Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Чеченской Республики Общая часть Заслуженное признание в экономических кругах любому государству,


НазваниеМетодические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Чеченской Республики Общая часть Заслуженное признание в экономических кругах любому государству,
страница1/8
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
Приложение

к приказу Минтруда ЧР

«Об утверждении методических рекомендаций по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Чеченской Республики»

от «__» ______2012г. № ____

Методические рекомендации

по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Чеченской Республики
1. Общая часть
Заслуженное признание в экономических кругах любому государству, организации, учреждению и предприятию гарантируется в случаях, если соблюдаются требования о повышении уровня производительности труда, об эффективности использования производственных мощностей и сохранении жизни и здоровья работников – основная задача охраны труда.

Ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации определяет:

«Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально – экономические, организационно - технические, лечебно- профилактические, реабилитационные и другие мероприятия».

Основным мероприятием, входящим в систему сохранения жизни и здоровья работников Российской Федерации в процессе их трудовой деятельности в настоящий период времени, признается аттестация рабочих мест по условиям труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – это система анализа и оценки условий труда на рабочих местах в целях проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работников с условиями труда на их рабочих местах, подтверждения (или отмены) право представления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При комплексном ее проведении исследуются гигиенические критерии условия труда, наличие вредных веществ на рабочих местах, определяется тяжесть и напряженность трудового процесса, дается оценка травмоопасности рабочих мест и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) и т.д.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда носят правовой характер, т.к. они затрагивают интересы государства (исполнительной власти), общества (населения) и бизнес – интересы предприятий (собственников, высшего руководства), а также личные интересы работников.

Каждое решение, принимаемое в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда, обосновывается правовыми нормами и досконально документируется.

Уполномоченный орган исполнительной власти Чеченской Республики в сфере охраны труда – Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, регулярно проводит республиканские семинары – совещания по охране труда, в ходе которых освещаются проблемы в сфере охраны труда работников и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также пути их разрешения работодателями Чеченской Республики. Форумы всегда проходят с участием представителей исполнительной власти, объединений работодателей и профсоюзных организаций, работников Чеченской Республики, а также надзорных и контрольных органов.

К сожалению, большинство работодателей Чеченской Республики не смогли сделать правильный выбор оценить экономическую выгоду, приобретаемую работодателем и работниками в результате проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Настоящие методические рекомендации, разработанные Уполномоченным органом исполнительной власти Чеченской Республике в сфере охраны труда, призваны оказать помощь работодателям Чеченской Республике в организации и проведении аттестации рабочих мест по условиям, согласно Порядка проведения аттестации по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России № 342 н от 24.06.2011 г. и опыта становления системы аттестации рабочих мест в России и Российской Федерации.
2. Становление и развитие аттестации рабочих мест по условиям труда в СССР и Российской Федерации.
Термин «аттестация рабочих мест по условиям труда» впервые озвучен в союзном КЗоТе 1971 года: «Нормы труда подлежат обязательной замене новыми по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и………….., обеспечивающих рост производительности труда». Термин «аттестация» в этом Кодексе законов о труде приводится всего один раз, что дает основание считать, что конечной целью в этом случае является повышение производительности труда, ведущим фактором которого являются безопасные и здоровые условия труда.

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.10.1995 года № 381/22-68 впервые связало понятие аттестация рабочих мест по условиям труда с уровнем заработной платы. Постановление озвучило, что объединение, предприятия и организации утверждают перечни рабочих мест, на которых устанавливаются конкретные размеры доплат рабочим по условиям труда на основе отраслевых перечней и аттестации рабочих мест по условиям труда.

Последний раз, в эпоху СССР, термин «аттестация рабочих мест по условиям труда», отразился в законе «О пенсионном обеспечении граждан СССР» (от 15.05.1990г.), согласно которому (ст. 14) пенсии по возрасту на льготных условиях даются по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Закон поручал Совету Министров СССР разработать порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, который был разработан, но не принят к исполнению в связи с распадом СССР.

Постановление СМ РСФСР от 03.12.1990г. №557 «О Государственной экспертизе условий труда РСФСР» способствовало созданию в России Государственной экспертизы условий труда, за которой закреплялось право осуществлять государственной контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и отнесением рабочих мест к категории с вредными и тяжелыми условиями труда. Недостатком этого постановления явилось то, что оно не ответило на вопросы: что такое аттестация рабочих мест по условиям труда?; кто и каким образом должен ее проводить?; как отличить вредные условия труда от нормальных, а тяжелые условия труда от легких?

Другое постановление СМ РСФСР от 02.10.1991г. №517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет» озвучило смысл термина «аттестация рабочих мест по условиям труда», обязало руководителей предприятий (объединений) и организаций провести ее и принять необходимые меры к улучшению условий труда работников. Действие данного постановления распространялось только на предприятие, т.е. на рабочие места, включенные в Списки №1 и №2, утвержденные постановлением СМ СССР от 26.01.1991г. №10.

В целях исполнения требований озвученных постановлением СМ РСФСР от 02.10.1991г. №517, приказом Минтруда РФ от 08.01.1992г. №2 была утверждена «Инструкция о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», которая установила порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в целях проведения оздоровительных мероприятий и предоставления работникам льгот и компенсаций за тяжелые, вредные и (или) опасные условия труда.

Озвученная Инструкция особо выделила требование о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на всех рабочих местах работодателя с полным охватом измерениями и оценками вредных и опасных производственных факторов, в соответствии с «Гигиенической классификацией труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» утвержденной Главным государственным санитарным врачом СССР 12 августа 1986 г. N 4137-86.

Принципиально новое развитие идея проведения аттестации рабочих мест по условиям труда получила в конце 90-х годов.

Постановление Минтруда РФ от 14.03.1997г. №12 утвердило «Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», которое не внесло ничего нового в методологию и цели аттестации рабочих мест по условиям труда, а только осветило вопросы предоставления льгот и компенсаций за вредные и опасные условия труда – чем на улучшение условий труда работников.

В то же время, несмотря на степень значимости озвученного документа (уже постановление, а не инструкция), проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Российской Федерации основательное признание получило только в 1999 году с принятием Федерального закона от 17 июля 1999 года №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Настоящий законодательный акт утвердил обязательность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда каждым работодателем, независимо от организационно – правовых форм и форм собственности (это обязательство отразилось и в действующем ТК РФ – ст. 212) и способствовал продвижению процесса проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях страны.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007г. №569, разработка которого началась в 2005 году, действовал ровно 3 (три) года. Он мало чем отличался от Положения 1997 года. Новизна его – требование о направлении сводных отчетов о результатах аттестации в Государственную инспекцию труда.

В настоящее время на всей территории Российской Федерации с 01.09.2011 г. действует Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011г. № 342н, который более соответствует инновационным требованиям в сфере охраны труда, планируемым внедрить в Российской Федерации.
3. Реформирование системы управления охраной труда
Факторами, сдерживающими развитие экономики любой страны признаются отсутствие качества трудового потенциала и производительности труда, одновременно позволяющие определить наличие у работодателя рабочих мест с вредными и опасными условиями труда и установить степень экономической заинтересованности работодателя в создании для работников безопасных условий труда.

Отсутствие должного внимания и требования к стойкому становлению перечисленных факторов в организациях Российской Федерации, способствовало тому, что сегодня:

1. Практически, каждый пятый работник страны трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

2. Пенсионный фонд России на выплату досрочных трудовых пенсий гражданам, назначенных за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, расходует более 10,4 млрд. рублей в год, а на выплату трудовых пенсий по инвалидности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием 6,6 млрд. рублей (это уже в сумме – 17,0 млрд. руб.);

3. Из 70 млн. работников Российской Федерации, занятых трудовой деятельностью, более 29 млн. (41,5%) ежегодно получают хотя бы один вид компенсации за вредные и (или) опасные условия труда;

4. Ежегодные фактические расходы хозяйствующих субъектов Российской Федерации на компенсации работникам за условия труда, несоответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, составляют 65,1 млрд. рублей;

5. Несмотря на общее снижение количества рабочих мест в Российской Федерации – увеличивается число работников получающих производственные травмы и погибающих в результате несчастных случаев на производстве.

Создавшаяся обстановка диктует необходимость принятия соответствующих мер, направленных на улучшение условий труда работников.

Главное инновационное требование в сфере охраны труда, которое планируется осуществить в Российской Федерации, на данном этапе времени – переход от существующей системы управления охраной труда к системе управления профессиональными рисками.

Внедрение озвученного инновационного требования позволит перейти от:

1. Системы реагирования на происшествия и материальной компенсации неблагоприятных последствий этих происшествий – к системе управления профессиональными рисками и их приведению в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

2. Системы формальных наказаний работодателей за несоответствие условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда – к системе экономического стимулирования работодателей за обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах;

3. Статусного списочного представления компенсаций работникам за условия труда – к системе представления компенсаций работникам за существующие условия труда на рабочих местах;

4. Системы страхования рассчитанных по видам экономической деятельности организаций – к системе страхования, основанной на индивидуальных тарифах, рассчитанных по фактическим показателям профессионального риска в организации.

Реализация требований озвученной новации, в части управления профессиональными рисками, присутствующими на рабочих местах, возможно только в случае предварительного выявление и оценки профессиональных рисков присутствующих на рабочих местах работодателя.

В свою очередь, процесс оценки профессиональных рисков, присутствующих на рабочих местах, и выявление вредных и (или) опасных производственных факторов – весомая часть процесса (системы) аттестации рабочих мест по условиям труда.

Следовательно, инновация включающая в себя требование об обязательном проведении работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда, предусматривает необходимость внесение разъяснений о профессиональном риске и управлении профессиональным риском, что исполнено ст. 209 ТК РФ:

- «Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору»;

- «Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению профессиональных рисков».

По своей структуре риск присутствует в любой деятельности и разделяется на индивидуальный, технический (техногенный), групповой, осознанный и т.д.

В охране труда особый интерес представляет технический (техногенный) риск – комплексный показатель надежности элементов техносферы, выражающий вероятность аварии или катастрофы при эксплуатации машин, оборудования, механизмов, реализации технологических процессов, строительстве и т.д.

Профессиональный рискодна из разновидностей технического (техногенного) риска. Он всегда связан с производственной деятельностью и является результатом действия комплекса причин – технологических, организационных, социальных и экономических.

С позиций медицины труда, профессиональный риск рассматривается в аспекте установления профессиональной заболеваемости работников и разработки механизмов предупреждения профзаболеваемости работников (против: шума, вибраций, излучений и т.д.).

Желание улучшить условия труда, в целях сохранения жизни и здоровья работников, требует приобретения работодателем навыков управления профессиональными рисками на рабочих местах. Управлять профессиональными рисками, присутствующими на рабочих местах невозможно без проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, которое способствует выявлению и оценке профессиональных рисков и принятия мер по их устранению.
4. Аттестация рабочих мест по условиям труда
Ранее было озвучено, что в Российской Федерации действует Порядок аттестации вступивший в силу с 01.09.2011г.

Согласно ст. 209 ТК РФ:

«Аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда».

Оценить содержание данного определения можно при условии раскрытия ее составляющих:

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника».

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию».

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме».

Оценка условий труда на рабочих местах на соответствие государственным нормативным требованиям охраны - действие, включающее в себя оценку условий труда на рабочих местах гигиеническим нормативам, оценку травмоопасности рабочих мест и оценку обеспеченности работников СИЗ.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Чеченской Республики Общая часть Заслуженное признание в экономических кругах любому государству, iconАттестация рабочих мест по условиям труда Цели и задачи аттестации рабочих мест
Важнейшим конкретным направлением в работе по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, является...

Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Чеченской Республики Общая часть Заслуженное признание в экономических кругах любому государству, iconФирменный бланк работодателя
В соответствии с п. 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России...

Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Чеченской Республики Общая часть Заслуженное признание в экономических кругах любому государству, iconФирменный бланк работодателя
В соответствии с п. 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России...

Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Чеченской Республики Общая часть Заслуженное признание в экономических кругах любому государству, iconО проведении аттестации рабочих мест по условиям труда
Во исполнение требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации и в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России...

Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Чеченской Республики Общая часть Заслуженное признание в экономических кругах любому государству, iconПошаговая инструкция или алгоритм проведения аттестации рабочих мест...
Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязывает работодателя обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям...

Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Чеченской Республики Общая часть Заслуженное признание в экономических кругах любому государству, iconК порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
С 1 сентября 2008 года на территории России введен новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в т ч и в образовательных...

Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Чеченской Республики Общая часть Заслуженное признание в экономических кругах любому государству, iconМетодические рекомендации по проведению специальной оценки условий...
С 1 января 2014 года не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда (далее арм)

Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Чеченской Республики Общая часть Заслуженное признание в экономических кругах любому государству, iconАттестация рабочих мест по условиям труда
Аттестация рабочих мест по условиям труда (далее аттестация) это оценка условий труда на рабочих местах с целью выявления вредных...

Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Чеченской Республики Общая часть Заслуженное признание в экономических кругах любому государству, iconРекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда...
...

Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Чеченской Республики Общая часть Заслуженное признание в экономических кругах любому государству, iconАдминистративный регламент Государственного комитета Республики Мордовия...
Наименование государственной услуги – проведение государственной экспертизы условий труда с выдачей экспертного заключения по качеству...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск