Скачать 279.24 Kb.
|
Типовая методика разработки бизнес-планов, UNIDO ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ПРОМЫШЛЕННОМУ РАЗВИТИЮ Центр ЮНИДО в Российской Федерации ул. Куусинена, 21 Б, 125252, Москва, Россия Тел: ( +7 495) 943 0021, Факс: (+7 495) 943 0018, E-mail: office@unido.ru Типовая методика разработки бизнес-планов и анализа инвестиционных проектов Введение. В основе типовой методики лежат тестовые таблицы. Тестовые таблицы для разработки бизнес-плана представляют собой набор вопросов сгруппированных по разделам бизнес-плана. В каждом разделе вопросы группируются исходя из порядка изложения раздела. Объем вопросов определяется установленными международными нормами к бизнес-планам [1], методическими рекомендациями министерств [2] и коммерческих банков, а также необходимостью полного отражения экономической деятельности предприятия. Техника использования тестовых таблиц состоит в следующем: имеется универсальный текст-шаблон бизнес-плана, выполненный в текстовом редакторе (WORD). При работе с этим текстом можно дополнять или стирать слова, фразы или целые абзацы. В процессе работы в определенных местах (выделенных в тексте) необходимо вносить ответы на вопросы из тестовых таблиц. Выделенные места, вопросы в тестовых таблицах и ответы на них имеют одни и те же соответствующие номера. Таким образом достигается максимальное упрощение работы над текстовой частью бизнес-плана. Вопросы в тестовых таблицах имеют несколько целей: - Провести диагностику существующего положения дел в фирме. В этом случае на поставленные вопросы предполагается ответ в форме «да», «нет» или по оценочной шкале: 1. - «совсем неверно»; 2. - «в некоторой степени»; 3. - «в существенной степени»; 4. - «чаще всего»; 5. - «совершенно верно»; 6. - «не знаю», можно от 1. - «совсем не устраивает» до 5. - «полностью устраивает», 6. - «не знаю». В зависимости от ответа предлагаются варианты решения вопроса с учетом получения наибольшей эффективности. Данная группа вопросов используется не только при разработке бизнес-плана, но также при инвестиционном анализе и диагностике. Только в этом случае ответы в тексте бизнес-плана или на вопросы анкеты при диагностике оцениваются с учетом уровня эффективности. - Дать ответы для заполнения пропусков в тексте бизнес-плана. Помимо вопросов предусматриваются таблицы для заполнения их исходными данными. Эти данные используются при составлении таблицы доходов и затрат, денежных потоков, сводного баланса активов и пассивов, определения точки самоокупаемости, а также оценки технических характеристик товаров, анализа степени устойчивости товара на рынке, вероятности рисков по группам, суммы возможного убытка. Исходные данные используются также для расчета показателей коммерческой, бюджетной и экономической эффективности [2]. Глава 1 В первой главе рассматривается типовой текст-шаблон бизнес-плана: БИЗНЕС-ПЛАН Титульный лист _____________________________________/ Название и адрес предприятия/ _____________________________________/ Имена и адреса учредителей/ Сущность предлагаемого проекта________________________________ Стоимость проекта____________________________________________ Срок окупаемости_____________________________________________ Оглавление бизнес-плана ________________/ Наименование предприятия/ Разделы 1. Вводная часть 2. Описание предприятия 3. Анализ положения дел в отрасли 4. Существо проекта 5. План маркетинга 6. Производственный план 7. Организационный план 8. Оценка риска и страхование 9. Финансовый план 10. Стратегия финансирования 11. Приложение (в Приложение вместо указанных ниже таблиц могут войти выходные формы программ по разработке бизнес-планов и анализа инвестиционных проектов) Таблица 1 (Структура себестоимости продукции) Таблица 2 (Выручка от реализации) Таблица 3 (Таблица доходов и затрат) Таблица 4 (Баланс денежных потоков) Таблица 5 (Сводный баланс активов и пассивов предприятия) Таблицы исходных данных Список прилагаемых документов 1. Вводная часть 1.1. Стратегическая цель Указанным проектом _______________________________________/ 1.1 1.2. Тактическая цель Реализация проекта позволит получать ежегодную прибыль в размере _____. Инвестиции в проект составят _______________, а /созданное, реконструированное/ предприятие позволит окупить их всего за ____________ . 1.3. Рынок ________________________________________________________/ 1.2 1.4. Стратегия достижения цели Для реализации намеченной цели предприятие намерено осуществить следующие мероприятия: - ________________________________________________________/ 1.3 1.5. Стратегия финансирования Стратегия финансирования предусматривает реализацию проекта в рамках ________ предприятия с использованием кредита в размере _________ с возвратом в течение ________/срок, условия финансирования/. 1.6. Экологическая безопасность Защита окружающей среды достигается использованием _____________/ 1.4 1.7. Достижимость поставленных в проекте целей обеспечивается за счет: - ________________________________________________________/ 1.5 2. Описание предприятия 2.1. Организационно-правовая форма, местоположение и история предприятия. __________________________________________/ 2.1, 7.1, 2.2, 2.3 2.3. Основные направления деятельности. _________________________________________/ 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 2.4. Результаты деятельности предприятия. _________________________________________/ 2.8 3. Анализ положения дел в отрасли 3.1. Текущая ситуация и тенденции ее развития Общая ситуация _________________________________/ 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6 3.2. Перспективы развития отрасли _________________________________________________/ 3.7, 3.8, 3.9 3.3. Оценка объёма рынка, регионы сбыта, тенденции развития рынка. _____________________________________________________/ 3.10, 3.11, 3.12, 3.13 3.4. Описание рынка сбыта. Контингент покупателей, структура их предпочтений, их поведение при различных изменениях существующей ситуации. _____________________________________________________/ 3.14, 3.15, 3.16, 3.5. Основные сегменты рынка, отношения между сегментами рынка, тенденции изменения структуры рынка в отношении спроса на предлагаемую продукцию. _____________________________________________________/ 3.17, 3.18, 3.19 Для названных потребителей определена степень привлекательности по трехбалльной шкале: о/п - очень привлекательно, п - привлекательно, н/п - непривлекательно. Области наиболее эффективного применения каждого вида услуг представлены в Перечне 1: Потребители 1. продукция/услуги 2. продукция/услуги Данные получены экспертным путем в результате опроса специалистов в сфере __________ деятельности. Анализ максимальной концентрации заинтересованности по направлениям и клиентам (в табл. 1 выделено тонировкой по первому столбцу и второй строке) приводит к следующим выводам: 1. по направлению деятельности: наибольшую заинтересованность (и спрос на продукцию/услуги) всех клиентов можно ожидать по ________________ ; 2. по клиентам: наибольший спрос на продукцию (полный комплекс услуг) _______ может быть востребован _______________ . 3.6. Конкурентные предложения на рынке. ___________________________________________________/ 3.20, 3.21 3.7. Крупнейшие производители аналогичной продукции. ____________________________________________________/ 3.22, 3.23, 3.24, 3.25 В таблице 2 оценки потенциальных конкурентов приводятся результаты экспертных оценок по наиболее значительным конкурентам ________, а также по степени их ожидаемой конкуренции. Приняты следующие обозначения степени конкуренции: в - высокая, с - средняя, н - низкая. Номера сегментов рынка соответствуют обозначениям таблицы 1. Например, обозначение 1/в соответствует высокой конкуренции в 1-м сегменте рынка. Перечень 2 Конкуренты 1. продукция/услуги 2. продукция/услуги 1. 1/в 2/в 3/в 4/с 5/н 6/н 7/н Обработка этой таблицы приводит к следующим выводам: - наибольшими потенциальными конкурентами для ________ являются _______; - в наиболее сильной степени конкурентная борьба развернется по ___________. 3.8. Качество, объёмы продаж, цены конкурентов. ____________________________________________________/ 3.26, 3.27, 3.28, 3.29, 3.30 3.9. Реклама конкурентов. _____________________________________________________/ 3.31 3.10. Политика цен конкурентов. ______________________________________________________/ 3.32, 3.33, 3.34, 3.35 3.11. Преимущества и недостатки продукции конкурентов / 3.36, 3.37 Перечень 3 наименование продукции/услуг преимущества недостатки 3.12. Причины предпочтительности продукции по отношению к продукции конкурентов. ______________________________________________________/ 3.38, 3.39 4. Существо проекта 4.1. Цель проекта Целью данного проекта является __________________________/ 4.1, 4.2 4.2. Наличие информационных материалов о проекте _________________________________________________________/ 4.3, 4.4 4.3. Наименование продукции По проекту предполагается производство продукции __________ , а именно __________________________________________________/ 4.5, 4.6 4.4. Назначение продукции _______________________________________________________/ 4.7, 4.8, 4.9, 4.10 4.5. Основные отличия предлагаемой продукции от имеющейся _________________________________________________________/ 4.11, 4.12, 4.13 4.6. Формы защиты продукции __________________________________________________________/ 4.14 4.7. Факторы технической неопределенности и меры по их снижению _______________________________________________________/ 4.15, 4.16, 4.17 5. План маркетинга 5.1. Прогнозируемая рыночная цена _____________________________________________________/ 5.1, 5.2, 5.3 5.2. Опыт работы на выбранном сегменте рынка. _____________________________________________________/ 5.4 5.3. Описание предполагаемых способов, форм и каналов сбыта продукции. _____________________________________________________/ 5.5, 5.6 5.4. Реклама. _____________________________________________________/ 5.7 5.5. Формирование общественного мнения. _____________________________________________________/ 5.8 5.6. Стимулирование продаж. _________________________________________________/ 5.9, 5.10, 5.11, 5.12 5.7. Оценка примерных объёмов спроса и реализации продукции ближайшие 2-3 года. ________________________________________/ 5.13, 5.14, 5.15, 5.16, 5.17, 5,18 6.0. Производственный план 6.1. Стратегической целью предприятия в сфере производства является ____/ 6.1 6.4. Характеристика существующих основных производственных фондов. _____________________________________________________/ 6.2 2.4. Планировка предприятия и размещение производственного оборудования __________________________________________/ 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9, 6.10 6.5. Ресурсы, имеющиеся в распоряжении Заемщика, для реализации проекта. __________________________________________________/ 6.11, 6.12, 6.13, 6.14, 6.15, 6.16 6.2. Готовность производства. _________________________________________________/ 6.17, 6.18, 6.19 6.3. Необходимые производственные мощности. _____________________________________________________/ 6.20 6.6. Новое оборудование необходимое для производства. _____________________________________________________/ 6.21 6.7. Сырье и комплектующие - условия и схемы закупки. _____________________________________________________/ 6.22 6.8. Репутация поставщиков, опыт работы с ними. ____________________________________________________/ 6.23, 6.24 6.9. Лимитирование объёмов производства. _____________________________________________________/ 6.25 6.10. Технологическая схема производственного процесса. _____________________________________________________/ 6.26 6.11. Схема производственных потоков. _____________________________________________________/ 6.27 6.12. Контроль качества. _____________________________________________________/ 6.28 6.13. Оценка возможных издержек производства и её динамика на перспективу. __________________________________________________/ 6.29 6.14. Рентабельность производства, планируемая прибыль и её использование _____________________________________________________/ 6.30 6.15. Техника безопасности _____________________________________________________/ 6.31 6.16. Затраты на утилизацию отходов и защиту окружающей среды. _____________________________________________________/ 6.32 6.17. Ограничения на местоположение. _____________________________________________________/ 6.33 6.18. Трудовые ресурсы. _____________________________________________________/ 6.34, 6.35 7.0. Организационный план 7.1. Форма собственности. __________________________________________/ 7.1. 7.2. Основные пайщики (партнеры - если речь о товариществе). __________________________________________/ 7.2, 7.3, 7.4 7.3. Члены совета директоров. __________________________________________/ 7.5 7.4. Краткие биографические справки на руководителей предприятия. __________________________________________/ 7.6, 7.7 7.5. Правом подписи на финансовых документах обладают: __________________________________________/ 7.8 7.6. Организационная схема предприятия. __________________________________________/ 7.9, 7.10, 7.11 7.7. Критерии отбора и оплата труда персонала и её регулирование. _________________________________________/ 7.12, 7.13, 7.14, 7.15 7.8. Планирование. _________________________________________/ 7,16, 7.17, 7.18 7.9. Стиль управления. _________________________________________/ 7.19 7.10. Повышение квалификации. _________________________________________/ 7.20 7.11. Поддержка проекта местной администрацией. _________________________________________/ 7.21, 7.22 8.0. Оценка риска и страхование 8.1. SWOT-анализ проекта. Качественный подход к описанию рисков заключается в детальном и последовательном рассмотрении содержательных факторов, несущих неопределенность, и завершается формированием причин основных рисков. Одной из простейших методик формирования рисков является SWOT-анализ./8.1, 8.2, 8.3, 8.4, 3.15, 4.11 Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы 8.2.Экспертная оценка рисков. Простейший подход к получению качественных характеристик - использование экспертных оценок /8.5 Оценка степени готовности проекта по следующим компонентам: Товар Рынок Рыночный план Производство Наличие лидера проекта Организационная схема Финансирование Готовность бизнес-плана Роза рисков 8.3. Характеристика рисков. ________________________________/8.6 8.4. Страхование. ________________________________/страхование имущества и рисков/ Программа страхования от рисков Виды страхования Страховые суммы по пунктам Суммы страховых платежей по видам 9.0. Финансовый план 9.1. Прогноз объёмов реализации на ближайшие два- три года представлен в таблице «Выручка от реализации». Из таблицы и графика видно, что ____________________________________________/ приложить протоколы о намерениях с потребителями/ 9.2. Прогноз доходов и затрат отражается в «Отчете о прибыли» и говорит о _______________________________________/методология и результаты/ 9.3. Отчет о движении денежных средств, представленный в виде таблиц и графиков Приложения, является важнейшей формой оценки инвестиционного проекта. Увеличение положительного сальдо баланса поступлений и платежей в течение всего срока жизни проекта говорит о большом запасе финансовой прочности 9.4. Сводный баланс активов и пассивов предприятия или балансовый отчет, представленный в виде таблиц и графиков Приложения, иллюстрирует динамику изменения структуры имущества проекта (активов) и источников его финансирования (пассивов). На основе информации, содержащейся в базовых формах финансовой оценки, рассчитаны коэффициенты, которые можно разбить на три основные категории: • показатели рентабельности (прибыльность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного • капитала); • оценка использования инвестиций (оборачиваемость активов); • оценка финансового состояния (общая ликвидность, мгновенная ликвидность). Из значений, приведенных в Таблице «Коэффициентов финансовой оценки» Приложения можно сделать вывод, что показатели рентабельности и оценка использования инвестиций отражают успешность предлагаемой к осуществлению основной деятельности и маркетинговой политики. Общая ликвидность значительно превышает значение 2, что говорит о ее хорошем уровне. Коэффициент мгновенной ликвидности выше диапазона от 0,5 до 1,2, что говорит о высокой надежности предприятия с точки зрения возможности оплаты поставок и погашения краткосрочных банковских обязательств. Учитывая все отмеченные выше показатели финансовой оценки предприятия, можно сделать вывод о финансовой состоятельности проекта. 9.5. Инвестиционные расчеты. Расчет срока окупаемости проекта относится к группе простых методов оценки эффективности. Исходя из значений, приведенных в таблицах «Анализа эффективности проекта» простой срок окупаемости без учета внешнего финансирования составляет _______. Этот срок значительно ниже принятого срока кредитования, что говорит о низком риске инвестирования. Значительные величины чистой текущей стоимости проекта (NPV) и рентабельности инвестиций (NPVR), полученные в таблице «Анализ эффективности проекта» подтверждают целесообразность инвестирования денежных средств в проект, а высокое значение внутренней нормы прибыли (IRR) говорит о возможности увеличения ставки процента за привлекаемые источники финансирования проекта. Анализ чувствительности проекта показывает высокую устойчивость проекта, т.к. при уменьшении объемов реализации услуг и выручки от услуг до 60% чистая текущая стоимость имеет положительное значение. 9.6. Графики достижения безубыточности. _______________________________________/ методология, результаты, несколько вариантов/ 10.0. Стратегия финансирования 10.1. Общий объём средств требуемый для реализации проекта составляет ________ (см. табл. «Инвестиционные издержки»). 10.2. Объем средств уже вложенный в проект. ____________________________________/сумма, статья / 10.3. Распределение инвестируемых средств по основным направлениям. отмечено в Таблице исходных данных Приложения «Инвестиционные издержки» ___________________________/ земля, сооружения, оборудование, оборотные средства/ 10.4. Предполагаемые формы и источники финансирования проекта, условия получения средств. Проект предусматривает два источника финансирования - собственные и заемные средства, которые делятся на капитал _______ и кредиты банка. Кредит в размере ___________ с возвратом в течение ________ (первые ________ льготные) выплачиваются поквартально под _____ годовых. 10.5. Использование заемных средств. Заемные средства направляются на: _____________________________________/цели и методы/ 10.6. Возврат заёмных средств. По финансовому плану обеспечен возврат кредита через __________ после его получения. Возврат средств (основного долга) начинается через ______ (льготный период), проценты по кредиту начинают выплачиваться сразу после получения кредита и происходит равными долями поквартально в течение ________ лет. 10.7. Профилактика рисков инвестора _____________________________________________________/ 10.8. Предлагаемое обеспечение. ___________________________/ структура и форма, его документальное подтверждение/ |
Организации Объединенных Наций и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры -юнеско | Рассмотрение докладов, представленных государствами-участниками в соответствии со статьей 40 пакта | ||
Основной текст естр | Организация Объединенных Наций направила во все страны мира «Предложения о проведении Переписи Населения на пороге третьего тысячелетия»,... | ||
Организация Объединенных Наций направила во все страны мира «Предложения о проведении Переписи Населения на пороге третьего тысячелетия»,... | Десятилетие Организации Объединенных Наций, посвященное пустыням и борьбе с опустыниванием | ||
Председатель препроводит депозитарию через правительство своей страны. Уведомление должно быть распространено не позднее 1 июля 2014... | На своей семидесятой сессии (19-21 февраля 2008 года) Комитет по внутреннему транспорту санкционировал проведение экстраординарной... | ||
В настоящем документе содержится пакет предложений о внесении поправок в основной текст (первая часть) Европейского соглашения, касающегося... | Вступила в силу 20 марта 1978 года, для Республики Беларусь 5 октября 1993 года |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |