня причин, в силу которых суд может отказать в удовлетворении требования родителей о возврате...

Исследование влияния развода родителей на личность ребенка в психологической науке iconИсследование влияния употребления чипсов на функции живых организмов
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Исследование влияния развода родителей на личность ребенка в психологической науке iconОб утверждении положения о порядке отобрания ребенка у родителей
Нижегородской области, осуществляющих отобрание ребенка у родителей (одного из них) или иных законных представителей и лиц, на попечении...

Исследование влияния развода родителей на личность ребенка в психологической науке iconОб утверждении положения о порядке отобрания ребенка у родителей
Нижегородской области, осуществляющих отобрание ребенка у родителей (одного из них) или иных законных представителей и лиц, на попечении...

Исследование влияния развода родителей на личность ребенка в психологической науке iconИсследование маркетинговой среды предприятия ООО «Дом-Экспресс-Туризм»
Российский опыт влияния туристического бизнеса на предприятие

Исследование влияния развода родителей на личность ребенка в психологической науке iconПамятка туристу Кипр
При разводе родителей можно предъявлять на границе свидетельство о разводе и решение суда об оставлении ребенка у того из родителей,...

Исследование влияния развода родителей на личность ребенка в психологической науке iconШвейцария документы для поездки
При разводе родителей можно предъявлять на границе свидетельство о разводе и решение суда об оставлении ребенка у того из родителей,...

Исследование влияния развода родителей на личность ребенка в психологической науке iconДетский сад №8 г. Маркса Ознакомление родителей с документами по правам ребенка
Конвенция ООН о правах ребенка, Закон рк о правах ребенка, Декларация прав ребенка; рассмотреть отдельные статьи прав ребенка по...

Исследование влияния развода родителей на личность ребенка в психологической науке iconПо личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка...
Учреждение может осуществлять прием указанных заявлений в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск