Скачать 2.61 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.15, ДС.10 МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ) Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706 «Педагогика и психология» 050711 «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» 050703 «Дошкольная педагогика и психология»с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» Утверждено на заседании кафедры психологии факультета педагогики и психологии (протокол № 7 от 06 марта 2008 г.) Зав. кафедрой ________________И.А. Синкевич 2008г. Структура учебно-методического комплекса дисциплиныРАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. Структура программы учебной дисциплины
Сергеева А.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета (МГГУ) Зубрицкая Е.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития Мурманского гуманитарного института (МГИ)
Назначение дисциплины: учебный курс «Методы активного социально – психологического обучения» предназначен для студентов с основной или дополнительной специальностью «Педагогика и психология» и представляет собой практикоориентированную дисциплину для будущих психологов. Актуальность дисциплины: Современная система образования и психологическая служба школы все чаще использует активные формы групповой работы, которые уже надежно и убедительно проявили свой обучающий потенциал. В ситуации повышенной социальной потребности в различных формах социального сотрудничества коммуникативная, социально-перцептивная и личностная культура человека имеет особое значение, тем более, если речь о практических психологах, социально-психологическая культура которых является показателем их личностной и профессиональной зрелости. Учебный курс «Методы активного социально-психологического обучения» (МАСПО) имеет двоякую направленность: с одной стороны он направлен на формирование представлений о целях, содержании и формах различных методов активного группового обучения, а с другой стороны на формирование и совершенствование социально-психологической культуры самих студентов посредством этих методов. Цель курса – формирование профессиональной социально-психологической компетентности студентов, которая может быть представлена комплексом новых способностей:
Задачи курса:
Структура курса: Структура данного курса включает 9 тем:
Данный курс расчитан на 3 года обучения, каждый год обучения охватывает 3 из вышеуказанных тем: 1-ый год обучения – 1, 2, 3 темы. 2-ой год обучения – 4, 5, 6 темы. 3-ий год обучения – 7, 8, 9 темы. Такое тематическое распределение позволяет обеспечить последовательность и преемственность приобретаемых знаний, умений и навыков. Курс включает лекционные, семинарские и лабораторные занятия. Семинарские занятия осуществляются в форме групповых дискуссий по соответствующей теме занятия проблемам. Лабораторные занятия осуществляются в форме социально-психологических тренингов с целевой программой:
Организационная специф ика лабораторных занятий.Лабораторные занятия имеют свою организационную специфику, которую необходимо учитывать при организации учебного процесса в целом. Такая специфика проявляется в особенностях структуры, динамики, времени проведения и продолжительности занятий. Структура каждого лабораторного занятия включает:
Цель: создание у участников эмоционального настроя на работу в группе.
Цель: дать участникам группы возможность понять, каким образом психологические идеи могут быть реализованы в их профессиональной практике (дискуссия), или дать возможность участникам поделиться опытом применения в жизни изучаемых навыков, поддержать друг друга и увидеть пути дальнейшего психологического роста (обсуждение домашнего задания).
Цель: дать участникам возможность испытать специфические переживания, связанные с применением изучаемого навыка.
Цель: дать участникам возможность включить изучаемый навык в контекст поведения в конкретной ситуации, научиться выбирать соответствующий стиль поведения в проблемной ситуации.
Цель: закрепить полученные в ходе занятия ощущения, выступив «экспертом» по поведению другого человека.
Цель: получить обратную связь от участников группы, дать им возможность выразить чувства, возникшие в ходе занятия и создать у них ощущение, что их мнения и впечатления важны для каждого.
Цель: продолжение психологической работы участников группы в течение перерыва между занятиями. Динамические особенности занятия-тренинга проявляются в специфике групподинамических процессов, последовательное развёртывание которых предполагает наличие вступительной фазы психологической подготовки (разминки); основной фазы решения сложных содержательных задач по поставленной проблеме; завершающей фазы коррекции состояний и отношений участников группы. Нарушение этой последовательности (невключённость хотя бы одной из указанных фаз) может привести либо к снижению обучающего эффекта, либо к его полному отсутствию, либо к возникновению негативных эффектов (нарушение атмосферы психологической безопасности; деформация межличностных отношений; психологическое травмирование отдельных участников и др.). Указанные структурно-динамические особенности лабораторных занятий-тренингов обусловливают, в свою очередь, и организационную специфику этих занятий – прежде всего их продолжительность и время проведения. Продолжительность каждого занятия должна быть не менее 4-ёх академических часов, т.к. это минимально возможное время для реализации поставленных задач (см. структуру занятия) для осуществления целостного, завершённого акта психологического воздействия с целью преднамеренных изменений психологических характеристик отдельных участников и группы в целом (см. динамику занятия). Время проведения занятий должно соответствовать не началу, а концу учебного дня – после этих занятий у студентов должно быть достаточно времени для переработки, осмысления, ретрорефлексии пережитого опыта и новой информации, поэтому после тренинговых занятий нельзя планировать другие дисциплины. Идеальная организационна модель социально-психологического тренинга – это тренинг-«марафон», в котором без временных разрывов и вмешательств других дисциплин сразу вырабатывается вся целевая программа тренинга. Например, если на «СПТ педагогического общения» запланировано 14 часов, то проводить его следует 2 дня подряд: 1-ый день – 8 часов (4 пары подряд), а 2-ой день – 6 часов (3 пары). Другими словами, все запланированные на семестр часы, будь то 10, 12, 14 или 20 часов, могут быть интенсивно выработаны в течении 2-ух или 3-ёх дней подряд без включения в эти дни в расписание других дисциплин. При таком «марафонском» подходе к организации социально-психологических тренингов достигаются максимально возможные обучающие и коррекционные эффекты. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Знания о закономерностях функционирования и развития психики и сознания в объеме дисциплины «Общая психология». Знания о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы и закономерностях развития и функционирования социальных групп в объеме дисциплины «Социальная психология». Зна-ния о формах и методах обучения, а также принципах построения учебных процедур в объ-еме курса «Педагогическая психология». В результате прохождения 3-годичного курса «Методы активного социально-психологического обучения» студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Требования для получения оценки по курсу Формы контроля. Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен зачёт. Текущий контроль. В течение семестра выполняются контрольные работы и проводятся контрольные работы и защита рефератов 1.4 Извлечение из ГОС ВПО 2005г.
|
Основная образовательная программа (ооп) подготовки специалиста, реализуемая вузом по специальности 050706. 65 (031000 по гос) –... | «050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика» | ||
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Выпускная квалификационная работа по специальности «050706-Педагогика и психология»: Учебно-методическое пособие /Авт сост. А. А.... | Автор – составитель программы: Т. Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью | ||
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030300. 62 «Психология», профилю «Общий»... | Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |