| Приложение 1
к приказу управления
Алтайского края по образованию
и делам молодежи
от 26.11.2009 № 4084
|
Педагогический портфель для родителей
СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО – В СЕМЬЕ
Барнаул - 2009
Рецензент: Свиридов А. Н., кандидат психологических наук.
Колпакова Н. В., Кригер Е. Э. Педагогический портфель для родителей. / Под ред. Багиной Л. В. – Барнаул: Изд-во КГОУ «Семья плюс», 2009. – 90 с.
Предлагаемый педагогический портфель предназначен для кандидатов в замещающие родители. Учебный материал портфеля систематизирован по трём разделам: «Нормативно-правовые основы семейного жизнеустройства детей», «Психолого-педагогическое сопровождение приёмных детей» и «Медико-дефектологические аспекты воспитания и развития детей», что отражает тематику программы подготовки кандидатов.
© КГОУ «Семья плюс», 2009. Уважаемый кандидат в принимающие родители!
Вашему вниманию представлен информационный тематический материал, который поможет Вам разобраться в своих родительских установках, ценностях, мотивах, понять и осознать родительскую ответственность, оценить свои силы и возможности, определить наиболее эффективные способы принятия ребёнка в семью и организации взаимодействия с ним. Предлагаем Вам заполнить анкету:
ФИО (полностью)__________________________________________________
Дата рождения, возраст_____________________________________________
Образование___________________________
Место работы______________________________________________________ Должность________________________________________________________
Состав Вашей семьи________________________________________________
Адрес_______________________________ Контактный телефон___________
Почему Вами выбрана данная форма подготовки (совет специалистов, удобное место обучения, другое) _________________________________________ __________________________________________________________________
Какой из мотивов доминирует в Вашем желании стать приёмным родителем?
Одиночество (взрослые дети разъехались).
Бездетность.
Жалость и желание помочь обездоленным сиротам.
Возможность поправить материальное положение.
Отсутствие работы и возможность заработать стаж.
Родственные чувства.
Другое_____________________________________________________
Как давно это решение созрело?______________________________________
Что (или кто) подтолкнуло Вас к этому решению?
Передачи по телевидению, газеты.
Родственники.
Другое____________________________________________________
Вы больше руководствуетесь эмоциями или осознанно делаете этот шаг?
__________________________________________________________________
Сомневаетесь ли Вы в своих силах? Почему?___________________________ __________________________________________________________________
Уверены ли Вы в своих силах? Почему?_______________________________ __________________________________________________________________
Какими способностями Вы обладаете для воспитания приёмного ребёнка?_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие качества характера могут помешать Вам стать эффективным приемным родителем? ___________________________________________________
__________________________________________________________________
Думали ли Вы о том, что можете не справиться с воспитанием чужого ребёнка?____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Что Вы будете делать, если подобная ситуация произойдет?
__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Вы знаете, к кому можно обратиться за помощью в случае сложных отношений с приёмным ребёнком?__________________________________________ __________________________________________________________________
Какие чувства Вы можете испытывать, если Вам придется обращаться за помощью? ________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
На какие вопросы Вы хотели бы получить ответ на занятиях «Академии замещающей семьи»? ________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за искренность и терпение при заполнении анкеты! Раздел 1. Нормативно-правовые основы семейного жизнеустройства детей Тема 1.1. Правовой статус замещающей семьи
Правовой статус замещающей семьи определён федеральным и региональным законодательством. Ознакомьтесь с основными документами, регламентирующими правовые аспекты семейного жизнеустройства:
Конвенция о правах ребёнка (принятая Генеральной ассамблеей 20 ноября 1989 года, вступившая в силу 2 сентября 1990 года) подчёркивает «семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех её членов и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания…»;
ч. 1 ст. 3.2 гласит «государства-участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботы, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры»;
ст. 24.3 «Государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей»;
ст. 28/е «Государства-участники принимают меры по содействию регулярному посещению школ детьми и снижению числа учащихся, покинувших школу»;
Ст. 38.1 «Конституции Российской Федерации», принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года определяет «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства».
«Семейный Кодекс Российской Федерации», утверждённый Государственной Думой и вступивший в силу 1 марта 1996 г. содержит следующие статьи:
гл. 11 ст. 54.2 «Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание…
Ребёнок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребёнка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства…».
Гл. 19 ст. 124-144 устанавливают порядок усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей гражданами, так:
Ст. 137 устанавливает правовые последствия усыновления ребёнка.
Усыновлённые дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются в личных и неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновители являются законными представителями несовершеннолетнего усыновлённого ребёнка и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами;
Решение суда об установлении усыновления ребёнка является единственным основанием наступления правовых последствий…
Ст. 138. «Ребёнок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении».
Ст. 140.1. Отмена усыновления ребёнка производится в судебном порядке.
Ст. 141. Основание к отмене усыновления ребёнка – уклонение от выполнения возложенных родительских обязанностей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с ребёнком, хронический алкоголизм и наркомания родителей.
Гл. 20 Семейный кодекс РФ ст.145-150 «Опека и попечительство над детьми»:
Ст. 145.1. Опека и попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей… Опека устанавливается над детьми, не достигшим возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет; факт нахождения детей под опекой (попечительством) не освобождает их родителей от обязанности содержать детей. Ребёнок, находящийся под опекой (попечительством) имеет право на общение с родителями, если они не лишены родительских прав, и другими родственниками;
Ст. 150 «…опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребёнка, с учётом мнения ребёнка и рекомендаций органа опеки и попечительства; на содержание ребёнка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством РФ. Право и обязанность опекунов… защищать права и интересы ребёнка.
Гл. 21 ст. 151-155 «Приёмная семья»:
Ст. 151.1. Приёмная семья образуется на основании договора о передаче ребёнка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребёнка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью. На воспитание в семью передаётся ребёнок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором.
Ст. 152.1. Договор о передаче ребёнка (детей) на воспитание в семью должен предусматривать условия содержания, воспитания, образования ребёнка, права и обязанности приёмных родителей, обязанности по отношению к приёмной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения договора, размер оплаты труда приёмных родителей и льготы, предоставляемые приёмной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов РФ. Договор о передаче ребёнка (детей) на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приёмных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменений семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребёнком), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приёмной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребёнка (детей), в случае возвращения ребёнка родителям, или в случае усыновления ребёнка (детей).
Ст. 153.3. Приёмные родители по отношению к принятому на воспитание ребёнку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).
Ст. 154.4. Ребёнок (дети), переданный в приёмную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсия, пособия и другие социальные выплаты.
Ст. 155. Размер ежемесячных денежных средств на содержание каждого приёмного ребёнка устанавливается органами местного самоуправления, исходя из установленных норм материального обеспечения по фактически сложившимся ценам в данном регионе.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации»:
П. 20 Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновлённого ребёнка проводится специалистами по охране детства органа опеки и попечительства ежегодно, в течение 3 лет после установления усыновления. Необходимость проведения контрольных обследований по истечении 3 лет определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновлённого ребёнка проводится с сохранением тайны усыновления.
П. 21 По результатам контрольного обследования специалист по охране детства органа опеки и попечительства, посещавший семью, составляет отчёт об условиях жизни и воспитания усыновленного ребёнка. В отчёте должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребёнка, обучении, его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье.
Письмо Минобразования РФ от 29 октября 2001 г. № 123\28-5 «Об оформлении трудовых отношений органами опеки и попечительства с приёмными родителями»:
В соответствии со ст. 151 Семейного кодекса РФ приёмная семья образуется на основании договора о передаче ребёнка (детей) на воспитание в семью, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями.
В случае, если ребёнок проживает на территории одного органа местного самоуправления, то при передаче его в приёмную семью возможно заключение трёхстороннего договора между органом опеки и попечительства по месту жительства ребёнка, органом опеки и попечительства по месту проживания приёмных родителей и приёмными родителями;
Договор о передаче ребёнка (детей) на воспитание в приёмную семью является договором возмездного оказания услуг.
Время ухода за приёмными детьми может включаться при назначении пенсии приёмным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов.
Основанием для исчисления стажа является договор о передаче ребёнка (детей) на воспитание в приёмную семью с отметкой о его выполнении и справка об уплате страховых взносов, с 01 января 2001 г. – об уплате единого социального налога.
Постановление от 18 мая 2009 г. № 423 правительство Российской Федерации об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан:
Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи, и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
На воспитание в приёмную семью передаётся ребёнок, оставшийся без попечения родителей.
Количество детей в приёмной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.
Приёмные родители (приёмный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребёнка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.
Передача в приёмную семью ребёнка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.
Контроль за условиями жизни и воспитания ребёнка (детей) в приёмной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423.
Федеральный закон об опеке и попечительстве от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ:
Ст. 17. Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.
Ст. 25. Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчёт в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).
|