Скачать 2.05 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» Профессиональный модуль «Организация использования лесов» «Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство» п. Правдинский 2012 Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по профессиональному модулю «Организация использования лесов» специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство. п. Правдинский, УМЦ, 2012 В методических указаниях представлены учебные задания по изучению профессионального модуля «Организация использования лесов», список литературы и нормативной документации, методические указания по изучению каждой темы, выполнению контрольных работ. Даны вопросы для самоконтроля студентов-заочников и задания по выполнению домашних контрольных работ, которые окажут помощь в подготовке к экзамену. Приведен перечень практических заданий. Методические указания по профессиональному модулю «Организация использования лесов» составлены в соответствии с примерной основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального образования специальности 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство», рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»). Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГАУ «ФИРО» от «07» октября 2011 г. № 5 Регистрационный номер рецензии № 334 от «20» 10 2011 г. ФГАУ «ФИРО».
ФБУ «Учебно-методический центр», 2012 Введение Профессиональный модуль «Организация использования лесов» является профилирующим в подготовке специалистов лесного хозяйства. Профессиональный модуль «Организация использования лесов» предусматривает изучение леса, как объект природы и хозяйственной деятельности человека, а так же экологической роли леса. Современное состояние экономики, изменения в социальной структуре общества и развитие рыночных отношений во всех сферах хозяйственной деятельности страны предъявляют новые требования к ведению лесного и лесопаркового хозяйства, где не решены многие правовые и технические вопросы, связанные с лесопользованием. В результате усвоения профессионального модуля студент должен самостоятельно решать вопросы, связанные с использованием лесов, выбором способа рубки леса, технологии лесосечных работ, контроля качества лесосечных работ, разработки мероприятий по осуществлению рекреационной деятельности на основе изучения закономерностей жизни леса. Методическая разработка включает следующие разделы: «Заготовка древесины», «Заготовка живицы и других лесных ресурсов», «Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности». С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт: - отвода лесных участков на местности под различные виды использования лесов; - выбора технологии рубок в соответствии с эколого-лесоводственными требованиями; - оформления технологической карты; - выбора способа очистки лесосек; - установления нормативов рекреационной деятельности с учетом типологической характеристики; - разработки и осуществления мероприятий рекреационной деятельности; уметь: - работать с электронной базой материалов лесоустройства; - использовать геодезические приборы и оборудование при отводе лесных участков; - устанавливать и обозначать на местности границы лесосек; - оформлять документацию по отводу лесосек; - контролировать и принимать работы по отводу лесных участков; - проводить оценку качества отведенных участков; - давать оценку правильности составленных технологических карт; - подбирать технологию заготовки живицы и других лесных ресурсов; - проводить ландшафтный анализ территорий; - выполнять функциональное зонирование лесных участков и ландшафтную таксацию лесных насаждений; - организовывать проведение мероприятий по благоустройству и реконструкции лесопарков; - осуществлять контроль за состоянием и использованием лесных участков при различных видах использования лесов; - работать с нормативной документацией; - организовывать работу производственного подразделения; - проводить инструктаж по охране труда и безопасности тушения лесных пожаров; знать: - технику отвода лесных участков; - системы и виды рубок лесных насаждений, и их организационно-технические элементы; - способы осуществления основных технологических процессов заготовки древесины; - технологии заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений; - принципы организации и ведения хозяйства в лесах для осуществления рекреационной деятельности; - пути повышения устойчивости лесов, их санитарно-гигиенических и оздоровительных функций при осуществлении рекреационной деятельности; - правила оформления технической документации; - нормативно-правовую документацию по видам использования лесов и охране окружающей среды при использовании лесов; - правила охраны труда и пожарной безопасности при использовании лесов. Студенты-заочники изучают профессиональный модуль «Организация использования лесов» на IV курсе. Заочное обучение включает, главным образом, самостоятельное изучение материала в межсессионный период. Аудиторные занятия проводятся в пределах программы профессионального модуля по наиболее сложным ее вопросам. Студент-заочник должен при изучении профессионального модуля «Организация использования лесов» выполнить четыре контрольные работы. Профессиональный модуль изучается в течение двух сессий: осенней и весенней. Контрольные работы пишутся до вызова на сессию. Первые две контрольные работы следует сдать к осенней сессии. Первая контрольная работа выполняется по разделу 1 «Заготовка древесины», вторая контрольная работа пишется по разделу 2 «Заготовка живицы и других лесных ресурсов». Третья и четвертая контрольные работы, пишутся к весенней сессии по разделу 3 «Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности». Вызов на сессию получают только те студенты, которые в срок высылают свои работы. К экзамену допускаются те студенты, которые имеют зачтённые контрольные работы. В процессе обучения профессионального модуля «Организация использования лесов» студенты должны глубоко проработать отраслевую нормативную документацию, касающуюся производственной деятельности, должностных обязанностей, связанных с организаторскими, технологическими и правовыми функциями специалиста. Также необходимо четко представить практические цели и задачи организации использования лесов, их хозяйственное значение. Труды Г.Ф. Морозова «О лесоводственных устоях» помогут раскрыть содержание основного правила при изучении наук связанных с использованием и восстановлением леса: «Рубки и возобновление должны быть синонимами». Г.Ф. Морозов считал, что лесоводство является искусством, которое не только учит пользоваться лесом без его истощения, но и решает более трудную задачу – преобразование лесной деятельности в таком направлении, чтобы она полнее и лучше удовлетворяла потребности человеческого общества. Учебное задание на сессию № 1, 2 (IV курс) Введение Раздел 1. Заготовка древесины МДК.03.01. Заготовка древесины и других лесных ресурсов Тема 1.1. Виды использования лесов. Тема 1.2. Организация использования лесов. Права пользования лесными участками. Тема 1.3. Классификация рубок спелых и перестойных насаждений, формы и виды рубок. Тема 1.4. Выборочные и сплошные рубки. Тема 1.5. Отвод лесосек. Тема 1.6. Технология лесосечных работ. Тема 1.7. Очистка лесосек. Тема 1.8. Контроль качества лесосечных работ и приемка готовых объектов. Тема 1.9. Комплекс машин и механизмов для заготовок древесины. Раздел 2. Заготовка живицы и других лесных ресурсов МДК.03.01. Заготовка древесины и других лесных ресурсов Тема 2.1. Технология подсочки. Тема 2.2. Контроль за выполнением правил заготовки живицы. Тема 2.3. Технология заготовки, сбора недревесных лесных ресурсов и контроль ее проведения. Тема 2.4. Заготовка пищевых лесных ресурсов. Тема 2.5. Сбор лекарственного сырья. Учебное задание на сессию № 3, 4 (IV курс) Раздел 3. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности МДК.03.02. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности Введение. Тема 3.1. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности. Понятие о рекреации. Тема 3.2. Предмет, объекты и задачи лесопаркового хозяйства. Тема 3.3. Зеленые зоны городов. Леса зеленых зон городов и типы хозяйств в них. Тема 3.4. Понятие о лесопарке. Выбор территории. Тема 3.5. Понятие о лесопарковых ландшафтах, их классификация и характеристика. Тема 3.6. Законы ландшафтной архитектуры. Общие принципы композиции. Тема 3.7. Ландшафтная таксация, ее цели и задачи, отличие от лесной таксации. Тема 3.8. Методы ландшафтной таксации насаждений. Тема 3.9. Архитектурно-планировочное задание на проектирование лесопарка. Опорный план, другая допроектная документация. Тема 3.10. Методика проектирования лесопарка. Тема 3.11. Хозяйственные мероприятия по благоустройству лесопарков. Тема 3.12. Хозяйственные мероприятия по реконструкции ландшафтной растительности. Тема 3.13. Хозяйственные мероприятия по содержанию территории лесопарка. Охрана в лесопарках. Тема 3.14. Назначение и классификация зеленых насаждений. Тема 3.15. Парки, скверы, уличные насаждения. Озеленение промышленных предприятий. Тема 3.16. Способы создания и содержания зеленых насаждений. Тема 3.17. Использование лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности. Тема 3.18. Основы декоративной дендрологии. Профессиональный модуль «Организация использования лесов» изучается в объеме 220 часов при очной форме обучения и 20 часов добавляется из вариативной части. Студентам заочникам на изучение профессионального модуля отводиться 50 часов. На МДК «Заготовка древесины и других лесных ресурсов» – 26 часов, в т.ч. практические занятия – 18 часов; на МДК «Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности» – 24 часа, в т.ч. практические занятия 20 часов. После изучения материала каждого учебного задания выполняется контрольная работа и высылается в образовательное учреждение для проверки. Вариант контрольного задания определяется по двум последним цифрам шифра (номера зачетной книжки) студента. Номера вопросов и задач, на которые должен ответить студент в соответствии со своим вариантом, приведены в таблице распределения вопросов. Самостоятельная работа студента-заочника по теоретическому изучению профессионального модуля «Организация использования лесов» должна заключаться в последовательной проработке учебной литературы, указанных в списке основной и дополнительной литературы. При изучении материала по учебникам рекомендуется составить конспект по всем темам программы, который впоследствии можно использовать при подготовке к экзаменам. За разъяснениями по непонятным вопросам следует обращаться к специалистам Департамента лесного комплекса субъектов РФ, районных и межрайонных лесничеств, а так же к преподавателям образовательного учреждения. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсы дополнительной литературы Основные источники:
Дополнительные источники:
19.Тюльпанов Н.М. Лесопарковое хозяйство. М.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1975 Нормативные документы:
№ 162 «Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается»
№ 246 «Положение о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации»
25. Региональная нормативная документация 26. Постановление правительства РФ № 310 от 22.05. 2007 «О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» Интернет – ресурсы: Лесной Кодекс Российской Федерации. 04.12. 2006 г. № 200-ФЗ. М.: 2006. – Consultant. Ru Технические средства обучения: Комплекс компьютерных, телекоммуникационных и программных средств. Раздел 1. Заготовка древесины МДК.03.01. Заготовка древесины и других лесных ресурсов |
... | Методические указания составлены в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Охрана труда» на основе Федерального государственного... | ||
Пм 03 «Организация использования лесов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям... | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования... | Методические указания составлены в соответствии с Требованиями фгос спо к результатам освоения основной профессиональной образовательной... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования... | Методические указания составлены в соответствии и примерной (рабочей) программой профессионального модуля пм. 01. Предоставление... | ||
Методические указания составлены в соответствии и примерной (рабочей) программой профессионального модуля пм. 01. Ведение расчетных... | Методические указания составлены в соответствии и примерной (рабочей) программой профессионального модуля пм. 02. Предоставление... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |