Договорная документация туристских предприятий Учебно-методическое пособие


НазваниеДоговорная документация туристских предприятий Учебно-методическое пособие
страница1/13
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > Договоры > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(РГУПС)


Л. Ю. Сербинович
договорная документация туристских предприятий
Учебно-методическое пособие


Ростов-на-Дону

2008



УДК 651 (07)+06

Сербинович, Л.Ю.

Договорная документация туристских предприятий : учебно-методическое пособие / Л.Ю. Сербинович ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2008. – 112 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» по дисциплинам «Документационное обеспечение управления социально-культурным сервисом и туризмом» и «Компьютеризация делопроизводства». В работе содержится общая характеристика договорных отношений в сфере туризма, рассматриваются различные типы договоров, используемых в деятельности туристских предприятий, даются указания по их заполнению, в приложении даны образцы наиболее часто используемых типов договоров.

Рецензенты: д-р. ист. наук, проф. Н.А. Мининков (ЮФУ); канд. ист. наук, проф. А.Н. Рубаник (РГУПС)

Учебное издание

Сербинович Людмила Юрьевна

Договорная документация туристских предприятий

Учебно-методическое пособие

Редактор Н.С. Федорова

Корректор Н.С. Федорова

Подписано в печать . Формат 60х84/16

Бумага офсетная. Ризография. Усл. печ. л.

Уч.-изд. л. Тираж 100 экз. Изд. № 198. Заказ №

Ростовский государственный университет путей сообщения.

Ризография РГУПС.

Адрес университета:

344038, г. Ростов н/Д, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2.
ã Ростовский государственный университет путей сообщения, 2008



СОДЕРЖАНИЕ
Введение

1 Требования к составлению и оформлению договоров

2 Виды договоров, используемых в сфере туризма

2.1 Договоры с поставщиками туристских услуг

2.2 Договоры туроператора с туристскими агентами (агентское соглашение)

2.3 Договоры с туристами на приобретение тура

Приложение 1. Федеральный Закон «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации»

Приложение 2. Договор аренды транспортного средства с экипажем

Приложение 3. Договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации

Приложение 4. Договор аренды помещения ночного клуба

Приложение 5. Договор на оказание услуг (общая форма)

Приложение 6. Договор об оказании услуг по организации шоу-программы

Приложение 7. Договор поставки

Приложение 8. Договор купли-продажи

Приложение 9. Договор на компьютерное обслуживание

Приложение 10. Договор на организацию чартерных перевозок

Приложение 11. Агентский договор на реализацию туров в морской круиз

Приложение 12. Договор аренды (общая форма)

Приложение 13. Агентское соглашение

Приложение 14. Договор поручения на реализацию туристского продукта турагентств (внутренний туризм)

Приложение 15. Договор на туристское обслуживание

Приложение 16. Договор на оказание туристских услуг

Библиографический список



ВВЕДЕНИЕ
Подготовка студентов, обучающихся по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм», включает обязательное обучение делопроизводству и документационному обеспечению управления в предприятиях сферы социально-культурного сервиса и туризма. Как известно, в документах отражается вся деятельность предприятия, его внешние связи, взаимоотношения с деловыми партнерами, поставщиками услуг и потребителями произведенного продукта. Предприятия сферы туризма и социально-культурного сервиса не являются исключением из общего правила.

Экономические взаимоотношения в данной области строятся на взаимодействии туристских предприятий с предприятиями сферы социально-культурного сервиса (гостиничные предприятия, предприятия питания, автотранспортные компании, авиалинии, железные дроги, компании-судовладельцы, а также предприятия, оказывающие комплекс всевозможных развлекательных услуг), нередко выступающими поставщиками услуг для туристских предприятий – туроператоров и турагентов.

Туроператор – это туристская фирма (организация), зани­мающаяся комплектацией туров по договорам с поставщиками услуг и в соответствии с потребностями туристов. Он занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рас­считывает цены на туры по этим маршрутам, продает туры напрямую туристам или через посредничество туристских агентств.

Тур – набор туристских услуг с конкретными сроками начала и окончания исполнения, реализуемый оптовому или розничному потребителю.

Процесс создания готового турпродукта, равно как и факт его реализации, отражается в ряде документов. Поэтому для понимания специфики документационного обеспечения туристских предприятий необходимо углубленное изучение комплекса их профессиональной документации – технологической документации туристских предприятий.

Тур подра­зумевает его обязательное методическое обеспечение в фирме. Методическое обеспечение воплощается в виде подготовки спе­циальной технологической документации, которая призвана полностью описать сам тур, процессы его производства и услу­ги, предоставляемые туристам. Это необходимо для четкой, оперативной и гибкой работы сотрудников фирмы, а также для возможности постоянного контроля за содержанием тура, его выполнением и для работы над его совершенствованием.

В набор технологической документации для каждого тура обязательно включаются:

  • технологическая карта туристского путешествия по мар­шруту;

  • график загрузки туристского предприятия группами туристов на определенное время;

  • информационный листок к путевке туристского путешествия;

  • бланки путевок типовой формы ТУР-1 «Туристская путевка» (утвержденной Минфином России);

  • лист бронирования (см. гл. IV, ст. 9, третий абзац Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г.);

  • бланки договоров с клиентами – турагентами (в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельно­сти в Российской Федерации»);

  • договоры с партнерами – поставщиками услуг (гостиница­ми, транспортными компаниями, экскурсионными бюро и т. д.);

  • калькуляция или расчет стоимости тура;

  • описание маршрута;

  • график движения по маршруту;

  • карта-схема маршрута;

  • текст путевой информации (для автобусных туров);

  • описание технологических особенностей тура (памятка о сроках подачи заявок, заказов на транспорт, билеты, экскурсии; сроки бронирования номеров в гостиничных предприятиях; бланки заявок; графики движения транспорта по маршруту; возможные пересадки, ожидания и пр.);

  • тексты памяток для туристов (в особых случаях, например, для загранпоездок в карантинные страны (если введен карантин в связи со вспышкой опасного заболевания), для специализированных спортивных или приключенческих туров по снаряжению и т. д.);

  • справочные материалы по маршруту;

  • варианты рекламных проспектов и буклетов;

  • прайс-листы (каталоги).

Состав и содержание технологической документации туров предусмотрены нормативными документами Российской Феде­рации (ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное об­служивание. Проектирование туристских услуг»).

Вопросы, связанные с государственным регулированием туристской деятельности, спецификой формирования и продвижения туристского продукта, его реализацией и прочее, тщательно изучены в Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г.», представленном в Приложении 1.

Во всем комплексе профессиональной документации туристских предприятий договоры являются едва ли не самыми важными документами, поскольку именно в них определяются основные требования к качеству приобретаемых или оказываемых услуг и взаимные обязательства сторон.

Договор – документ, сегодня присутствующий в деятельности практически любого предприятия, организации или учреждения. Для туристских предприятий договор является важнейшим документом, сопутствующим процессу создания и реализации туристского продукта. Факт оптовой (турагенту) или розничной (туристу) продажи готового турпродукта отражается в соответствующих договорах.

Договорами регулируются различные стороны деятельности туристких предприятий. В деятельности туристских предприятий используются специализированные договоры, составленные на базе типовых – купли-продажи, аренды, найма, оказания услуг, агентского соглашения и пр.

В сфере социально-культурного сервиса и туризма договоры могут заключаться как между двумя юридическими лицами, так и между физическим и юридическим лицом.

Договорами закрепляется широкий спектр взаимоотношений туристских предприятий – договоры между туроператором и поставщиками туристских услуг, между туроператором и туристскими агентами, между туроператорами и туристами, но, несмотря на все многообразие, договоры имеют схожую структуру и составляются по единым правилам.

В данном учебно-методическом пособии на конкретных примерах показаны требования к оформлению и составлению договоров, наиболее часто используемых для осуществления различных видов деятельности туристских предприятий.
1 Требования к составлению и оформлению договоров
Применение компьютерных информационных технологий при составлении текста договоров позволяет значительно упростить и ускорить процесс их подготовки, однако без реквизитов, удостоверяющих подлинность договора – подписей и печатей сторон, документ не будет обладать юридической силой.

Договор составляют в двух экземплярах на русском языке. Если договор заключен с иностранным партнером, документ составляется на русском языке и языке делового партера также в двух экземплярах. Оба экземпляра идентичны и имеют одинаковую юридическую силу. У каждой из сторон находится один экземпляр настоящего договора.

Рассмотрим подробнее внутреннюю структуру и правила оформления договоров на конкретном примере договора на оказание услуг между туристской фирмой и индивидуальным частным предпринимателем.
Наименование договора пишется сверху по центру прописными буквами:
Пример:
ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
Строчкой ниже указывается место заключения договора и дата заключения:
Пример:
г. Ростов-на-Дону «15» сентября 2008 г.
Затем идет текст документа. Основной текст данного документа, как правило, набирается на компьютере, а положения, требующие заполнения, вписываются от руки во время заключения договора.

Текст договора состоит из разделов и подразделов, нумеруемых арабскими цифрами.

В среднем договор имеет следующую структуру:

1 Предмет договора.

2 Права и обязанности сторон.

3 Цена договора и порядок расчета.

4 Ответственность сторон.

5 Порядок разрешения споров.

6 Заключительные положения.

7 Адреса и банковские реквизиты сторон.

Помимо вышеперечисленных пунктов, договор может содержать положения, дополняющие или конкретизирующие основные.

Перед основными разделами договора помещают ненумеруемый раздел – общие положения, где дается информация о сторонах, заключающих договор.

В случае заключения договора между юридическими лицами, в договоре обязательно указываются организационно-правовая форма (общество с ограниченной ответственностью, закрытое/открытое акционерное общество) и название каждого из предприятий, заключающих договор; фамилии, имена и отчества лиц, подписывающих договор; их правомочность, то есть в договоре указывается, на основании какого документа (Устава, Положения, Доверенности) данное лицо правомочно заключать договор. Директор, как правило, заключает договора, действуя на основании Устава предприятия. Должностные лица, заключающие договор между предприятием, которое представляют, и другим физическим или юридическим лицом, в зависимости от должности, могут действовать на основании Положения или Доверенности. В любом случае, в договоре указываются номер документа и его дата.

Если одной из сторон выступает физическое лицо, например, частный предприниматель, в договоре указываются его фамилия, имя и отчество, а также номер лицензии на осуществление указанного в договоре вида деятельности и дата её выдачи.
Пример:
Общество с ограниченной ответственностью «Туристская фирма «Сказочный замок»,

(наименование предприятия или ф. и. о. физического лица)

в лице ген. директора Дианы Васильевны Мироновой,

(должность, ф. и. о.)

действующего на основании ______устава__ ,

(устава, положения, доверенности)

именуемое в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и

_ИЧП__Морозова Оксана Сергеевна_,

(наименование предприятия или ф. и. о. физического лица)

действующая на основании ____лицензии № 665 от 13.11.2005 г. ___,

(устава, положения, доверенности, лицензии)

именуемое в дальнейшем «Исполнитель», заключили настоящий договор о нижеследующем.
После так называемой «вводной» части договора помещаются его разделы и подразделы.

Наименование разделов договора указывают по центру полужирным шрифтом.
Пример:
4 Ответственность сторон
Каждый из разделов договора имеет свою структуру, однако вне зависимости от содержания отдельно взятого договора, структура разделов практически одинакова.

Рассмотрим содержание договора на примере договора на оказание услуг.

В разделе 1 «Предмет договора» перечисляются услуги, оказываемые Исполнителем Заказчику, оговариваются сроки исполнения.
Пример:
1.1. По договору возмездного оказания услуг Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги, указанные в п. 1.2 настоящего договора, а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.

1.2. Исполнитель обязуется оказать следующие услуги дизайнера интерьеров: разработать современный дизайн нового офиса фирмы, именуемые в дальнейшем «Услуги».

1.3. Срок выполнения работ с «26» сентября 2008 г. до «30» ноября 2008 г. Исполнитель имеет право выполнить работы досрочно.
В разделе 2 «Права и обязанности сторон» дается перечень обязательных для исполнения прав и обязанностей, принимаемых на себя каждой стороной с момента подписания договора.
Пример:
2.1. Исполнитель обязан:

2.1.1. Оказать Услуги с надлежащим качеством.

2.1.2. Оказать Услуги в полном объеме и в срок, указанный в п. 1.4 настоящего договора.

2.1.3. Безвозмездно исправить по требованию Заказчика все выявленные недостатки, если в процессе оказания услуг Исполнитель допустил отступления от условий договора, ухудшившие ход работы, в течение пяти дней.

2.1.4. Исполнитель обязан выполнить работу лично.

2.2. Заказчик обязан:

2.2.1. Оплатить работу по цене, указанной в п. 3 настоящего договора, в течение двух дней с момента подписания акта приема-сдачи Услуг.

2.3. Заказчик имеет право:

2.3.1. Во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой Исполнителем, не вмешиваясь в его деятельность.

2.3.2. Отказаться от исполнения договора в любое время до подписания акта, уплатив Исполнителю часть установленной цены пропорционально части оказанных Услуг, выполненной до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения договора.
В разделе 3 «Цена договора и порядок расчета» указываются размер и порядок оплаты услуг Исполнителя, размер его издержек, общая цена договора. Важной особенностью заполнения данного пункта договора является написание размера денежных сумм цифрами и прописью.
Пример:
3.1. Цена настоящего договора состоит из:

3.1.1. Вознаграждения Исполнителю в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.

3.1.2. Суммы издержек Исполнителя в размере 18000 (восемнадцати тысяч) рублей.

3.2. Цена настоящего договора составляет: 38000 (тридцать восемь тысяч) рублей.

3.3. Уплата Заказчиком Исполнителю цены договора осуществляется путем перечисления средств на счет Исполнителя, указанный в настоящем договоре.
В разделе 4 «Ответственность сторон» определяется размер штрафных санкций и сроки их возмещения в случае нарушения условий договора.
Пример:
4.1. За нарушение срока оказания Услуг, указанного в п. 1.4 настоящего договора, Исполнитель уплачивает Заказчику штраф в размере 50 % от суммы договора и пеню из расчета 0,5% от суммы договора за каждый день просрочки.

4.2. Меры ответственности сторон, не предусмотренные в настоящем договоре, применяются в соответствии с нормами гражданского законодательства, действующего на территории России.

4.3. Уплата неустойки не освобождает Исполнителя от выполнения лежащих на нем обязательств или устранения нарушений.
В разделе 5 «Порядок разрешения споров» определяются сроки и условия урегулирования возможных разногласий в случае невыполнения одной из сторон условий договора.
Пример:
5.1. Споры и разногласия, которые могу возникнуть при исполнении настоящего договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров между сторонами.

5.2. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров сторон после реализации законодательством процедуры досудебного урегулирования разногласий передают их на рассмотрение в арбитражный суд г. Ростова-на-Дону .

(указать наименование и местонахождение третейского, арбитражного или народного суда, выбранного сторонами для разрешения споров)
В разделе 6 «Заключительные положения» приводятся положения, подытоживающие содержание текста всего договора, в частности, здесь дается пояснение, в какие пункты договора и на каких условиях могут быть внесены те или иные изменения.
Пример:
6.1. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями сторон.

6.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах на русском языке. Оба экземпляра идентичны и имеют одинаковую силу. У каждой из сторон находится один экземпляр настоящего договора.
В разделе 7 «Адреса и реквизиты сторон» содержится перечень реквизитов сторон, заключивших договор. При заключении договоров между двумя юридическими лицами, между физическом и юридическом лицом или между двумя физическими лицами требования к содержанию и оформлению реквизитов сторон имеют существенные отличия

Для юридического лица в договоре указываются следующие реквизиты:

– организационно-правовая форма и наименование предприятия;

– юридический адрес предприятия;

– фактический адрес предприятия;

– ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика):

– КПП (код причины постановки на налоговый учет);

– расчетный счет с указанием банка, в котором он открыт;

– регистрационный номер предприятия (присваивается каждому юридическому лицу при его регистрации и внесении записи о его создании в единый реестр юридических лиц);

– телефон (факс, Е-mail);

– подпись должностного лица, заключившего договор;

– печать.
Пример:
Заказчик : ООО «Сказочный замок»

344034, г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 35

ИНН 1856868861

КПП 937492747

Р/с № 18787658123457654321 в ВТБ-24

БИК 18585630

Тел. (863) 245-09-07
Заказчик ___________Подпись________________

М.П.
Для физического лица в договоре указываются следующие реквизиты:

– фамилия, имя, отчество (полностью) физического лица;

– адрес проживания;

– ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика):

– расчетный счет с указанием банка, в котором он открыт;

– номер лицензии и дата ее выдачи (для индивидуальных частных предпринимателей);

– телефон (факс, Е-mail);

– личная подпись.
Пример:
Исполнитель: ИЧП Морозова Оксана Сергеевна

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 67, тел. 266-66-76

ИНН 5272748596

Р/с 623829405867594963848 в Сбербанке
Исполнитель ___________Подпись________________
2 Виды договоров, используемых в сфере туризма
В деятельности туроператора активно используются три типа договоров:

– договоры с поставщиками туристских услуг;

– договоры с туристскими агентами;

– договоры с туристами на приобретение тура.
2.1 Договоры с поставщиками туристских услуг
Договоры являются основным видом документов, регламенти­ующих отношения туроператора с поставщиками туристичес­ких услуг, они заключаются только с дееспособными поставщиками. Дееспособность поставщиков (юридических или физических лиц) определяется нормативно-правовыми актами и заключается в наличии у поставщика необходимых для осуществления легальной коммерческой деятельности документов (к примеру, отель как поставщик туристических услуг для достижения собственной дееспособности должен иметь необходимый набор разрешительных документов – лицензию, заключения служб санитарно-эпидемиологического контроля, пожарной безопасности и т.д.). В противном случае заключенные с недееспособными поставщиками договоры признаются недействительными.

Документы этой группы являются важнейшей частью документации туроператоров, поскольку регламентируют процесс создания туристического продукта и являются гарантией его реализации.

При отсутствии этой документации или ее неправильном оформлении ответственность туроператора перед туристами не распространяется на поставщиков, даже если они и были объективно виновны в наступлении негативных последствий.

Договоры туроператора с партнерами – поставщиками услуг (с гости­ницами, авиакомпаниями, автотранспортными предприятиями, ресторанами, ночными клубами, развлекательными центрами, музеями, выставочными комплексами и пр.) подтверждают возможности предоставления соответст­вующих услуг. С каждым поставщиком туристских услуг туроператор заключает договор, в котором определены предмет договора, условия предоставления услуг, права и обязанности каждой из сторон, ответственность сторон, штрафные санкции за нарушение условий договора, реквизиты сторон.

Любой договор туроператора с поставщиком должен содержать следующую информацию:

  • полное наименование и реквизиты сторон (включая юридический и почтовый адреса, телефоны, факсы, банковские реквизиты, идентификационный номер налогоплательщика);

  • документы, на основании которых признана дееспособность сторон (обычно это номера лицензий или других разрешительных документов) или правомочность заключивших договор лиц (обычно это Устав, Положение или Доверенность);

  • предмет договора (то есть цель, ради достижения которой обе стороны согласились на сотрудничество);

  • права и обязанности обеих сторон в ходе их сотрудничества;

  • ответственность сторон за нарушение условий договора;

  • условия вступления договора в силу, его продления и рас­торжения.

В учебном пособии подробно рассмотрены взаимоотношения между туристскими предприятиями и фирмами-поставщиками туристских услуг.

В Приложениях 2–12 приводятся примеры договоров, наиболее часто заключаемых между туроператором и поставщиками туруслуг.
2.2 Договоры туроператора с туристскими агентами

(агентское соглашение)
Документы, регламентирующие отношения туроператора и агентов, чрезвычайно важны в туроперейтинге, поскольку от того, насколько разработанными и продуманными они будут, во многом зависит степень гарантированности качества и неконфликтности работы оператора и агентств.

К числу важнейших документов прежде всего относятся агентские договоры. Смысл агентских договоров в установлении сотрудничества между дееспособными туроператором и турагентом по продвижению и реализации туристского продукта.

Предметом агентского договора является желание агентства под собственную ответственность продвигать и реализовывать продукт на региональном рынке, вовремя производить оплату реализованных туров туроператору, сообщать необходимую информацию о личностях заезжающих и передавать необходимые для оформления поездки документы.

С другой стороны, туроператор гарантирует качественную реализацию проданных через агентство туров и выплату турагенту его комиссионного вознаграждения.

В содержании агентского договора так же, как и в договоре с поставщиками, содержатся пункты прав и обязанностей, ответственности сторон, условия вступления в силу, продления и расторжения данного договора, а также адреса и реквизиты сторон.

Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, – от своего имени.

Сотрудничество между туроператором и турагентом происходит на основании агентского соглашения. В этом соглашении устанавливаются основные принципы взаимодействия сторон при продаже туров, их права и обязанности перед туристами и друг перед другом. Наиболее распространенной формулой агентского соглашения является следующая: туроператор предоставляет право, а турагент принимает на себя обязательство продавать туры туроператора от своего имени и под свою ответственность, получая при этом от туроператора комиссионное вознаграждение.

Такая формула означает, что:

– в заключаемом с туристом договоре купли-продажи и других турдокументах должен быть назван турагент;

– все производственные расходы и издержки, связанные с продажей тура, оплачиваются турагентом;

– турагент несет прямую ответственность перед своим покупателем за надлежащее исполнение проданного тура.

Со своей стороны туроператор выплачивает турагенту комиссионное вознаграждение за каждый проданный тур. Размер такого вознагражде­ния устанавливается в процентном отношении к продажной цене тура или в виде фиксированной суммы. Туроператор также полностью отвечает перед турагентом за причиненный туристам материальный и моральный ущерб, возникший в связи с ненадлежащим исполнением проданного тура.

Наиболее важными условиями агентского соглашения являются следующие.

Объект соглашения. Он определяет перечень, количество и порядок бронирования и продажи туров туроператора, например:

– продажа туров в соответствии с ежегодным каталогом туроператора или на основе ограниченного перечня туров;

– продажа туров по мере поступления заявок от турагента и при наличии свободных мест у туроператора;

– продажа турагентом туров, включенных в закрепленную за ним твердую квоту мест. В этом случае турагент имеет право продавать места в выделенной квоте без получения дополнительного подтверждения от туроператора.

Цены туров. Стороны договариваются о единых ценах по каждому объявленному в рекламе туру. Ни одна из сторон не имеет права повышать или понижать эти цены. Турагент имеет право добавить к установленным ценам стоимость некоторых дополнительных услуг, предоставля­емых им туристу по его просьбе, например стоимость проезда от места жительства туриста до места сбора группы и обратно.

Комиссионное вознаграждение. Оно является стержневым условием сотрудничества турагента и туроператора. Комиссионное вознаграждение выполняет две функции: во-первых, служит единственным источником доходов турагента; во-вторых, стимулирует его активную работу. Если турагент заинтересован в повышении своего комиссионного вознаграждения, то для туроператора любое повышение комиссии означает уменьшение его собственных доходов. В отношениях между туроператором и турагентом всегда применяется дифференцированная, прогрессивная комиссия по принципу: чем больше туров продает турагент, тем выше размер выплачиваемого ему комиссионного вознаграждения. Существуют следующие виды комиссионного вознаграждения:

– базовая комиссия на уровне минимального для отрасли размера используется на начальном этапе сотрудничества туроператора и турагента;

– дополнительная несезонная комиссия применяется для стимулирования продажи несезонных туров;

– дополнительная комиссия полагается за продажу группового тура (15–20 человек);

– дополнительная комиссия предусматривается за превышение согласованного годового объема продажи туров (ретроактивная комиссия);

– дополнительная комиссия выплачивается за стабильность работы турагента.

Кроме комиссионного вознаграждения для стимулирования работы турагента используются другие меры поощрения, например выплата бонусов, т.е. фиксированных денежных сумм за перевыполнение установленных объемов (норм) продажи туров, предоставление бесплатной туристской поездки, вручение дорогих сувениров.

Расчеты. В зависимости от местоположения туроператора и турагента расчеты осуществляются путем наличных платежей и прямых банковских переводов. При этом определяется также порядок удержания турагентом комиссионного вознаграждения и устанавливаются сроки авансовых и окончательных расчетов, порядок ежемесячной отчетности обо всех произведенных продажах.

Оформление турдокументов. Это условие должно определять порядок оформления и передачи туристам необходимых для поездки турдокументов. Например, туроператор обязан оформить международные проездные билеты, страховой полис, подать запрос в иностранное консульство на оформление въездных виз. Турагент оформляет договор с туристом, ваучер, турпутевку, маршрутный лист и др.

Изменения и аннулирование тура. В агентском соглашении предусматривается возможность изменения и аннулирования объявленных и проданных туров по инициативе как туроператора, так и турагента (туриста). На эти случаи определяются меры ответственности сторон (сроки аннули­рования, размер аннуляционных штрафов, расходы и суммы, подлежащие и не подлежащие возврату, и др.).

Ответственность сторон за соблюдение условий обслуживания, рассмотрение жалоб туристов и компенсацию причиненного им материального и морального ущерба охватывает все возможные случаи их возникновения и необходимые меры урегулирования.

Примеры агентских соглашений между туроператором и турагентом показаны в Приложениях 13–14.
2.3 Договоры с туристами на приобретение тура
Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

Договор о предоставлении туристских услуг (или договор-тур) является основным документом, юридически подтверждающим факт коммерческой сделки между туристом и туристской фирмой. Договор-тур обязательно должен подписываться в момент договоренности (взаимного согласия) туриста и туристской фирмы, в которую он обратился за приобретением туристских услуг.

Предметом договора-тура является продажа туроператором и приобретение туристом туристского продукта определенного содержания и качества по установленной цене.

Договор-тур должен содержать:

– полное описание всех туристских услуг, вхо­дящих в тур-пакет, приобретаемый туристом:

– маршрут тура;

– пункты ночевок (стоянок);

– сроки реализации тура (дата и время выезда и возвращения);

– указание наименований (в крайнем случае просто категорий) оплаченных средств размещения; указание категорий номеров;

– система питания по маршруту; наличие трансфера (основного и вспомогательного);

– наличие дополнительных услуг (лечение, посещение объектов зрелищ, экскурсии);

– наличие страховки и визы.

В случае сложных, комбинированных индивидуальных или групповых туров разрешается в разделе договора-тура, определяющего условия предстоящей поездки, ссылаться на программу тура (обычно расписанную по дням поездки, с указанием мест ночевок, количества экскурсий, режима питания и т.д.). В такой ситуации программа тура является неотъемлемой частью договора-тура (его приложением), на ней, как и на последней странице договора-тура, обязательно ставится печать туроператора и подписи сторон.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

– полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

– размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

– сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

– общая цена туристского продукта в рублях;

– информация о потребительских свойствах туристского продукта – о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

– права, обязанности и ответственность сторон;

– условия изменения и расторжения договора;

– сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

– сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.

Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

– ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;

– изменение сроков совершения путешествия;

– непредвиденный рост транспортных тарифов;

– невозможность совершения туристом поездки по не зависящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

Пример заполнения договоров о предоставлении туристических услуг содержится в Приложениях 15–16.
Приложение 1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 1996 года № 132-ФЗ

Принят

Государственной Думой

4 октября 1996 года
Одобрен

Советом Федерации

14 ноября 1996 года
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ,

от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 05.02.2007 № 12-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Договорная документация туристских предприятий Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Рязань 2012
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки тьюторов, стажеров, руководителей и педагогических работников школ

Договорная документация туристских предприятий Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму

Договорная документация туристских предприятий Учебно-методическое пособие iconБакалавра. Учебно-методическое пособие по написанию и защите вкр...
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов ифжимк юфу

Договорная документация туристских предприятий Учебно-методическое пособие iconОрганизация и технология документационного обеспечения управления учебно-методическое пособие
...

Договорная документация туристских предприятий Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации...
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...

Договорная документация туристских предприятий Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие (материалы для тренинга) Ставрополь,...
Предгорненское районное местное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда

Договорная документация туристских предприятий Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие
Нимгирова А. С., Кульков В. Н., Набережная Ж. Б., Набережная И. Б. Организационно-теоретические аспекты экспертизы временной нетрудоспособности...

Договорная документация туристских предприятий Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие с элементами моделирования этических...
Учебно-методическое пособие для студентов, ординаторов и интернов, курсантов факультетов повышения квалификации

Договорная документация туристских предприятий Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для выполнения самостоятельной курсовой работы Красноярск
Г12 Экономика отрасли (Экономика дорожного строительства): учебно-методическое пособие [Текст] / сост. В. В. Гавриш, Е. В. Гуторин....

Договорная документация туристских предприятий Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Бюджетное планирование и прогнозирование»
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению 38. 03. 01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск