Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706 «Педагогика и психология»


НазваниеОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706 «Педагогика и психология»
страница1/21
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Ф.15, ДС.10

МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям

050706 «Педагогика и психология»

050711 «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью

«Педагогика и психология»

050703 «Дошкольная педагогика и психология»с дополнительной специальностью

«Педагогика и психология»

Утверждено на заседании кафедры

психологии факультета

педагогики и психологии

(протокол № 7 от 06 марта 2008 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич



2008г.

Структура учебно-методического комплекса дисциплины



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

Структура программы учебной дисциплины





    1. Автор программы: Плужникова Н.И., старший преподаватель кафедры психологии

    2. Рецензенты:

Сергеева А.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета (МГГУ)

Зубрицкая Е.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития Мурманского гуманитарного института (МГИ)



    1. Пояснительная записка


Назначение дисциплины: учебный курс «Методы активного социально – психологического обучения» предназначен для студентов с основной или дополнительной специальностью «Педагогика и психология» и представляет собой практикоориентированную дисциплину для будущих психологов.
Актуальность дисциплины: Современная система образования и психологическая служба школы все чаще использует активные формы групповой работы, которые уже надежно и убедительно проявили свой обучающий потенциал. В ситуации повышенной социальной потребности в различных формах социального сотрудничества коммуникативная, социально-перцептивная и личностная культура человека имеет особое значение, тем более, если речь о практических психологах, социально-психологическая культура которых является показателем их личностной и профессиональной зрелости.

Учебный курс «Методы активного социально-психологического обучения» (МАСПО) имеет двоякую направленность: с одной стороны он направлен на формирование представлений о целях, содержании и формах различных методов активного группового обучения, а с другой стороны на формирование и совершенствование социально-психологической культуры самих студентов посредством этих методов.
Цель курса – формирование профессиональной социально-психологической компетентности студентов, которая может быть представлена комплексом новых способностей:

  • Ориентироваться в любой социальной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленные цели в процессе взаимодействия с другими людьми;

  • Свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения;

  • Эффективно влиять (управлять, организовывать) на процессы собственного взаимодействия с другими людьми и на процессы взаимодействия других людей между собой;

  • Адекватно применять методы активного социально-психологического обучения в своей психолого-педагогической практике для решения практических задач;

Задачи курса:

  1. Проанализировать основные методы активного социально-психологического обучения – их цели, формы, содержание, механизмы, эффекты (лекционные занятия);

  2. Обеспечить закрепление полученных представлений о МАСПО путем самостоятельной проработки студентами научной литературы, посвященной МАСПО и обсуждения прочитанной литературы и собственного опыта взаимодействия в форме групповых дискуссий (практические занятия);

  3. Обеспечить условия психологической безопасности для приобретения студентами нового опыта переживаний в процессе группового взаимодействия и достижения на этой основе личностного и профессионального роста (лабораторные занятия).


Структура курса:

Структура данного курса включает 9 тем:

  1. «Понятие о МАСПО» - раскрывает предмет, историю, основные направления МАСПО.

  2. «Методы психологического воздействия» - раскрывает цели, формы, содержание, механизмы и эффекты социально-психологического воздействия.

  3. «СПТ межличностного общения» – раскрывает основные принципы, структуру и динамику межличностного общения.

  4. «Стимулирование творчества активными методами обучения» - раскрывает возможности и эффекты тренинга креативности.

  5. «Технологии и эффекты групповой дискуссии» - раскрывает различные формы принятия группового решения и сущность групподинамических процессов.

  6. «СПТ сензитивности» - раскрывает сущность теоретической, наблюдательской, номотетической и идеографической сензитивности.

  7. «Психолого-педагогический тренинг – его цели, задачи, виды» - раскрывает возможности активного социально-психологического обучения педагогическому общению.

  8. «Возможности использования различных видов тренинга с целью личностного роста» - раскрывает многообразие теоретико-прикладных подходов к проблемам самоактуализации, самосовершенствования, саморазвития, саморегуляции, самосознания и т.п.

  9. «Организация и проведение деловых, ролевых и оргдеятельностных игр» - раскрывает специфику игровых методов, принципы их организации в структуре СПТ «делового общения».

Данный курс расчитан на 3 года обучения, каждый год обучения охватывает 3 из вышеуказанных тем:

1-ый год обучения – 1, 2, 3 темы.

2-ой год обучения – 4, 5, 6 темы.

3-ий год обучения – 7, 8, 9 темы.

Такое тематическое распределение позволяет обеспечить последовательность и преемственность приобретаемых знаний, умений и навыков.

Курс включает лекционные, семинарские и лабораторные занятия.

Семинарские занятия осуществляются в форме групповых дискуссий по соответствующей теме занятия проблемам.

Лабораторные занятия осуществляются в форме социально-психологических тренингов с целевой программой:

  • СПТ межличностного общения;

  • СПТ креативности;

  • СПТ сензитивности;

  • СПТ педагогического общения;

  • СПТ личностного роста;

  • СПТ делового общения;


Организационная специф ика лабораторных занятий.Лабораторные занятия имеют свою организационную специфику, которую необходимо учитывать при организации учебного процесса в целом. Такая специфика проявляется в особенностях структуры, динамики, времени проведения и продолжительности занятий.

Структура каждого лабораторного занятия включает:

  1. Упражнения на групповое сплочение

Цель: создание у участников эмоционального настроя на работу в группе.

  1. Дискуссия на тему занятия или обсуждение домашнего задания

Цель: дать участникам группы возможность понять, каким образом психологические идеи могут быть реализованы в их профессиональной практике (дискуссия), или дать возможность участникам поделиться опытом применения в жизни изучаемых навыков, поддержать друг друга и увидеть пути дальнейшего психологического роста (обсуждение домашнего задания).

  1. Упражнения на овладение навыком

Цель: дать участникам возможность испытать специфические переживания, связанные с применением изучаемого навыка.

  1. Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций

Цель: дать участникам возможность включить изучаемый навык в контекст поведения в конкретной ситуации, научиться выбирать соответствующий стиль поведения в проблемной ситуации.

  1. Анализ аудио- (видео-) материалов

Цель: закрепить полученные в ходе занятия ощущения, выступив «экспертом» по поведению другого человека.

  1. Обсуждение итогов работы по теме

Цель: получить обратную связь от участников группы, дать им возможность выразить чувства, возникшие в ходе занятия и создать у них ощущение, что их мнения и впечатления важны для каждого.

  1. Домашнее задание

Цель: продолжение психологической работы участников группы в течение перерыва между занятиями.

Динамические особенности занятия-тренинга проявляются в специфике групподинамических процессов, последовательное развёртывание которых предполагает наличие вступительной фазы психологической подготовки (разминки); основной фазы решения сложных содержательных задач по поставленной проблеме; завершающей фазы коррекции состояний и отношений участников группы. Нарушение этой последовательности (невключённость хотя бы одной из указанных фаз) может привести либо к снижению обучающего эффекта, либо к его полному отсутствию, либо к возникновению негативных эффектов (нарушение атмосферы психологической безопасности; деформация межличностных отношений; психологическое травмирование отдельных участников и др.).

Указанные структурно-динамические особенности лабораторных занятий-тренингов обусловливают, в свою очередь, и организационную специфику этих занятий – прежде всего их продолжительность и время проведения.

Продолжительность каждого занятия должна быть не менее 4-ёх академических часов, т.к. это минимально возможное время для реализации поставленных задач (см. структуру занятия) для осуществления целостного, завершённого акта психологического воздействия с целью преднамеренных изменений психологических характеристик отдельных участников и группы в целом (см. динамику занятия).

Время проведения занятий должно соответствовать не началу, а концу учебного дня – после этих занятий у студентов должно быть достаточно времени для переработки, осмысления, ретрорефлексии пережитого опыта и новой информации, поэтому после тренинговых занятий нельзя планировать другие дисциплины.

Идеальная организационна модель социально-психологического тренинга – это тренинг-«марафон», в котором без временных разрывов и вмешательств других дисциплин сразу вырабатывается вся целевая программа тренинга. Например, если на «СПТ педагогического общения» запланировано 14 часов, то проводить его следует 2 дня подряд: 1-ый день – 8 часов (4 пары подряд), а 2-ой день – 6 часов (3 пары). Другими словами, все запланированные на семестр часы, будь то 10, 12, 14 или 20 часов, могут быть интенсивно выработаны в течении 2-ух или 3-ёх дней подряд без включения в эти дни в расписание других дисциплин. При таком «марафонском» подходе к организации социально-психологических тренингов достигаются максимально возможные обучающие и коррекционные эффекты.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знания о закономерностях функционирования и развития психики и сознания в объеме дисциплины «Общая психология». Знания о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы и закономерностях развития и функционирования социальных групп в объеме дисциплины «Социальная психология». Зна-ния о формах и методах обучения, а также принципах построения учебных процедур в объ-еме курса «Педагогическая психология».

В результате прохождения 3-годичного курса «Методы активного социально-психологического обучения»
студенты должны знать:

  • - теоретико-прикладные основы методов активного социально-психологического обучения;

  • - закономерности и механизмы психологического воздействия;

  • - методические основы организации и осуществления активного социально-психологического обучения;

  • - специфику различных форм группового обучения.


Студенты должны уметь:

  • - эффективно взаимодействовать в группе при решении различных задач совместной деятельности;

  • - вырабатывать доверительные отношения на основе взаимопонимания и сотрудничества;

  • - осуществлять непрерывные процессы самопознания и саморазвития; расширять, углублять и совершенствовать свой личностный и профессиональный потенциал;

  • - организовывать и реализовывать в практике групповой работы различные формы и виды социально-психологических тренингов;

  • - адекватно применять в профессиональной практике различные приёмы и способы психологического воздействия с целью преднамеренных изменений психологических характеристик людей, групп, общения и отношений, совместной деятельности.

  • Форма итогового контроля – зачёты по окончанию 2-го и 3-го года обучения.

  • ♦ иметь представление об истории развития, теоретико-методологической основе и сфе-рах применения основных методов социально психологического обучения;

  • ♦ знать психолого-педагогическую специфику обучения взрослых;

  • ♦ знать принципы построения учебных процедур на базе рассматриваемых методов обу-чения и уметь составлять учебные программы для различных видов профессиональной деятельности;

  • ♦ приобрести навыки практического применения изучаемых методов, полученные в про-цессе учебного занятия и выполнения самостоятельных работ.


Требования для получения оценки по курсу

Формы контроля.

Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен зачёт.

Текущий контроль. В течение семестра выполняются контрольные работы и проводятся контрольные работы и защита рефератов
1.4 Извлечение из ГОС ВПО 2005г.


СД.Ф.15

Методы активного социально-психологического обучения

Понятие о методах активного социально-психологического обучения. Методы психологического воздействия. Социально-психологический тренинг межличностного общения. Стимулирование творчества активными методами обучения. Технология и эффекты групповой дискуссии. Социально-психологический тренинг сензитивности. Психолого-педагогический тренинг. Использование различных видов тренинга. Организация и проведение деловых, ролевых, оргдеятельностных игр.

210
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа (ооп) подготовки специалиста,...
Основная образовательная программа (ооп) подготовки специалиста, реализуемая вузом по специальности 050706. 65 (031000 по гос) –...

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Особенности работы...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706 «Педагогика и психология» iconФгбоу впо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 26 (сд 26) «Вербальные...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706 «Педагогика и психология» iconПо специальности «050706-Педагогика и психология» : Учебно-методическое...
Выпускная квалификационная работа по специальности «050706-Педагогика и психология»: Учебно-методическое пособие /Авт сост. А. А....

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс работа социального педагога...
Автор – составитель программы: Т. Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом...
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030300. 62 «Психология», профилю «Общий»...

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный язык...
Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск