Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, утвержденному 18. 10. 2011 Решением 826 Комиссии Таможенного союза. «Терминал»


Скачать 463.41 Kb.
НазваниеТехнический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, утвержденному 18. 10. 2011 Решением 826 Комиссии Таможенного союза. «Терминал»
страница1/4
ТипТехнический регламент
filling-form.ru > Договоры > Технический регламент
  1   2   3   4
ДОГОВОP № ____________

об оказании услуг по транспортно-экспедиторскому обслуживанию
г. Новороссийск «____» __________ 20___ года
_________________________, юридическое лицо, созданное по законодательству Российской Федерации, находящееся по адресу: _______________________________________, с основным государственным регистрационным номером ____________, ИНН ____________, в лице агента - ______________________, действующего на основании Агентского договора № ________________________________, в лице _____________________________, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Экспедитор», с одной стороны и

Открытое акционерное общество «Нефтяная Компания «Роснефть» (ОАО «НК «Роснефть»), юридическое лицо, созданное по законодательству Российской Федерации, находящееся по адресу: 115035, Российская Федерация, г. Москва, Софийская набережная, 26/1, с основным государственным регистрационным номером 1027700043502, ИНН 7706107510, в лице директора Департамента производственного планирования, поставок и логистики Отабека Кучкаровича Каримова, действующего на основании Доверенности № ИС-978/Д от 01.12.2014, именуемое в дальнейшем «Заказчик» с другой стороны, совместно именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили Дополнительное соглашение № 1 к договору об оказании услуг по транспортно-экспедиторскому обслуживанию № 100014/11852Д от «_____» ______________ 20 ___ года (далее – Договор) о нижеследующем:

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРМИНЫ

    1. В настоящем Договоре ниже перечисленные определения и термины имеют следующие значения:

«Спецификация» – задание на экспедирование, которое включает График отгрузок Нефтепродуктов Грузоотправителем ж/д транспортом с указанием, в том числе, даты отгрузки каждой партии и даты подачи Нефтеналивных судов в порт Новороссийск, согласованная сторонами на определенный месяц. Форма Спецификации согласуется сторонами в приложении к настоящему Договору;

«График обработки танкеров» - График подхода Танкеров под погрузку, разработанный в соответствии со Спецификацией, с указанием объемов судовых партий, вида Груза и ресурсов, точных сроков подачи и обработки Танкеров и согласованный с ОАО «НМТП». Форма Графика согласуется сторонами в приложении к настоящему Договору;

«Грузы» – Нефтепродукты Заказчика в соответствии со Спецификацией;

«Нефтепродукт»Мазут топочный М40, М100, соответствующий требованиям действующего ГОСТ 10585-99 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия» и "ТР ТС 013/2011. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденному 18.10.2011 Решением 826 Комиссии Таможенного союза.

«Терминал» – совокупность объектов инфраструктуры Экспедитора - зданий, строений и сооружений, функционально предназначенных и используемых для оказания транспортно-экспедиторских услуг, связанных с международной перевозкой экспортных Грузов, в том числе, для приемки мазута от железнодорожного транспорта, разгрузки вагонов, технологического накопления Грузов (складирования) и дальнейшей передачи на причалы для непосредственной перевалки (перегрузки) на морской транспорт, с пропускной способностью не более 2500 кубических метров в час по одному трубопроводу, находящихся в непосредственной близости к порту г. Новороссийск и технологически связанных с инфраструктурой порта системой трубопроводов. Имущественный комплекс Экспедитора расположен на территории грузового двора станции Новороссийск и порта, по адресу: г. Новороссийск, ул. Магистральная, дом 6 и включает в себя, в том числе, объекты общепортовой инфраструктуры, предусмотренные проектной документацией указанного имущественного комплекса.

«Морской терминал» - включает технологические объекты __________________, предназначенные для приема от Экспедитора на причалах пристани №4 _____________ и наливу на танкеры Нефтепродуктов для их дальнейшей международной перевозки. При этом, технологические объекты ______________________ имеют следующие технические характеристики: причалы №№ __ и __ пристани № __ с расположенным на них технологическим оборудованием (стендеры, трубопроводы), пригодным для перевалки Нефтепродуктов, со следующими техническими параметрами:

  • глубина у причалов:

по Балтийской системе: 14,0 м;

проектная глубина приведенная к отчетному уровню порта Новороссийск: 13,39 м;

  • максимальная длина судна, предполагаемого под погрузку: 195 м;

  • расчетный дедвейт судна, предполагаемого под погрузку: 47 тысяч тонн (НО-47).

«Перевалка» – комплекс услуг __________ по приёму от Экспедитора на причалах пристани №__ _______________ и погрузке на Танкеры Нефтепродуктов для их дальнейшей международной перевозки.

«Танкер» – морское нефтеналивное судно (Танкер), предоставляемое Заказчиком на Морском терминале, соответствующее условиям Договора.

«Танкерная партия» - партия Нефтепродуктов Заказчика, не менее 30 000 тонн, подлежащая погрузке на Танкер в соответствии со Спецификацией и Графиком обработки танкеров. Танкерная партия может быть увеличена по согласованию Сторон до 45 000 тонн.

«Согласованная танкерная позиция»- период ожидания подхода Танкера. Согласованная танкерная позиция не может превышать 2 (двое) суток. Танкер считается прибывшим в порт Новороссийск в согласованную позицию, если корректное уведомление о готовности к погрузке (далее – «нотис о готовности») подано с места якорной стоянки, или непосредственно у причала в период с 00 ч. 01 мин. первого дня позиции по 23 ч. 59 мин. последнего дня позиции.

«Технические требования к танкерам» – "Технические требования к танкерам, подаваемым под обработку к причалам № 25, 25А Пристани № 4" - требования к линейным размерениям, грузоподъемности, конструктивным особенностям судовых грузовых приемников танкеров, которым должны соответствовать танкеры, предоставляемые Заказчиком для беспрепятственной обработки у причалов Морского терминала в соответствии с техническими параметрами причалов и технологического оборудования на них, являются Приложением к настоящему Договору.

«Вагоны» - коммерчески пригодные и технически исправные вагоны, подготовленные и промаркированные в соответствии с существующими стандартами железнодорожные вагоны, предназначенные для соответствующего вида Грузов, с определением количества Грузов в цистернах в соответствии с ГОСТ и ТУ, кроме железнодорожных цистерн с типами котлов 90 и 106, а также цистерн моделей: 8 осей 15-871, 8 осей 15-1500, 4 оси 15-869, 4 оси 12-490, 4 оси 15-145, оборудованные нижним сливом.

«Технически исправные вагоны» - вагоны, у которых исправны основные узлы и детали, что включает в себя: герметичность и целостность котла, рамы, надежность крепления котла, техническая исправность колесных пар и тормозной системы и др.

«Коммерчески пригодные вагоны» - являются опломбированные вагоны, которые очищены от остатков Груза и иных продуктов, перевозимых в вагоне ранее, и без загрязнения наружной поверхности котла цистерны, рамы, ходовых частей, знаков, надписей и трафаретов на котле, с установленными в транспортное положение деталями сливо-наливной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования цистерны и плотно закрытыми клапанами и заглушками сливного прибора, с которыми произведены все действия, определенные Приказом МПС № 25 от 18.06.2003 года "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом Грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума».

  1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

2.1. Экспедитор обязуется в порядке и на условиях, определенных настоящим Договором, в соответствии с заданием на экспедирование, оказать Заказчику комплекс транспортно-экспедиторских услуг, связанных с международной перевозкой экспортных партий Грузов (Нефтепродуктов), включая оказание услуг непосредственно на Терминале и организацию перевалки Нефтепродуктов на Танкеры на Морском терминале, а Заказчик обязуется передавать Экспедитору определенные условиями Договора объемы Нефтепродуктов, а также обеспечивать их вывоз с Морского терминала Танкерами. Экспедитор принимает на себя обязательства по оказанию услуг с момента приема Грузов Заказчика от перевозчика ж/д транспортом и слива их в резервуары на Терминале до момента непосредственной погрузки Груза на борт предоставленного Заказчиком Танкера.

2.2. Качество и содержание услуг Экспедитора должно соответствовать ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденному приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.

2.3. В рамках настоящего Договора Экспедитор, в том числе, осуществляет:

  • в качестве грузополучателя приемку ж/д цистерн с Грузом Заказчика от органа ж/д транспорта;

  • выгрузку Грузов из железнодорожных Вагонов;

  • документальное оформление приема Грузов, прибывших ж/д транспортом в его адрес;

  • раскредитование железнодорожных накладных;

  • приемку Грузов Заказчика по количеству и качеству на основании анализа проб, отобранных при приемке Грузов Экспедитором у Заказчика из Вагонов;

  • перемещение Грузов из зоны выгрузки до резервуаров;

  • расстановку Вагонов по фронтам погрузки-выгрузки (подача и уборка), включая маневровые работы на территории Терминала;

  • технологическое накопление (складирование) Грузов, а также формирование танкерных партий по заданию Заказчика;

  • обеспечивает и координирует перемещение Грузов на Танкеры в соответствии с Графиком и Спецификацией;

  • обеспечивает в установленном порядке качественную и количественную сохранность переданных Грузов с применением норм естественной убыли;

  • оформление поручения на погрузку Груза на основании инструкций и таможенной декларации, предоставленной Заказчиком;

  • оформление комплекта судовых документов в течении двух часов с момента получения береговой цифры погруженной партии Нефтепродуктов на Судно;

  • вручение указанного Заказчиком количества экземпляров соответствующим представителям портовых властей;

  • подготовку полных комплектов отгрузочных документов на английском языке, сертификата качества, переводы коносаментов и сертификатов качества;

  • внесение верных и правильных сведений в отгрузочные и судовые документы в соответствии с письменными инструкциями Заказчика;

  • в соответствии с письменными инструкциями Заказчика вручение капитану Танкера под расписку комплекта отгрузочных документов;

  • в течение 12 (двенадцати) часов с момента оформления судовых документов их передачу по телефаксу или электронной почте Заказчику и не позднее 24 (двадцати четырех) часов с момента их оформления отправку соответствующих комплектов судовых документов на каждый Танкер в соответствии с письменными инструкциями Заказчика и по адресам, указанным Заказчиком.

2.4. Экспедитор по поручению и за счет Заказчика производит оказание услуг, с последующим перевыставлением счетов, таких как:

  • экспертиза определения страны происхождения Груза в Торгово-Промышленной Палате (ТПП);

  • выпуск сертификата происхождения Груза в Торгово-Промышленной Палате;

  • курьерские услуги почтой DHL.

Экспедитор вправе привлекать для выполнения обязанностей, предусмотренных п.2.3., 2.4. и 5.5.2. третьих лиц по своему усмотрению, в случае привлечения третьих лиц, Экспедитор несет ответственность за их действия, как за свои собственные.

Затраты Экспедитора, указанные в настоящем пункте, подлежат возмещению Заказчиком в течение 20 (двадцати) календарных дней с даты получения счета Экспедитора.

    1. Экспедитор, в целях организации перевалки Нефтепродуктов на Танкеры на Морском терминале, от своего имени заключает Договор с ________________ на перевалку Грузов на причалах №__ и №__ пристани №_.

    2. Заказчик обязуется оплатить оказанные ему Экспедитором услуги в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим Договором. Стоимость услуг Экспедитора включает в себя стоимость услуг _____________ по приёму от Экспедитора Нефтепродуктов на причалах пристани № _________________ и погрузке их на Танкеры для дальнейшей международной перевозки.

    3. Объем перевалки по настоящему Договору составит до 2 550 000 тонн в течение срока его действия, планируемая стоимость услуг – до 45 900 000 долларов США, кроме того НДС по ставке, в соответствии с действующим налоговым законодательством РФ.

  1. УСЛОВИЯ ПЕРЕДАЧИ ГРУЗА ЭКСПЕДИТОРУ

    1. Не позднее 15 (пятнадцатого) числа месяца, предшествующего месяцу оказания услуг, Заказчик предоставляет Экспедитору на согласование задание на экспедирование – Спецификацию.

В Спецификации указывается следующее:

3.1.1. Наименование и количество Грузов по каждой позиции ассортимента, передаваемых Заказчиком в адрес Экспедитора в течение месяца;

3.1.2 Основные данные по качеству передаваемых Заказчиком Грузов с указанием производителей Нефтепродуктов с приложением копий паспортов качества;

3.1.3 Сроки (с указанием дат) и объемов передачи Заказчиком Грузов в адрес Экспедитора в течение месяца, с указанием дат отгрузки Грузов железнодорожным транспортом, наименований Грузоотправителей и ж/д станций отправления;

3.1.4 Сроки постановки Танкеров под погрузку, с указанием дат постановки, не позднее 3 (трех) календарных дней с даты планируемого накопления Танкерной партии в резервуарах Терминала и объемы Танкерных партий для погрузки на Танкеры в течение месяца, с учетом сроков проведения планово-предупредительного ремонта;

3.1.5. Необходимый уровень сегрегации передаваемых Грузов.

    1. Экспедитор на основании полученной от Заказчика Спецификации (задания на экспедирование) разрабатывает График обработки Танкеров на соответствующий месяц с указанием точных сроков обработки и согласовывает его с __________________. В случае технической невозможности оказания услуг Экспедитором в сроки и в объеме согласно Спецификации или в случае ее несоответствия условиям Договора, техническим характеристикам Терминала или Морского терминала, у Экспедитора возникает право внести необходимые изменения в Спецификацию и согласовать их с Заказчиком до 25 (двадцать пятого) числа месяца, предшествующего месяцу оказания услуг.

После внесения таких изменений и согласования их с Заказчиком Спецификация и График, разработанный на основании измененной Спецификации, подлежат исполнению Сторонами. Задание на экспедирование (Спецификация) должно быть согласовано Экспедитором не позднее, чем за 5 (пять) календарных дней до начала месяца оказания услуг.

    1. Экспедитор принимает от Заказчика для оказания услуг Нефтепродукты, качество которых соответствует требованиям пункта 1.1 «Нефтепродукт» настоящего Договора. В случае, если качество Нефтепродукта не соответствует условиям данного пункта настоящего Договора, Экспедитор вправе отказать Заказчику в оказании услуг в отношении такого Нефтепродукта.

    2. Показатели качества Грузов определяются согласно фактическим показаниям лаборатории Экспедитора, которая может принадлежать Экспедитору либо третьему лицу, с которым у Экспедитора, при предварительном согласовании с Заказчиком, заключен Договор об оказании услуг, на основании анализа проб, отобранных:

(А) при приемке Грузов Экспедитором у Заказчика – из ж/д Вагонов;

(Б) при сдаче Грузов Экспедитором Заказчику после погрузки на Танкер.

Экспедитор обязуется организовать погрузку на Танкер Нефтепродукта, качество которого соответствует требованиям пункта «Нефтепродукты». Качество Нефтепродукта определяется на основании композитной пробы, составленной на основании проб, отобранных из соответствующих резервуаров до начала погрузки Нефтепродукта из этих резервуаров на Танкер.

Заказчик и Экспедитор обязаны обеспечить прибытие своих представителей для опломбирования контейнеров с пробами, снятия пломб с таких контейнеров и подписания актов отбора проб.

    1. В случае возникновения разногласий между Экспедитором и Заказчиком в отношении качества передаваемых Грузов их окончательный анализ может быть выполнен независимой лабораторией за счет Стороны, заявляющей о несоответствии качества Грузов условиям Договора. В случае если по итогам таких анализов, которые являются окончательными и обязательными для Сторон, будет выявлено несоответствие Грузов условиям Договора о качестве, стоимость его проведения и документально подтвержденные убытки, понесенные Стороной, не нарушившей свои обязательства, относятся за счет Стороны, допустившей нарушение обязательств по обеспечению качества Грузов.

Ответственность за качество и количество Груза после принятия его от Заказчика, а именно, при сливе из железнодорожных цистерн и технологическом накоплении, а также при передаче на Танкер – несет Экспедитор.

    1. Если по итогам окончательного анализа будет установлено несоответствие качества переданных на экспедирование Грузов условиям Договора о качестве, Экспедитор вправе отказать Заказчику в принятии соответствующей партии Груза, и тот должен обеспечить оперативный вывоз этой партии полностью за свой счет с Терминала с возмещением Экспедитору всех понесенных им при этом и документально подтвержденных убытков.

    2. Если по итогам окончательного анализа будет установлено соответствие качества поставленных Грузов условиям Договора о качестве, Экспедитор обязан незамедлительно принять Грузы с возмещением Заказчику всех понесенных при этом документально подтвержденных убытков.

    3. Заказчик гарантирует Экспедитору соответствие количества передаваемых Заказчиком Грузов количеству Грузов, указанному в соответствующей Спецификации, а также весу Грузов, указанному в соответствующей транспортной накладной.

    4. Количество Грузов определяется следующим образом:

3.9.1. При приемке Грузов Экспедитором у Заказчика А) по весу, отраженному в ж/д накладных при поступлении Грузов в случае, если расхождение между данными, указанными в накладных, и значением, определенным объемно-массовым методом, находится в пределах погрешности средств измерения 0,65 (ноль целых шестьдесят пять сотых) процента, или (Б) по значению, определяемому объемно-массовым методом (с составлением актов слива) в случае, если расхождение между данными, указанными в накладных при поступлении Грузов и значением, определенным объемно-массовым методом, выходит за пределы погрешности средств измерения 0,65 (ноль целых шестьдесят пять сотых) процента, в соответствии "Государственной системой обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общих требований к методикам выполнения измерений. ГОСТ Р 8.595-2004" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 07.12.2004 N 99-ст) (ред. от 02.11.2009).

3.9.2. При сдаче Грузов Экспедитором Заказчику на Танкер количество Груза, погруженного на Танкер определяется согласно Актам замеров береговых резервуаров, а в случае, если замеры береговых резервуаров расходятся с данными, полученными на борту Танкера на величину, превышающую 0,5 % от погруженного количества, то Стороны повторно производят замеры береговых резервуаров и данных на борту Танкера. В случае повторных разногласий между Сторонами относительно количества Груза, погруженного на Танкер, Стороны назначают согласованного обеими Сторонами представителя независимого сюрвейера, данные которого будут окончательными для обеих сторон.

    1. Грузы считаются сданными:

3.10.1. Заказчиком Экспедитору – в момент подписания акта слива Нефтепродукта из Вагонов, прибывших в адрес Экспедитора. Акты слива подписываются полномочными представителями Экспедитора и/или независимого сюрвейера, в случае его назначения, и должны содержать сведения о количестве и качестве Груза, принятого Экспедитором от ж/д перевозчика.

3.10.2. Экспедитором Заказчику – с момента погрузки на Танкер и подписания коносамента. С момента сдачи Грузов Экспедитором Заказчику прекращается ответственность Экспедитора за количество, качество и сохранность Грузов.

    1. Экспедитор гарантирует сегрегированное технологическое накопление Танкерных партий Нефтепродуктов Заказчика от Грузов других производителей, не указанных Заказчиком в Спецификации на всех этапах технологического процесса от слива Груза из Вагонов до погрузки Груза на Танкер.
  1   2   3   4

Похожие:

Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, утвержденному 18. 10. 2011 Решением 826 Комиссии Таможенного союза. «Терминал» iconУтвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011...
Настоящий технический регламент Таможенного союза (далее тс) распространяется на выпускаемую в обращение на территории государств...

Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, утвержденному 18. 10. 2011 Решением 826 Комиссии Таможенного союза. «Терминал» iconПлюс Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября...
Настоящий Технический регламент Таможенного союза разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического...

Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, утвержденному 18. 10. 2011 Решением 826 Комиссии Таможенного союза. «Терминал» iconTехнический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» (тр тс 005/2011)
Таможенного союза «О безопасности упаковки» (тр тс 005/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011г...

Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, утвержденному 18. 10. 2011 Решением 826 Комиссии Таможенного союза. «Терминал» iconВ госавтоинспекции транспортных средств
Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09. 12. 2011...

Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, утвержденному 18. 10. 2011 Решением 826 Комиссии Таможенного союза. «Терминал» iconРегламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (тр тс 007/2011)
Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (тр тс 007/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза...

Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, утвержденному 18. 10. 2011 Решением 826 Комиссии Таможенного союза. «Терминал» iconО проведении предварительного отбора
Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (тр тс 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18. 10. 2011...

Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, утвержденному 18. 10. 2011 Решением 826 Комиссии Таможенного союза. «Терминал» iconРаспоряжение фтс россии от 15. 08. 2014 n 233-р "О классификации...
Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 522 "о положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической...

Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, утвержденному 18. 10. 2011 Решением 826 Комиссии Таможенного союза. «Терминал» iconТехнический регламент Таможенного союза тр тс 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог"
Настоящий технический регламент Таможенного союза разработан на основании Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования...

Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, утвержденному 18. 10. 2011 Решением 826 Комиссии Таможенного союза. «Терминал» iconРешение Комиссии Таможенного союза №376 от 20 сентября 2010 года
В соответствии с Главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза Комиссия Таможенного союза

Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, утвержденному 18. 10. 2011 Решением 826 Комиссии Таможенного союза. «Терминал» iconПроцедура подтверждения соответствия техническому регламенту Таможенного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск