Удмуртский государственный университет


НазваниеУдмуртский государственный университет
страница1/5
ТипПрограмма курса
filling-form.ru > Договоры > Программа курса
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Исторический факультет

Кафедра новой и новейшей истории и международных отношений


Рабочая программа дисциплины
Дипломатическая и консульская служба

Направление подготовки

031900 Международные отношения
Профиль подготовки

Мировые политические процессы
Степень выпускника

Бакалавр международных отношений
Форма обучения - очная

г. Ижевск

2014


  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина готовит студентов к профессиональной деятельности в структурах, связанных с международными отношениями.
Основная цель курса – дополнение и расширение круга знаний студентов, изучающих различные аспекты дипломатии в целом, изучение институтов дипломатической и консульской службы, ее методов и организации.

Программа курса предусматривает лекции, семинары, задания для самостоятельной работы.
Задачи дисциплины: методологические проблемы подготовки и принятия внешнеполитических решений. Механизм принятия внешнеполитических решений. Организация процесса принятия внешнеполитических решений в изучаемой стране.
Дипломатия как наука и искусство, принципы дипломатических сношений субъектов международного права, основные виды дипломатических документов, организация дипломатической службы, процесс подготовки, принятия и исполнения политических решений, роль и функции различных ведомств и многосторонней дипломатии, дипломатии в сфере международных организаций, теория и практика ведения переговоров.

  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА


Дисциплина входит в вариативную часть бакалавриата.

Настоящая программа устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Дисциплина адресована студентам 2 курса направления подготовки 031900 «Международные отношения», обучающимся по бакалаврской программе.

Рабочая программа по дисциплине «Дипломатическая и консульская служба» разработана в соответствии со стандартами ФГОС для студентов 2 курса направления подготовки 031900 «Международные отношения», очной формы обучения.

Изучению курса предшествуют освоение полного курса «Теория и история дипломатии».

Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин:

«Мировая политика», «Геополитика» в профессиональном цикле ООП.

Программа курса построена по проблемному и системно-морфологическому принципу.

В курсе выделено 3 раздела:



  1. Основы дипломатической службы

  2. Основы консульской службы

  3. Дипломатический этикет и протокол



Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

ОК 1 – умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем (пороговый уровень);

ОК 9 – навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате профессиональной познавательной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (пороговый уровень);

ОК 12 – способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (пороговый уровень);

ПК 4 – готовность включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы МИД России, международных организаций, системы органов государственной власти и управления РФ (пороговый уровень);

ПК 14 – умение работать с материалами СМИ, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (пороговый уровень);

ПК 15 - обладание навыками работы с аудиторией, в том числе зарубежной (пороговый уровень);

ПДК 11 – знание и понимание содержания программных документов по проблемам внешней политики РФ (пороговый уровень);

Для успешного изучения курса студенту необходимо хорошо усвоить содержание лекций, ознакомиться с рекомендуемой литературой, выполнить задания для самостоятельной работы (рефераты, аналитические справки, различные виды дипломатических документов, словарь терминов и др.).
Курс имеет практическую часть в виде семинарских занятий, деловых игр, тренингов и др.
Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью выполнения реферата, контрольных работ, написания аналитических записок, итогового экзамена.
По большинству тем курса проводятся лекции и семинарские занятия, по некоторым темам организуются только лекции или только семинарские занятия.

Семинары могут быть различных видов: общая дискуссия с участием студентов, предварительно назначенные доклады студентов с их последующим обсуждением, круглый стол с приглашенным специалистом, анализ статистических документов, разбор конкретных ситуаций. Вопросы, предлагаемые в данной программе для обсуждения на семинарах, являются составной частью программы и поэтому входят в экзаменационные вопросы.

В ходе семинарских занятий, наряду с проверкой знаний студентов в объеме лекционного курса, затрагиваются вопросы, изученные студентами самостоятельно в ходе выполнения заданий для самостоятельной работы.

Практическая часть включает в себя выполнение аналитических справок, аннотаций на изученную литературу, составление таблиц статистических данных.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

  1. ПК 4 – готовность включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы МИД России, международных организаций, системы органов государственной власти и управления РФ (повышенный уровень);

  2. ПК 8 – умение составлять дипломатические документы, проекты соглашений, контрактов, программ мероприятий (повышенный уровень);

  3. ПК-13- готовность исполнять организационно-технические функции и решать вспомогательные задачи в интересах обеспечения работы коллектива в целом под руководством опытного специалиста;

  4. ПК 14 – умение работать с материалами СМИ, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (повышенный уровень);

  5. ПДК 16 – умение ориентироваться в механизмах многосторонней и интеграционной дипломатии (пороговый уровень);

  6. ПДК 17 – знание основ дипломатического и делового протокола и этикета и устойчивые навыки применять их на практике (пороговый уровень) .


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

иметь представление:

о системе формирования и реализации внешней политики государств на современном этапе;

об основных проблемах внешней политики и национальной безопасности России на современном этапе;

об основных этапах формирования институтов дипломатической и консульской службы государств, о роли и месте норм международной вежливости в современной дипломатии;

об аспектах влияния внешнеполитической ситуации в стране на работу дипломатических представительств;

о роли международных организаций в развитии дипломатических отношений;

о значении церемониальной стороны при проведении различных актов государственного характера.
знать:

основные положения внешней политики и дипломатии России и ведущих стран мира, ее национальные интересы и приоритеты;

основные закономерности организации дипломатической и консульской службы в РФ и зарубежных государств;

методы и приемы дипломатии, дипломатической стратегии и тактики;

требования, предъявляемые к работнику дипломатической службы;

структуру, принципы и методы работы органов государственной власти РФ в области внешней политики и международных отношений;

принципы организации протокольной службы РФ и за рубежом;

о символах суверенитета государства.
уметь:

применять теоретические знания на практике;

делать обобщения о социально значимых проблемах и процессах;

использовать методы политических, правовых, социально-экономических наук в различных видах профессиональной деятельности;

организовывать протокольно-деловые мероприятия;

свободно владеть приемами и методами публичного выступления, владеть культурой речи;

использовать нормативные документы в своей деятельности;

составлять дипломатические документы, проекты соглашений, контрактов, программ мероприятий.

пользоваться источниками и приобретать новые знания в сфере выбранной профессии;

владеть приемами сбора, хранения и обработки информации, в том числе с использованием электронно-вычислительной техники;

применять современные теории и концепции международных отношений при анализе и прогнозе развития внутриполитических и внешнеполитических процессов, международных отношений;

прогнозировать развитие международных проблем, в том числе в зоне «ближнего зарубежья».
владеть опытом: практическими навыками сбора и анализа внешнеполитической информации;

применения норм дипломатического опыта на практике в рамках международного общения и деловых контактов;

составления и применения дипломатических документов на практике;

определения цели специальных исследований и использовать для их осуществления методы изученных наук.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, СООТНОШЕНИЕ ТЕМ И ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 92 часа.





п/п


Разделы, темы
дисциплины


Неделя

семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости



Формируемые

компетенции (код)

Всего компетенций




Л.

Пр.

Сам.

раб.

1










Семестр 4




1.

Раздел 1 Основы дипломатической службы

















Пк4

Пк8

Пк13

Пк14

Пдк16

Пдк17







Тема 1 Введение. Дипломатия как институт и инструмент внешней политики.


1

2

1

2




+






















Тема 2 Международное (публичное) право в международных отношениях






2




1




























Тема 3 Установление и развитие

дипломатических отношений.





2




2




+






















Тема 4 Государственные органы внешних сношений





4

2

1




+






















Тема 5 Место МИД России в системе государственных органов внешних сношений.





2

2

1




+






















Тема 6 Зарубежные органы внешних сношений государств





4

1

1




+






















Тема 7 Российское посольство, его задачи и функции.





4

1

2




+






















Тема 8 Дипломатический персонал





4

2

1




+






















Тема 9 Основные направления и формы работы дипломатического представительства.

Информационно-аналитическая деятельность в дипломатическом представительстве





4

1

1




+






















Тема 10 Дипломатическая документация и дипломатическая переписка





4




1




+






















Тема 11 Экономическое и культурное направление в деятельности загранпредставительств






4




1




+






















Тема 12 Особенности современной дипломатической службы зарубежных государств (на примере США, Великобритании, ФРГ, Франции, Японии) (4 часа)





4




1




+






















Тема 13 Многосторонняя дипломатия в контексте современных международных отношений (2 часа). Представительства при международных организациях





4

2

1




+



















3.

Раздел 2








































Тема 14 Задачи консульской службы. Основные функции консульских учреждений.





6

1

1




+






















Тема 15 Правовой режим въезда в РФ и выезда из РФ





4

2

1




+






















Раздел 3 Дипломатический протокол и этикет








































Тема 16 Дипломатический протокол, его роль в международном

общении





4

2































Тема 17 Подготовка и проведение дипломатического приема





4

2































Тема 18 Дипломатические визиты и беседы






4


































Тема 19 Международные переговоры как средство дипломатии





6































Форма промежуточной аттестации – экзамен




5.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Раздел 1. Основы дипломатической службы

Лекция 1. Введение . Дипломатия как институт и инструмент внешней политики (2 часа).

Перечень основных вопросов:

Предмет, задачи и структура курса “Дипломатическая и консульская служба”. Его связь с другими курсами. Рекомендуемая литература. Определение понятий дипломатии и консульской службы. Эволюция принципов, форм, методов и средств дипломатии с расширением международных контактов. Фундаментальное значение Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. Основные черты современного дипломата: поведение сотрудников дипломатической службы.

Основные участники внешнеполитического процесса с учетом внутреннего законодательства различных государств.
Контрольные вопросы

1. Дайте определение дипломатии и дипломатической службы.

2. Назовите принципы дипломатии.

3. Перечислите формы дипломатической деятельности.

4. Перечислите методы дипломатии.

5. Назовите особые специфические черты дипломатической службы.

6. Каковы задачи современной российской дипломатии?

7. Какими факторами определяются методы дипломатии?


Лекция 2. Международное (публичное) право в международных отношениях (2 часа).
Перечень основных вопросов:

Определение международного (публичного) права. Зарождение первых международно-правовых норм. Субъекты и объекты международного права. Принципы международного права. Функции международного права в регламентации межгосударственных отношений.

Дипломатическое право. Возникновение института послов, утверждение норм их иммунитета. Законы Ману. Венский Конгресс 1814-1815гг. Аахенский конгресс стран Священного Союза 1818г. Разработка новых международно-правовых документов, регулирующих межгосударственное дипломатическое взаимодействие (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1861г., Венская конвенция о специальных миссиях 1969г. и др.).

Консульское право. Источники и история становления консульских институтов. Значение крестовых походов в развитии этих институтов. Роль консульских учреждений в дипломатической практике государств. Учреждение консульских рангов. Развитие конвенционного консульского прав (первые консульские конвенции, Венская конвенция о консульских сношениях 1963г.).

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся дипломатия и международное право?

2. Что такое дипломатическое право?
Лекция 3. Установление и развитие дипломатических отношений (2 часа).

Перечень основных вопросов:

Понятие «признание». Установление дипломатических отношений как следствие международно-правового признания государств. Конститутивная и декларативная теории международно-правового признания государств. Признание де-факто и де-юре, фактическое признание (признание «ad-hoc»). Признание правительства, органов сопротивления, органов национального освобождения, воюющей стороны. Процедура установления дипломатических отношений, их приостановление и прекращение. Формы дипломатических связей (дипломатические и консульские представительства, постоянные представительства при международных организациях, специальные миссии). Успешное развитие дипотношений (активные контакты на уровне высших эшелонов власти, укрепление двусторонней договорно-правовой базы, расширение торговых, экономических и культурных связей, контактов между людьми и т.д.) – результат серьезной и кропотливой работы государственных внутренних и зарубежных органов внешних сношений.

Контрольные задания к занятию:

  1. Подобрать видеоматериалы, иллюстрирующие процедуру вручения послами верительных грамот главам государства, прокомментировать основные процедурные моменты, выделить общие и отличительные этапы в разных странах.

  2. Найдите в литературе образцы верительных, отпускных и отзывных грамот, использовавшихся в дипломатической практике различных государств.


Контрольные вопросы:

1. Каков порядок открытия нового дипломатического представительства?

2. Назовите документы, которыми оформляются дипломатические отношения между государствами?

3. Что такое агреман?

4. Как осуществляется запрос агремана и ответ на него?

5. Что такое верительная грамота?

6. Каково содержание верительной грамоты?

7. Порядок вручения верительной грамоты?

8. Перечислите основные протокольные мероприятия вступления в должность дипломатического представителя.
9. Назовите случаи прекращения деятельности дипломатического представительства.
Лекция 4. Государственные органы внешних сношений (4 часа).
Перечень основных вопросов:

Понятие органов внешних сношений. Центральные и зарубежные органы внешних сношений, их виды и основные функции.

Государственные органы власти и их внешнеполитические полномочия. Конституционные и конвенционные органы внешних сношений.

Глава государства и его основные функции в сфере внешней политики и международных отношений.

Палаты Федерального собрания и их конституционные полномочия.

Председатель правительства, правительство и федеральные конвенционные ряды (ряд министерств и ведомств).
Контрольные вопросы:

1. Как классифицируются органы внешних сношений государства?

2. Назовите центральные и зарубежные органы внешних сношений государства.

3. Что такое конституционные и конвенционные органы внешних сношений.

4. Назовите дипломатические органы внешних сношений.

5. Как распределены полномочия между федеральными органами власти России в решении внешнеполитических задач?
Лекция 5. Место МИД России в системе государственных органов внешних сношений (2 часа). Координирующая роль МИДа в проведении единой внешнеполитической линии РФ. Нормативно-правовая база деятельности МИД РФ: Положение о МИД РФ и др. документы. Организация Министерства иностранных дел РФ. Организационная структура ведомства иностранных дел и решаемые им задачи. Система и структура МИД РФ. Коллегия МИД РФ. Оперативные территориальные и функциональные подразделения ведомства иностранных дел.
Изучив Положение о МИД РФ

(в ред. Указа Президента РФ от 19.10.2005 N 1218) и иные нормативные документы (см. список рекомендованных источников) подготовить ответ на вопросы:
Контрольные вопросы (письменно):

  1. Назовите основные этапы становления российского ведомства иностранных дел.

  2. Назовите основные нормативные документы, регламентирующие деятельность МИД РФ.

  3. Назовите составляющие системы МИД РФ.

  4. Какие подразделения включает в себя организационная структура МИД.

Лекция 6. Зарубежные органы внешних сношений государств. (4 часа).
Виды зарубежных органов внешних сношений. Постоянные и временные зарубежные органы внешних сношений. Функции дипломатического представительства. Организационная структура дипломатического представительства. Порядок сношения дипломатического представительства с властями страны пребывания.

Новые формы представительских институтов: миссия по проблемам собственности, представительские бюро или бюро по связям, секция интересов и др.
Контрольное задание к занятию (письменно):

Составьте схему, отражающую современную систему зарубежных органов внешних сношений.
Лекция 7. Российское посольство, его задачи и функции (4 часа). Структура и организация работы. Деятельность Посольства по обеспечению национальных интересов России и реализации ее внешнеполитического курса в стране пребывания. Нормативно-правовая основа деятельности загранпредставительств: Положение о Посольстве Российской Федерации и Чрезвычайном и Полномочном После РФ в иностранном государстве. Задачи и функции российского посольства, его структура и штаты. Распределение обязанностей между сотрудниками посольства. Обязанности и права посла. Связи посольства с МИД и дипломатическими представительствами других государств в стране пребывания. Информационно-разъяснительная работа, сбор и анализ информации – приоритетные составляющие их работы.

Роль иностранного языка в работе дипломата. Сотрудники других ведомств в Посольстве (экономические и торговые советники, специализированные атташе).

Психологическая особенность работы – проживание за рубежом в рамках ограниченных коллективов.

Контрольные вопросы:

1. Назовите зарубежные дипломатические органы внешних сношений государства.

2. Перечислите функции дипломатического представительства.

3. Назовите должности персонала в посольстве.

4. Чем отличается посольство от миссии.

5. Какова организационная структура посольства?
Лекция 8. Дипломатический персонал. (4 часа).

Перечень основных вопросов:

Дипломатическая служба как подвид государственной службы.

Понятие дипломатического персонала. Категории сотрудников дипломатического представительства. Должности дипломатических сотрудников в посольстве. Старшинство дипломатических работников.

Классы глав дипломатических представительств. Ранги дипломатов.

Дипломатический корпус. Список дипломатического корпуса. Дуайен дипломатического корпуса и его международно-правовой статус и функции.

Дипломатические иммунитеты и привилегии. Иммунитеты и привилегии представительства и персонала.
Контрольные вопросы

1. Что такое ранги классы дипломатических работников?

2. Назовите должности дипломатов в посольстве.

3. Дайте определение дипломатического корпуса.

4. Кто такой дуайен и каковы его функции?

5. В чем суть дипломатических иммунитетов и привилегий? Назовите основные из них.

Лекция 9. Основные направления и формы работы дипломатического представительства.

Информационно-аналитическая деятельность в дипломатическом представительстве (4 часа).

Перечень основных вопросов:

Понятие информационно-аналитической работы. Принципы, методы и этапы информационно-аналитической работы. Цели и задачи информационно-аналитической работы в посольстве. Виды аналитических и информационных документов, направляемых Посольством в Центр. Основные темы переписки, каналы связи, источники информации, способы добывания сведений.

Виды отчетных информационных документов и требования к ним. Организация информационно-аналитической работы в посольстве. Особенности информационно-аналитической работы в дипломатическом представительстве. Работа с материалами и представителями средств массовой информации.
Контрольные вопросы

1. Дайте определение информационно-аналитической работе в дипломатическом представительстве?

2. Назовите отчетно-информационные документы, разрабатываемые в дипломатическом представительстве.

3. Каковы требования к информационным документам?

4. Назовите основные источники получения информации при ведении информационно-аналитической работы в посольстве.

5. Назовите способы добывания информации.

6. Назовите основные принципы информационно-аналитической работы в различных государственных ведомствах.

7. Каковы основные направления информационно-аналитической работы в дипломатическом представительстве?

8. Какие каналы передачи информации диппредставительством из страны пребывания в Центр Вы можете назвать?

Лекция 10. Дипломатическая документация и дипломатическая переписка (4 часа)
  1   2   3   4   5

Похожие:

Удмуртский государственный университет iconФедеральное государственноебюджетное образовательное учреждение высшего...
Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14. 02. 2008 №71 «Об утверждении Типового положения об образовательном...

Удмуртский государственный университет iconТехнологий и физики математика
Ворошилов Евгений Сергеевич, Удмуртский государственный университет, drt666@mail ru

Удмуртский государственный университет iconРешением Ученого совета
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный...

Удмуртский государственный университет iconРешением Ученого Совета гоувпо «УдГУ»
Положение о студенческих общежитиях Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Удмуртский...

Удмуртский государственный университет iconРабочая программа по проведению Итоговой государственной аттестации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный...

Удмуртский государственный университет iconМетодические указания по дисциплине методические рекомендации для студентов
Учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет»

Удмуртский государственный университет iconФгбоу впо «Удмуртский государственный университет»
ГУ, Университет), в лице ректора Бунтова С. Д., действующего на основании Устава, именуемый в дальнейшем «Работодатель», и гражданин...

Удмуртский государственный университет iconАдрес Оргкомитета
РФ, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Московский физико-технический институт (государственный университет),...

Удмуртский государственный университет iconФгбоу впо «удмуртский государственный университет» Институт права,...
Целью освоения дисциплины «Криминалистика» является сформировать общие представления, дать знания, умения и навыки деятельности по...

Удмуртский государственный университет iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Целью данной программы является формирование у студентов комплексного научного подхода к анализу явлений финансово-хозяйственной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск