«Центр развития социального партнерства» Полезная брошюра для жителей Ярославль 2007


Название«Центр развития социального партнерства» Полезная брошюра для жителей Ярославль 2007
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5
Межрегиональная общественная организация

«Центр развития социального партнерства»


Полезная брошюра для жителей


Ярославль
2007

Содержание
Выбираем форму управления многоквартирным домом
ФОРМА 1. Непосредственное управление собственниками помещения
ФОРМА 2. Товарищество собственников жилья (ТСЖ)
ФОРМА 3. Управляющая компания
Плюсы и минусы форм управления
Самоуправление жителей многоквартирных домов
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации ТСЖ
Список нормативных актов, регулирующих деятельность территориального общественного самоуправления (ТОС) на территории г. Ярославля
Затеять хочется ремонт...

Как заставить ДЕЗ сделать плановый ремонт в доме

Как заработать на жильцах?

Как правильно заключать договор с эксплуатирующей организацией

Как привлечь население к участию в ТСЖ?

Налоги для ТСЖ никто не отменял

Взносы членов Товарищества

Справка по перепланировке

Практическое пособие по взысканию задолженности по обязательным платежам

Ваш информационный ресурс: Сайт Тысяча Советов о Жилье ТСЖ.ру (www.tsj.ru)
ВЫБИРАЕМ ФОРМУ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ
ШАГ 1: ГОТОВИМСЯ К ОБЩЕМУ СОБРАНИЮ ЖИЛЬЦОВ

Первый шаг, который необходимо предпринять всем собственникам квартир, - это устроить общее собрание собственников жилья вашего дома, чтобы выбрать способ управления домом (п. 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

Только на таком собрании (не на лавочке у подъезда и не на кухне у соседа) можно принять юридически значимое решение: какую именно форму управления домом выберут его жители, кто будет обслуживать ваш дом, убирать в подъездах, менять лампочки, производить косметический и капитальный ремонт, а также по каким расценкам за все это придется платить.

Общее собрание собственников жилья считается состоявшимся, если на нем присутствовало не менее 50% собственников квартир (под этим подразумеваются собственники жилых помещений, владеющие не менее чем 50% общей площади жилых помещений этого жилого дома). Например, общая жилая площадь квартир в вашем доме составляет 12 000 кв. м. Значит, собрание будет считаться состоявшимся, если на нем будут присутствовать собственники квартир, общая площадь которых должна быть 6 000 кв. м и более. Если в вашем доме кроме собственников проживают и на­ниматели квартир, принадлежащих муниципалитету (городу, району, поселку и т.д.), представители муниципалитета должны присутствовать на вашем собрании и иметь право голоса наравне с другими собственниками квартир. Должно быть принято решение о выборе одного из трех способов управления домом (п. 2 ст. 161 ЖК РФ):

1. непосредственное управление каждым жильцом своей собственной квартирой;

2. управление Товариществом собственников жилья (ТСЖ);

3. управление посредством Управляющей компании (УК).

Если решение о способе управления домом принято, то те, кто не участвовал в собрании или присутствовал, но проголосовал против принятого решения, обязаны будут подчиниться данному решению. То есть если собрание собственников решило отдать дом в управление какой-то Управляющей компании, то заключить договор с данной компанией об управлении домом обязаны будут все собственники квартир: и те, кто был «за», и те, кто хотел, к примеру, управлять своим жильем самостоятельно, и те, кто вовсе не явился на собрание или воздержался. Так что не игнорируйте собрание жильцов, в надежде, что его решение не повлияет на вашу дальнейшую жизнь. Идите, участвуйте и го­лосуйте, а то другие проголосуют за вас, и вы будете вынуждены расплачиваться за чужие решения. На раздумье вам осталось не так уж много времени: до 1 января 2008 года вы должны будете представить в органы исполнитель­ной власти вашего населенного пункта (администрацию города, района, округа, поселка и т.д.) протоколы ведения общего собрания собственников и результатов голосования.
ШАГ 2: ИЩЕМ МЕСТО ДЛЯ СБОРА

Как вы уже поняли, двор или детская площадка рядом с вашим домом для этих целей вряд ли подойдет. Местом проведения собрания может стать актовый зал ближайшей школы или дома культуры. Будьте готовы к тому, что придется заплатить за аренду помещения (для жильцов большого многоквартирного дома это будет не такая уж большая сумма), но только так вы сможете собраться, выслушать своих соседей и высказаться сами, а затем принять взвешенное решение - поскольку от него будет зависеть очень многое: будет ли в ваших квартирах и дальше холодно, а в подъездах грязно, или же в доме поселятся тепло и уют. Следует отметить, что правительством Москвы уже разработано Постановление «Об организации управления многоквартирными домами» от 17 января 2006 г. № 9-ПП, в котором предусмотрены многие организа­ционные вопросы, в том числе и информационно-организационная поддержка собственников помещений в организации и проведении общих собраний (п. 1.6 Приложения к Постановлению). Поинтересуйтесь в муниципалитете, возможно, в вашем регионе тоже принято подобное постановление, на основании которого жители смогут получить организационно-информационную поддержку при проведении собраний со стороны власти. Например, вам помогут арендовать помеще­ние для проведения общего собрания без большой арендной платы, предоставят пакет необходимых документов, проведут обучение инициативной группы.
ШАГ 3: СООБЩАЕМ ЖИЛЬЦАМ О МЕСТЕ И ВРЕМЕНИ

ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ

Сообщение должно быть доставлено каждому собственнику квартиры в многоквартирном доме, в том числе и представителям местной власти (если в доме имеется муниципальное жилье, сдаваемое внаем на основании договора социального найма) заказным письмом или вручено под расписку не позднее чем за 10 дней до проведения собрания. Как правило, эту миссию берут или должны взять на себя наиболее энергичные жильцы-собственники, которые обязательно найдутся в любом доме. Вместе с сообщением о месте и времени проведения собрания можно сразу же вручить и бюллетени для голосования. В бюллетени для голосования внесите их следующие графы:

- сведения о лице, участвующем в голосовании;

- сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в данном многоквартирном доме. Это может быть номер свидетельства на право собственности, выданный регистрационной палатой, договор купли-продажи;

- решение по каждому вопросу (их может быть сразу несколько) повестки собрания, выраженные формулировками «за», «против», «воздержался».

Все это необходимо на случай, если кто-либо из собственников жилья окажется недовольным результатами голосования и выбранной на собрании формой управления и постарается признать эти результаты недействительными (через суд). Например, станет утверждать, что не был оповещен о проведении собра­ния надлежащим образом, не принял участия в голосовании или просто под­вергнет сомнению результаты голосования. У вас все будет задокументировано, и вы легко сможете отстоять принятое на собрании решение.
ШАГ 4: ПОДВОДИМ ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ

Подсчет бюллетеней для голосования осуществляется представителями ини­циативной группы или членами выбранного на собрании собственников жилья президиума. В протоколе ведения собрания и протоколе голосования обязательно должна стоять дата проведения собрания, количество присутствующих, процентное соотношение присутствующих к общему числу собственников жилого дома и итоги проведенного голосования.

Собрание считается состоявшимся, если на нем присутствовало 50% и более от числа всех собственников квартир вашего дома. Решение принима­ется исходя из большинства проголосовавших.
ЗАПОМНИТЕ!

Наниматели квартир, то есть те, кто проживает в них на основании дого­вора социального найма, не принимают участия в общем собрании собственников жилья. Их интересы на данном собрании представляет муниципалитет (администрация города, района, поселка и т.д.), который и является собственником определенного количества квартир в конкретном многоквартирном доме.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Рассмотрим пример: 45% собственников проголосовало за непосредственное управление; 30% - за ТСЖ, 20% -за УК и 5%- воздержалось. Какую форму управления принять?

В данной ситуации я порекомендовал бы провести второй тур голосования и выбирать уже из двух форм, набравших большинство голосов: то есть между непосредственным управлением и ТСЖ. В этом случае выбирается та форма управления, которая получила большинство голосов. Например, за непосредственное управление проголосовало во время второго тура 53%, за ТСЖ-40%, воздержалось - 7% от общего числа собравшихся. Короче, принимается только абсолютное большинство голо­сов: более 50% голосов от числа собравшихся, то есть 50+1 голос. При этом следует отметить, что под голосами подразумевается не конкретное количество людей, а квадратные метры общей жилой площади, которые данный собственник занимает. Например: за 1 голос принято 10 кв. м общей площади жилья (квартиры). Значит, собственник, имеющий квартиру площадью 73 кв. м (3-комн. кв-ру), будет иметь 7,3 голоса. Собственник 2-комн. кв. (общая площадь 55 кв. м) будет иметь 5,5 голоса, владелец 1 -комн. кв. (общая площадь 38 кв. м) будет иметь на общем собрании 3,8 голоса. Все это будет суммироваться и получится процент го­лосов собственников за ту или иную форму управления.

ПРОТОКОЛ

общего собрания собственников помещений (жилья) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ______________________________________________ о выборе формы управления домом.
Сокращения:

1. «Общее собрание» - общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: _____________________________________________

2. «Дом» - многоквартирный дом, расположенный по адресу: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

Форма проведения общего собрания: заочное голосование, очное голосование (нужное подчеркнуть).

Дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (бюллетеней) при заочном голосовании: ______________ 2006 г.

Дата составления протокола общего собрания: ____________________2006 г.
Повестка дня:

1. Выбор председателя и секретаря собрания.

2. Выбор формы управления домом:

а) непосредственное управление;

б) Товарищество собственников жилья;

в) Управляющая компания.

3. Разное
В общем собрании приняли участие _______ собственников помещений в доме

(из них ____ физических лиц и______ юридических лиц), обладающие голосами (долями в общей собственности), что составляет ____% от общего числа голосов. Кворум имеется, и собрание правомочно решать все вопросы повестки дня.

Полностью недействительных бюллетеней: ______ штук.

Вопрос №1:

заслушали (ФИО) ____________________ (кв. № _____), который(ая) предложил(а) выбрать председателем собрания (ФИО) __________________________ (кв. № _______), секретарем собрания (ФИО) ___________________________________ (кв.№ ______).

Вопрос поставлен на голосование

«За» _______ голосов, _______ %; «Против» ________ голосов, _______ %;

«Воздержались» __________ голосов, _________ %.

Решение:

Избрать председателем собрания (ФИО)_______________________ (кв.№ _____), секретарем собрания (ФИО) _______________________________ (кв.№ ___________)

Вопрос №2:

а) заслушали (ФИО) _________________________ (кв.№ ____), который (ая) предложил(а) выбрать непосредственную форму управления домом.

Вопрос поставлен на голосование

«За» _________ голосов, _________ %; «Против» ________ голосов, ________ %;

«Воздержались» ______________ голосов, ______________%.

б) заслушали (ФИО) ___________________ (кв.№ _________), который (ая) предложил(а) выбрать управление домом посредством Товарищества собственников жилья. Вопрос поставлен на голосование

«За» _________ голосов, _________ %; «Против» ________ голосов, ________ %;

«Воздержались» ______________ голосов, ______________%.

в) заслушали (ФИО) _______________________ (кв. № _____), который (ая) предложил(а) выбрать управление домом посредством Управляющей компании.

Вопрос поставлен на голосование

«За» _________ голосов, _________ %; «Против» ________ голосов, ________ %;

«Воздержались» ______________ голосов, ______________%.

Решение. За непосредственную форму управления проголосовало более 50% присутствующих на общем собрании собственников жилья. Следовательно, для обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, поль­зования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме выбрать форму непосредственного управления домом.
Инициатор Общего собрания _____________________________ / _____________

Ф.И.О. (Подпись)

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

На предыдущих страницах мы дали примерный образец протокола общего собрания в квартирном доме по выбору формы управления этим домом. Но вы можете вынести на голосование и другие вопросы, касающиеся жизни дома. Кроме того, если первое голосование не позволит выявить безусловного лидера среди форм управления (т.е. более 50% голосов за ту или иную форму управления), вам придется провести второй тур голосования. Например, когда за непосредственное управление проголосовало 45%, за ТСЖ - 30%, за УК - 20% и 5% воздержались. В повестку дня в зависимости от того, какую форму управления выберет ваш дом, можно включить следующие вопросы:

- выбор уполномоченных домом представителей (при форме непосредственного управления);

- создание Товарищества собственников жилья, утверждение Устава Товарищества, выборы правления Товарищества, выборы председателя Товарищества (председателя может выбирать и правление Товарищества), выборы ревизионной комиссии;

- выбор Управляющей компании, которой будет передано управление данным многоквартирным домом; утверждение текста договора, который в дальнейшем УК должна будет заключить с каждым собственником этого дома.

Также напоминаем, что форма голосования может быть не только очной, но и заочной. То есть те собственники жилья, которые не хотят или не могут в силу каких-то обстоятельств присутствовать на собрании, но которые уже определились в выборе формы управления домом, могут проголосовать заочно. Для этого необходимо заполнить бюллетень для голосования и в запечатанном конверте передать его одному из представителей инициативной группы не позже заранее оговоренной даты и поставить свою подпись в списке собственников жилья данного многоквартирного дома, подготовленном инициативной группой. Данная подпись подтверждает факт участия в голосовании. Конверты с бюллетенями могут быть распечатаны только в день подсчета голосов. Например, это может быть день проведения общего собрания собственников и очного голосования поданным вопросам. В протокол при этом нужно внести строку: в заочном голосовании приняло участие столько-то собственников и как распределились голоса в заочном голосовании. Впоследствии эти голоса суммируются с соответствующими голосами той или иной формы управления.
ФОРМА 1.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННИКАМИ ПОМЕЩЕНИЯ
УПРАВЛЯЕМ ЕДИНОЛИЧНО...

На общем собрании собственников жилья вашего дома был выбран способ непосредственного (личного) управления многоквартирным домом. Это значит, что каждый собственник жилья (квартиры) обязан будет заключить договоры на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализацию), электроснабжение газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (или теплоснабжение) или поставки твердого топлива там, где есть печное отопление. В соответствии с договорами вы лично будете перечислять на соответствующие счета ежемесячную плату за предоставленные услуги. Значит, квитанций об оплате станет больше - по количеству потребляемых услуг. Но долги соседа на вас никак не отразятся.
...НО СООБЩА

Но непосредственное управление вовсе не сводится к тому, чтобы каждый владелец (собственник) квартиры отвечал и обустраивал только свою квартиру. Или, например, собственник какой-то квартиры лично вызывал мастера лифтового оборудования, чтобы тот починил сломанный лифт, а расплачивался с мастером при этом хозяин квартиры из своего кармана. И это только один пример. А ведь в вашем подъезде или доме есть еще лестничные пролеты, тамбуры, общие стояки тепло- и водоснабжения, электрощитовая, через которую электроэнергией обеспечивается весь подъезд или дом и т.д. Все это называется общим имуществом собственников жилья, а оно требует ухода и ремонта, если вы, конечно, хотите, чтобы лифт в вашем доме работал бесперебойно, и лампочки на лестничных площадках тоже всегда горели.

То есть непосредственное управление собственников жилья не дает им права пускать обслуживание и содержание общего имущества на самотек, экономить на этой статье расходов или действовать единолично (п. 1 ст. 64 ЖК РФ). Тем более что, как уже сейчас утверждают чиновники, дома эти будут постоянно контролировать такие организации, как Госпожарнадзор, санэпидстанция, жилищные комитеты муниципалитетов и проч. Чтобы управляться со всем этим непростым хозяйством, на общем собрании владельцев квартир подъезда, нескольких подъездов или всего дома (это как вы пожелаете) вы должны выбрать уполномоченное лицо (назовем его комендан­том или управляющим, но при этом не путайте с Управляющей компанией), ко­торое от имени всех жильцов будет заключать договоры оказания услуг по со­держанию и ремонту общего имущества дома (п. 3 ст. 164 ЖК РФ). Необязатель­но собираться вновь, возможно, что первое собрание по выбору формы управления домом (стр. 4-5) плавно перейдет к обсуждению кандидатуры комендан­та подъезда (дома). Форма голосования в данном случае законодательством не оговаривается и принимается на усмотрение общего собрания. Это может быть простое голосование поднятием руки или тайное голосование. Лучше, если у вас будет несколько кандидатур на роль коменданта (управляющего) из числа соседей, которые уже зарекомендовали себя не столько на общественной рабо­те, сколько на хозяйственной.
УПРАВЛЯЮЩИЙ ПЛАТНЫЙ ИЛИ БЕСПЛАТНЫЙ?

Вопрос оплаты работы управляющего (или коменданта) подъездом (или домом) тоже будет решать общее собрание собственников жилья. Но здесь не стоит забывать простую вещь: дешево не значит хорошо. На первых порах комендант, может, и будет работать на голом энтузиазме, но придет время, когда и он задастся вопросом: «А почему я бегаю по всевозможным конторам, заключаю от имени соседей договоры (в то время как они сидят на диване и смотрят телевизор), выискиваю недорогие и качественно работающие фирмы (например, по ремонту подъездов) и все это за «спасибо»?

Так что лучше на первом же собрании обсудить вопрос ежемесячного материального вознаграждения вашего управляющего и разделить эту сумму на всех жильцов. Эффект от его работы будет куда выше. Возможно, в помощь коменданту понадобится выбрать еще и бухгалтера, поскольку документации даже у собрания жильцов одного-двух подъездов будет немало. Бухгалтера тоже выбирайте из числа профессионалов, тех, кто хорошо знаком с бухгалтерской документацией, Налоговым кодексом РФ и так далее.
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА ТРЕБУЕТ ДЕНЕГ

Услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома могут быть разовыми, например, ремонт крыши. Или вы решили на общем собрании, что неплохо бы заново заделать швы между панелями в стенах дома. Комендант (управляющий) найдет фирму, которая латает крыши, или бригаду верхолазов, которая качественно заделывает швы, договорится с ними об оплате и вынесет этот вопрос опять же на общее собрание. На нем вы решите, какую сумму обязан будет внести в общий котел каждый собственник жилья, включая и муниципальное. Совсем другое дело - обслуживание лифтового оборудования, общих тепло- или электросетей в доме. Работа эта не разовая, а постоянная и требует регулярной, то есть ежемесячной оплаты. Управляющий от имени жильцов подъезда или дома должен будет заключить договоры с организациями, осуществляющими ремонт электросетей или с тепловым хозяйством, который, к примеру, и ранее обслуживал ваши теплосети, и оговорить с ними размеры оплаты услуг, сроки их внесения и т.д.

Всю эту информацию он донесет до жильцов, которые опять же на общем собрании решат, кто и сколько будет платить (как правило, исходя из квадратного метра жилья). Еще одна статья расхода - уборка подъездов, замена лампочек и прочие мелочи. Возможно, на общем собрании вы решите этот вопрос просто: соберете определенную сумму, приобретете лампочки, и кто-то из жильцов (бесплатно или за умеренную плату) будет менять перегоревшие. То же самое с уборщицей: найдете аккуратную женщину, оговорите с ней условия, периодичность уборки, размер ежемесячной оплаты и «разбросаете» эту сумму на всех владельцев квартир. Но это не единственные статьи расходов на содержание общего имущества. Их намного больше и диктовать вам их будет сама жизнь. Важно! Не забывайте приглашать на собрания уведомлением под роспись или заказ­ным письмом представителей муниципалитета, если в подъезде есть квартиры, сда­ваемые по договорам социального найма. Представители муниципалитета должны наравне с другими собственниками участвовать в собраниях собственников и голосовать за принятые вами решения по содержанию и ремонту общего имущества дома.
САМ СЕБЕ ЭЛЕКТРИК

Возможно, что в вашем подъезде живут мастера на все руки: электрики, маляры-штукатуры или сантехники, специалисты по обслуживанию котельных и другого теплооборудования. В этом случае закон допускает, что собственники квартир распределят между собой обязанности по обслуживанию и ремонту общего имущества дома. Но при этом они должны подтвердить свои способности либо документально (например, наличием «корочек» профессионального электрика и т.д.), либо пройти программу обучения и освоить основные правила эксплуатации электро-, газо- и теплооборудования. В этом случае вы существенно сэкономите на обслуживании и содержании общего имущества дома.
ЗЛОСТНЫХ НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАКАЗЫВАЙТЕ ЧЕРЕЗ СУД

Хочется заранее предупредить, что злостные неплательщики найдутся всегда, даже в вашей ситуации: на собрании соглашались с размерами платежей, а как дело дошло до самих капвложений, так сразу же появились какие-то отговорки. Приготовьтесь к тому, что из некоторых соседей деньги все-таки придется «выколачивать». Хотя делать это следует цивилизованно, через суд. Но здесь есть одно «но». Если, например, собственник квартиры отказался вносить свою долю платежей за обслуживание и ремонт общего имущества дома, оговоренных в «Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в Постановлении от 27 сентября 2003 г., этот долг вы можете потребовать с него через суд, поскольку оплачивать эту статью расходов - обязанность, а не право. Для этого придется подать коллективное заявление в суд на должника и приложить к нему калькуляцию постатейных расходов, копию решения общего собрания, на котором рассматривался вопрос оплаты.

Но если вы на собрании решили сделать в подъезде евроремонт, обзавестись консь­ержем в подъезде, а кто-то из жильцов отказался вносить свою долю за эти излишества, заставить их вы не сможете. Это дело добровольное и выходит за пределы вышеназванных «Правил и норм...». Придется смириться с тем, что кто-то из жильцов будет вместе с вами красиво жить, но откажется платить за эту красоту.

ФОРМА 2.

ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ (ТСЖ)
ЧТО СУЛИТ ВАМ ЭТА ФОРМА?

Допустим, на первом собрании вы выбрали в качестве формы управления домом Товарищество собственников жилья. Что сулит вам эта форма? Кроме непосредственной функции управления многоквартирным домом и обеспече­ния наиболее выгодной членам ТСЖ эксплуатации всех систем вашего дома (тепло-, водо-, канализации, лифта и т.д.), Товарищество может заниматься хозяйственной деятельностью и использовать общее имущество дома в интересах всех собственников (ст. 152 ЖК РФ). Например, ТСЖ может сдавать в аренду подвальные или иные помещения фирмам под офисы и магазины, а на­ружные стены дома и крыши - для размещения световой и прочей рекламы. Оно может даже строить дополнительные помещения. Полученные от хозяйственной деятельности средства могут быть использованы только на нужды Товарищества (на ремонт дома, на создание резервного фонда оплаты коммунальных услуг и т.д.).
ЧЕТЫРЕ ШАГА НА ПУТИ К ТСЖ

Товарищество будет считаться законным только после государственной регистрации. А для этого необходимо пройти несколько этапов:

1 -й шаг - провести общее собрание собственников жилья;

2-й шаг - принять Устав ТСЖ;

3-й шаг - избрать правление ТСЖ: председателя и членов ревизионной комиссии;

4-й шаг - на основании решения общего собрания пройти государственную регистрацию ТСЖ в органах Федеральной регистрационной службы по месту нахождения.
ОБСУЖДАЙТЕ УСТАВ АКТИВНО

К общему собранию следует готовиться основательно. Еще раз напоминаем, что принять участие в собрании могут только собственники жилья. Сообщение о дне его проведения должно быть доставлено каждому собственнику квартиры (в том числе и представителям местной власти, если в доме имеется муниципальное жилье, сдаваемое внаем) заказным письмом или вручено под расписку не менее чем за 10 дней до собрания. В извещении должны значиться все вопросы повестки дня. К нему прилагаются бюллетени для голосования по всем вопросам, проект Устава ТСЖ и проект договора, который в дальнейшем Товарищество заключит с каждым собственником. Почему это важно? Например, в феврале 2006 года (спустя 6 месяцев после создания в их доме ТСЖ) квартплата возросла вдвое. Причину такого роста председатель правления объяснила, ссылаясь на некие пункты договора и Устава ТСЖ, которые дают ей широкие полномочия для увеличения квартплаты с целью погашения каких-то долгов. Далее выяснилось, что собственники дома этого Устава в глаза не видели, а проголосовали за его принятие по старинке: «за», «против», «принято единогласно». А вместо договоров с ТСЖ вообще подписывали чистые листы. Председатель заверила их тогда, что договоры типовые и не сулят собственникам жилья никаких неожиданностей. Не повторите этих ошибок! Имея на руках проекты Устава ТСЖ и договора задолго до дня проведения собрания, вы сможете избежать подобных неприятностей. У каждого собствен­ника жилья будет достаточно времени, чтобы досконально изучить эти документы и при желании внести в них свои коррективы, а в дальнейшем вынести их на всеобщее голосование.
ПОМНИТЕ:

Устав должен максимально защищать права каждого жильца, поскольку ТСЖ и создается для того, чтобы качество жизни в вашем доме стало лучше, а квартплата - меньше.
ВАЖНО!

Жилищный кодекс не устанавливает жестко, кто определяет общие условия договора - собрание членов ТСЖ или правление Товарищества. Но лучше все-таки, чтобы текст договора обсуждался на общем собрании собственников: меньше будет потом споров и недовольства отдельными пунктами.
ВЫБИРАЕМ ПРАВЛЕНИЕ

В состав правления входят председатель, члены правления и члены ревизионной комиссии, которые будут раз в год или чаще (как вы запишете в Уставе) проводить ревизию финансовой деятельности и представлять результаты проверки на общем собрании. Количество членов правления Жилищным кодексом не ограничено и определяется собранием собственников, но, как правило, по 1 -2 человека от каждого подъезда для равнозначного представления интересов всех жильцов дома (это же касается и количественного состава членов ревизионной комиссии). Избирают правление на срок, установленный Уставом, но не более чем на 2 года. В Устав можно включить пункт о досрочном переизбрании правления. В компетенции правления находятся следующие вопросы (ст. 148 ЖК РФ):

- контроль за своевременным внесением членами Товарищества установленных обязательных платежей и взносов;

- составление смет доходов и расходов на год, предоставление на обсуждение общего собрания отчетов о финансовой деятельности Товарищества за отчетный период;

- заключение договоров на управление данным многоквартирным домом, а также договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества;

- ведение списка членов Товарищества, документов по делопроизводству, бухгалтерскому учету и отчетности;

- созыв и проведение общего собрания.
ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

У председателя правления не так много возможностей. Это стоит знать и тем, кто уже столкнулся с неблаговидной деятельностью председателя своего ТСЖ, и тем, кто только собирается создавать Товарищество (ст. 149 ЖК РФ).

Председатель правления:

- дает указания и распоряжения всем должностным лицам Товарищества;

- подписывает от имени Товарищества все платежные документы;

- совершает сделки (но только те, которые в соответствии с Жилищным кодексом и Уставом не подлежат обязательному одобрению правления или общего собрания);

- разрабатывает и вносит на утверждение собрания правила внутреннего трудового распорядка наемного персонала Товарищества, положение об оплате их труда.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

Документы для регистрации непосредственно предоставляются в территориальные органы Федеральной регистрационной службы по месту нахождения создаваемого ТСЖ либо направляются по почте с объявленной ценностью и описью вложенных в письмо документов. Пакет документов состоит из:

- заявления в налоговый орган (существует установленная форма заявления о государственной регистрации юридического лица № Р11001. С заполненной формой председатель идет к нотариусу, расписывается при нем в этом заявлении, что нотариус и удостоверяет;

- протокола решения общего собрания о создании ТСЖ;

- Устава ТСЖ и протокола ведения собрания (данные документы могут быть как в виде подлинников, так и в виде копий, заверенных в нотариальном порядке;

- заполненных форм документов, используемых при государственной регистрации в налоговых органах по форме (приобретаются в налоговом органе за деньги);

- квитанции об уплате госпошлины;

- расписки с перечнем всех представленных документов.
НАЧИНАЕМ РАБОТАТЬ

После госрегистрации ТСЖ нужно:

- оформить документы на земельный участок и прилегающую к дому территорию (заключить договор аренды с администрацией города или района);

- написать заявление в областной (краевой, автономного округа) комитет государственной статистики о включении ТСЖ в состав единого госреестра предприятий и организаций (ЕГРПО) и присвоении ему кода общероссийских классификаторов;

- написать заявление в Фонд социального страхования о прохождении обязательного социального страхования юридических лиц;

- заключить договоры с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги: газ, воду (горячую и холодную), тепло-, электроэнергию, вывоз мусора;

- заключить договор управления многоквартирным домом с каждым членом ТСЖ;

- заключить договор о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками жилья, не являющимися членами ТСЖ (см. стр. 13);

- заключить договоры об оказании услуг или трудовые договоры со штатными сотрудниками Товарищества, а также прочие договоры в интересах членов ТСЖ.
ШТАТНЫЕ СОТРУДНИКИ ТОВАРИЩЕСТВА

Мы приведем минимальный перечень штатных сотрудников, которые обеспечат полноценную жизнь дома:

- бухгалтер;

- специалист по электротехническому оборудованию (электрик);

- специалист (специалисты) по обслуживанию тепло-, водо-, газовых систем (слесарь-сантехник);

- паспортист;

- уборщица;

- дворник и другие.

Всех (кроме бухгалтера) может нанять председатель правления на договорных условиях.

Например, уборшица моет полы на лестничных площадках 2 раза в неделю, паспортист (по совместительству) выдает справки 1 раз в неделю и т.д. Все зависит от условий заключенного с этими сотрудниками договора и уровня оплаты труда. А вот бухгалтера вы можете выбрать из числа самих жильцов на общем собрании (если в вашем доме есть профессиональные бухгалтеры). Последний момент очень важен, поскольку финансовой документации в работе ТСЖ будет много, бухгалтеру понадобится хорошее знание налогового законодательства и бухучета. Так что выбор по принципу: да вот, моя соседка Марья Ивановна нигде не работает, пусть с квитанциями нашими и разбирается - в данном случае не подойдет. Первая же проверка налоговых органов может привести вас к немалым штрафам. А вам это нужно?
ЗАПОМНИТЕ!

Общее собрание членов ТСЖ является высшим органом управления Товарищества и созывается в порядке, установленном Уставом Товарищества.

Например, внеочередное общее собрание может быть созвано по инициативе как правления и ревизионной комиссии (ревизоров), так и по заявлению рядовых членов Товарищества (если данный пункт внесен в Устав). К компетенции общего собрания членов ТСЖ относятся (ст. 145 ЖК РФ):

- внесение изменений в Устав;

- установление размера обязательных платежей и взносов членов ТСЖ;

- образование специальных фондов, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества дома и его оборудования;

- принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов;

- определение направлений использования доходов, полученных от хозяйственной деятельности Товарищества;

- утверждение годового плана финансовой деятельности, отчет о выполнении данного плана и др. (о них более подробно будет сказано в Уставе ТСЖ).

Как видите, все наиболее значимые финансовые вопросы принимаются не в узком кругу правления и не председателем, а на общем собрании всех членов ТСЖ, в том числе и вопросы оплаты труда сотрудников правления ТСЖ и штатных работников Товарищества.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ!

В случае управления объектом недвижимости силами членов ТСЖ наличие специальных разрешений (лицензий) обязательно. Поскольку ТСЖ чаще всего создается застройщиком, это упрощает для собственников квартир решение проблем, связанных с получением соответствующих лицензий. Разумеется, общее собрание домовладельцев имеет полное право в любое время ликвидировать ТСЖ и передать управление домом специальной организации.

Членство в ТСЖ потребует и финансовых вложений. Расходы на содержание дома должны оплачиваться жителями квартир, входящими в товарищество. Список услуг, оплачиваемых жильцами, может включать самые разнообразные пункты, начиная от расходов на ремонт и заканчивая зарплатой консьержки. С другой стороны, доходы ТСЖ состоят не только из платежей его членов, но и из иных поступлений, связанных с хозяйственной деятельностью товарищества. Эта деятельность должна быть определена в его уставе. Например, если ТСЖ владеет каким-либо нежилым помещением, то оно может сдавать его в аренду и использовать арендные платежи в своих целях. Еще раз хочется подчеркнуть, что в первое время после регистрации ТСЖ застройщик имеет право возводить на территории новые строения. Если впоследствии они перейдут в собственность ТСЖ, их можно реализовать, а вырученную сумму направить на нужды товарищества. Поскольку ТСЖ является некоммерческой организацией (т. е. получение прибыли не является целью его деятельности), заниматься какой-либо коммерцией оно имеет право только для поддержания своей деятельности. За пределы этой деятельности, определенной уставом, ТСЖ не имеет права выйти. В самых общих чертах целью ТСЖ обычно являются управление домом и придомовой территорией, а также защита интересов членов товарищества.

Если внимательно изучить действующие законы, то можно заметить, что они практически не оставляют жильцам выбора. Застройщик обязан создать ТСЖ при строящемся доме. Иными словами, вопрос обслуживания здания решается еще до непосредственного заселения дома. Разумеется, законодательство предоставляет жильцам право изменить форму управления домом. Однако в таком случае придется оформлять значительное количество документов, что обычно лишает членов товарищества желания что-либо менять.

Таким образом, законодательство практически не оставляет владельцам квартир шансов избежать навязываемых застройщиком условий, при которых сначала регистрируют кондоминиум, а затем образуют ТСЖ. Вот и получается, что новые товарищества растут, как грибы после дождя. В этих условиях собственнику квартиры зачастую навязывают ненужные ему «услуги». Между тем собственник всего лишь обязан содержать свое жилье в нормальном состоянии. Это значит, что квартира должна отвечать санитарным, пожарным и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Кроме того, при пользовании своей квартирой собственник не должен нарушать права других жильцов. Все эти вопросы регулируются нормами жилищного законодательства.

В любом случае, имея четкое представление о правах и обязанностях, предоставленных вам по закону, вполне реально так обустроить жизнь в своем доме, чтобы она была максимально комфортной.

ФОРМА 3.

УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ
НЕ ПОЛАГАЙТЕСЬ НА ДЕШЕВУЮ РЕКЛАМУ

На общем собрании собственников жилья вашего дома было решено выбрать Управляющую компанию (УК), которая возьмет на себя решение хозяйственных вопросов, касающихся предоставления коммунальных услуг, технического обслуживания, ремонта общего имущества и т.д. Все просто. Сложность состоит лишь в выборе самой Управляющей компании. Естественно, любому собственнику захочется, чтобы компания оказывала качественные коммуналь­ные услуги, но по приемлемым ценам. И здесь главное не погнаться за дешевизной и не нарваться на аферистов, а найти оптимальное соотношение цены и качества. Коммунальный рынок уже сегодня наводнен компаниями-однодневками, а к 1 января 2008 года их станет еще больше, подобно тому, как лет 8-10 назад на финансовом рынке страны появлялись десятки и сотни всевозможных банков и финансовых пирамид. Собрав с доверчивых вкладчи­ков их сбережения (под баснословные проценты), эти банки лопались как мыльные пузыри или просто исчезали в неизвестном направлении вместе с деньгами вкладчиков. Сегодня существует большая опасность повторения пройденного, но на жилищно-коммунальном рынке. Так что вполне можно предположить, что к концу 2007 года, когда все собственники обязаны будут принять решение о выборе способа управления своим жильем, появится огромное количество печатной и прочей рекламы о деятельности коммерческих компаний по предоставлению коммунальных услуг (вспомните истории рекламных кампаний МММ, РДС, и прочих: где теперь эти компании?). Рекламные листовки будут развешивать на подъездах ваших домов, бросать в почтовые ящики. Так что, выбирая Управляющую компанию, обращайте внимание в пер­вую очередь на следующие моменты.
ДОВЕРЯЙТЕ ПРОФЕССИОНАЛАМ

Выбирая Управляющую компанию, обратите внимание, имеет ли компания опыт по управлению жилищным фондом. Нелишним будет поинтересоваться профессионализмом сотрудников, начиная от руководителя и бухгалтера и заканчивая слесарем-сантехником, а также тем, какие дополнительные услуги за пределами предоставляемых стандартов может дать вам данная компания. Например, занимается ли она озеленением или обустройством детских площадок, есть ли у них в штате профессиональный дизайнер (не улыбайтесь, от того, как обустроят ваш подъезд или детскую площадку, будет во многом зависеть и ваше настроение, и настроение ваших детей). Хотя, возможно, выбранная вами компания будет именно предоставлять услуги по управлению вашим домом, а для выполнения специальных, например, электротехнических, слесарных или тех же работ по озеленению будет привлекать специализированные организации. Правда, такое посредничество со стороны Управляющей компании ударит в первую очередь по карману потребителей услуг, то есть вашему карману.
ДЕШЕВО - НЕ ЗНАЧИТ ХОРОШО

Если представители Управляющей компании предлагают вам услуги по низким расценкам - есть повод насторожиться. Помните, что рынок коммунальных услуг не может быть дешевым.
ВЫБИРАЙТЕ КОМПАНИЮ-ДОЛГОЖИТЕЛЯ

Одним из главных критериев при выборе Управляющей компании, прежде всего, служит длительность работы этой частной компании на рынке жилищно-коммунальных услуг. В больших городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, таких компаний уже достаточно много, а вот информации об их работе нет практически никакой. Если нет печатной информации о работе той или иной Управляющей компании (хотя крупная и сильная компания обязательно имеет печатные проспекты о своей деятельности), просто придите в офис той или иной УК и прямо просите: дайте нам адреса домов, которые вы обслуживаете, - а затем не поленитесь пройтись по всем этим адресам и посмотреть, как люди живут в этих домах. Обратите внимание на состояние подъездов, придомовой территории, побеседуйте с жильцами. Они лучше любого рекламного проспекта ответят на все ваши вопросы: как быстро специалисты самой компании или привлеченные ею службы (сантехники, ремонтники, электрики и т.д.) реагируют на заявки жильцов, регулярно ли проводится влажная и сухая уборка лестничных пролетов и площадок, и сколько за все это жильцы платят. Одним словом, они вам ответят на главный вопрос, который вас волнует: соответствует ли цена качеству предоставляемых услуг.
СИЛЬНАЯ КОМПАНИЯ - ЗНАЧИТ МАТЕРИАЛЬНО ОСНАЩЕННАЯ

Вы имеете право поинтересоваться материально-технической базой Управляющей компании. Согласитесь, что, если в арсенале компании только личная ма­шина руководителя да пара грузовых машин, толку от ее работы будет мало. На любую мало-мальски серьезную аварию в вашем доме специалисты фирмы вынуждены будут арендовать те же бойлеры для откачки воды из подвалов, бульдозеры или тракторы у кого-то. А это влетит в копеечку в первую очередь тем, кто коммунальные услуги оплачивает, то есть собственникам жилья. Старый разводной ключ в чемоданчике слесаря-сантехника - тоже пережиток прошлого. Сегодня хороший слесарь обвешан новейшими орудиями труда как ново­годняя елка. Такой слесарь и унитаз отремонтирует по высшему разряду.
ПРОВЕРЬТЕ УСТАВНОЙ КАПИТАЛ

Сильная Управляющая компания должна иметь собственные средства, своего рода Уставной капитал, а не полагаться только на квартплату собственников жилья, с которыми заключила договор об оказании коммунальных услуг. Поэтому вы имеете право поинтересоваться у представителя компании о размерах ее Уставного капитала.
ЗАКЛЮЧАЕМ ДОГОВОР

Наконец, компания выбрана. Теперь необходимо грамотно составить договор. Его Управляющая компания будет заключать с каждым собственником индивидуально, но условия договора, конечно же, будут общие для каждого конкретного дома (ст. 162 Жилищного кодекса РФ). В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

- состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес дома;

- перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

- порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок и сроки внесения такой платы;

- порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет.

Управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания (если иное не установлено самим договором управления многоквартирным домом). Ежегодно в течение первого квартала текущего года управляющая организация должна представить собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год (если договором не установлены иные условия отчетности). Например, вы решите на общем собрании, что на первых порах неплохо бы получать отчет о работе вашей УК ежеквартально.
ДОГОВОР ПОДЛЕЖИТ ОБСУЖДЕНИЮ

Прежде чем подписывать договор, его условия лучше обсудить на общем собрании собственников жилья в присутствии представителей УК. Поскольку жильцам одного дома будет вполне достаточно, например, если лестничные площадки и тамбуры уборщица будет мыть 1 раз в 2 недели, а другим, более состоятельным, захочется, чтобы их подъезды мыли каждый день, да еще с использованием моющих средств. Естественно, оплата услуг в разных случаях будет разной. Кроме того, Управляющая компания на основании вашего с ней договора будет заключать договоры с поставщиками коммунальных услуг (горячей и холодной воды, тепла, электроэнергии, лифтовой службой города). То есть теперь управляющая компания станет посредником между вами и этими структурами. Тарифы на потребляемые услуги Управляющая компания изменять не имеет право (они утверждаются на местном уровне, в соответствии с установленными российским законодательством порядком и условиями), а вот за посредничество может потребовать плату (а может и не потребовать). Размер этой оплаты и нужно огово­рить. Хотя, возможно, вам и не придется оговаривать скрупулезно каждую статью расходов. Просто Управляющая компания представит вам (собранию собственников) стандартный список оказываемых ею жилищно-коммунальных услуг и расцен­ки на эти услуги. Вы имеете право какие-то из них вычеркнуть, снизив тем самым размер ежемесячной квартплаты. Однако из списка нельзя исключать те услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, которые впоследствии могут ска­заться на состоянии самого здания и коммунальных коммуникаций. Особое внимание при составлении договора обратите на обязанности исполнителя, то есть Управляющей компании, и штрафные санкции, которые может повлечь ненадлежащее исполнение этих обязанностей. Если зимой температура в квартире ниже показателей, установленных санитарными нормами и правилами, нелишним будет прописать в договоре механизм установления данного факта. Например, пропишите в договоре, кто (комиссия из скольких человек и в каком составе) должен замерять температуру в квартире. Или вопрос отсутствия горячей воды в вечернее время. Обязанность же заказчика услуг, то есть ваша, по большому счету, сводится толь­ко к одному: своевременно вносить плату за эти услуги. Чтобы облегчить ваш диалог с выбранной вами УК, наши юристы составили примерный типовой договор с Управляющей компанией. Вы можете опираться на него, заключая свой договор с УК.
ЖЭК СМЕНИТ НАЗВАНИЕ

Если выбора нет, то есть управляющие компании в вашем городе молодые или вызывают большие сомнения, лучше не рисковать и заключить договор с прежним ЖЭКом (ЖЭУ, ДЭЗом и пр.), которые к 1 января 2008 года не исчезнут бесследно, а лишь изменят свой юридический статус. До этого они были (за редким исключением) муниципальными унитарными предприятиями. Теперь могут стать самостоятельными хозяйственными организациями. Ваша задача умно составить с ними договор об оказании услуг, чтобы было проще предъявлять претензии к их качеству.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ




Плюсы

Минусы

Товарищество собственников жилья


- собственники жилья сами, через правление, распоряжаются своими деньгами;

- можно отказаться от услуг ЖЭКа и нанять другие организации, обслуживающие электро-, тепло- и проч. сети в доме;

- работу правления может проконтролировать любой из членов ТСЖ;

- правление можно переизбрать;

- создается юридическое лицо со своим банковским счетом и обладающее правом на судебное разбирательство;

- можно приватизировать землю вокруг дома;

можно сдавать в аренду помещения и прибыль использовать на нужды всего дома

- расчет за коммунальные услуги идет со всего дома. То есть, если часть жильцов задолжала, от электроэнергии, воды и отопления отключат всех. На дом ставится общий счетчик потребления воды (горячей, холодной), газа, электроэнергии, тепла (хотя поквартирные счетчики при этом остаются);

- если в правлении Товарищества окажутся не вполне порядочные люди, деньги собственников жилья могут уходить «налево», и вскрыться это может не скоро, например, при смене правления или при проверке ревизионной комиссии. Вернуть деньги по суду весьма проблематично.

Управляющая компания

- основной плюс - не надо думать самим. Точнее, думать придется только на этапе выбора Управляющей компании;

- если дом большой, можете создать собственную УК и взять управление жилищно-коммунальным хозяйством дома в свои руки, а при желании, оказывать эти услуги соседним домам.

- «круговая порука» как и в ТСЖ. Стой разницей, что УК может обслуживать не один дом, а несколько. Поэтому если задолжает энергетикам и т.д., без света и тепла могут оставить целый квартал;

- если УК разорится, деньги с нее взять будет очень сложно (как и в историях с «финансовыми пирамидами»);

деньги, перечисляемые вами на ремонт общего имущества, могут быть направлены на другие дома.

Непосредственное управление

- нет коллективной ответственности (вас не отключат за долги соседей);

- не надо ставить общие домовые счетчики на потребляемые энергоресурсы;

- вы лично осуществляете контроль за тарифом и качеством коммунальных услуг;

- проще, чем в ТСЖ и УК, контролировать расходование средств на содержание общего имущества подъезда (дома).

- не создается юридическое лицо, как в ТСЖ;

- труднее будет копить деньги на счете, например, для будущего ремонта крыши или капитального ремонта теплоцентрали;

для старых домов наименее приемлемо, поскольку требует больших капвложений на ремонт общего имущества.


  1   2   3   4   5

Похожие:

«Центр развития социального партнерства» Полезная брошюра для жителей Ярославль 2007 icon«Центр социального партнерства» Как управлять своим домом и двором Ярославль 2006
Мы время от времени взбрыкивали, возмущались, единицы подавали на работу жэков в суд и иногда даже выигрывали, но в целом мирились...

«Центр развития социального партнерства» Полезная брошюра для жителей Ярославль 2007 iconЖилья и жилищно-строительных кооперативов
Ярославская региональная общественная организация «Центр социального партнерства»

«Центр развития социального партнерства» Полезная брошюра для жителей Ярославль 2007 iconПриказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от...
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. N 569

«Центр развития социального партнерства» Полезная брошюра для жителей Ярославль 2007 icon№ Вопросы Ответы
Сахалинской области на 2016 год предусмотрены для поощрения развития талантов одаренных детей постоянных жителей Сахалинской области...

«Центр развития социального партнерства» Полезная брошюра для жителей Ярославль 2007 iconУчебно-методическое пособие Основы социального партнерства в образовательной...
Мы постарались уделить внимание исключительной и особенной роли первичной профсоюзной организации, ее выборных органов, в вопросах...

«Центр развития социального партнерства» Полезная брошюра для жителей Ярославль 2007 iconУчебно-методическое пособие Основы социального партнерства в образовательной...
Мы постарались уделить внимание исключительной и особенной роли первичной профсоюзной организации, ее выборных органов, в вопросах...

«Центр развития социального партнерства» Полезная брошюра для жителей Ярославль 2007 iconПротокол №32 Совета Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая...
Совета Партнерства присутствуют 8 членов Совета Партнерства, что составляет 100% от общего количества членов Совета Партнерства....

«Центр развития социального партнерства» Полезная брошюра для жителей Ярославль 2007 iconПсихология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль,...
Психология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2007 с. 346

«Центр развития социального партнерства» Полезная брошюра для жителей Ярославль 2007 iconМетодические рекомендации по развитию государственно-частного и социального...
Участники государственно-частного и социального партнерства в системе дополнительного образования детей 7

«Центр развития социального партнерства» Полезная брошюра для жителей Ярославль 2007 iconИнформационный бюллетень профсоюза №4 (71) 2006 г
О работе профорганов Курганской и Тверской областных организаций по защите социально-трудовых и экономических прав и интересов членов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск