Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова


НазваниеРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
страница1/3
ТипМетодические указания
filling-form.ru > Договоры > Методические указания
  1   2   3
министерство образования и науки Российской Федерации

Старооскольский технологический институт им. А.А. УГАРОВА

(филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

ОСКОЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

УТВЕРЖДАЮ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НМС ОПК

_______________ А.М. Степанова

протокол №_1_

от «01» сентября 2014г.


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Методические указания для студентов очной формы обучения по выполнению

практических занятий и

внеаудиторной самостоятельной работы

для специальностей:


38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

22.02.01 Металлургия черных металлов

22.02.05 Обработка металлов давлением

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

15.02.08 Технология машиностроения

09.02.04 Информационные системы

13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

15.02.07 Автоматизация технологических процессов (по отраслям)
Старый Оскол 2014



Рассмотрены на заседании П(Ц)К

социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № __1_

от _01_ сентября 2014 г.
Председатель П(Ц)К

И.Н Федотова

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине Русский язык и культура речи

для специальностей среднего профессионального образования 38.02.01, 13.02.11, 22.02.01, 22.01.05, 15.02.01, 15.02.08, 09.02.04, 13.02.02, 15.02.07

Зам .директора по МР к.п.н., доцент _______________А.М. Степанова

Составитель: Левченко Т.Н., преподаватель ОПК СТИ НИТУ «МИСиС»

Рецензенты:

Константинова Т.А., преподаватель ОПК СТИ НИТУ «МИСиС»

Макар Э.М., преподаватель ГБОУ СПО «Старооскольский педагогический колледж»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Раздел I. Практические занятия

1.1.Правила выполнения практических заданий…………………………...….6

1.2.Практические занятия………………………………………………………..7

Практическое занятие 1 .Языковые нормы. Речевые ошибки, способы их преодоления……………………………………………………………………7
Практическое занятие 2 .Лексика, фразеология…………………………...9

Практическое занятие 3.Трансформация текста. Тезисы как вид переработки текста…………………………………………………………..10

Практическое занятие 4.Официально-деловые документы. Специфика их составления…………………………………………………………………..14

Практическое занятие 5.Устные публичные выступления на лингвистическую тему………………………………………………………15

Раздел II. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

2.1. Тесты для проверки практической грамотности………………………..17

2.2. Рекомендации по работе над рефератом………………………………...18

2.3. Методика работы над публичным выступлением………………………21

2.4. Рекомендации по работе над научным исследованием………………..23

Раздел III. Итоговый контроль

3.1. Указания по подготовке к зачету…………………………………………31

3.2. Контрольные вопросы для зачета ..32

Список использованных источников………………………………………34

Приложения. Справочные материалы

Приложение 1. Текст…………………………………………………………...35

Приложение 2. Виды переработки и оценки текста…………………………36

Приложение 3. Функциональные стили речи………………………………...37

Приложение 4. Изобразительно-выразительные средства…………………..39

Приложение 5. Простой план как вид переработки текста (образец оформления) …………………………………………………………………....40

Приложение 6. Тезисы текста (образец оформления) ……………………...41

Введение

Дисциплина «Русский язык и культура речи» введена в учебный план в соответствии с ФГОС СПО и изучается на 1, 2 или 3 курсе студентами всех специальностей.

Необходимость введения дисциплины обусловлена состоянием современного русского языка («расшатывание» традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения). Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия навыков грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, знания приемов речевого воздействия и убеждения. Поэтому курс «Русский язык и культура речи» введен в программы подготовки специалистов нефилологического профиля.

Цели обучения:

- совершенствование речевой культуры;

- воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи;

- полное и осознанное владение системой норм русского литературного языка;

- обеспечение дальнейшего овладения речевыми навыками и умениями;

- совершенствование знаний студентов о языковых единицах (фонетических, лексико-фразеологических, грамматических и др.) и их функционировании в речи;

- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.

В процессе обучения студенты должны осознать разницу между языком и речью, осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом многообразии современного русского языка, о коммуникативных качествах культуры речи, о нормах русского литературного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.

Содержательной основой занятий по курсу «Русский язык и культура речи» является обобщение ранее приобретенных студентами знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением теоретических вопросов русского языка и практические работы по применению лингвистических знаний в речевой деятельности студентов.

Реализации целей и формированию знаний, умений, навыков во многом будет способствовать проведение практических занятий, на которые отводится 10 часов от общего объёма учебного времени по дисциплине. Практические занятия проводятся после изучения теоретических тем и представляют собой письменные или устные задания, в зависимости от темы.

В процессе выполнения практических заданий студенты должны уметь выполнять такие виды самостоятельной работы, как определение и анализ функционального стиля, жанра, типа речи, структуры текста; определение вида и исправление типичных речевых ошибок; использование изобразительных средств в тексте; составление текстов различных функциональных стилей речи (официально-деловая документация, аннотации, рецензии, статьи, тезисы, доклады; подготовка и реализация публичных выступлений.

При выполнении практических заданий можно пользоваться справочными материалами, помещёнными в приложениях, нормативными словарями.

К концу обучения студенты должны:

уметь:

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности;

- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

- пользоваться словарями русского языка.

знать:

- различия между языком и речью;

- функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

- нормы русского литературного языка;

- специфику устной и письменной речи;

- правила продуцирования текстов различных жанров;

Учебный план предполагает изучение курса «Русский язык и культура речи» в течение одного семестра. Он включает в себя прослушивание лекций, практические занятия, самостоятельную подготовку студентов.

В лекциях освещаются важнейшие проблемы курса с учетом последних достижений науки. Также в них выделяются вопросы, которые предназначены для самостоятельного изучения с помощью учебников и дополнительной литературы, даются методические советы и указания по самоподготовке. Активная и осознанная работа на лекциях облегчит изучение курса, подготовку к зачету.

Форма итогового контроля по дисциплине – зачет, который включает вопросы на знание теоретического материала и все виды практических заданий, которые прорабатываются на практических занятиях.
Раздел I. Практические занятия

1.1. Правила выполнения практических заданий
1. Практические задания выполняются под руководством и по заданию преподавателя на практических занятиях.

2. Выполнению работ предшествует изучение теоретического материала и подготовительная внеаудиторная самостоятельная работа.

3. Практические работы представляют собой письменные задания по изученному теоретическому материалу, устные публичные выступления, творческие задания.

4. Результатом выполнения заданий являются письменные ответы на вопросы, устные выступления, творческие работы в зависимости от темы и цели практической работы.

5. Выполнение практических заданий завершается работой с контрольными вопросами, которые помогут определить самому студенту уровень усвоения материала по данной теме.

6. Практические работы, кроме устных, выполняются в тетрадях для практических занятий.

7. При выполнении практических заданий студенты могут пользоваться справочными материалами (приложения), нормативными словарями.

8. Все практические работы оцениваются отдельными отметками, которые выставляются в учебный журнал.

1.2. Практические занятия

Практическая работа №1. (2ч)

Тема: Языковые нормы. Речевые ошибки, способы их преодоления.

Задание:

1. Распределите слова в две колонки – в одну отнесите слова, в произношении вы которых вы не сомневаетесь, в другую – в которых не совсем уверены:

I вариант

августовский, торты, средства, звонит, каталог, договор, обеспечение, алкоголь,

кухонный, красивее, аргумент, километр, эксперт, цемент, одновременно, пуловер.

II вариант

квартал, творог, свекла, нефтепровод, маркетинг, крапива, баловать, по двое,

досуг, приданое, некролог, танцовщик, начать, паралич, жалюзи, занять.

2. Расставьте ударение в словах (если сомневаетесь – поставьте ударение простым карандашом).

3. Проверьте по орфоэпическому словарю правильность постановки ударения.

4. Составьте предложения (5), используя данные слова (расставляя ударение).

5. Запишите слова, учитывая произносительные нормы – выберите твёрдый или мягкий вариант произношения:

I вариант

фонетика, академия, экспресс, брюнет, альтернатива, майонез, бутерброд,

II вариант

дефис, терминология, теннис, диспансер, пюре, компетенции, агрессия.

6. Сверьтесь с орфоэпическим словарём.
Морфологические нормы

Задание:

I вариант

1. Поставьте существительные в форму И.П. , МН. Ч, запишите (если есть) обе вариативные формы, коротко прокомментируйте выбор, выделите окончания:

год, директор, договор, инспектор, редуктор, бухгалтер.

2. Определите род имён существительных, составьте словосочетания, которые помогут выявить род существительного: рояль, кофе, протеже, каникулы, подмастерье, пламя.

3. Составьте предложения, поставив существительные в нужный падеж:

Сочи, Шевченко, Черняк (жен.).

4. Образуйте все возможные формы степени сравнения имён прилагательных:

хороший, темный, яркий, пустой, вечерний, интересный.

II вариант

1. Поставьте существительные в форму И.П. , МН. Ч, запишите (если есть) обе вариативные формы, коротко прокомментируйте, выделите окончания:

профессор, торт, образ, лектор, инструктор, рефрижератор.

2. Определите род имён существительных, составьте словосочетания, которые помогут выявить род существительного: шампунь, эсперанто, сулугуни, невежда, ОЭМК, портфолио.

3. Составьте предложения с неизменяемыми собственными существительными, поставив существительные в нужный падеж:

Коваленко, Войнич (муж), Капри.

4. Образуйте все возможные формы степени сравнения имён прилагательных:

плохой, сильный, мелкий, деревянный, золотой (характер), длинный.

Контрольные вопросы

1.Что такое орфоэпия?

2.Что такое орфоэпические нормы?

3.Приведите примеры произношения звуков, звукосочетаний, постановки ударения?

4.Где фиксируются орфоэпические нормы?

5.Меняются ли орфоэпические нормы на протяжении времени?

6. Назовите группы существительных по их родовой принадлежности?

7. Какие существительные называются несклоняемыми, группы этих

существительных? Как у них определяется род?

8. Перечислите группы неизменяемых имён существительных собственных?

9. В каких случаях у существительных М.Р. во МН. Ч. И. П. используется

вариативное окончание -а- / -я-, -ы- / -и-, когда – оба варианты окончания?

10. Какой вариант окончания становится всё более употребимым в речевой практике?

Практическая работа №2. (2ч)

Тема: Лексика, фразеология.

Вариант 1.

Задание 1.Составьте словосочетания со словами, подтверждающие, что данные слова являются омонимами. Где возможно, подберите антонимы, запишите их парами. Брак, глава, свет, залив, бродить, тушить, правый.

Задание 2. Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении.

Седой, бархатный.

Задание 3.Подберите синонимические ряды к словам мужество, родина.

Задание 4. Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:

Кот наплакал, во всю прыть, в тот же миг.

Задание 5. Подберите антонимы к существительным:

Потепление, простота, расцвет.

Задание 6. Подберите современные синонимы к словам. Как называются такие слова? Ланиты, десница, выя, чело.

Вариант 2.

Задание 1. Составьте словосочетания со словами, подтверждающие, что данные слова являются омонимами. Где возможно, подберите антонимы, запишите их парами. Образование, среда, уход, настоять, ключевой, худой.

Задание 2. Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении. Прямой, высокий.

Задание 3.Подберите синонимические ряды к словам родник, страна.

Задание 4. Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:

Чуть свет, в двух шагах, капля в море.

Задание 5. Подберите антонимы к существительным:

Правило, расширение, любовь.

Задание 6. Замените данные слова русскими синонимами. Как называются такие слова? Банкротство, финал, шеф, имитация, антракт.

Практическая работа №3. (2ч)

Тема: Трансформация текста. Тезисы как вид переработки текста

Задание:

1. Прочитайте текст, определите тему и основные проблемы.

I вариант

1. Прочитайте текст, определите тему и основные проблемы.
  1   2   3

Похожие:

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
Якунина М. И., преподаватель иностранного языка огапоу «Старооскольский педагогический колледж»

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
ПМ. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учёта имущества организации

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
Общие проблемы экологии: учебное пособие. – Старый Оскол: сти ниту «мисиС», 2015. – с

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
Методические указания для студентов очной формы обучения по выполнению практических работ (заданий)

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
Мдк. 02. 02. Управление проектами: учебное пособие. – Старый Оскол: сти ниту «мисиС», 2016. – 101 с

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
...

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
...

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
Методические указания для студентов очной формы обучения для выполнения практических заданий

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова
ПМ. 02 Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых...

Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова iconРоссийской Федерации Бузулукский гуманитарно-технологический институт...
Методические указания предназначены для студентов факультета заочного обучения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск