«Сохраним семью детям». Системный подход в работе с семьёй, попавшей в трудную жизненную ситуацию


Название«Сохраним семью детям». Системный подход в работе с семьёй, попавшей в трудную жизненную ситуацию
страница1/12
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Министерство социальной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное учреждение «Областной центр социальной помощи семье и детям «Журавушка»


«Сохраним семью детям».

Системный подход в работе с семьёй, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
Методическое пособие

для специалистов сферы социального обслуживания, работающих с семьёй, попавшей в трудную жизненную ситуацию.

Авторы-составители:

Гринберг С.Н.

Дерябина Е.В.

Олюнина И.В.

Н. Новгород

2014г.
Оглавление


Введение

3

Основные понятия, используемые при описании подход в работе с семьёй, попавшей в трудную жизненную ситуацию

6

Концепция системной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, по предотвращению лишения родителей родительских прав, изъятия из семьи ребенка и отказов от детей

  1. Цель и задачи деятельности

  2. Социально-правовое обеспечение деятельности специалистов, работающих с семьей

  3. Понятие семьи, cистемный подход при оказании помощи семье, попавшей в трудную жизненную ситуацию

8

Основные аспекты социально-психологической работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации

  1. Критерии определения семейной дисфункциональности

  2. Роль специалиста сферы социального обслуживания (социального работника, педагога-психолога) в работе с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию

  3. Межведомственное взаимодействие при работе с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации

  4. Социальный патронаж. Преимущества и ограничения данной формы работы

  5. Домашнее визитирование. Отличительные особенности, возможности использования различными специалистами

  6. Психологическое консультирование в работе педагога-психолога с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, в рамках ИПСР

31

Примерная структура индивидуальной программы социальной реабилитации семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

72

Библиография

76

Приложение

  1. Приложение 1. Акт обследования условий жизни семьи

  2. Приложение 2. Социальной паспорт семьи

  3. Приложение 3. Договор с семьей

  4. Приложение 4. Рекомендации по заполнению индивидуальной программы социальной реабилитации семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении

  5. Приложение 5.Соглашение на получение услуги домашнего визитирования

  6. Приложение 6.Примерная структура индивидуальной программы социальной реабилитации семьи (далее ИПСР) на примере ИПСР ГБУ «Областной центр социальной помощи семье и детям «Журавушка»



78

Введение
Важнейшей социальной проблемой сегодня является защита семьи и детства. Законодательно закреплены основные гарантии жизнеобеспечения детей, возможность получения образования, право на жилище, социальное обеспечение и пр.

Однако, по данным Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве РФ, спектр причин семейного, а значит и детского неблагополучия весьма широк. Среди них – падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения и усиление жестокого обращения с детьми в семьях.

Изменение отношения современного общества к институту семьи сопровождается деградацией семейных и социальных ценностей, пренебрежительным отношением к целостности пространства семьи и семейному воспитанию, что приводит к распаду семей и социальному сиротству.

В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах необходимыми мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав.

В Нижегородской области, как и в России в целом, несмотря на принимаемые меры и активную работу сети учреждений, предоставляющих услуги социального обслуживания семьи и детей, значительного сокращения числа детей-сирот достигнуть не удается, сохраняется высоким процент семей, находящихся в перманентно кризисном состоянии, семей с низким социальным и педагогическим потенциалом, не способных удовлетворить потребностей роста и развития детей.

Следует помнить, что семья является незаменимым условием воспитания и социализации ребенка, нормальною развития подрастающего поколения в эмоциональном, психическом, нравственном и других аспектах. Только целостная, социально и психологически здоровая семья способна вырастить личность, готовую к самостоятельной и успешной жизни.

Комплекс мер по поддержке и реабилитации семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации и являющейся потенциальным источником социального сиротства, функционирует на достаточно низком уровне эффективности, что подтверждается результатами анализа данных Доклада «О положении детей и семей, имеющих детей, в Нижегородской области в 2011 году», подготовленного в целях объективной оценки и определения основных приоритетов и мер, направленных на улучшение положения несовершеннолетних, повышение качества жизни семей с детьми.

В течение 2009, 2010, 2011 годов показатели изъятия ребенка из социально опасных семей, представляющих угрозу для жизни и здоровья ребенка, остаются неизменными. Данные показатели свидетельствуют о необходимости раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, включения их в процесс социально-психологической реабилитации, оказание поддержки семьям, восстанавливающим свое функционирование.

Низкая результативность в работе, направленной на преодоление социального сиротства, говорит о необходимости изменений в подходах предоставления услуг семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оптимизации работы учреждений, оказывающих помощь детям, попавшим в социально опасное положение, и их родителям.

Многолетний опыт работы ГБУ «ОЦСПСД «Журавушка» с семьями группы риска позволяет говорить об определенных закономерностях: большинство семей, входящих в кризисную стадию, изолируются от общества, т.е. теряют работу, перестают посещать реабилитационный центр, часто родители перестают водить ребенка в детский сад, из-за недолжного родительского надзора дети школьного возраста перестают посещать школу. Единичные посещения семьи различными межведомственными комиссиями не дают должного эффекта, необходим комплексный подход и плановое сопровождение.

Таким образом, предупреждение распада семей и социального сиротства возможно только при выполнении следующих условий:

  • поддержка гражданских прав семьи на заботу о ребенке, о его физическом, психологическом и духовном здоровье;

  • утверждение высокой ценности родительства, материнства, повышение престижа отцовства;

  • раннее выявление семейного неблагополучия;

  • подготовка и реализация индивидуальных программ реабилитации семей;

  • организация комплексной психолого-педагогической и социальной помощи родителям в семейном воспитании, в преодолении конфликтов между взрослыми и детьми в семье;

  • социально-психологическое сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

  • поддержка семей с трудностями социальной адаптации и интеграции в макросоциальном пространстве (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения);

  • содействие в организации детского и семейного досуга семьям, имеющим трудности адаптации в социуме;

  • пропаганда лучшего семейного воспитания;

  • возрождение лучших российских семейных традиций и обычаев, утверждение духовной ценности семьи в обществе.

Данное методическое пособие иллюстрирует качественно новую технологию в социально-психологической работе с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, учитывающий системный взгляд на семейное пространство, предусматривающий современные принципы и формы сопровождения семьи, переживающий кризис.

Реализация данного подхода осуществляется на основе внедрения практики кураторства и социально-психологического визитирования в процесс сопровождения семей, что позволит специалистам глубоко изучить семью, ее потенциал и проблемы, приблизить услугу к семьяу, сделает невозможным разрыв семьи с ресурсным социальным окружением.

Услуга будет предоставляться на основе договора с семьей и совместным планом реабилитационных мероприятий, что позволит разделить ответственность специалиста с семьей за результат совместной работы, позволит избежать инфантильного отношения семьи к получению социальной услуги и иждивенческой позиции к государству в целом.

Практика визитирования будет способствовать профилактике любых форм домашнего насилия над детьми, даст более полную информацию о ресурсности семьи и обеспечит индивидуальный подход к решению проблем конкретно взятой семьи и ребенка.

Инновационным моментом предлагаемой технологии является сопровождение семьи и ребенка в условиях учреждений образования, а при необходимости – учреждений здравоохранения как часть комплексного сопровождения.

Основные понятия, используемые при описании подход в работе с семьёй, попавшей в трудную жизненную ситуацию
Домашнее визитирование - выход (визит) специалиста или специалистов в семью, обеспечивающий адресную социально-психологическую помощь родителям и детям в привычных для них условиях, направленную на восстановление функционирования семьи и ее успешную социальную интеграцию.

Зависимое (аддиктивное) поведение – один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Ц.П. Короленко, Т.А. Донских).

Кураторство в сфере социального обслуживания – это целенаправленное сопровождение специалистом клиента (семьи или отдельных ее членов), обеспечивающее квалифицированную адресную помощи и оценку ее результативности.

ПАВ - психоактивные вещества - вещества, негативно воздействующие на функционирование нервной системы: алкоголь, наркотические вещества, табак и т.д.

Работник социальной службы - лицо, непосредственно предоставляющее либо организующее предоставление социальных услуг семье.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а так же семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение. Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:

  • Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.

  • Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.

  • Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств).

  • Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).

Социальное обслуживание - деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальный патронаж - форма оказания услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям с детьми и несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию и не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно ее преодолеть, на срок, необходимый для преодоления данной ситуации.

Социально-психологический патронаж: социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за семьями для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-психологической помощи.

Социальная реабилитация: система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином (гражданами) социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.

Социальная служба - предприятие или учреждение независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности, предоставляющее социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.

Социальная услуга - действия социальной службы, заключающиеся в оказании социальной помощи гражданину для преодоления им трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства и т. д., которую он не может преодолеть самостоятельно.
Концепция системной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, по предотвращению лишения родителей родительских прав, изъятия из семьи ребенка и отказов от детей.


  1. Цель и задачи деятельности.


Цель деятельности: создание условий для раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми, комплексной работы с ними по предотвращению лишения родителей родительских прав, изъятия из семьи ребенка и отказов от детей.
Задачи:

  1. Ранняя диагностика и привлечение к взаимодействию семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

  2. Включение семьей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в специально созданный социально-реабилитационный процесс, обеспеченный междисциплинарной командой специалистов и подразумевающий:

  • системный подход в работе с семьей, за счет включенного изучения ее жизнедеятельности, определения особенностей ее функционирования, социально-психологической работы со всеми членами семьи;

  • организацию деятельности по визитированию семей, находящихся в социально опасном положении, для восстановления их функциональности и укрепления жизнеспособности;

  • содействие и сопровождение семьи в образовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения для обеспечения преемственности и повышения эффективности социально-психологических программы их реабилитации;

  • оказание социально-психологического сопровождения семьи по завершении процесса реабилитации.

  1. Создание и распространение информации о социальных услугах для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть Интернет, организации и учреждения для детей.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

«Сохраним семью детям». Системный подход в работе с семьёй, попавшей в трудную жизненную ситуацию iconСправочник для родителей (законных представителей) несовершеннолетних,...
«Справочник для родителей (законных представителей) несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию», Методические материалы...

«Сохраним семью детям». Системный подход в работе с семьёй, попавшей в трудную жизненную ситуацию iconКонсультация для воспитателей по детям, попавшим в трудную жизненную...
Также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению...

«Сохраним семью детям». Системный подход в работе с семьёй, попавшей в трудную жизненную ситуацию iconМетодическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья»
Психолого-педагогические и юридические аспекты помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию

«Сохраним семью детям». Системный подход в работе с семьёй, попавшей в трудную жизненную ситуацию iconАдминистративный регламент
«Назначение и предоставление адресной материальной помощи малообеспеченным семьям, одиноким гражданам и другим социально-незащищенным...

«Сохраним семью детям». Системный подход в работе с семьёй, попавшей в трудную жизненную ситуацию iconСобрание представителей Ардонского района пятого созыва
Ардонского района (далее материальная помощь), попавшим в трудную жизненную ситуацию, в соответствии с Федеральным законом от 21....

«Сохраним семью детям». Системный подход в работе с семьёй, попавшей в трудную жизненную ситуацию iconРеферат на тему эссе на тему d. Дисциплина «Методика преподавания классического танца»
Дисциплины: «Теория управления», «Исследование систем управления», «Теория организации», «Методология науки, системный подход и системный...

«Сохраним семью детям». Системный подход в работе с семьёй, попавшей в трудную жизненную ситуацию iconМуниципальное общеобразовательное учреждение софьинская средняя общеобразовательная...
Комплексный, системный подход к деятельности по подготовке учащихся к егэ способствует повышению эффективности и качества результатов...

«Сохраним семью детям». Системный подход в работе с семьёй, попавшей в трудную жизненную ситуацию iconКультурно-социальный комплекс «Дворец Труда и Согласия» Центр по...
Новые практики в работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Методическое пособие г. Красноярск, кгаук кск «Дворец Труда и Согласия»,...

«Сохраним семью детям». Системный подход в работе с семьёй, попавшей в трудную жизненную ситуацию iconУчебник предназначен студентам всех факультетов, но будет полезен...
Еменный системный подход. В рамках этого подхода существенно изменены акценты в трактовке таких понятий, как отражение, деятельность,...

«Сохраним семью детям». Системный подход в работе с семьёй, попавшей в трудную жизненную ситуацию iconСистемно-деятельностный подход в обучении немецкому языку
Её использование позволяет сформировать активную жизненную позицию детей, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разнообразными...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск