Аналитическая информация о правозащитной работе профсоюза работников народного образования и науки РФ


НазваниеАналитическая информация о правозащитной работе профсоюза работников народного образования и науки РФ
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6
Приложение № 2

к постановлению

Исполкома Профсоюза

от 26 марта 2013 г. № 13-2

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

О ПРАВОЗАЩИТНОЙ РАБОТЕ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ЗА 2012 ГОД
1. Общие положения

Правозащитная деятельность Профсоюза и его региональных (межрегиональных) организаций осуществлялась за отчетный период по следующим основным направлениям:

- участие в нормотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства во взаимодействии с федеральной инспекцией труда, органами управления в сфере образования, органами прокуратуры, другими органами, осуществляющими надзорные и контрольные функции, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами по труду и охране труда;

- досудебная и судебная защита социально-трудовых и иных прав и профессиональных интересов работников образования;

- правовое обеспечение договорного регулирования социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства;

- правовое обеспечение внутрисоюзной деятельности;

- оказание бесплатной юридической помощи членам Профсоюза по вопросам применения нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при разрешении индивидуальных трудовых споров;

- консультирование членов Профсоюза по вопросам защиты трудовых прав и социальных гарантий;

- участие в коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства;

- информационно-методическая и просветительная работа по правовым вопросам;

- проведение обучающих семинаров с профсоюзным активом, представителями работодателей, органов управления в сфере образования и др.

В течение 2012 г. приоритетным направлением правозащитной деятельности Профсоюза и его организаций стала системная и целенаправленная работа над проектом важнейшего для российской системы образования законодательного акта - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

На представленный 3 мая 2012 года в Правительство РФ вариант законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» Профсоюзом на основе анализа и обобщения предложений, поступивших от организаций Профсоюза (замечания направили более 25 региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, а также Координационный совет председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов Профсоюза и Студенческий координационный совет Профсоюза) были подготовлены и обнародованы на сайте принципиально важные замечания и предложения Профсоюза в форме письма ЦС Профсоюза «О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 мая 2012 г. № 95а.

В результате длительного процесса обсуждения и взаимных консультаций в рамках рабочей группы Минобрнауки России и Профсоюза с целью максимально полного учета позиции Профсоюза по оставшимся разногласиям 23 сентября 2012 г. Профсоюз принял постановление Исполкома «О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым Профсоюз принял Обращение к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ в связи с рассмотрением проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», внесенного Правительством Российской Федерации, которое было направлено в адрес руководства палат Федерального Собрания, руководителей фракций и комитетов Совета Федерации и Государственной Думы, а также депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации.

Региональные (межрегиональные) организации Профсоюза организовали активную информационную работу и сбор подписей, телеграмм членов Профсоюза в поддержку Обращения Профсоюза в связи с рассмотрением Государственной Думой указанного законопроекта во втором чтении. В результате проведенной работы было собрано и направлено в адрес обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации более миллиона подписей членов Профсоюза и более 44 тысяч телеграмм.

7 декабря 2012 г. Профсоюз и его организации провели публичное мероприятие в форме пикетирования в поддержку требований Профсоюза по закреплению в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» социально-значимых прав и гарантий работников отрасли. В пикете приняли участие представители 60 региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза.

Региональные (межрегиональные) организации Профсоюза в течение 2012 года проводили широкую экспертно-аналитическую и информационную работу совместно с представителями государственных органов законодательной и исполнительной власти, профессионального сообщества, членов Профсоюза, СМИ в регионах, сетевого (Интернет) сообщества с целью доведения и разъяснения позиции Профсоюза по внесенным Правительством РФ в Государственную Думу РФ проектам федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Правозащитная работа в 2012 году осуществлялась в соответствии с новым Положением о правовой инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Исполкома Профсоюза от 21 марта 2012 г. № 9-11.

Также необходимо обратить внимание, что региональные (межрегиональные) организации Профсоюза представляли форму отчета № 4-ПИ за 2012 г. обновленного образца, которая является приложением к Положению о правовой инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

В 2012 году все 78 региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза представили отчеты о правозащитной работе по форме № 4-ПИ.

Вместе с тем в 2012 году:

- не представили пояснительные записки к отчету: профсоюзные организации Республик Ингушетия и Хакасия, Калининградской и Омской областей;

- отчеты ряда организаций Профсоюза содержат неточную и неполную информацию, в отчетах отсутствуют отдельные показатели, которые, как правило, не реализуются;

- в большинстве пояснительных записок к статистической форме отчета комментарии не содержат необходимую информацию по показателям отчета, а также поясняющие примеры;

- некоторые организации Профсоюза необоснованно включают в пояснительные записки полные тексты судебных решений, предложений к проектам федеральных законов, постановлений о проведении региональных тематических проверок и другую информацию, которую необходимо прилагать к отчетам в виде дополнительных материалов и т.д.

В связи с утверждением новой формы отчета № 4-ПИ (Приложение № 4 к Положению о правовой инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ), представляется необходимым провести дополнительное обучение правовых (главных правовых) инспекторов труда, юристов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза по порядку заполнения отчета и составления пояснительной записки в соответствии с Методическими рекомендациями по заполнению и представлению региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза отчета о правозащитной работе, а также информации о правозащитной работе.

Организациям Профсоюза в дальнейшем необходимо обратить особое внимание на надлежащее обеспечение полноты, качества и достоверности отчета и пояснительной записки к нему.
2. Кадровое обеспечение правозащитной работы

Общее количество правовых инспекторов труда, штатных юристов в территориальных организациях Профсоюза в 2012 году увеличилось на 8% и составило 151 человек (в 2011 году – 139 человек).

Количество правовых инспекторов труда Профсоюза, штатных юристов в аппаратах региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в 2012 году составило 90 человек (в 2011 году – 85 человек).

Общее количество штатных правовых инспекторов труда Профсоюза и юристов в аппаратах местных организаций Профсоюза (районные, городские и другие на уровне муниципальных образований) составило 59 человек. Из них 44 человека – правовые инспекторы труда, 15 человек – юристы в аппаратах местных организаций Профсоюза (в 2011 году этот показатель составил – 44 и 10 человек соответственно).

Так, например, в 23 региональных (межрегиональных) организациях Профсоюза на штатной основе работают правовые инспекторы труда профсоюза (юристы) в аппаратах местных организаций Профсоюза – в профсоюзных организациях Республик Башкортостан (1), Татарстан (12), Мордовия (1), Удмуртия (1), Северная Осетия-Алания (1), Коми (5), Чеченская Республика (1), в Архангельской (1), Астраханской (1), Владимирской (1), Липецкой (1), Тамбовской (7), Тверской (1), Ростовской (1), Иркутской (2), Кировской (1), Оренбургской (3), Самарской (1) и Челябинской (11) областных организациях, а также в Алтайской (1), Красноярской (1), Краснодарской (1) и Ставропольской (1) краевых организациях Профсоюза.

В форму отчета включен дополнительный показатель - «Правовые инспекторы труда (иные специалисты по правовой работе) в аппаратах первичных профсоюзных организаций (с правами территориальной организации)» (в образовательных организациях высшего образования), который в 2012 году составил 2 человека. Данный показатель был отмечен в отчете Челябинской областной организации Профсоюза.

Анализ отчетов показывает, что численность штатных правовых инспекторов труда, юристов Профсоюза остается ограниченной, поскольку относительное количество членов Профсоюза, приходящихся в среднем на одного штатного правового инспектора труда, юриста Профсоюза составляет 30 тысяч человек.

  1. В связи с этим региональным (межрегиональным) организациям Профсоюза необходимо принять дополнительные меры по кадровому обеспечению правозащитной работы.




  1. По сравнению с предыдущим отчетным периодом численность внештатных правовых инспекторов труда в 2012 составила 3160 человек (в 2011 году – 3169).

  2. Региональные (межрегиональные) организации Профсоюза в пояснительных записках отмечают, что сокращение численности внештатных правовых инспекторов труда Профсоюза связано с сокращением количества работников в образовательных учреждениях вследствие реорганизации образовательных учреждений, а также из-за значительной занятости работников по основному месту работы.

  3. 3. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением

  4. трудового законодательства и иных актов, содержащих

  5. нормы трудового права

  6. По информации, представленной региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза, с участием территориальных правовых инспекций труда Профсоюза, правовых инспекторов труда Профсоюза в 2012 году было проведено 22997 комплексных и тематических проверок работодателей (в 2011 г. их было проведено 18173).








  1. По сравнению с предшествующим периодом, в 2012 году общее количество проведенных проверок работодателей увеличилось. Это обусловлено тем, что в данный показатель некоторыми региональными организациями Профсоюза были включены проверки, проводимые в рамках общепрофсоюзной тематической проверки по теме: «Соблюдение трудового законодательства по вопросам предоставления гарантий и компенсаций работникам образовательных учреждений, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также реализации их права на предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) в 2012 году», инициированной отделом охраны труда и здоровья ЦС Профсоюза.

В свою очередь, одним из критериев указанного увеличения также является появление в итоговом отчете показателей, касающихся местных тематических проверок и проверок, проведенных совместно с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и органами, осуществляющими полномочия по государственному контролю (надзору) в области образования.

Включение данных показателей в форму итогового отчета было положительно отмечено региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза в пояснительных записках.

  1. Проверки соблюдения норм действующего трудового законодательства проводились во всех типах и видах образовательных учреждений. Вместе с тем, большинство региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в своих пояснительных записках не указывают типы и виды образовательных учреждений, где проводились комплексные и тематические проверки работодателей. Из представленной информации можно сделать вывод, что в учреждениях среднего профессионального образования и высшего профессионального образования в большинстве случаев проверки не проводились.

  2. В ходе проверок изучались уставы образовательных учреждений, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры с работниками (дополнительные соглашения к трудовым договорам), штатные расписания, положения об оплате труда, об управляющих советах, приказы (распоряжения) по оплате труда, о командировках, о направлении на прохождение медицинского осмотра (обследования), перечни работников с вредными условиями труда, и др.

  3. В 2012 году было проведено 10916 комплексных проверок учреждений по всем вопросам применения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, что составляет 48% от общего количества проведенных проверок (в 2011 году таких проверок было проведено 13693 – 75%).

  4. Правовыми инспекторами труда и внештатными правовыми инспекторами труда Профсоюза комплексные проверки проводились как самостоятельно, так и совместно с органами прокуратуры, государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации, с представителями органов, осуществляющих управление в сфере образования, а также органов, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору) в области образования.

  5. В рамках взаимодействия с органами прокуратуры в 2012 году было проведено 229 комплексных проверок по всем вопросам соблюдения трудового законодательства (в 2011 году было проведено 313 комплексных проверок совместно с органами прокуратуры). Наряду с этим совместно проведено также 35 тематических региональных проверок и 131 тематическая местная проверка.

  6. Совместно с федеральной инспекцией труда в 2012 году было проведено 330 комплексных проверок учреждений по всем вопросам применения трудового законодательства, а также 46 региональных тематических и 39 местных тематических проверок (в 2011 г. было проведено 453 совместные комплексные проверки и 81 совместная тематическая региональная проверка).

  7. В 2012 г. продолжилась практика взаимодействия между территориальными организациями Профсоюза и государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации на основе действующих и вновь заключенных соглашений.

  8. Благодаря активному взаимодействию организаций Профсоюза с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и органами, осуществляющими полномочия по государственному контролю (надзору) в области образования, в 2012 году было совместно проведено 3182 комплексные проверки по вопросам трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, 1960 тематических региональных проверок, а также 2901 тематическая местная проверка.

  9. В отчетном 2012 году были проведены 7450 региональных тематических проверок, что составило 32% от общего числа проведенных проверок работодателей и 4631 местная тематическая проверка (20% соответственно).

  10. Увеличение количества региональных тематических проверок, а также высокий количественный показатель местных тематических проверок свидетельствуют о высокой эффективности указанных видов контрольных мероприятий.

Тематика проводимых проверок касалась следующих вопросов:

1. Соблюдение трудового законодательства при заключении, изменении и расторжении трудовых договоров с работниками образовательных учреждений.

2. Соблюдение законодательства при предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности.

3. Выполнение обязательств, закрепленных в коллективных договорах.

  1. 4. Соблюдение трудового законодательства по вопросам рабочего времени в образовательных учреждениях, определение учебной нагрузки и предоставление отпусков.

  2. 5. Законность принятия и реализации локальных нормативных актов по вопросам оплаты труда.

  3. 6. Соблюдение локальных нормативных актов при распределении стимулирующей части оплаты труда работников.

  4. 7. Соблюдение трудового законодательства по вопросам гарантий и компенсаций работникам образовательных учреждений.

  5. Результаты проведенных региональных и местных тематических проверок обсуждались на заседаниях выборных коллегиальных органов территориальных организаций Профсоюза с участием представителей государственных инспекций труда, прокуратуры, органов, осуществляющих управление в сфере образования, и органов, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору) в области образования.

  6. Анализ итоговой информации по проведенным в 2012 г. региональным и местным тематическим проверкам свидетельствует о том, что необходимо продолжать дальнейшее развитие проведения региональных и местных тематических проверок с направлением итоговых материалов в ЦС Профсоюза.

  7. Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что некоторые региональные (межрегиональные) организации Профсоюза в пунктах 2.2. и 2.3. своих итоговых отчетов вместо количества проведенных региональных и местных тематических проверок (которые должны подтверждаться соответствующим постановлением выборного коллегиального исполнительного органа территориальной организации Профсоюза, а также планами, порядком проведения, итогом проверок, методическими материалами и др.) указали общее количество проверенных учреждений в рамках соответствующей тематической проверки.

  8. По итогам проведенных проверок за отчетный период работодателям было направлено 16995 представлений об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (в 2011 г. работодателям было направлено 14870 представлений).

  9. Количество выявленных нарушений, указанных в представлениях, составляет 57339 (в 2011 г. – 44005 выявленных нарушений), из них 49849 нарушений были устранены (в 2011 г. – 38656), что составляет 87% от общего числа выявленных нарушений (в 2011 г. – 88%).



  10. Количество устраненных нарушений трудового законодательства свидетельствует о значительном правозащитном эффекте проведения проверок работодателей, что оказывает положительное влияние на мотивацию профсоюзного членства.

  11. Высокий показатель устраненных нарушений связан, в том числе, с тем, что большинство нарушений трудового законодательства устраняются сразу в ходе проведения проверок.

  12. По требованию профсоюзных организаций в 2012 г. восстановлено на работе 108 работников (в 2011 г. – 250 работников).

Исходя из анализа пояснительных записок, основной причиной нарушений является недостаточность знания трудового законодательства руководителями образовательных учреждений и председателями первичных профсоюзных организаций. Следовательно, необходимо усилить работу по повышению правовой грамотности председателей первичных профсоюзных организаций и внештатных правовых инспекторов труда.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Аналитическая информация о правозащитной работе профсоюза работников народного образования и науки РФ iconАналитическая информация
О правозащитной работе территориальных организаций профсоюза работников народного образования и науки РФ

Аналитическая информация о правозащитной работе профсоюза работников народного образования и науки РФ iconАналитическая информация
О правозащитной работе территориальных организаций профсоюза работников народного образования и науки РФ

Аналитическая информация о правозащитной работе профсоюза работников народного образования и науки РФ iconО правозащитной работе территориальных организаций профсоюза работников...

Аналитическая информация о правозащитной работе профсоюза работников народного образования и науки РФ iconПояснительная записка к отчету о правозащитной работе Томской областной...
Положению о правовой инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки рф, утвержденному Исполкомом Профсоюза от...

Аналитическая информация о правозащитной работе профсоюза работников народного образования и науки РФ iconОтчет дагестанской республиканской организации профсоюза работников...
Соглашения между Министерством образования и науки Республики Дагестан и Республиканским комитетом Профсоюза работников народного...

Аналитическая информация о правозащитной работе профсоюза работников народного образования и науки РФ iconПоложение о правовой инспекции труда Челябинской областной организации...
Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Челябинской области, а также Уставом Профсоюза работников народного...

Аналитическая информация о правозащитной работе профсоюза работников народного образования и науки РФ iconКак вступить в Профсоюз работников народного образования и науки...
Уставом или общим положением о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Членом этого профсоюза, в соответствии...

Аналитическая информация о правозащитной работе профсоюза работников народного образования и науки РФ iconПоложение о первичной организации Профсоюза работников народного...
Положение) разработано в соответствии со статьями 13. 3; 16; 17; 18; 19; 20; 21 Устава Профсоюза работников народного образования...

Аналитическая информация о правозащитной работе профсоюза работников народного образования и науки РФ iconО правовой инспекции труда Волгоградской областной организации Профсоюза...
Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также Уставом Профсоюза работников...

Аналитическая информация о правозащитной работе профсоюза работников народного образования и науки РФ iconПоложени е о первичной организации Профсоюза работников народного...
Устава Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее – Устав Профсоюза) и является внутрисоюзным...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск