ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
НАПРАВЛЕНИЕ подготовки 40.03.01– ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР
кафедра ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН история государства и права зарубежных стран Рабочая программа
Ставрополь
2016
Автор-составитель: Волкова В.М. – доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ЧОУ ВО «Северо-Кавказский гуманитарный институт», кандидат юридических наук, доцент. Рецензенты: Е.В. Плешков – кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин ЧОУ ВО «Северо-Кавказский гуманитарный институт»; П.Г. Шуайпова, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Ростовского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России).
Рабочая программа по учебной дисциплине «История государства и права зарубежных стран» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция». Включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитана на студентов ЧОУ ВО «Северо-Кавказский гуманитарный институт», обучающихся по направлению подготовки бакалавров юриспруденции.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института. Протокол № 1 от 29 августа 2016 года
Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.
Рабочая программа включает в себя:
наименование дисциплины (модуля);
перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;
указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы;
объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся;
содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий;
перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю);
фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю);
перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля);
перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля);
методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля);
перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);
описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА Целевая установка преподавания учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности специалиста – выпускника ЧОУ ВО «СКГИ».
Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.
Содержание обучения по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности специалиста:
а) нормотворческая (участие в подготовке нормативных правовых актов);
б) правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, составление юридических документов);
в) правоохранительная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);
г) экспертно-консультационная (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов);
д) педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений, осуществление правового воспитания).
Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» изучается на первом курсе и заканчивается экзаменом.
В процессе преподавания дисциплины необходима систематическая координация с дисциплинами «Теория государства и права» и «Конституционное право», которые способствуют более четкому и глубокому уяснению дисциплины.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В результате освоения программы учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» выпускник должен:
1) знать:
- закономерности и особенности возникновения и развития государственных учреждений и органов власти, а также систем управления в основных зарубежных странах;
- общие закономерности возникновения, развития и функционирования правовых систем основных зарубежных стран, начиная со сборников обычного права и заканчивая кодифицированными источниками конца ХХ в.
2) уметь:
- осуществлять сравнительно-правовой анализ норм права зарубежных стран;
- самостоятельно ориентироваться в основных отраслях и институтах феодального и буржуазного права зарубежных стран;
- определять и оценивать наиболее значимые государственные и правовые институты зарубежных стран.
3) владеть:
- навыками научного подхода к анализу и оценке государственно-правовых институтов зарубежных стран, а также их правовых систем в историческом контексте;
- навыками анализа законодательных актов;
- навыками выявления главного, систематизации и конкретизации материала.
4) обладать следующими компетенциями:
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Соответствие результатов изучения дисциплины результатам освоения ООП
Код компетенции
| Результаты освоения ООП (содержание компетенции)
| Результаты изучения дисциплины. Обучающийся должен:
| OK 1
| Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания
| Знать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
Уметь руководствоваться принципами законности и патриотизма
Владеть навыками формирования профессионального правосознания
| ОК 2
| Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
| Знать профессиональные обязанности, принципы этики юриста
Уметь руководствоваться принципами этики юриста при исполнении профессиональных обязанностей
Владеть навыками добросовестного исполнения профессиональных обязанностей и соблюдения принципов этики юриста
| ОК 3
| Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| Знать информационную культуру
Уметь осуществлять поиск, обобщать, анализировать и использовать информацию, необходимую для постановки цели и выбора пути ее достижения
Владеть навыками формирования культуры общения и способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| ОК 4
| Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
| Знать основы построения устной и письменной профессиональной речи
Уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
Владеть навыками логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
| ОК 5
| Способность обладать культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе
| Знать приемы и способы адаптации в профессиональной деятельности
Уметь адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности
Владеть навыками формирования культуры поведения и способности кооперации с коллегами, работе в коллективе
| ОК 6
| Способность проявлять непримиримость к коррупционному поведению,
уважительно относится к праву и закону
| Знать способы выявления коррупционного поведения
Уметь проявлять непримиримость к коррупционному поведению, обладать высоким уровнем правосознания и правовой культуры, уважительно относится к праву и закону
Владеть навыками формирования стойкой позиции, непримиримость к коррупционному поведению
| OK 7
| Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
| Знать основы профессиональной деятельности
Уметь профессионально развиваться, стремиться к повышению своей квалификации и мастерства
Владеть навыками формирования способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
| OK 8
| Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
| Знать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук
Уметь использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
Владеть навыками решения социальных и профессиональных задач
| OK 9
| Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы
| Знать социально значимые проблемы и процессы
Уметь анализировать социально значимые проблемы и процессы
Владеть способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы
| ПК 1
| Способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
| Знать принципы и условия разработки нормативных правовых актов
Уметь профессионально разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
Владеть навыками разработки нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
| ПК 2
| Способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
| Знать основы профессиональной деятельности
Уметь осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
Владеть основными методами осуществления профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
| ПК 3
| Способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права
| Знать законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты
Уметь обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права
Владеть приемами обеспечения соблюдения субъектами права законодательства
| ПК 4
| Способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
| Знать законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты
Уметь принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
Владеть основными методами принятия решения и совершения юридических действий в точном соответствии с законом
| ПК 5
| Способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
| Знать нормативные правовые акты
Уметь квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
Владеть навыками применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
| ПК 6
| Способность юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства
| Знать основы профессиональной деятельности
Уметь юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства
Владеть основными методами юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства
| ПК 9
| Способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
| Знать права и свободы человека и гражданина
Уметь уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
Владеть навыками формирования способности уважать честь и достоинство личности
| ПК 15
| Способность толковать различные правовые акты
| Знать правовые акты
Уметь толковать различные правовые акты
Владеть основными методами толкования правовых актов
| ПК 17
| Способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне
| Знать методику преподавания правовых дисциплин
Уметь преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне
Владеть методикой преподавания правовых дисциплин на необходимом теоретическом и методическом уровне
| ПК 18
| Способность управлять самостоятельной работой обучающихся
| Знать методику организации самостоятельной работой обучающихся
Уметь управлять самостоятельной работой обучающихся
Владеть методикой организации самостоятельной работы обучающихся
| ПК 19
| Способность эффективно осуществлять правовое воспитание
| Знать методы организации и осуществления правового воспитания
Уметь эффективно осуществлять правовое воспитание
Владеть методикой правового воспитания
|
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Индекс
| Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов
| Содержание дисциплины
| Трудоемкость (зачетные единицы)
| Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
| Б3
| Профессиональный цикл
|
|
| Б3.Б.3
| История государства и права зарубежных стран
| Государство и право в странах Древнего Востока Законы Хаммурапи и законы Ману Государство и право Древней Греции Государство и право Древнего Рима Франкское государство. Салическая правда Феодальное государство во Франции Феодальное государство в Германии Феодальное государство в Англии Феодальное право в странах Западной Европы Революция XVII века в Англии и становление конституционной монархии Война за независимость и становление буржуазного государства в США Французская буржуазная революция XVIII в. и становление буржуазного государства во Франции Объединение германских государств и создание Германской империи Революция Мэйдзи и становление буржуазного государства в Японии Возникновение буржуазного права и его развитие в XIX –начале XX веков Развитие буржуазного государства в США. «Новый курс» Рузвельта Развитие буржуазного государства в Великобритании Развитие буржуазного государства во Франции Развитие буржуазного государства в Германии и Италии. Фашизм Возникновение и крах мировой системы социализма
| 7
| ОК 1-9, ПК 1-6,9,15,17-19
| ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Вид учебной работы
| Количество часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 252
| Объёма активных и интерактивных форм учебной работы (всего)
|
| Аудиторная учебная работа обучающихся (всего)
| 26
| в том числе (приведены максимальные показатели):
|
| | 10
| |
| | 16
| |
| |
| |
| |
| | 13
| Самостоятельная работа обучающихся(всего)
| 213
| в том числе (варианты даны для примера, использовать по усмотрению, дополнять):
|
| оформление и разработка учебного проекта
|
| подготовка реферата, устного сообщения, доклада
| 100
| |
| |
| выполнение домашней работы и т.д.
| 113
| СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий
|