Письма в америку


НазваниеПисьма в америку
страница1/36
ТипУказатель
filling-form.ru > Договоры > Указатель
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36





























Н.К.РЕРИХ

ПИСЬМА В АМЕРИКУ

1923 – 1947

Москва

«Сфера»

1998
Рерих Н.К.

Письма в Америку (1923–1947). – М.: Сфера, 1998. – 736 с. – Серия «Рериховский архив».

Сборник объединяет письма Н.К.Рериха американским корреспондентам (главным образом сотрудникам Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке и в первую очередь, З.Г.Лихтман-Фосдик), хранящиеся ныне в архиве Музея. Это собрание писем внутреннему кругу ближайших учеников и сподвижников раскрывает картину широкой культурно-строительной работы художника.

Содержание

Энтин Д. Вступительное слово

Попов Д.Н. От редакции

Н.К.Рерих. Десятилетие

Н.К.Рерих На пороге нового десятилетия

Н.К.Рерих. Письма в Америку. 19231947

Указатель имен

Указатель организаций и движений

Указатель литературы и периодических изданий

Словарь английских слов и выражений

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Когда я приезжаю в Россию, люди, мало знающие о жизни Николая Константиновича Рериха и об истории основанного им мирового движения часто спрашивают меня: «Откуда в Америке Музей Рериха? Почему там так много его картин?» Ведь в их представлении Рерих является скорее чисто русским, нежели мировым деятелем культуры. Очевидно, и самому художнику часто задавали те же вопросы, и он отвечал на них своим особым, вне- и «над-политическим образом. Он не говорил об Октябрьской революции 1917-го года, которая забросила его и его семью за границу, в результате чего он и попал в Америку, показал здесь свои картины и основал Школу Объединенных Искусств (о которой мечтал в Петербурге). Он говорил о проблемах культуры и искусства в нашей и грядущей эпохах. Но из его ответов ясно, что вопросы эти его удивляли и беспокоили, поскольку в них проявлялась узость мышления собеседника.

В 1924-м году в Талай-Пхотане Рерих написал статью, отвечавшую на эти вопросы. Она называлась «Свобода вещей» и вскоре была опубликована в сборнике статей и эссе художника «Пути Благословения». Художник писал:

«Вы спрашиваете, зачем мой музей в Америке? Как я сам отношусь, что мои картины прикреплены к чужой почве вне России? Но, во-первых, почему почва Америки чужая? даже Аляска была русской и добровольно уступлена друзьям. Затем, почему мы будем связывать себя

границами старых ограничений? Вся жестокая проволока уже снимается, и наши глаза начинают видеть гораздо дальше. Но теперь самое главное: зачем мы будем говорить об ощущениях человека, когда дело идет о движении предметов, имеющих свою особенную жизнь? Часто мы видим, как предмет, всячески огражденный и охраняемый, первым погибает, и рядом – вещь, почти выброшенная на улицу, живет века. Слишком долго говорить о внутреннем значении жизни вещей. Теперь особенно важно сказать как в человеческой жизни, так и в жизни вещей: "Дайте свободу". Дайте вещам жить, передвигаться и вносить новые условия жизни там, где сейчас они наиболее нужны...

Потому скажем: пусть предметы несут свое пламя очищения там, где сейчас им указано обстоятельствами... И кто может утверждать, что, привязав творения к случайной почве их возникновения или случайности рождения автора, мы готовим для них лучшее место и значение.

Мне особенно легко сказать это, ибо я столько раз говорил о красотах России и указывал все внутреннее значение народа русского. Зачем же не посмотреть теперь в будущее, когда неожиданные, но глубоко логичные мосты строятся между народами. И когда, право, трудно сказать, какой именно камень является лучшим основанием будущих нужных построений. Если я люблю Россию, то почему мне не любить Америку. Если я вижу прекрасные стороны этой молодой страны, наследия Атлантиды, то почему я должен забыть о сокровищнице русской, повитой всеми дарами мудрости Востока. Право, поменьше отрицаний, поменьше невежества, и границы расширятся, и блестящие возможности сами сплетутся в венки красоты, и невозможное вчера станет насущно возможным завтра. Потому проще и светлее и во имя труда и красоты будем думать шире. А предметы отпустим тоже на волю. Пусть творят свою жизнь, где и как указала им судьба, их сложившая».

Итак, жизнь забросила Рерихов в Америку. Он привез с собой сотни полотен, которые сначала в течение трех лет передвижной выставкой путешествовали по стране, а потом остались в Нью-Йорке, где идейные ученики и последователи художника построили для них музей. Позднее к ним добавилось еще несколько сот картин, посланных Рерихом в Нью-Йорк из его знаменитой центрально-азиатской экспедиции, а затем из северной Индии, где он поселился.

Сотрудники Рерихов в Америке создали здесь целый ряд школ и других культурных учреждений, о которых Николай Константинович так долго мечтал. Ими была развернута столь широкая культурно-просветительская и культурно-строительная деятельность, что сегодня мы можем лишь удивляться ее масштабу. Причем все это делалось в соответствии с конкретными прямыми указаниями духовных Учителей самих Рерихов. Из записей собраний, проводившихся Рерихами и их учениками в Америке, ясно видно, что каждая деталь работы была предложена и направлена именно Учителями.

В 1923-м году Рерихи покинули Америку и направились в Индию и Центральную Азию, но между ними и их американскими сотрудниками и последователями установилась самая активная переписка. Рерихи продолжали направлять своих друзей в их культурно-строительной работе и постижении учения Живой Этики (или Агни-Йоги), запись которого была начата еще в Лондоне и продолжена в Америке. Ныне эти письма, хранящиеся в архиве нашего музея, предоставлены издательству «Сфера» для публикации в России. Первыми вышли в свет два тома писем Рерихов к А.М.Асееву, издателю эмигрантского эзотерического альманаха «Оккультизм и Йога». Вскоре были изданы три тома писем Е.И.Рерих к ее нью-йоркским ученикам и друзьям. А теперь к ним добавляются и письма Н.К.Рериха.

На наш взгляд, публикация этих архивных сокровищ в России особенно полезна, поскольку она ясно показывает, что международная деятельность Н.К.Рериха на благо мира и культуры и работа Е.И.Рерих над учением Агни-Йоги являют труд глобального мирового значения. Стены между странами и народами мало-помалу разрушаются. Культура, наука, распространение информации не могут больше контролироваться отдельными государствами: как и утверждал Рерих, они являются достоянием всего человечества.

Так же и принесенное Е.И.Рерих Учение Живой Этики, картины Н.К.Рериха и опирающиеся на их идеи организации возникают и работают везде, где это диктуется нуждами истории, и есть люди, берущиеся за этот труд.

Даниил Энтин

Директор Музея Николая Рериха Нью-Йорк,

13.12.1997

(50-я годовщина со дня ухода из жизни Н.К.Рериха)

ОТ РЕДАКЦИИ

Настоящий сборник составлен по материалам архивного фонда писем Н.К. и Е.И. Рерихов, хранящихся в Музее Рериха и адресованных узкому кругу их ближайших учеников и сотрудников в Нью-Йорке.

Эти люди выступали учредителями и руководителями всех рериховских организаций и предприятий в США, а также составляли внутренний круг последователей Учения Агни-Йоги. Поэтому в письмах Н.К.Рериха мы находим как детальное руководство всем процессом формирования, становления и развития многочисленных просветительских, творческих и экономических начинаний, так и эзотерическую сторону этой деятельности и отражение духовной стороны жизни художника.

К сожалению, финансовые бури, вызванные великой депрессией, существенно пошатнули положение рериховских учреждений в Америке и вместе с внутренними межличностными трениями привели к расколу в руководстве и отходу от общего дела супружеской четы Хоршей, которая и управляла экономической стороной всей деятельности. Это повлекло за собой многолетнюю судебную тяжбу, окончившуюся в пользу Хоршей, заранее обеспечивших себя необходимыми бумагами, которые Рерихи подписывали как фиктивные документы для формальной отчетности, полагаясь на незыблемость устных договоренностей с близкими друзьями.

В результате круг ближайших сотрудников Рерихов в Нью-Йорке существенно сузился, и главным адресатом их писем стала Зинаида Григорьевна Лихтман (Фосдик), оставшаяся наиболее верным и деятельным последователем, возглавившим работу обновленных и вновь организованных учреждений.

Настоящий сборник должен рассматриваться в нерасторжимом единстве с уже опубликованным нами собранием писем Е.И.Рерих. Послания обоих Рерихов отражают, по существу, единое руководство одной и той же группой людей, работавшей над одним общим делом. Письма, написанные каждым из них отправлялись зачастую в одном конверте и взаимодополняли друг друга. В данном сборнике читатель увидит множество приписок и дополнений Е.И.Рерих к письмам мужа, а также ряд совместно подписанных посланий.

Также следует иметь в виду, что это собрание не является полным. К сожалению, неизвестно местонахождение писем периода 20-х годов. Кроме того, на момент составления сборника еще не весь фонд писем Рерихов в архиве нью-йоркского Музея был разобран и систематизирован. И, в-третьих, редколлегия не посчитала целесообразным включать в издание довольно большое число писем второй половины 30-х годов, почти полностью посвященных текущим процессуальным деталям тяжбы с Хоршами.

В подготовке текста использованы те же принципы, что и при издании писем Е.И.Рерих. Многочисленные англоязычные слова и выражения, приводимые автором в кириллической транслитерации, даются нами в латинском алфавите (см. словарь в конце тома). Сокращения имен и терминов, по возможности, расшифрованы – как и любые добавления от редакции – в квадратных скобках.

Справочный аппарат издания составляют примечания и комплекс указателей.

Попов Д.Н.

ДЕСЯТИЛЕТИЕ

Десять лет минуло с тех пор, как мы заложили первый камень наших Учреждений в Америке. И вполне естественно, что их основание мы начали с Института Объединенных Искусств, чтобы сразу и в полной мере подчеркнуть мысль единства. Таким путем мысли наши, уже проникшие в другие страны, перенеслись и в Америку и укоренились на ее почве. В течение десяти лет во всех отделах нашего культурного центра накапливалась обширная литература. Я сейчас не пытаюсь написать историю этих накоплений. В день приветствия мы не должны становиться летописцами, но должны выразить то, что кажется нам самым неоспоримым в росте культурных начинаний.

Дорогие сотрудники, также не пытаюсь я и просто хвалить вас, ибо разве можно хвалить человека, всецело посвятившего себя идее культуры? Разве можно хвалить человека за честность? И можно ли восхвалять за духовность? Или за вдохновение красотой? Ибо все они суть человеческие основы, вне принципов которых никто не может считать себя работником культуры. Похвала всегда относительна. Но факт – абсолютен. И вот сейчас, в сей памятный день, отмечая десятилетие тяжких трудов во имя Культуры, я бы хотел оценить то, что неоспоримо.

Оглядываясь назад на все труды, на все наши битвы с невежеством, становится очевидным, что творческий труд продолжается неустанно. И это не похвала. Это лишь проявление реальности, истинного духовного героизма. Можем ли мы вспомнить хотя бы год, проведенный в покое или потворстве нашим желаниям? Можем ли мы назвать хотя бы месяц из тех ста двадцати месяцев, когда бы сделанное не было закреплено и когда бы мысли не устремлялись к новым сферам культурной нивы?

Итак, положа руку на сердце, мы можем сказать, что не проходило ни года, ни месяца, ни даже недели, когда бы мысль и труд не слагали новых возможностей. Не проходило даже ни дня, когда бы бесчисленные препятствия не претворялись в возможности. Эта реализация неустанного стремления, постоянного творческого труда должна, поистине, быть знамением нашего времени. Нас могут спросить о порядке нашего плана. Кто-то, согласно своему собственному мнению, предложит произвести замену в порядке нашей работы, но никто не скажет, что энергия не была обращена ко Благу.

Нет ничего удивительного в том, что в течение десяти лет Учреждения широко развивались. В непрестанности энергии заключен великий усилитель, великий ток, облачающий сотрудников в надежную броню.

Я весьма сожалею, что в сей знаменательный день я не могу находиться среди вас и словами оживотворить мысли, которые я вам посылаю. Но во имя того неустанного труда, о котором я говорю, считаю, что организация Гималайского Института полностью оправдывает мое физическое отсутствие сегодня в Америке. Прошло уже более трех лет с тех пор, как в наши области искусства мы привнесли и область науки, ибо Культура, в своем синтетическом начале, не допускает границ, характерных разделений. Мы видим, что все условности, столь пагубные для прогресса, порождены только невежеством. Имея дело с людьми, стремящимися в душе к знанию и красоте, мы можем пребывать оптимистами. Давайте же не будем вспоминать сегодня о трудностях. Память о трудностях может привязать наш корабль к пристани. Вспоминая о трудностях, мы невольно начинаем думать о заслуженном покое; иными словами, мы начинаем допускать до себя вреднейшие мысли. Ибо где же покой в безграничности творчества? Оставаясь несокрушимыми оптимистами, мы лишь стремимся окрылить наш корабль новыми парусами.

«Странные люди», – сказал кто-то о нас. Но наш друг ответил: «Истинно, необычные люди. Даже трудности они встречают с улыбкой».

Но где же рождается эта улыбка? Только в реализации той меры, какой всегда требует работа во имя Культуры, и, возможно, особенно сейчас. Так что давайте начнем новое Десятилетие с тем же неукротимым стремлением, с тем же боевым призывом к Культуре и той же неутомимостью.

Давайте выразим почтение всем тем, кто способствовал росту Учреждений, и пожалеем тех, чьи имена поглотила тьма.

И я так часто говорил – Культура есть почитание Света. Даже трава и растения стремятся к свету. Как же тогда вдохновенно и возвышенно должны стремиться к единому Свету люди, если почитают они себя выше растительного царства.

В эту самую ночь над горной цепью Центральных Гималаев сверкает необычный свет; это не молния: небо ясное. Это тот лучезарный свет, который совсем недавно заметили над Гималаями ученые. Во имя Света, во имя того Света, что рождается в человеческом сердце, давайте трудиться, и творить, и учиться.

Приветствую вас всех по случаю сей памятной годовщины Десятилетия – этой десятой части целого столетия.

Н.К.Рерих

НА ПОРОГЕ НОВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Когда мы составляли суровый устав наших Учреждений, мы опять не преувеличивали, говоря, что мы все отдали на служение Культуре. Невежды по злобности своей могут подозревать, что мы что-то скрываем, но мы по справедливости можем гордиться красноречивою действительностью.

Так мы можем встретить новое десятилетие наших Учреждений в полном сознании неустанного труда и полезных достижений, несмотря на все трудности. Мы вовсе не мечтатели и не идеалисты в обычном понимании, наоборот, обращаясь к достижениям, мы имеем право рассматривать себя как практических реалистов. Мы не любим туман и бесформенные облака и все, относящееся к «туманности». Мы любим свет. Мы любим осязательность не в смысле низшей материальности, но в значении духа. Мы нуждаемся в средствах для просветительных задач, и мы знаем, куда должны быть направлены они для скорейших осязаемых достижений. Помню, помню, что произношу эти слова именно в момент величайшего материального кризиса, но я также знаю, что все кризисы исцеляются духовными ценностями.

Культура (Культ-Ура) есть культ Света, как я уже недавно писал вам. Во имя этого Света мы имеем право призывать наших знаемых и незнаемых друзей к творческому труду, к славному сотрудничеству, в котором, как в мегафоне, умножаются силы человеческие.

Мы твердо знаем, что во Вселенной ничто не конечно, ибо всюду встречаемся с Великой Беспредельностью.

Мы знаем великую Иерархию Блага, и мы уверены в Победе Света! Законы Света нерушимы!

Н.К.Рерих
10.VI.23

Дорогие друзья, вчера послали Вам радио: “Учитель с Вами. Едем в Италию и в Энгадин” – так было Указано. Сообщите, почему 9-го июня это было нужно? Очень мудро, что до Италии мы приостановились в Виши до 27-го июня. Порума подкрепилась, да и всем полезно попить воду и попринимать ванны. Будем жить здесь тихо – ничем не усложняясь – помня, что делаем “очередное дело”. Конечно, Грант не поедет в Санта-Фе – там для нее могила. Вчера Е.И. видела луч Учителя. Указания все время направлены – чтобы терпеливо переживать положенные сроки. Сообщите (Грант разошлет) прессе:

1. Никол[ай] Рерих получил приглашение устроить выставки в Париже и в Брюсселе. Французское издательство “Итво” обратилось к Р[ериху] с предложением издать по-английски книгу его последних статей, на что художник дал согласие. Для Америки это издание имеет особый интерес, ибо в него войдут статьи с оценкой Америки, а мы знаем, что проф[ессор] Рерих при своих широких международных тенденциях всегда был горячим другом Америки. Издательство “Жар-Птица” в Берлине готовит к печати большую монографию о Р[ерихе], в тексте которой будут статьи Рабиндраната Тагора, Альфреда Боссома, Леонида Андреева и др[угих].

2. Проф[ессор] Рерих в Париже получил от княгини M.Тенишевой печатное сведение о том, что живопись в церкви имения кн[ягини] Тенишевой очень повреждена. Эти фрески были одной из наибольших работ мастера. (Пришлите вырезки.)

Кроме газет пошлите эти сведения Матиссу, Мерриту, Дымову.

Книгу, вероятно, придется печатать в Вене или Праге. В Париже очень плохие шрифты. Когда выезжает Ояна? Так рады будем увидать ее – часть Круга, где заложено так много. Сведение из “Тайной Доктрины” и Ваше известие о пасторе замечательны – все идет, как надо.

Целуем крепко Вас всех.

Духом с Вами,

Р/Х

14.VI.[23]

Виши

Дорогие друзья, как замечательно предостережение Грант – истинно, ей придется выдержать нападения розенкрейцеров и родных. Но пример Ояны должен помочь ей. Как быстро Ояна справилась с опасностью! Конечно, этого темного человека видела С[офья] М[ихайловна], и, конечно, он и ему присные будут пытаться извлечь сведения. Так трогательна приписка Иеровоама – так и вижу, как он входит и спешит приписать доброе слово, – и эти добрые слова сокращают всякие расстояния. Да и что значат расстояния для духа! Жаль, не можем прочесть еврейские газеты – чувствую там что-то хорошее. Привет Ривкину! Пусть держится! В вырезке из “Mus[eum] Currier” извещается об ученических выставках и потом об однодневной выставке – надо наоборот. В Германию можно послать “Stone and Cement”, но под названием “Legende of Beauty”. Кроме того, можно “New Era” и “Truth”. (Trutti, op. 2.)

Вообще, будем бережно-бережно нести все порученное, ибо по всему видно, что старый мир физически отживает, и почему не взять то, что предлагается так легко. Не знаю, что делать с картинами? В страхование, после опыта с Чикаго, верю так мало. Но, с другой стороны, именно над Музеем знак Учителя. Сейчас жена моя начала проверять текст русской книги. Оказывается, нашлись пропуски и неточности, а печатать, видимо, придется в Вене, откуда корректуру получить нелегко. Сейчас письмо из Берлина в Париж идет 6 дней – так аппарат развалился. Яруя приедет в Вену – и я смогу дать ему указания на Россию.

Сейчас сидим в Виши – чинимся. Погода дождливая, серая. Толпа такая же. Вскройте ящик с книгою Учителя и пришлите 4 экз[емпляра]. Спросите Народного о его статье. Что прислала Adney? Очень радуемся сношениям с “Temple Artisan”.

Целуем. Духом с Вами,

Р/X

1.XI.23

Родные, опять шлю толстый пакет. Найдете в нем лики Ваших новых братьев. Только подумайте: ведь Тарухан с того самого данного Алтая!! Я вижу, как он и Логван поговорят о серебряных горах. О реках, несущих в себе бесконечную водную энергию. Как все Вы прислушаетесь к сказке кладов Сибири. Храм Ориона. Оба они, Хан и Морей, говорят о совершенно изменившейся их жизни за эти дни. Притекают к ним нежданные возможности. Также и Яруя – является “плотным пакетом”, которому можно верить. Немного юн головою Чахембула (и даже мнит, что будто бы что-то знает, а сам в приготовительном классе), ну да он по военной части – ему простительно. “Adamant” выйдет лишь 10-го ноября. При заказах надо все обусловить: и бумагу, и цену – иначе пытаются в конце подменить. После нашего отъезда посылайте в Индию лишь русские письма, остальное читайте и отвечайте по усмотрению.

Целуем. Духом с Вами,

Р/X
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Похожие:

Письма в америку iconИзложение причины, побудившей обратиться с просьбой
Составляются также письма-приглашения, письма-просьбы, письма-извещения, письма-ответы, письма-извинения, письма-требования (рекламация),...

Письма в америку iconИзложение причины, побудившей обратиться с просьбой
Составляются также письма-приглашения, письма-просьбы, письма-извещения, письма-ответы, письма-извинения, письма-требования (рекламация),...

Письма в америку iconПисьма в америку
Американским корреспондентам (главным образом сотрудникам Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке и в первую очередь, З. Г. Лихтман-Фосдик),...

Письма в америку iconУрок русского языка в 5 классе тема «как писать письма»
Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма, формировать умения выделять...

Письма в америку iconУрок развития речи в 5 классе по теме "Как писать письма"
Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма, формировать умения выделять...

Письма в америку iconПоложение о порядке заполнения документов государственного образца...
Мо РФ от 19. 02. 04 г. №14-51-38/13, приказа мо РФ от 17. 11. 05 г. №281, письма мо РФ от 31. 03. 05 г. №03-404, письма мо РФ от...

Письма в америку icon«История письма»
Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания письма

Письма в америку iconМетодическая разработка проведения урока написания письма в 5 классе Тема урока: «Письмо»
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил написания письма, обеспечить у школьников...

Письма в америку iconТема: «Путешествие письма»
Цель: познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, правилами написания письма

Письма в америку iconТематический план курса «Деловое письмо»
Эпистолярный жанр (Письма великих людей. Письма А. П. Чехова брату, жене, друзьям)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск