Методические рекомендации по повышению правовой грамотности и информированности хозяйствующих субъектов


Скачать 321.46 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по повышению правовой грамотности и информированности хозяйствующих субъектов
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3
ДЕПАРТАМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

И ИНФОРМИРОВАННОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

В ВОПРОСАХ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Разработано: исполнителем по государственному контракту о проведении потребительского смотра – конкурса по вопросам защиты прав потребителей в сфере торговой деятельности в Воронежской области ООО «Маркет Медиа Консалтинг»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие рекомендации, предназначенные для повышения правовой грамотности и информированности хозяйствующих субъектов в вопросах защиты прав потребителей, построены по принципу вопрос-ответ.

В вопросах обозначаются наиболее характерные ситуации, в которых оказываются руководители хозяйствующих субъектов и продавцы, и, как показывают результаты проведенного потребительского смотра-конкурса по вопросам защиты прав потребителей в сфере торговой деятельности, где чаще всего проявляется ими незнание законодательства о защите прав потребителей.

Было бы целесообразно для знакомства с настоящими рекомендациями провести собрание коллектива торгового предприятия, на котором озвучить имеющиеся в рекомендациях вопросы и предложить собравшимся дать свои варианты ответов. Затем предлагаются варианты ответов собственно из рекомендаций.

Такая форма работы с настоящими рекомендациями позволит предварительно выявить уровень правовой грамотности работников торгового предприятия, а детальное знакомство с предлагаемыми в рекомендациях ответами – способствовать существенному повышению этого уровня.

Вопрос: Что должно быть указано на вывеске магазина?

Ответ: Согласно ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.10 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства № 55 от 19.01.1998 г.), изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя:

- фирменное наименование (наименование) своей организации;

- место нахождения (адрес) организации;

режим работы.

Индивидуальный предприниматель также должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Вопрос: Какая информация должна быть размещена в торговом зале?

Ответ: В торговом зале должна быть размещена следующая информация:

  1. Копия свидетельства о регистрации предприятия или индивидуального предпринимателя;

  2. Образец кассового и (или) товарного чека;

  3. Пронумерованная, прошнурованная и заверенная соответствующей подписью и печатью Книга отзывов и предложений, которая должна быть предоставлена покупателю по его первому требованию;

  4. Правила продажи отдельных видов товаров.

Для удобства покупателей может быть дополнительно представлена следующая информация: указатели расположения отделов, секции или продаваемых товаров; перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг; список категорий граждан, которым отдается приоритет во внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан; адреса и телефоны органов администрации, Управления Роспотребнадзора и телефоны обществ по защите прав потребителей.

Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии не реже одного раза в год и удостоверяться специальным клеймом и свидетельством о поверке на каждый прибор.
Вопрос: Какая информация должна быть указана на товарах?

Ответ: Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Эта информация должна содержать:

  • наименование товара;

  • фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

  • обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;

  • сведения об основных потребительских свойствах товара;

  • правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

  • гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;

  • срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

  • цену и условия приобретения товара.

Предприятия торговли, реализующие продовольственные товары, помимо причисленной выше информации, должны предоставить потребителю следующую информацию:

- наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки;

- сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объёме;

- назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);

- способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания);

- условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);

- дату изготовления и дату упаковки товара;

- противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний);

- сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).
Вопрос: В каком виде продовольственные товары размещаются в торговом зале?

Ответ: До подачи в торговый зал или иное место продажи продовольственные товары должны быть освобождены от тары, обёрточных и увязочных материалов, металлических клипс (за исключением упаковки, предназначенной для оптимального хранения товаров).

Не подлежат продаже нерасфасованные и неупакованные продовольственные товары. Исключение составляют определённые виды товаров, перечень которых утверждается в установленном федеральным законом порядке.

В случае предпродажного фасования и упаковки развесных пищевых продуктов, производимых продавцом, объём фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объёма их реализации в течение одного дня торговли. На расфасованном товаре указываются его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика. При продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание продавцом не производится. Цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто.

Информацию для потребителя о составе и производителе должна быть представлена непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.

Информация должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.

Вопрос: Что понимается под сроком годности, хранения и реализации пищевых продуктов?

Ответ: Срок годности может быть указан одним из следующих способов:

- годен в течение (часов, дней, месяцев или лет);

- годен до (дата);

- использовать до (дата).

Срок реализации - это дата, до которой пищевой продукт не теряет своих потребительских характеристик и может предлагаться потребителю для использования по назначению.

Срок реализации пищевых продуктов устанавливают с учетом некоторого разумного периода хранения продуктов в домашних условиях. Исчисляют срок реализации от даты изготовления на упаковке или потребительской таре продукта питания, указывают следующее: "реализовать до (дата)" или "реализовать в течение (часов, дней, месяцев или лет)". В последнем случае должна быть указана дата изготовления.

Срок хранения - период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свои свойства, указанные в нормативной или технической документации и (или) договоре купли-продажи. Если срок хранения истек, это не означает, что пищевой продукт непригоден для потребления. Однако его потребительские характеристики могут быть снижены.

Срок хранения исчисляют от даты изготовления продукта и обозначают на упаковке или потребительской таре следующим образом: "Срок хранения до (дата)", "Срок хранения в течение (дней, месяцев или лет)".

Вопрос: Какая информация размещается на продукции собственного производства по изготовлению мясных полуфабрикатов, салатов хлебобулочных изделий?

Ответ: Информация о таких продуктах должна содержать:

- наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и - при несовпадении с юридическим адресом, адрес производства);

- масса нетто для фасованных изделий;

- состав продукта (в том числе пищевые добавки);

- пищевая ценность;

- дата изготовления и дата упаковывания (с указанием часа);

- срок годности (в часах) и условия хранения;

- обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт (ТУ, ГОСТ, СТО).
Вопрос: В какой форме подтверждается информация об обязательном подтверждении соответствия товаров?

Ответ: По требованию потребителя продавец должен предоставить потребителю возможность ознакомления с информацией о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям (с одним из следующих документов):

- сертификат или декларация о соответствии;

- копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

- товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Вопрос: Как должны быть оформлены ценники на предприятии торговли?

Ответ: На предприятии торговли должны быть единообразно и четко оформлены ценники на реализуемые товары. На каждом ценнике должна быть указана следующая информация:

- наименование товара;

- сорт товара (при наличии);

- цены за вес или единицу товара;

- подпись материально ответственного лица или печать организации;

- дата оформления ценника.
Вопрос: Что должно быть указано на маркировке продукции?

Ответ: Маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку продукции наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

Маркировка продукции должна содержать следующую информацию:

- наименование страны, где изготовлена продукция;

- наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора;

- наименование и вид (назначение) изделия;

- дата изготовления;

- единый знак обращения на рынке;

- срок службы продукции (при необходимости);

- гарантийный срок службы (при необходимости);

- товарный знак (при наличии).

Информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.

Для импортной продукции допускается наименование страны-изготовителя, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием латинского алфавита.

Маркировка обуви должна иметь информацию о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью.

На доступном месте в торговом зале должны быть установлены контрольные весы, контрольные мерные устройства (кружки, мензурки и т.п.), а в торгующих тканями - контрольные метры.

Вопрос: В чем разница между недостатком товара и существенным недостатком?

Ответ: Недостаток товара - несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
Вопрос: В чем разница между сроком службы, гарантийным сроком и сроком годности товара?

Ответ: Срок службы – это период, устанавливаемый изготовителем на товары длительного использования, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и несёт ответственность за его существенные недостатки.

Срок службы должен быть установлен, в том числе, на комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред имуществу или окружающей среде.

Срок службы исчисляется со дня передачи товара потребителю. Если день получения товара установить невозможно, то он исчисляется со дня изготовления товара. Срок службы товара может исчисляться не только единицами времени, но и иными единицами измерения (километрами, метрами и т.д.), исходя из функционального назначения товара.

Гарантийный срок - период времени, который вправе установить изготовитель, в течение которого, в случае обнаружения в товаре недостатка, не только изготовитель, но и продавец или уполномоченная организация (уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязаны удовлетворить требования потребителя.

Гарантийный срок, как и срок службы, исчисляются со дня передачи товара потребителю. Если товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки, течение гарантийного срока приостанавливается до устранения продавцом таких обстоятельств. Если это день установить нельзя, то срок исчисляется со дня заключения договора купли-продажи (ст.5, ст.19 Закона о защите прав потребителя).

Для сезонных товаров эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона. В соответствии с Законом Воронежской области от 04.06.2008 № 53-ОЗ «О сроках наступления сезонов при реализации товаров на территории Воронежской области» сроки наступления сезонов при реализации товаров в нашей области следующие:

- зимний сезон - с 15 ноября до 15 марта;

- весенний сезон - с 15 марта до 1 мая;

- летний сезон - с 1 мая до 1 сентября;

- осенний сезон - с 1 сентября до 15 ноября.

Гарантийный срок может быть установлен на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором (ст.19 Закона «О защите прав потребителей»).

Срок годности. В отличие от срока службы и гарантийного срока, которые являются правом изготовителя, срок годности – период времени, по истечении которого продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары или работы, считаются непригодным для использования по назначению. Поэтому продажа товаров по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Срок годности исчисляется со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по повышению правовой грамотности и информированности хозяйствующих субъектов iconМетодические рекомендации по заполнению перечней хозяйствующих субъектов,...
Методические рекомендации по заполнению перечней хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую и розничную торговлю на территории...

Методические рекомендации по повышению правовой грамотности и информированности хозяйствующих субъектов iconПрограмма повышения квалификации и аттестации тьюторов «Основы финансовой грамотности»
Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Методические рекомендации по повышению правовой грамотности и информированности хозяйствующих субъектов iconМетодические рекомендации для преподавателей образовательного курса...
Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Методические рекомендации по повышению правовой грамотности и информированности хозяйствующих субъектов iconЗаявка на предоставление субсидии на возмещение части затрат на оплату...
Порядку предоставления субсидии на возмещение части затрат на оплату образовательных услуг по переподготовке и повышению квалификации...

Методические рекомендации по повышению правовой грамотности и информированности хозяйствующих субъектов iconИнформация по аккредитации хозяйствующих субъектов при Министерстве финансов Московской области
Список хозяйствующих субъектов, аккредитованных при Министерстве финансов Московской области (приложение №1)

Методические рекомендации по повышению правовой грамотности и информированности хозяйствующих субъектов iconМетодические рекомендации по энергосбережению и повышению энергетической...
Рекомендации по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении индивидуального потребления энергоресурсов...

Методические рекомендации по повышению правовой грамотности и информированности хозяйствующих субъектов icon1. от «12» мая 2016 г. №182 Северо-Курильск
«Предоставление субсидии на возмещение затрат на оплату образовательных услуг по переподготовке и повышению квалификации сотрудников,...

Методические рекомендации по повышению правовой грамотности и информированности хозяйствующих субъектов iconМетодические рекомендации Барнаул 2011
Методические рекомендации предназначены для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений по икт, учителей...

Методические рекомендации по повышению правовой грамотности и информированности хозяйствующих субъектов iconЦелевая программа Калининградской области «Повышение уровня финансовой...
Программа предназначена для обучения взрослых в рамках реализации целевой программы Калининградской области «Повышение уровня финансовой...

Методические рекомендации по повышению правовой грамотности и информированности хозяйствующих субъектов iconМетодические рекомендации по организации студенческой добровольческой...
Методические рекомендации по организации студенческой добровольческой деятельности в вузе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск