«Пути решения проблемы самовольных уходов детей»


Название«Пути решения проблемы самовольных уходов детей»
страница1/8
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»

Пути решения проблемы самовольных уходов детей
Методические рекомендации

г. Ханты-Мансийск, 2013 год.




Методические рекомендации на тему «Пути решения проблемы самовольных уходов детей».

Составители: Ведрова Л. А., методист БУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

Ковешникова А.М., педагог-психолог БУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Рецензент: Петрова Г.А., заведующий кафедрой общей и социальной педагогики НГГУ, кандидат педагогических наук, доцент, действующий член Международной педагогической академии, Почётный работник высшего профессионального образования РФ


Методические рекомендации «пути решения проблемы самовольных уходов детей» предназначены для практических специалистов образовательных учреждений.
Введение

Современная социально-экономическая ситуация в России характеризуется неустойчивостью, неопределенностью долгосрочных экономических программ, непоследовательностью их выполнения. Экономическая и социальная ситуация в стране складывается не в пользу широких слоев населения, большая часть которого находится за чертой бедности. Вдобавок Россия переживает период социального кризиса, идет интенсивный процесс реформирования общества. В России почти нет слоев населения, положение которых было бы стабильным, а общие идеалы и ценности отсутствуют. На сегодня число граждан, занимающихся бродяжничеством, по данным статистики МВД достигает в России 4 млн. человек. Особенно страшно, что среди этих граждан находится огромное число детей и подростков. Ситуация приближается к критической, она сравнима с ситуацией времен революции и гражданской войны в России.

В последние годы на улице оказываются дети дошкольного возраста, побеги совершают дети из весьма обеспеченных семей, появились целые сообщества бомжующих детей и подростков. В настоящее время, по данным ВНИИ МВД, только в Москве насчитывается не менее 28 300 беспризорников, из них 85% самовольно оставили дом, 5—6% — детские дома и школы-интернаты.

По данным УВД ХМАО-Югры за 2012 год, наблюдается снижение на 12% самовольных уходов детей из семьи.

Как известно, в результате значительных изменений, произошедших в нашей стране, из которых в данном случае важно отметить, деградацию института семьи. Потрясение устоев семьи и как общественного института, и как «ячейки» во многих аспектах ее существования и функционирования привело к появлению многочисленных фактов по всей стране, когда дети стали чаще покидать семьи сначала временно, а затем все глубже погружаясь в стихию уличной жизни больших городов. Коллапс и бездействие государственных институтов, осуществлявших прежде функции регуляции и контроля в сферах образования, здравоохранения и права, прямо повлияло на распространение этого явления.

Дети и подростки с нарушением социальных норм поведения имеют ряд личностно-психологических особенностей и социально - психологических факторов, которые деструктивно влияют на их личностное развитие и социализацию в целом. Существующие на сегодняшний день меры по решению проблемы самовольных уходов детей малоэффективны. Основными недостатками можно считать недостаточные социально - психологические методы сопровождения несовершеннолетнего после первых уходов из дома и воздействие на факторы, способствующие дальнейшей фиксации данной формы поведения. Своевременная психологическая диагностика и адекватная психокоррекция позволит на ранних этапах выявить подростков, склонных к данному виду нарушения поведения, и предупредить повторные самовольные уходы и их последствия.

Раздел 1. Самовольный уход из семьи как форма девиантного поведения


    1. Психологические особенности детей, склонных к самовольному уходу из семьи

Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или его группах, нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ценностям, ожиданиям и установкам.

Говоря о предпосылках возникновения девиации как социально-педагогической проблемы, нельзя не отметить важность в этом аспекте самого сложного из всех детских возрастов - подросткового возраста. Характерными особенностями подросткового возраста является эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать свое поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Подросток - это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта погранична между детством и взрослостью. Личность развита еще не настолько, что ее можно считать взрослой, но в тоже время настолько, что может вступать в отношения с окружающими и следовать общественным нормам и правилам. Подросток - это лицо, вступившее в период правовой и личностной ответственности за свое поведение.

В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее становления, большое значение приобретает изучение проблемы девиантного поведения в контексте саморегуляции жизнедеятельности и личностной организации времени.

Основными причинами, обуславливающими высокую степень вероятности отклонений от социальных норм, являются:

  1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском, уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция и т.д.

  2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма, отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, взрыве насилия и правонарушениях;

  3. Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить отношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к нравственному кризису, потере смысла существования.

Девиации включают в себя различные формы отклоняющегося поведения. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные подростковые поведенческие реакции, такие как: систематические уходы из дома и бродяжничество.

Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной. Как показывает практика, около 70 процентов – это дети, воспитывающиеся в относительно благополучных семьях.

Прежде всего, важно подчеркнуть, что подобный феномен в своем наиболее ярком проявлении отмечен и описан психиатрами под названием «дромомания» (от греческих слов дромос — дорога, путь и мания — одержимость, страстное влечение).

Это расстройство развивается в сочетании с другими нарушениями обычно как последствие ушибов головы, сотрясений и заболеваний головного мозга. Дромомания — не самостоятельное психическое заболевание. Обычно она выступает как отражение шизофрении, эпилепсии, истерии и других расстройств.

Однако и у нормальных детей, не страдающих выраженными психическими расстройствами, иногда наблюдается явная ненормальность поведения, например уход из дома.

Иногда основным побудительным мотивом становится так называемый сенсорный голод — потребность в новых и ярких впечатлениях. Ребенок, которому наскучило однообразие будней, вдруг может отправиться в далёкие страны (чаще всего — знакомые по ярким описаниям в приключенческой литературе и кинолентах). Подстегивают его и романтические примеры сверстников-бродяг, которыми изобилуют детские книжки и фильмы.

Подобного рода бродяжничеству подвержены инфантильные дети, склонные к неуемному фантазированию и авантюрам. Порой собственные фантазии захватывают их настолько, что дети теряют чувство меры и ответственности, легко переходят границы, отделяющие игру от реальности.

Впрочем, романтический характер побегов инфантильных детей нетипичен. Гораздо чаще они бродяжничают просто в поисках новых впечатлений, а также стремясь уклониться от школьных занятий, предъявляющих непосильные для них требования дисциплинированности и трудолюбия. Возвращенные домой, они нередко предпринимают повторные попытки ухода, влекомые неудержимым соблазном вольной жизни без всяких социальных ограничений.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

«Пути решения проблемы самовольных уходов детей» iconОтчет по результатам аналитического исследования причин самовольных...
По результатам аналитического исследования причин самовольных уходов детей из семей и учреждений ярославской области

«Пути решения проблемы самовольных уходов детей» iconВ отчетном году в следственные органы поступило 31 сообщение о самоубийствах подростков
Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период...

«Пути решения проблемы самовольных уходов детей» iconПриложение 2 «утверждаю»
Важным шагом на пути решения проблемы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности является профилактика пропуска...

«Пути решения проблемы самовольных уходов детей» icon«Я и моя планета» Рига Стокгольм 2 4 ноября 2017 года Дорогие друзья!
Актуальные вопросы сохранения и защиты окружающей среды: проблемы и пути их решения

«Пути решения проблемы самовольных уходов детей» iconИнструкция по взаимодействию органов управления образованием, социальной поддержки
Настоящая инструкция регламентирует порядок взаимодействия органов управления образованием, социальной защиты, внутренних дел Республики...

«Пути решения проблемы самовольных уходов детей» iconГ. Советский. Положение по профилактике самовольных уходов из дома...
«Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от...

«Пути решения проблемы самовольных уходов детей» iconСистемный подход по профилактике безнадзорности и правонарушений...
По материалам семинара-совещания структур системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

«Пути решения проблемы самовольных уходов детей» iconВ начале XXI века
Зеленков М. Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). – Воронеж: Воронежский...

«Пути решения проблемы самовольных уходов детей» icon1. Глобальные проблемы современности и пути их решения
Согласны ли вы с утверждением французского писателя Ф. Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противополож­ным...

«Пути решения проблемы самовольных уходов детей» iconПоэтому вопросы совершенствования деятельности судебных приставов-исполнителей...
Актуальные проблемы розыска должника-организации, имущества должника-организации по исполнительным документам о взыскании налоговой...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск