Скачать 0.61 Mb.
|
Система внутреннего аудита (СВА) в организации. Пособие к спецкурсу ИПБ Основные требования к структуре и содержанию Положения по организации СВА Первый раздел «Общие вопросы» отражает цели и задачи СВА, функции и принципы деятельности ее специалистов. Здесь фиксируется, чьим структурным подразделением является СВА, ее подчиненность вышестоящему руководству, то, какими нормативными документами руководствуются ее работники. Второй раздел «Организация службы внутреннего аудита» показывает состав и структуру службы, ее основные задачи, права и обязанности ее специалистов, а также объектов проверки, освещает методику организации проверок. В этом разделе можно выделить следующие подразделы: Задачи подразделения Перечисляются главные и второстепенные задачи, стоящие перед СВА по проведению комплексных проверок и оказанию иных аудиторских услуг. Структура подразделения Называются все структуры (сектора, бюро, группы) и взаимосвязи между ними, распределение обязанностей между работниками, квалификационные требования к руководителю службы и специалистам, штат СВА и форма оплаты труда штатных сотрудников. Штат целесообразно формировать с учетом следующих требований к специалистам: сотрудники СВА должны иметь образование и опыт работы, соответствующие их контрольной деятельности. Желательно, чтобы в руководстве СВА состоял сотрудник, имеющий квалификационный аттестат аудитора, выдаваемый Минфином России, так как аттестованный специалист владеет специфическими приемами организации и проведения аудиторской проверки, базирующейся на международных стандартах аудита и федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, что повышает действенность СВА. Поскольку СВА проверяет широкий круг вопросов, то в ее составе должны быть не только аудиторы, но могут быть и контролеры по налогообложению, правовым вопросам, финансовому анализу, компьютерной обработке данных и т.д. Эти контролеры чаще всего включаются в состав бригад, выполняющих комплексные проверки или специальные проекты. В общем виде кадровый состав СВА может выглядеть следующим образом:
В его основные обязанности могут входить: - составление плана работы СВА; - утверждение плана-графика проверок; - утверждение состава группы для проведения проверки и ее руководителя; - контроль хода подготовки к проверке; - контроль над правильностью оформления результатов проведения проверки и ее качества; - консультирование специалистов организации; - организация анализа финансово-хозяйственной деятельности организации; - организация контроля выполнения приказов и распоряжений руководителя организации по вопросам финансово-хозяйственной деятельности; - составление общего отчета о работе, проделанной СВА. Руководитель СВА, как правило, напрямую связан с советом директоров и (или) генеральным директором и владеет информацией обо всех вопросах, представляющих для организации повышенный интерес. Он информирует руководителей организации обо всех существенных недостатках и возможностях для повышения эффективности работы организации и ее структурных подразделений, выявленных в ходе проверок, подготавливает проекты решений по полученным результатам. Руководитель СВА анализирует и дает оценку работе ее структурных подразделений, обеспечивает надзор за аудитом. Под надзором следует понимать контроль процесса внутреннего аудита от планирования проверки до отчета по результатам ее завершения. Руководитель СВА организует обеспечение службы программно-методической документацией, осуществляет контроль достоверности и обоснованности сделанных внутренними аудиторами выводов и предложений.
Проводит анализ финансовых потоков, консультирует специалистов организации по финансовым вопросам, участвует в составлении общего плана и программы проверок, а также в текущем контроле над финансовой деятельностью филиалов и в составлении отчета по результатам проведенной проверки.
Составляет план-график проверок, комплектует выездную группу, организует и осуществляет текущий контроль, составляет общий план и программу внутреннего аудита, принимает непосредственное участие в проверке, доводит до руководителя СВА основные результаты проверки, контролирует исполнение филиалами и другими структурными подразделениями приказов и распоряжений руководителя головной организации.
Наиболее квалифицированные специалисты СВА могут назначаться руководителями группы внутренних аудиторов и контролеров, выполняющих проверку. Руководитель группы составляет план-график проверок и устанавливает очередность выполнения работ, комплектует выездную группу и определяет участки работ для аудиторов, составляет проект общего плана и программы проведения проверки, доводит до руководителя службы ее основные результаты, которые будут включены в отчет. Он составляет отчет по материалам проверки и добивается принятия соответствующих управленческих решений, организует и контролирует работу участников проверки на ее соответствие программе, проводит консультации участников группы. Основной объем работы в СВА выполняют внутренние аудиторы. Главный принцип работы внутренних аудиторов — независимая позиция, которую обязаны занимать аудиторы в ходе проверок. Они ни под каким видом не должны приспосабливать свое мнение по организации и методике проведения контрольных мероприятий к мнению объектов проверки. Выводы и рекомендации аудиторов должны быть объективны и профессиональны. Требования к их независимости обусловливаются организационным статусом и соблюдением Кодекса профессиональной этики. Специалисты СВА выполняют широкий круг обязанностей, поэтому качество их работы во многом определяется уровнем профессиональной подготовки. Внутренним аудиторам необходимо хорошо разбираться в учетных системах, планах, нормативном хозяйстве, налоговом и хозяйственном праве, иметь достаточные знания по менеджменту и маркетингу, разбираться в задачах, стоящих перед организацией, а также обладать достаточными знаниями по применению стандартов и методик проведения проверок. Поэтому уже на стадии организации СВА целесообразно предусмотреть систему повышения квалификации ее специалистов. Конкретные мероприятия учитываются при формировании годовых планов работы. При необходимости СВА может поставить перед руководством организации вопросы о привлечении на основе договоров к своей работе внешних экспертов, которые должны отвечать определенным требованиям. Экспертом признается не состоящий в штате данной организации специалист, имеющий достаточные знания, опыт и квалификацию в определенной области и дающий свое заключение по проблеме, относящейся к этой области. Например, работа эксперта может быть использована для юридической оценки договоров, учредительных документов, правильности применения нормативно-правовых актов, оценки имущества, измерения объемов выполненных строительных работ и т.д. С экспертом заключается договор от имени той организации, в структуре которой находится СВА. Результаты работы эксперта оформляются письменно, рассматриваются СВА, включаются в рабочую документацию и используются при подготовке отчета по результатам проверки. При рассмотрении вопросов о правах и обязанностях специалистов СВА за основу целесообразно принимать документы, регулирующие деятельность внешних аудиторов, в частности Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и действующие правила (стандарты) аудиторской деятельности. Применительно к СВА их можно трансформировать следующим образом. Специалисты СВА имеют следующие права:
Специалисты СВА обязаны: 1) организовывать системный контроль деятельности структурных подразделений организации и отдельных сотрудников на предмет соответствия их действий требованиям законодательства, нормативных актов и стандартам профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих деятельность и определяющих политику организации и должностным инструкциям;
Руководители объектов проверок должны оказывать сотрудникам СВА содействие в выполнении ими своих функций. Они обязаны создавать аудиторам и контролерам условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, представлять документы согласно определенному перечню, давать по их запросу разъяснения и объяснения в устной и (или) письменной форме. Руководители и специалисты объектов проверки обязаны оперативно устранять выявленные нарушения, не допускать ограничения круга вопросов, подлежащих проверке, обеспечивать аудиторов и контролеров оргтехникой, рабочими местами, средствами транспорта, правом посещения производственных и офисных помещений. В разделе «Положения по организации СВА», касающемся коммуникационных связей, фиксируется, какую информацию и от кого получает СВА и кому ее передает. Взаимодействие СВА с другими структурными подразделениями организации отражено в табл. 1. Существенное значение для повышения эффективности работы СВА и ее обеспеченности современными методиками имеет системное взаимодействие с внешними аудиторами. Оно, в определенной степени, предусмотрено правилами (стандартами) аудиторской деятельности, которыми руководствуется внешний аудит. Это взаимодействие необходимо, в первую очередь, для оптимизации зоны действия внешних аудиторов при проведении аудита или при оказании сопутствующих аудиту услуг. Оно предполагает проведение деловых встреч, обеспечивающих согласование запланированных контрольных мероприятий во избежание их дублирования. Важным моментом в организации эффективного взаимодействия является взаимный доступ внутренних и внешних аудиторов к соответствующим программам проведения аудиторских проверок и к рабочей документации. Это помогает внешним аудиторам убедиться в правильности и обоснованности выводов и предложений, сделанных внутренними аудиторами, а внутренним аудиторам — познакомиться с методиками и организацией проверок, применяемыми внешними аудиторами. Качественная и надежная информация, предоставляемая внутренними аудиторами внешним аудиторам, укрепляет взаимное доверие и зачастую обусловливает сокращение объема проводимых ими контрольных процедур, а значит, и стоимости аудиторской проверки. Это немаловажно, так как внутренние аудиторы обычно участвуют в оценке руководством коммерческой организации результатов работы аудиторской организации. Таблица 1. Взаимодействие СВА с другими структурными подразделениями
|
А д. П. Боголюбов (спецподготовка велосипедистов), В. А. Валуев (спецподготовка водников), В. В. Говор (общие вопросы), А. В. Затонский... | А д. П. Боголюбов (спецподготовка велосипедистов), В. А. Валуев (спецподготовка водников), В. В. Говор (общие вопросы), А. В. Затонский... | ||
Описать основные элементы структуры программы ( Раздел интерфейса, раздел реализации, раздел инициализации) | Формы первичных документов, применяемые для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым отсутствуют унифицированные формы... | ||
Основным нормативно-правовым документом, регулирующим вопросы банкротства, является «Положение о несостоятельности» от 1994г. (далее... | Перечень документов для исполнения операций, проводимых Регистратором, и особенности их оформления 26 | ||
Перечень документов для исполнения операций, проводимых Регистратором, и особенности их оформления 26 | Перечень документов для исполнения операций, проводимых Регистратором, и особенности их оформления 26 | ||
Первый заместитель генерального директора по экономике, финансам и имущественному комплексу | Претендент на участие в аукционе/участник аукциона обязан изучить аукционную документацию, включая все инструкции, формы, условия... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |