Методическое пособие Лобуков В. Г. Преамбула


Скачать 438.88 Kb.
НазваниеМетодическое пособие Лобуков В. Г. Преамбула
страница1/4
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Договоры > Методическое пособие
  1   2   3   4
Опыт построения и использования

бизнес-моделей в малом бизнесе.
Методическое пособие
Лобуков В.Г.
Преамбула.
Тема бизнес-моделей сравнительно новая, но при этом сами модели всегда были, есть и будут лежать в основе деятельности любой коммерческой организации и не так важно, осознаются ли они руководителями бизнеса или просто ведут их безымянной путеводной звездой к коммерческой удаче… или в другую сторону.

Когда предприниматели за столиком в кафе горячо обсуждают новую бизнес-идею и что-то рисуют на салфетке – они рисуют именно модель будущего бизнеса, пусть и неполную, пусть фрагментарную, но уже отражающую все принципиальные моменты и главное –показывающую, где в этой идее есть деньги, каковы размеры чистой прибыли и стоит ли игра свеч.

В России, в бизнес-среде широко распространено понятие «схема» - некая хитроумная комбинация, позволяющая особам с недюжим предпринимательским талантом зарабатывать деньги там, где другие не видят имеющихся возможностей или по разным причинам, в т.ч. и этическим не могут их реализовать.

Это понятие уже успело обрести некоторый негативный оттенок, но по смыслу оно очень близко к теме бизнес-моделей.

Отличие состоит в том, что бизнес-модели основаны на правильном предпринимательском мышлении, которое начинается с клиента и заканчивается клиентом. И чем это мышление продуктивнее, тем больше величина чистой прибыли.

Сегодня бизнес-модели становятся объектами управления. Завтра управление компанией на основе бизнес-моделей может стать решающим фактором в повышении рентабельности бизнеса.

Но сначала надо научиться строить эти самые бизнес-модели.

Тому, как перевести свои глубоко личные бизнес-мысли и ожидания в плоскость рациональных представлений, расчетов и действий и посвящено данное методическое пособие.
Для кого будет полезен этот материал:


  1. Для руководителей предприятий, которые хотят выстроить свою компанию на принципах жизнеспособной системы.

  2. Для руководителей коммерческих служб, которые готовы управлять доходностью существующего бизнеса.

  3. Для предпринимателей, которые планируют открывать новые бизнес-направления, запускать новые проекты, разрабатывать новые продукты и выходить на новые рынки.

  4. Для инициаторов стартап–проектов, желающих оценить свои перспективы и нацелиться на наиболее привлекательные варианты.

  5. Для учебных заведений, где читаются курсы по бизнес-моделям.

  6. Всем, кто по работе или в частном порядке интересуется вопросами поиска инструментов, способных увеличить его предпринимательскую эффективность.

Как пользоваться этим методическим пособием.
Все самое главное – в Первой главе.

Вторая Глава позволяет оценить и улучшить варианты, найденные в Первой главе.

Третья Глава – для тех, кто так и не смог уснуть, читая первые две.

Глава I. Строим бизнес-модель.
1.1 Структура бизнес-модели.

Бизнес-модель показывает, как компания создает ценности для клиентов, как она при этом зарабатывает деньги и как защищается от быстрого копирования своих действий конкурентами.

Это тот теоретический минимум, с которого уже можно начинать строить бизнес-модель.

Начнем с формализации существующей модели Вашего бизнеса или с Идеи Вашего нового бизнеса.

При всей кажущейся простоте отображения так хорошо знакомой Вам Вашей бизнес-реальности, с первого раза мало у кого получается адекватно представить свой бизнес в терминах бизнес-модели.

Требуется наработка некоторых навыков.

Бизнес-модель имеет две части – описательную и расчетную. Первая раскрывает смысловые взаимосвязи того, на чем компания зарабатывает деньги, вторая – переводит их на язык чистой прибыли, потенциально заложенной в той, или иной версии бизнес-модели.

Начнем со знакомства с описательной частью представления бизнес-модели.

Схема и расположение элементов, из которых она состоит, может выглядеть по-разному, но в данном пособии будем использовать следующий вариант:

Рис. 1.Графическая схема бизнес-модели

10. Структура расходов

7. Инфраструктура

4. Продукты, услуги, комплексные решения

1. Целевые группы клиентов

11. Структура доходов

3. Механизм взаимодействия с клиентами

 

2. Каналы продаж

 

8. Ключевые ресурсы (дополнительные акценты)

6. Технологическая платформа

9. Механизм взаимодействия с партнерами и поставщиками

5. Предложение ценности для клиентов

(т.е. за что клиенты платят деньги именно Вашей компании)

 

Рассмотрим подробнее каждый из элементов:

1. Целевые группы клиентов.

Классическое определение: - это выделение из общей массы покупателей отдельных групп, различающихся требованиями к свойствам товара и чувствительностью к уровню его цены.

Группы клиентов представляют различные сегменты, если:

  • различия в их запросах обуславливают различия в предложениях;

  • взаимодействие осуществляется по разным каналам сбыта;

  • взаимоотношения с ними нужно строить по-разному;

  • их выгодность существенно различается;

  • их привлекают разные аспекты предложения.


2. Каналы продвижения и продаж - это каналы, через которые осуществляются активные продажи, где инициаторами контактов с клиентами выступает сама компания. Каналы продвижения повышают степень осведомленности потребителя о товарах и услугах компании, знакомят потребителя с ценностными предложениями, обеспечивают послепродажное обслуживание.

В качестве активных каналов продаж могут выступать:


  • Прямые продажи;

  • Розничные продажи;

  • Оптовые продажи;

  • Дилерская сеть;

  • Тендерные торги;

  • Электронная коммерция;

  • и пр.


3. Механизм взаимодействия с клиентами - это каналы, формирующие пассивные продажи, когда клиент сам находит компанию и по своей инициативе выходит с ней на связь. В общем случае это могут быть:

  • «сарафанное радио»;

  • реклама;

  • выставки;

  • сайт компании;

  • различные механизмы поддержания взаимоотношений с постоянными клиентами;

  • участие компании в различных мероприятиях (конференции, круглые столы, публикации в СМИ и пр.).

  • «раскрутка» своих ключевых специалистов;

  • и пр.

4. Продукты, услуги, комплексные решения - какие продукты, услуги, комплексные решения, имеющие ценность для клиента, предлагает компания. Здесь учитывается только то, что компания продает за деньги. Бесплатные сервисы – это следующий блок.

5. Ценностное предложение – совокупность преимуществ, которые компания готова предложить потребителю и которые будут им восприняты, как факторы привлекательности.

В общем случае это могут быть: новизна, производительность, персональная поддержка клиента, снижение издержек клиента, устраивающий клиента уровень сервиса, повышение его конкурентоспособности, факторы, формирующие личные симпатии клиента к вашей компании, и пр.

Одно замечание. В первом приближении допускается самостоятельно сформулировать эти требования – и пока это будет не то, что клиенты действительно считают ценностью, а Ваши представления об этом. В дальнейшем, когда бизнес-моделей будет интегрироваться в управленческий контур компании, надо будет оперировать реальными предпочтениями клиентов.

А для этого их нужно изучать, или проверять свои гипотезы относительно того, что клиенты считают ценностью, работая с Вашей компанией.
6. Технологическая платформа. Это все технологии, которые используются в компании и для создания ценностей для клиентов и для обеспечения собственной эффективности: - производственные, маркетинговые, коммерческие, логистические, финансовые, управленческие, web и пр. технологии, оборудование, патенты, лицензии, программное обеспечение и т.п.

7. Инфраструктура. Ключевые активы, которые компания использует в процессе создания цепочек ценностей для клиентов и кому принадлежат права на эти активы (собственность, аренда, лизинг и пр.).

В этом разделе указываются офисные, торговые, складские, производственные, и пр. помещения, здания, сооружения, земельные участки, транспорт и т.п. активы.

8. Ключевые ресурсы (дополнительные акценты) – это те ресурсы, отсутствие которых может негативно сказаться на текущей, средне- и долгосрочной перспективе развития компании. То, на чем все держится.

В общем случае это могут быть светлые головы основных специалистов, личные связи руководителя компании, административный ресурс, уникальные технологии, особые отношения с партнерами, поставщиками, кредитными институтами и пр., месторасположение компании, особые компетенции в маркетинге, продажах, в отношениях с клиентами и т.д.

9. Механизм взаимодействия с партнерами и поставщиками. С какими партнерами и поставщиками работает компания в рамках цепочек создания ценности (ЦСЦ). На основании каких принципов – общерыночных, особых, стратегических – выстроены эти взаимодействия.

10. Структура расходов - какова структура и величина затрат компании на реализацию бизнес-модели (точнее, конкретной версии бизнес-модели).

11. Структура доходов – это структура доходов компании в разрезе продуктов, услуг, комплексных решений, предлагаемых клиентам, а также в разрезе каналов продаж, целевых групп клиентов и регионов.

Структура доходов связана со структурой прибыли и для наглядности, обычно, отображается в одной форме.
Теперь, когда мы познакомились с содержанием основных элементов бизнес-модели, можем переходить к ее формализации, т.е. попытаться описать наш бизнес в терминах бизнес-модели.

1.2 Построение описательной части бизнес-модели.
Построение бизнес-модели процесс – итеративный, т.е. по мере ее заполнения придется по нескольку раз возвращаться к уже готовым блокам, переосмысливать их, и возможно, изменять. К этому нужно быть готовым.
Теоретически, начинать построение бизнес-модели можно с любого места, но практический опыт подсказывает, что удобнее это делать с п. 4. «Продукты, услуги, комплексные решения». Это та основа, с которой можно начинать «разворачивать» бизнес-модель в любую сторону.
Помимо использования широко рекомендуемых стикеров, опять же, опытным путем было установлено, что заполнять блоки бизнес-модели удобно и просто в табличной форме, которая позволяет сохранить все комментарии к каждой позиции.

Одна из таких форм представлена ниже:

Таблица 1



Разделы бизнес-модели

Содержание

Комментарии

1

Целевые группы клиентов







2

Каналы продвижения услуг

(механизмы активных продаж)







3

Механизм взаимодействия с клиентами (механизмы пассивных продаж)







4

Продукты, услуги, комплексные решения







5

Ценностей для клиентов (декларируемые)







6

Технологическая платформа







7

Инфраструктура







8

Ключевые ресурсы







9

Модель кооперации с партнерами и поставщиками







10

Структура расходов







11

Структура доходов






  1   2   3   4

Похожие:

Методическое пособие Лобуков В. Г. Преамбула iconМетодическое пособие по выполнению практических работ
Методическое пособие предназначено для обучающихся по специальности 151901 Технология машиностроения

Методическое пособие Лобуков В. Г. Преамбула iconМетодическое пособие 2011 г
Методическое пособие предназначено для представления слушателям возможностей программного продукта «1С: Бухгалтерия элеватора и комбикормового...

Методическое пособие Лобуков В. Г. Преамбула iconМетодическое пособие посвящено проблемам организации профильного...
Пособие для организатора профильного обучения. Методическое пособие./ Сост. Лыба А. А., Казакова И. И., Колбас С. В. Томск: тоипкро,...

Методическое пособие Лобуков В. Г. Преамбула iconМетодическое пособие по ведению дневника и составлению «отчета студента»...
Методическое пособие предназначено для студентов 6 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело»

Методическое пособие Лобуков В. Г. Преамбула iconВ. Ю. Ершова Методическое пособие по дисциплине
Методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт...

Методическое пособие Лобуков В. Г. Преамбула iconУчебно-методическое пособие Рязань 2012
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки тьюторов, стажеров, руководителей и педагогических работников школ

Методическое пособие Лобуков В. Г. Преамбула iconМетодическое пособие по дисциплине «Социология»
Социология: Методическое пособие /Акимова И. А., Гаврилина Е. А., Кансузян Л. В. и др.; Под ред. Акимовой И. А. – М.: Изд-во мгту...

Методическое пособие Лобуков В. Г. Преамбула iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму

Методическое пособие Лобуков В. Г. Преамбула iconМетодическое пособие для практических занятий красноярск 2002
...

Методическое пособие Лобуков В. Г. Преамбула iconОрганизация и технология документационного обеспечения управления учебно-методическое пособие
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск