Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет мировой экономики и мировой политики
Школа востоковедения
Программа дисциплины
Визуальное искусство изучаемого региона
(Китай)
для направления 41.03.03 «Востоковедение и африканистика»
подготовки академического бакалавра
Автор программы:
Нестерова О.А., доктор философских наук, доцент, профессор кафедры Цивилизационного развития Востока, onesterova@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»__________2014 г
Зав. кафедрой профессор ____________________ Рекомендована Академическим советом ОП «Востоковедение и африканистика» «___»____________ 2014 г.
Председатель Худяков Д.А. ________________ Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики
«___»_____________2014 г.
Ученый секретарь Коваль Т.Б.______________
Москва, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» подготовки академического бакалавра, изучающих дисциплину «Визуальное искусство изучаемого региона».
Программа разработана в соответствии с:
образовательной программой по направлению 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» подготовки академического бакалавра;
рабочим учебным планом университета по направлению 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» подготовки академического бакалавра, утвержденным в 2014 г.
Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Визуальное искусство изучаемого региона (Китай)» в соответствии с общими целями основной образовательной программы по направлению 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» подготовки академического бакалавра являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и воспитания:
- выработать у студентов умение использовать в дальнейшей профессиональной деятельности знание актуальных проблем и результатов востоковедных исследований в области изучения визуального искусства изучаемого региона (Китай); умение применять основные методологические подходы для интерпретации основных визуальных способов репрезентации культурных форм Китая;
- сформировать у студентов умение использовать в профессиональной деятельности знание истории развития художественной культуры и визуального искусства Китая; сформировать знания о генезисе китайского визуального искусства;
- выработать умение использовать в профессиональной деятельности знание о закономерностях и особенностях формирования и развития культурно-обусловленных традиций визуального искусства изучаемого региона (Китай);
- способствовать развитию умений и навыков осуществлять компаративный анализ культурных ценностей и эстетических приоритетов на различных историко-культурных этапах развития Китая; выработать умение осуществлять анализ закономерностей развития визуального искусства в общем контексте социокультурной динамики Китая;
- сформировать представления об основных особенностях и способах визуализации ценностей материальной, социальной и духовной культуры Китая; способствовать укреплению понимания роли этно-религиозных и религиозно-этических учений в становлении развития визуального искусства Китая;
- развить у студентов навыки системного подхода к изучению основных особенностей и закономерностей визуального искусства и художественной культуры Китая; сформировать умение осуществлять качественный анализ артефактов художественной культуры Китая;
- сформировать и развить навыки исследования в области истории и теории развития китайской культурно-художественной традиции, в том числе становления традиционных визуальных форм изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
знать основные сведения о культурно-исторических, социокультурных, этно-культурных и цивилизационных характеристиках развития визуального искусства изучаемого региона (Китай);
уметь понимать, излагать и критически анализировать информацию об истории, особенностях и закономерностях визуального искусства Китая в общем контексте художественной и социальной культуры; использовать теоретические знания по теории и истории визуального искусства на практике, в том числе готовить информационно-аналитические материалы и справки, реферировать и рецензировать научную литературу, использовать знания по истории визуального искусства изучаемого региона в редакционно-издательской деятельности; понимать закономерности общего и особенного в развитии художественной культуры и визуального искусства (изобразительного, декоративно-прикладного и т.д.) изучаемого региона;
иметь навыки (приобрести опыт) квалифицированного использования терминологии для понимания научных и научно-публицистических текстов по истории изобразительного искусства и художественной культуры изучаемого региона; корректного применения понятийного аппарата востоковедных исследований в сфере изучения китайско-конфуцианской культурной традиции и стратегий ее влияния на другие страны региона; а также при анализе и интерпретации художественно-изобразительных особенностей артефактов этнических культур изучаемого региона (Китай); изучения достижений китайской художественной культуры на основе использования специально-научных и междисциплинарных методов исследования.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности на родном, западном и восточном языках
| ИК-1
| Демонстрирует умение аргументированно изложить (устно и письменно) основные теоретические идеи в области изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства Китая
Демонстрирует знания по методологии изучения и интерпретации артефактов визуальной культуры Китая при написании докладов и при подготовке устных сообщений по изучаемой проблематике
| Метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента на русском, английском и китайском языках
| Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
| СЛК-2
| Демонстрирует готовность и умение использовать новые знания по теории и истории развития визуального искусства Китая при проведении научно-исследовательских работ комплексного характера по изучению закономерностей и перспектив развития духовной и художественной культуры Китая
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента на русском, английском и китайском языках;
метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента на русском, английском и китайском языках
| Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
| СЛК-3
| Осознает уникальность и прикладной характер знаний по теории и истории визуального искусства Китая как важную часть своих будущих профессиональных компетенций
Демонстрирует знание глубинных и системных связей между различными уровнями социальной, материальной и духовной культуры изучаемого региона
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента на русском, английском и китайском языках;
метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента на русском, английском и китайском языках
| Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем востоковедных исследований; цивилизационные и региональные подходы; логика построения востоковедного исследования; компаративные методики развития восточных и западных обществ; основы востоковедческой регионалистики и лингвострановедения; история развития отечественного и зарубежного востоковедения
| ПК-1
| Воспроизводит основные теоретические идеи отечественных и зарубежных специалистов в области изучения визуального искусства, художественной культуры изучаемого региона (Китай)
Распознает в учебном или научном тексте о развитии китайского искусства особенности авторской методологии и отечественных и зарубежных подходов (европоцентричного, цивилизационного или китаецентричного)
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента на русском, английском и китайском языках;
метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента на русском, английском и китайском языках
| Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем истории развития стран Азии и Африки: генезис азиатских и африканских обществ и регионов; развитие стран Азии и Африки в древности, средневековье, в новое и новейшее время; общее и особенное в историческом развитии Азии и Африки; народные движения, коммунизм и национализм на Востоке, политическая, культурная, интеллектуальная история Востока
| ПК-2
| Демонстрирует знание закономерностей и особенностей развития визуального искусства изучаемого региона (Китай)
Обосновывает общее и особенное в историческом развитии художественной культуры Китая
Оценивает эффективность использования визуальных способов репрезентации традиционных китайских культурных форм в практике современного глобализационного взаимодействия
Интерпретирует современные и традиционные формы китайского искусства, выявляя и анализируя их аксиологические основания
| Объяснительно-иллюстративный метод и репродуктивный метод (лекция) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента на русском, английском и китайском языках;
исследовательский, эвристический, исследовательский (семинар, самостоятельная работа)
| Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем религиозных, духовных и философских традиций Востока: религиозно-философская мысль Востока; конфуцианство, буддизм, даосизм, синтоизм, ислам, индуизм, джайнизм, манихейство и др. течения; народные культы, традиции и верования; философско-религиозный синкретизм на Востоке; основные духовные школы и религиозные организации; современные религиозные течения и этноконфессиональные конфликты на Востоке
| ПК-5
| Демонстрирует знания о способах и формах влияния религиозных, духовных и философских традиций Китая на развитие визуального искусства
Распознает особенности проявления и способы репрезентации в изобразительном искусстве Китая основных религиозно-философских и духовных традиций (конфуцианство, буддизм, даосизм)
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента на русском, английском и китайском языках;
метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента на русском, английском и китайском языках
| Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем культурного развития Азии и Африки: культурное развитие регионов Азии и Африки в различные периоды; компаративный анализ культурных ценностей и приоритетов восточных и западных культур; развитие художественной культуры, искусства и архитектуры; жанровое разнообразие искусства в новое и новейшее время; символизм в повседневной жизни и творчестве на Востоке; визуальная культура; театр, драма, киноискусство, народное творчество на Востоке; взаимодействие восточных и западных культур
| ПК-11
| Демонстрирует знания терминологии для понимания текстов по истории и теории визуального искусства изучаемого региона
Дает определение основных категорий теории изобразительного искусства
Воспроизводит существенные характеристики основных этапов развития визуального искусства изучаемого региона
Демонстрирует знания научной периодизации развития художественной культуры и визуального искусства изучаемого региона
Применяет компаративный (сравнительно-исторический) анализ для сравнения особенностей развития визуального искусства изучаемого региона на различных этапах
Выявляет и интерпретирует проявление базовых ценностей традиционной культуры в художественном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке и т.д.
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента на русском, английском и китайском языках;
метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента на русском, английском и китайском языках
| Владение информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры изучаемой страны (региона), понимание роли этно-религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов, умение учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих культур
| ПК-19
| Владеет информацией о месте и роли религий в развитии художественной культуры и изобразительного искусства Китая
Демонстрирует понимание роли этно-религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании изобразительного искусства и развитии его связей с системой общественных институтов
Применяет в практической и научно-исследовательской деятельности умение учитывать специфику, характерную для носителей китайской культуры и проявляющуюся в сфере художественной культуры и визуального искусства Китая
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией видеосюжетов и слайдов, а также аудиозаписей китайской традиционной музыки;
исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа)
| Способность понимать и анализировать принципы составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ
| ПК-22
| Представляет системные связи между различными уровнями изучаемой культуры
Осуществляет качественный анализ артефактов художественной культуры, изобразительного и прикладного искусства, интерпретирует визуальные формы, характерные для китайского искусства
Обосновывает правомочность применения структурного, системного и системно-структурного методов при решении учебных и учебно-научных задач при подготовке сообщений, докладов на семинарских занятиях по изучаемой проблематике (визуальное искусство Китая)
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента на русском, английском и китайском языках;
метод проблемного изложения с элементами дискуссии и разбора практических задач (семинар) с использованием учебно-наглядных пособий (артефактов культуры, репродукций, моделей архитектурных сооружений и т.д.)
| Вести исследования в области восточной культурной и религиозной традиции, в том числе различных форм искусства в странах Азии и Африки, религиозно-философских и мистико-религиозных форм сознания, а также взаимовлияния восточных и западных цивилизаций и развития восточных форм религии и философии на Западе
| ПК-д-26
ПК-д-27
| Владеет методологией изучения культурного взаимодействия китайской и европейской цивилизаций, проявляющегося в сфере художественной культуры
Применяет знания основных методов: структурного, функционального, системного, генетического, метода реконструкции, метода моделирования и др. в исследовательской работе по изучению художественных традиций Китая и различных форм китайского изобразительного искусства
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция), метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар) и исследовательский метод (самостоятельная работа)
| Организация научных исследований и проблемно-аналитических групп в области изучения и оценки историко-культурного наследия стран Востока
| ПК-д-28
| Владеет методологией изучения закономерностей и особенностей китайской художественной культуры
Демонстрирует знания и навыки оценки историко-культурного наследия Китая с позиций выявления аксиологических доминант традиционной и современной художественной культуры Китая
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция), метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар) и исследовательский метод (самостоятельная работа)
| Способность интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории и теории мировой культуры, знания истории культур Востока
| ПК-д-45
| Демонстрирует умение включить знания по теории и истории визуального искусства Китая в общую систему представлений о закономерностях развития истории мировой культуры
Демонстрирует способность интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности проявления в китайском искусстве религиозных ценностей, идей, символов и образов с позиции истории и теории мировой культуры, знания истории культуры Китая
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция), метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар) и исследовательский метод (самостоятельная работа)
| Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую (общепрофессиональную) подготовку.
Для всех специализаций настоящая дисциплина является базовой.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Введение в востоковедение
История религий
Культурология
Религиозно-философские традиции Востока
Этнические и культурные традиции Азии (Этнология и этнопсихология стран Востока);
Культурное развитие изучаемого региона
Социально-культурные традиции изучаемого региона
История изучаемого региона Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
способностью научно анализировать социально-значимые проблемы процессы, умением использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1);
способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания естественнонаучных дисциплин, основ филологии, истории, экономики, социологии и культурологии (ОНК-2);
способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-5).
владением культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности на родном, западном и восточном языках (ИК-1);
умением использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных (ИК-2);
готовностью к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе (СЛК-1);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (СЛК-2);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (СЛК-3);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности (СЛК-4);
способностью гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности (СЛК-5);
умением использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем религиозных, духовных и философских традиций Востока: религиозно-философская мысль Востока; конфуцианство, буддизм, даосизм, синтоизм, ислам, индуизм, джайнизм, манихейство и др. течения; народные культы, традиции и верования; философско-религиозный синкретизм на Востоке; основные духовные школы и религиозные организации; современные религиозные течения и этноконфессиональные конфликты на Востоке (ПК-5). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Материальная культура изучаемого региона;
Россия и страны Востока;
Научно-исследовательский семинар.
|