Специальная оценка условий труда: комментарии российского законодательства


Скачать 285.81 Kb.
НазваниеСпециальная оценка условий труда: комментарии российского законодательства
страница1/3
ТипЗакон
filling-form.ru > Договоры > Закон
  1   2   3

Специальная оценка условий труда: комментарии российского законодательства


В связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ (далее Закон № 421-ФЗ) были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». 
Законом № 421-ФЗ внесены изменения в ряд законодательных актов, связанных с трудовой деятельностью работников, в том числе: 

  • в ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

  • в Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

  • в Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

  • в Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;

  • в Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

  • в Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

  • в Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

  • в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

  • в Трудовой кодекс Российской Федерации.  

КВОТА ДЛЯ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИНВАЛИДОВ

Статьей 21 Закона №181-ФЗ определен размер квоты для приема на работу инвалидов, который может быть установлен работодателям законодательством субъекта Российской Федерации. При численности работников более 100 человек квота устанавливается в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников, при численности в пределах от 35 до 100 человек – в размере не выше 3% среднесписочной численности работников. Законодатели уточнили порядок расчета среднесписочной численности работников при определении размера квоты. В соответствии с дополнениями, внесенными в ст. 21 Закона № 181-ФЗ (ст. 3 Закона № 421-ФЗ), с 1 января 2014 г. при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам: 

  • либо аттестации рабочих мест по условиям труда;

  • либо специальной оценки условий труда.

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

Предельная база для начисления страховых взносов. Начиная с 2015 г. при начислении страховых взносов работодатели будут применять различные значения предельной величины базы. Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ и ФФОМС будет определяться в прежнем порядке. Размер предельной величины базы ежегодно будет устанавливаться Правительством Российской Федерации (п.п. 4,5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР в период 2015 – 2021 гг. будет определяться в особом порядке, установленном ч. 5.1, которой дополнена ст. 8 Закона № 212-ФЗ. 

Правительство Российской Федерации будет ежегодно определять предельную величину базы для начисления страховых взносов в ПФР по следующему алгоритму: средняя заработная плата в Российской Федерации, установленная на соответствующий год, умножается на 12 и увеличивается на повышающий коэффициент: в 2015 г. – 1,7; в 2016 г. – 1,8; в 2017 г. – 1,9; в 2018 г. – 2,0; в 2019 г. – 2,1; в 2020 г. – 2,2; в 2021 г. – 2,3.  Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов будет округляться до полных тысяч рублей: сумма 500 руб. и более будет округляться до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 руб. – отбрасываться.  В соответствии с ч. 5.2, которой дополнена ст. 8 Закона № 212-ФЗ, начиная с 2022 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР будет ежегодно индексироваться в том же порядке, что и предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ и ФФОМС. 

Расчет по страховым взносам. Начиная с 1 января 2014 г. право утверждать форму расчета по страховым взносами в ПФР и ФФОМС, Порядок его заполнения, а также формат расчета передано ПФР.  Теперь сведения персонифицированного учета будут представляться в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в ПФР и ФФОМС. Соответствующие изменения внесены в абз. 13 п. 2 ст. 11 Закона №27-ФЗ, в п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ. 

Штраф за несвоевременное представление сведений персонифицированного учета. Если организация представила сведения персонифицированного учета с опозданием или сведения о застрахованных лицах оказались недостоверными, то к ней будет применена финансовая санкция в виде штрафа в размере 10% страховых взносов, причитающихся к уплате в ПФР за отчетный и за истекший календарный год (ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ), (см. ПРИМЕР 1). 

ПРИМЕР 1. ООО «Альфа» несвоевременно представило отчетность за IV квартал 2012 г. (организация подала сведения 20 февраля 2013 г.). Сумма страховых взносов, которую организация начислила к уплате в ПФР за 2012 г., составила 2 640 000 руб.  В связи с совершением ООО «Альфа» нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования общество привлекается к ответственности в виде взыскания 10% причитающихся за 2012 г. платежей в ПФР - 264 000 руб. (2 640 000 руб. * 10%). Законодатели уменьшили величину финансовой санкции, которая взыскивается при нарушении сроков представления сведений персонифицированного учета. С 1 января 2014 г. размер финансовой санкции составляет 5% суммы страховых взносов, подлежащих уплате в ПФР за последние три месяца, за которые не представлены в установленные сроки либо представлены недостоверные сведения о застрахованных лицах. Соответствующие изменения внесены в ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ (п. 4 ст. 4 Закона № 421-ФЗ) (пример 2). 

ПРИМЕР 2. Изменим условия предыдущего примера. Предположим, что ООО «Альфа» несвоевременно представило сведения персонифицированного учета за IV квартал 2013 г. Сумма страховых взносов, которую организация начислила к уплате в ПФР за 2013 г., составила 2 640 000 руб., а за IV квартал 2013 г. – 660 000 руб. (2 640 000 руб.: 4 квартала).

 В связи с совершением ООО «Альфа» нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования общество привлекается к ответственности в виде взыскания 5% причитающихся за IV квартал 2013 г. платежей в ПФР – 33 000 руб. (660 000 руб. * 5%). 

Дополнительный тариф страховых взносов в ПФР. Начиная с 1 января 2013 г. работодатели платят страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда (ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).  Страховые взносы по дополнительному тарифу начисляются на всю сумму выплат работникам без ограничения предельной величины базы для начисления страховых взносов (п. 3 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, п. 3 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).  Размер дополнительного тарифа в 2013 г. составлял: 

  • 4% – в отношении работников, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ;

  • 2% – в отношении работников, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ.

 В 2014 г. размер дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР составит соответственно 6 и 4%, а в 2015 г. – соответственно 9 и 6% (п.п. 1 и 2 ст. 33.2 Закона №167-ФЗ, п.п. 1 и 2 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ).  Страхователи освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда (п. 4 ст. 33.2 Закона №167-ФЗ, п. 4 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ). 

Законодатели дополнили ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ и ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ новым п. 2.1, которым установлен размер дополнительного тарифа в зависимости от класса условий труда (табл. 1). С 1 января 2014 г. класс условий труда будет определяться на основании результатов специальной оценки условий труда (пп. «в» п. 6 ст. 9, пп. «в» п. 4 ст. 13 Закона № 421-ФЗ). 
Таблица 1. Размер дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР

 

Класс
условий
труда

Подкласс
условий труда

Дополнительный тариф страхового
взноса на солидарную часть
тарифа страховых взносов

Опасный

4

8%

Вредный

3.4

7%

3.3

6%

3.2

4%

3.1

2%

Допустимый

2

0%

Оптимальный

1

0%

 

 Если специальная оценка по условиям труда не проведена, то для определения размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в отношении рабочих мест, на которых были зафиксированы вредные и опасные условия труда, работодатель может использовать результаты аттестации рабочих мест. Если аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена до 31 декабря 2013 г., то ее результаты будут действительны в течение пяти лет, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно. Такой порядок установлен п. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ. 

С 1 января 2015 г. дополнительный тариф, указанный в п. 2.1, будет применяться взамен дополнительных тарифов, указанных в п.п. 1 и 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ и в п.п. 1 и 2 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ (п. 2 ст. 15 Закона № 421-ФЗ), а сумма страховых взносов, рассчитанных по этому дополнительному тарифу, будет зачисляться на солидарную часть тарифа страховых взносов.  Пункт 4 ст. 33.2 Закона №167-ФЗ и п. 4 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ с 1 января 2015 г. утратят силу (ппю «г» п. 6 стю 9, пп. «г» п. 4 ст. 13 Закона №421-ФЗ).  
ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИЙ РАБОТНИКАМ-«ВРЕДНИКАМ» 

В пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ перечислены периоды работы, которые дают право на досрочное назначение пенсий.  Законодатели уточнили порядок применения этих положений в отношении периодов работы, которые имели место после 1 января 2013 г. Теперь досрочное назначение трудовой пенсии будет возможно при выполнении двух условий: 

  • работодатель уплачивал за работника страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу;

  • класс условий труда на рабочих местах по указанным работам соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (об этом говорится в новой редакции пп. 10.1 п. 2 ст. 6 Закона №27-ФЗ (пп. «а» п. 2 ст. 4 Закона №421-ФЗ), п. 3 .ст. 27 Закона №173-ФЗ (п. 3 ст. 10 Закона №421-ФЗ)).

Здесь следует обратить внимание на то, что для досрочного назначения трудовой пенсии в стаж работы могут включаться периоды работы на рабочих местах, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, даже если: 

  • работодатель пока не провел специальную оценку условий труда;

  • по результатам аттестации рабочих мест, проведенной до 31 декабря 2013 г., эти рабочие места были признаны оптимальными или допустимыми.

При этом главное, чтобы за данные периоды работодатель перечислял страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу (п. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ).  Если страховые взносы по дополнительному тарифу в ПФР работодатель не уплачивал, то эти периоды не будут учитываться при досрочном назначении пенсии.  

ИЗМЕНЕНИЯ В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ-«ВРЕДНИКАМ» 

Размер, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций. До 2014 г. работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями, по результатам аттестации рабочих мест устанавливались компенсации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г. №870: 

  • сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 ч в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ;

  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календ. дней;

  • повышение оплаты труда – не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Законодатели изменили порядок предоставления гарантий и компенсаций, которые полагаются работникам-«вредникам», и закрепили эти положения в ТК РФ.  С 1 января 2014 г. размер, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, который предусмотрен ст.ст. 92, 117 и 147 ТК РФ. Такие изменения внесены в ч. 2 ст. 219 ТК РФ (пп. «б» п. 29 ст. 12 Закона №421-ФЗ).  Если на рабочем месте обеспечены безопасные условия труда и эти условия подтверждены результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, то гарантии и компенсации работникам не устанавливаются (новая редакция ч. 4 ст. 219 ТК РФ). 

Повышенная оплата труда. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. При этом минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (это установлено новой редакцией ст. 147 ТК РФ (п. 9 ст. 12 Закона № 421-ФЗ)).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены: 

  • либо к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени;

  • либо к опасным условиям труда.

При этом минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам составляет 7 календ. дней (новая редакция ст. 117 ТК РФ).  С 1 января 2014 г. продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

 До 2014 г. была запрещена замена ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам-«вредникам» денежной компенсацией, за исключением случаев увольнения, когда всем работникам выплачивается компенсация за неиспользованные дни отпуска (ч. 3 ст. 126 ТК РФ).  С 1 января 2014 г. часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работника-«вредника», которая превышает минимальную продолжительность дополнительного отпуска, может быть заменена денежной компенсацией. Подобная замена возможна только на основании письменного согласия работника, которое оформлено в виде отдельного соглашения к трудовому договору. Каждому работнику-«вреднику» устанавливается денежная компенсация в порядке, в размере и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями и коллективными договорами. 

Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены: 

  • либо к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени;

  • либо к опасным условиям труда.

Это установлено новой редакции ч. 1 ст. 92 ТК РФ.  Теперь продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (новая ч. 2 ст. 92 ТК РФ). До 2014 г. увеличивать продолжительность рабочего времени работника-"вредника" было запрещено. 

С 1 января 2014 г. продолжительность рабочего времени, указанная в абз. 5 ч. 1 настоящей статьи, может быть увеличена до 40 ч в неделю. Подобное увеличение продолжительности рабочего времени возможно только на основании письменного согласия работника, которое оформлено в виде отдельного соглашения к трудовому договору. При этом работнику-«вреднику» выплачивается денежная компенсация в порядке, в размере и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями и коллективными договорами (новая ч. 3 ст. 92 ТК РФ). 

Продолжительность ежедневной работы (смены). До 2014 г. ст. 94 ТК РФ была установлена максимально допустимая продолжительность ежедневной работы для работников-«вредников»:

  • при 36-часовой рабочей неделе – 8 ч;

  • при 30-часовой рабочей неделе и менее – 6 ч.


 При этом допускалось увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) на основании коллективного договора при соблюдении предельной еженедельной продолжительности рабочего времени и гигиенических нормативов условий труда. 

С 1 января 2014 г. увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) работника-«вредника» возможно только при наличии письменного согласия работника, которое оформлено в виде отдельного соглашения к трудовому договору, и только в случае, если это предусмотрено отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором (новая редакция ч. 3 ст. 94 ТК РФ). При этом предельная продолжительность ежедневной работы (смены) не может быть более: 

  • 12 ч. – при 36-часовой рабочей неделе;

  • 8 ч. – при 30-часовой рабочей неделе.

Суммированный учет рабочего времени. Когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не должна превышать нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года. Это установлено ч. 1 ст. 104 ТК РФ.  С 1 января 2014 г. суммированный учет рабочего времени может быть установлен для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом учетный период не может превышать трех месяцев (новая редакция ч. 1 ст. 104 ТК РФ). 

Тяжелые работы. Законодатели исключили из ТК РФ упоминание о тяжелых работах. Однако это вовсе не означает, что работникам, которые заняты на тяжелых работах, теперь не полагаются никакие компенсации и не предоставляются никакие гарантии.  Тяжесть трудового процесса – это показатель физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника (пп. 1 п. 2 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).  Согласно Закону № 426-ФЗ тяжесть трудового процесса является одним из вредных факторов трудового процесса. Следовательно, если у работника тяжесть трудового процесса выше установленной нормы, то его работа может быть отнесена к категории вредной.  Таким образом, тяжелые работы являются частью вредных работ, а значит, на работников, которые заняты на тяжелых работах, распространяются все гарантии и компенсации, установленные для «вредников». 

Переходные положения. С 1 января 2014 г. гарантии и компенсации предоставляются работникам-«вредникам» с учетом тех изменений, которые внесены в ТК РФ Законом №421-ФЗ.  При этом работодателю следует помнить о том, что положение работников не может быть ухудшено по сравнению с тем, в котором они находились на день вступления в силу Закона №421-ФЗ. Иными словами, порядок и условия компенсационных мер (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда) не могут быть ухудшены, а размеры их снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами, которые действовали на 31 декабря 2013 г. для этих работников (п. 3 ст. 15 Закона №421-ФЗ).  Данное правило действует только при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, которые явились основанием для назначения компенсационных мер. 
  1   2   3

Похожие:

Специальная оценка условий труда: комментарии российского законодательства iconСпециальная Оценка Условий Труда. Порядок проведения. Специальная...
Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 Тк РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на...

Специальная оценка условий труда: комментарии российского законодательства iconПриказ о проведении специальной оценки условий труда и формировании
Форма разработана для Путеводителя по кадровым вопросам. "Охрана труда. Специальная оценка условий труда"

Специальная оценка условий труда: комментарии российского законодательства iconСпециальная Оценка Условий труда 2016
Соут — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов...

Специальная оценка условий труда: комментарии российского законодательства iconСпециальная оценка условий труда (вместо аттестации рабочих мест по условиям труда)

Специальная оценка условий труда: комментарии российского законодательства iconПри проведении периодического медицинского осмотра
С 01. 01. 2014 вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводится специальная оценка условий труда согласно Федеральному...

Специальная оценка условий труда: комментарии российского законодательства iconЗакон от 28. 12. 2013 n 426-фз "О специальной оценке условий труда"
С 1 января 2014 г вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которую регламентирует Закон №426-фз

Специальная оценка условий труда: комментарии российского законодательства iconСправочный обзор: Действующие документы по специальной оценке условий труда
С 1 января 2014 года для исследования рабочих мест введена специальная оценка условий труда. Данная процедура заменила ранее действовавшую...

Специальная оценка условий труда: комментарии российского законодательства iconЕсли оценка труда проводилась в 2015г., а декларация так и не была...
Ведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых она представляется ч. 2 ст. 11 Закона n 426-фз, п....

Специальная оценка условий труда: комментарии российского законодательства iconМетодические рекомендации по проведению специальной оценки условий...
Уважаемые посетители сайта! Предлагаем Вашему вниманию для ознакомления и практического применения Методические рекомендации по применению...

Специальная оценка условий труда: комментарии российского законодательства iconПриказ от 7 февраля 2014 г. N 80н о форме и порядке подачи декларации...
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-фз "О специальной оценке условий труда"...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск