Слайд 1


Скачать 282.28 Kb.
НазваниеСлайд 1
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3


Отчётный доклад ректора ТюмГНГУ В.В. Новосёлова

Итоги деятельности университета в 2014 году

и задачи на перспективу.
СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я представляю очередной и последний отчётный доклад: итоги и перспективы.

За пять лет совместной работы мы шли к намеченной цели и многого добились. По отдельным направлениям наметился серьёзный прорыв. Отчётный год стал прорывным в области оценки научных достижений университета. Впервые мы выиграли три всероссийских гранта, скоро объявят и победителя четвёртого гранта, где мы рассчитываем на победу, на общую сумму свыше 400 млн. рублей.

Приятно объявить, что это победы в конкурсах:

СЛАЙД 2

-По Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно – технического комплекса России» - наша заявка получила финансирование в 45 млн. руб.

- По Постановлению Правительства РФ № 218 «Создание высокотехнологичного производства» – финансирование 61,3 млн. руб.

- На «Конкурсном отборе пилотных проектов развития инжиниринговых центров на базе образовательных учреждений» – финансирование 170 млн. руб. Отрадно отметить, что в этом конкурсе наш университет оказался в числе 9–ти победителей ведущих университетов России.

Проект хозяйственного общества ТюмГНГУ ООО «ТСК» по созданию йодного производства из подземных вод Тюменской области с использованием инновационного безреагентного способа добычи йода получил одобрение Губернатора Тюменской области и финансирование в объёме 75 млн. рублей на создание промышленного образца.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что Тюменский нефтегазовый университет является регионообразующим вузом. Здесь формируется Инжиниринговый центр по созданию высокотехнологичного нефтегазового сервиса в области строительства нефтяных и газовых скважин.

СЛАЙД 3

Прорывным направлением, безусловно, является развитие инфраструктуры университета.

Завершена реконструкция здания Машиностроительного техникума, в котором обучаются лицеисты вуза, размещается Центр международного сотрудничества, реализующий в том числе и программы элитного технического образования, и построен достойный зал для заседаний Учёного совета.
Практически завершены строительные работы учебного корпуса №7 на 36 тысяч кв. метров. Это крупнейший учебный университетский корпус, из построенных в последние годы в России, который, думается, может стать визитной карточкой областного центра. К этому мы шли долгих 8 лет. Строительство велось, практически, на собственные средства университета, потрачено 1,9 млрд. рублей, федеральное финансирование составило 111 млн. рублей.

Завершается капитальный ремонт актового зала в главном корпусе, с объёмом финансирования в 25 млн. рублей.

Введено в эксплуатацию общежитие по улице Котовского на 255 мест.

В Тобольском индустриальном институте завершены реконструкция спортивного зала и ремонт актового зала
Уважаемые коллеги.

Для любого ВУЗа важна внешняя оценка результатов его деятельности.

СЛАЙД 4

Наш университет присутствует во множестве рейтингов успешности ВУЗов, в том числе международных, что само по себе уже престижно. Мы, как и другие вузы России, не являемся лидером в международных рейтингах, тем не менее, за последний год значительно улучшили свои позиции. В академическом рейтинге мировых университетов «Европейский стандарт» конкурируем с такими вузами, как университет Турку (Финляндия), университет Ганновера (Германия), университет Дели (Индия) и т.д. Неплохо смотримся и среди вузов стран Ближнего зарубежья.

СЛАЙД 5

Конечно, рейтинги это не самоцель. Однако, рейтинг, безусловно, отражает уровень и качество по сути. При этом место в рейтинге в значительной степени определяет имидж университета, отношение к нему руководства Министерства и области, родителей и общественности.

В рейтинге «Эксперт РА» по престижной номинации «Репутация университетов» наш вуз занимает 23 позицию среди технических университетов, в ряду которых МГУ, МГТУ им. Баумана. В рейтинге Фонда Потанина мы занимаем 18 место среди рассматриваемых 368 университетов, набрав 4,09 баллов по 5-ти. бальной оценке. Такую же позицию -18 место мы занимаем и в рейтинге по востребованности выпускников. Тринадцатое место - по подготовке бизнес-элиты.

Должен сказать, что сегодня только два вуза Уральского федерального округа могут похвастаться тем, что они входят в ТОП-25 вузов России по подготовке кадровой элиты - это Магнитогорский технический университет и Тюменский нефтегазовый университет.

По оценкам экспертного агентства «Эксперт РА», наиболее полно отражающим деятельность университетов, мы улучшили результаты, и находимся на 58 месте.

СЛАЙД 6

А вот отсюда, как говорится, поподробнее, так как результаты рейтинговых исследований могут, и должны быть использованы для принятия управленческих решений по улучшению деятельности университета.

Место в рейтинге «Эксперт РА» определяется по трём интегральным факторам, это: условия получения качественного образования, востребованность выпускников и научная деятельность. И, как ни прискорбно, по наиболее весомому интегральному фактору, весовой коэффициент которого 0,5 - «Условия получения качественного образования», мы скатились (и до этого - то с не столь высокого 88 места) на 108 – е. За 2 года упали на 20 позиций.

Задача – на основе анализа причин, разработать и провести корректирующие мероприятия.

Рассматривая динамику основных показателей, определяющих этот фактор, становится очевидным, что и для наступающего года перспективы не радужные.

СЛАЙД 7

Средний балл ЕГЭ, зачисленных на 1-й курс, опустился с 63,9 баллов до 58,7.

СЛАЙД 8

Академическая мобильность научно педагогических работников упала с 80 до 59 человек.

Такая же картина снижения наблюдается и по другим учитываемым показателям: реализация программ двойных дипломов, привлечение зарубежных научно – педагогических работников, реализация обменных программ.

Наши уровни показателей значительно ниже пороговых значений, установленных Минобрнауки для ведущих вузов. Достижение заданного порогового уровня – задача одного, максимум двух лет.

Наша мнимая гордость – это распределение выпускников. Посмотрите слайд.

СЛАЙД 9

Среди вузов Тюмени мы не лидеры. Наш огромный … эгоизм мешает реально оценивать ситуацию. Давайте опустимся на землю. В чём наша заслуга?

Может высокий уровень трудоустройства заслуга динамично развивающегося региона, потребляющего кадры?

Но не будем сгущать краски. Многое достигнуто.

СЛАЙД10

Университет успешно прошёл процедуру аккредитации. Мониторинг эффективности ВУЗов, проведенный Министерством образования и науки РФ, показал, что базовый вуз занимает твёрдые позиции в списке эффективных.

СЛАЙД 11

Однако по филиалам сложилась другая картина - филиалы в гг. Нефтеюганск, Ноябрьск, Ялуторовск, Тобольск не смогли преодолеть пороговые значения по 4-5 показателям и были признаны неэффективными. Тем не менее, решением межведомственной комиссии филиалам в городах Ноябрьск, Тобольск, Ялуторовск предоставлена возможность оптимизации деятельности. Ученым советом университета принято решение о закрытии филиала в г. Ялуторовске в 2017 году.

А если задуматься, как говорится не за страх, а за совесть? - Мы закрываем филиалы, уходим из городов. Всё ли мы сделали для их развития?

Ранее принятая нами идея развития филиальной сети была красивой и своевременной – приближение высшего профессионального образования к основным местам проживания нефтегазодобытчиков, изменение статуса северных городов. И это как раз в русле нынешнего Послания Президента страны Федеральному Собранию о целесообразности подготовки инженеров в индустриальных регионах.

И, в целом, задача выполнялась. И можно было бы сохранить и развивать филиалы при условии понимания крупным бизнесом важности подготовки кадров на местах из числа местной молодёжи. При этом, такой проблемы, как «приживаемость», не существовало бы в принципе.

Мы несём большие, часто непосильные затраты на аренду и содержание учебных помещений.

Считаю, развитие филиальной сети должно строиться на принципах: университет готовит и реализует образовательные программы, а оборудование и помещения для обучения предоставляют предприятия. Есть тому пример – Свердловская область, реализующая на базе Уральского федерального университета программу «Уральская инженерная школа».Продвижение этой идеи должно стать задачей 2015 года.

Более того, в Программе стратегического развития Арктики продекларировано создание на Ямале корпоративного университета с тремя центрами: в Новом Уренгое – для подготовки кадров для газовиков, Ноябрьске и Муравленко – для нефтяников, Салехарде и Лабытнангах – для программы «Урал промышленный – Урал полярный». Нефтегазовый университет уже сейчас готов сформировать в своём составе подобный институт именно на корпоративных началах.

СЛАЙД 12

Конкурентоспособность вуза, к которой мы стремимся, в конечном итоге определяется востребованностью выпускников и спросом на образовательные услуги.

И вот здесь вызывает тревогу низкое выполнение плана приема, который, к тому же, в 2014 году был значительно скорректирован в сторону уменьшения. На первое сентября выполнение плана на все уровни образования составило 91,7%.

Впервые университет не выполнил план бюджетного набора. Безусловно, на это повлияли и объективные причины. Однако же, архитектурно - строительный университет, с той же физикой по ЕГЭ, «закрылся» сразу - в первую волну зачисления.

СЛАЙД13

Сравнительная картина по первокурсникам, имеющим высокие баллы ЕГЭ, несмотря на продолжающуюся реализацию «бонусной программы», если она действительно реализуется, показывает, что мы вернулись по данному показателю к уровню 2012 года. О чём это говорит? -Методы работы не соответствуют реалиям времени. Необходимы нестандартные подходы к привлечению талантливой молодёжи.

СЛАЙД14

Картина распределения объемов зачисленных на программы бакалавриата и специалитета показывает, чтопо очной форме обучения мы отстаём от ТГУ. По количеству приема на заочную форму находимся пока на уверенных позициях. Подчёркиваю, пока.

СЛАЙД 15

Количество зачисленных на направления подготовки магистров составило 467 человек, что почти на 70 человек меньше, чем в прошлом году. Закрыт прием на ряд направлений подготовки, не имеющих бюджетных мест.

СЛАЙД 16

Выполнение плана приема в аспирантуру в 2014 году составило 47,5%, что в первую очередь определяется недобором на договорные места.

В результате невыполнения планов набора на все формы обучения и сокращения контингента, за счёт последнего выпуска специалитета, бюджет университета теряет около 350 млн. рублей. К чему это приведёт? – К резкому сокращению штатов, социальной напряжённости в коллективе.

Приёмная комиссия докладывала Учёному совету о результатах своей работы, о том, что все профориентационные мероприятия проводились в соответствии с традиционным планом работ. А учёный совет – наша «элита» практически безмолвствует. Столь массовое довольство или равнодушие – это плохо. Двигателем прогресса является недовольство. Зачем что – то менять, если и так всё хорошо, сокращение штатов «элиты» же не коснётся.

На пороге 2015 год. Президент страны В.В.Путин озаботился неудовлетворительными знаниями студентов, особенно технических специальностей, и поручил правительству повысить минимальные проходные баллы для поступления в вуз. Речь идёт, по мнению многих специалистов, о 60 баллах. А в будущем должны выйти на уровень 63 баллов. Учебный департамент может спрогнозировать, какой контингент мы наберём с нашей «эффективной» профориентационной работой?

Ничего не изменится, пока мы не осознаем, что дела с приёмом у нас плохи.

Наступающий кризисный год с падающими доходами населения приведёт к резкому сокращению договорников. Наш ориентир– наращивание контингента иностранных студентов и главным образом, с учётом дефицита комфортных общежитий, через Центр дистанционного образования.

СЛАЙД17

Прямо скажем, приёмную кампанию мы провалили. Но и сегодня приёмная комиссия, как я уже говорил « не чувствует реалии времени». Вновь идёт по всем известной проторенной тропе. Где работа с «заграницей»?

Главное, чего нам не хватает, так это –креатива, персонифицированных коммуникаций, персональной работы с абитуриентами. Дойти до каждого подавшего заявление в наш университет!

Профориентационная работа – это генерация нетрадиционных подходов, использование новых технологий. Необходимо мониторить действия ведущих вузов, наших соседей и лучшее брать на вооружение.

Сегодня, чтобы побеждать, нужно быть на шаг впереди.

СЛАЙД18

Ежегодно в университете происходит изменение структуры приёма на первый курс. С каждым годом увеличивается доля основных образовательных программ технических направлений подготовки. Здесь важно определиться – каких!

Страны, занимающие лидирующие позиции в техническом и экономическом развитии, начали переход из 5-го технологического уклада в 6 –ой. Мир технологий меняется на глазах.

Министерство промышленности и торговли объявило, что в 2015 году стартует национальная инициатива «Новые производственные технологии», в рамках которой появятся подпрограммы по робототехнике, аддитивным технологиям, инженерной 3Д – графике. Появятся новые специальности актуальные в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Надо думать о промышленности будущего.

Необходимо отказываться от невостребованных направлений обучения и концентрировать ресурсы (материально-технические, кадровые) на наиболее перспективных направлениях подготовки.

Главная задача – сфокусировать взгляд на те направления, проблемы и задачи, которые сегодня, может быть не очевидны, но уже завтра могут занять первые пункты в повестке дня.

Уважаемые коллеги.

В последние годы интенсивно изменялось законодательство в области образования. В результате в ВУЗах изменяется структура подготовки по основным профессиональным образовательным программам.

СЛАЙД 19

С 2014 года отсутствует уровень образования, называемый «НПО» (он стал одной из разновидностей СПО). Снижается количество образовательных программ уровня «специалитет», при этом увеличивается количество программ уровня «бакалавриата» и «магистратуры».

Нужно отметить положительную динамику развития Центра дистанционного образования.

СЛАЙД20

Количество поступивших за 4 года составляет 2973 чел., что превышает плановое задание более чем на 35 %. Но высок и уровень отчислений. Причины: 84 % - финансовая несостоятельность; 16 % - академическая неуспеваемость.

Важно, что дистанционная система образования имеет острую социальную направленность. Сегодня 23 студента находятся в местах лишения свободы и 5 чел. – люди с ограниченными возможностями.

В 2015 году состоится первый массовый выпуск бакалавров. Но до сегодняшнего дня ни одна программа магистратуры не реализуется в режиме дистанционного обучения.

Считаю, что мы обязаны предоставить выпускникам еще одну траекторию их дальнейшего обучения. Наряду с магистратурой очной и заочной, - обучение в магистратуре с использованием дистанционных технологий.
Уважаемые коллеги.

Необходимо констатировать, что контингент обучающихся университета за последние годы уменьшается.

СЛАЙД 21

Это характерно и в целом для России, где численность обучающихся по программам высшего образования сократится с 7,0 миллионов человек в 2012 году до 5,5 миллионов человек в 2015 году.

Некую долю оптимизма вызывают увеличивающиеся показатели общего количества иностранных обучающихся и численности контингента центра дистанционного образования (около 35% которых – опять же иностранцы).

  1   2   3

Похожие:

Слайд 1 iconСлайд – заставка о практике проведения таможенных операций в связи...
Вступил в силу Договор от 27. 11. 2009 о Таможенном кодексе таможенного союза, и с этого момента на территории России, Казахстана,...

Слайд 1 iconСлайд 1
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития специального образования

Слайд 1 iconЛекция. 4 слайд
Описание модуля №7 «Организация и проведение егэ по иностранным языкам (раздел «Говорение»)»

Слайд 1 iconСлайд 1
Об Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального...

Слайд 1 iconНовосибирск в годы войны Сценарий к 9 мая
Слайд Уже 68 лет назад закончилась война. Но все мы помним о том, как весь народ поднялся на защиту своей Родины

Слайд 1 iconПринцип коррекционно-развивающего обучения и воспитания
Реализация принципов коррекционно-развивающего обучения на уроках географии (слайд 1)

Слайд 1 iconСлайд Комментарии к докладу «О процедуре награждения педагогических...
Еще в древности у людей появилась потребность выражать признательность коллектива отдельным его членам за отличия перед ним. Уже...

Слайд 1 iconМетодические рекомендации по подготовке учащихся к гиа по математике за курс основной школы
Слайд №2 Экзамен по математике это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в основной школе, поэтому подготовка...

Слайд 1 iconУчебник знакомит с вопросами возникновения и истории важнейших религий...
Увеличивается в подростковой среде число наркоманов, беспризорных, растет число разводов, матерей-одиночек и мн др

Слайд 1 iconДоклад «Коррупция в статистике современной России» (с презентацией)
Она стала не только источником незаконного обогащения, сколько источником разрушения: от сознания до государства. Поэтому борьба...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск