Наднациональный и межправительственный методы интеграции в пространстве свободы, безопасности и правосудия европейского союза


НазваниеНаднациональный и межправительственный методы интеграции в пространстве свободы, безопасности и правосудия европейского союза
страница1/4
ТипАвтореферат
filling-form.ru > Договоры > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи


ПОТЕМКИНА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА
НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ И МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ МЕТОДЫ ИНТЕГРАЦИИ

В ПРОСТРАНСТВЕ СВОБОДЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОСУДИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Специальность: 23.00.04 – Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук
Москва 2013

Работа выполнена в Отделе исследований европейской интеграции Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института Европы Российской академии наук

Официальные оппоненты: Арбатова Надежда Константиновна,

доктор политических наук, ИМЭМО РАН, зав. Отделом европейских политических исследований

Павлов Николай Валентинович,

доктор исторических наук, профессор, МГИМО (У) МИД РФ, кафедра истории и политики стран Европы и Америки
Аринин Александр Николаевич,

доктор политических наук, Институт федерализма и гражданского общества, директор

Ведущая организация: Факультет мировой политики

МГУ им. М.В. Ломоносова

Защита состоится:   «__» _______________2013 г. в «__» часов на заседании диссертационного совета Д.002.031.02 при Институте Европы РАН по адресу: 125993, г. Москва, ул. Моховая, д.11, стр. 3 В.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института Европы РАН.

Автореферат разослан «___»______________ 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор философских наук Водопьянова Елена Викторовна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования

Государства Европейского Cоюза на пороге ХХI века оказались перед лицом нескольких проблем глобального характера, напрямую затрагивающих формирование сотрудничества в сфере внутренних дел и правосудия. Во-первых, наднациональный метод интеграции становится вызовом суверенности государств, т.к. формируется многоуровневая система управления, в рамках которой институты ЕС и государства-члены делят полномочия. Во-вторых, нелегальная иммиграция в страны Европы, наркотрафик, терроризм – явления, зачастую связанные между собой, требуют адекватного подхода со стороны Евросоюза, способности обеспечить безопасность граждан в рамках Единого внутреннего рынка, и в то же время соблюсти права выходцев из «третьих стран», проживающих легально в государствах ЕС.

В создании пространства свободы, безопасности и правосудия в Европейском Союзе просматриваются те же побудительные мотивы, что стимулировали развитие Единого внутреннего рынка – стремление убрать препятствия свободе передвижения лиц и создать условия для обеспечения удобства и безопасности передвижения. Однако, в отличие от экономической сферы – стержня европейской интеграции, внутренние дела и юстиция гораздо прочнее завязаны на политических и судебных системах государств-членов, глубоко затрагивают государственный суверенитет; легитимность государственной власти традиционно зависела от ее способности обеспечить безопасность собственных граждан.

Отмена контроля на внутренних границах за передвижением товаров, услуг, капиталов и лиц усложнила для государств-членов ЕС управление миграцией и противодействие преступности. Объединение усилий для регулирования иммиграционных потоков, совместной охраны внешних границ, усиление взаимодействия полицейских ведомств, гармонизация национального уголовного и гражданского права, наконец, учреждение специальных агентств свидетельствовали о появлении нового качества европейской интеграции. Этот процесс выявил потенциал и пределы институтов ЕС в исполнении базовых функций суверенных государств, а, следовательно, способствовал трансформации традиционного понимания национального суверенитета.

Проблемы сотрудничества в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия стали особенно актуальными в условиях мирового финансово-экономического и социально-политического кризисов, усиления влияния популистов и националистов на политическую повестку дня государств ЕС. В этот период современного развития ЕС обострились дискуссии о взаимоотношении наднационального и межправительственного методов интеграции, роли национального государства в противодействии угрозам внутренней безопасности. Особенно наглядно существующие разногласия в подходах институтов ЕС и государств-членов выявились в процессе подготовки реформы шенгенского законодательства – одного из главных достижений европейской интеграции.

Построение общего пространства свободы, безопасности и правосудия объективно отвечает интересам России и ЕС. В рамках сотрудничества стороны согласовывают совместные подходы к регулированию миграционных потоков, борьбе с организованной преступностью, взаимодействию судебных ведомств. Для России крайне актуальным является изучение перспектив развития ЕС с тем, чтобы четко определить свое место в формирующемся европейском пространстве внутренней безопасности, выступать в роли равноправного партнера Европейского Союза в борьбе с новыми угрозами.

Объектом исследования выбрано взаимодействие наднационального и межправительственного подходов в процессе политической интеграции в рамках Европейского Союза.

Предмет исследования, выделяемый в рамках названного объекта,– формирование пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС.

Цель работы – исследовать механизмы, границы, особенности и перспективы формирования пространства свободы, безопасности и правосудия Европейского Союза как политического пространства.

В соответствии с поставленной целью автор определил следующие научные задачи:

  1. дать теоретическое обоснование проблеме взаимодействия наднационального и межправительственного подходов в развитии политической интеграции ЕС на примере пространства свободы, безопасности и правосудия;

  2. проанализировать концептуальные основы формирования пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС; раскрыть основные понятия и термины, определяющие его структуру и функционирование;

  3. определить внешние и внутренние факторы, которые обусловили создание и развитие пространства;

  4. проследить основные этапы эволюции сферы сотрудничества государств-членов ЕС в вопросах иммиграционной политики, борьбы с терроризмом и организованной преступностью, взаимодействия правоохранительных ведомств; уголовно-правового сотрудничества; дать представление о современном положении дел в соответствующих областях деятельности ЕС;

  5. исследовать трансформацию институциональной структуры пространства, роли и взаимодействия институтов и агентств ЕС; изменение баланса сил в рамках пространства в постлиссабонский период;

  6. выделить средне- и долгосрочные тенденции развития сферы внутренних дел и юстиции, выявить факторы, определяющие развитие данной сферы, а также препятствия на этом пути; определить перспективы сотрудничества государств-членов;

  7. проанализировать формирование внешнего измерения пространства свободы, безопасности и правосудия; принципы взаимодействия ЕС с разными государствами;

  8. выявить особенности построения общего пространства свободы, безопасности и правосудия России и ЕС; факторы, влияющие на его развитие.

Хронологические рамки охватывают период развития европейской интеграции с середины 1970-х годов (начала неформального сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом и организованной преступностью) до 2013 года, включая постлиссабонский этап в истории Европейского Союза, который принес существенные изменения в сферу внутренних дел и юстиции.

Положения диссертации, выносимые на защиту

  1. Решение государств-членов Европейского Союза усилить сотрудничество в сфере внутренних дел и юстиции было вызвано сочетанием взаимовлияющих внешних (возникновение новых трансграничных вызовов безопасности) и внутренних факторов, главный из которых–завершение строительства Единого внутреннего рынка. Устранение сохраняющихся препятствий трансграничной экономической деятельности и полноценной реализации «четырех свобод» передвижения привели к «переливу» интеграции за рамки Единого внутреннего рынка в сферу внутренних дел и юстиции.

  2. Со вступлением в силу Лиссабонского договора институциональный баланс пространства свободы, безопасности и правосудия сместился в сторону усиления роли наднациональных институтов ЕС – Европарламента и Суда. Основным двигателем «европеизации» внутренних дел и юстиции остается Комиссия ЕС, которая традиционно соперничает с Советом, оспаривая его доминирование в сфере внутренних дел и юстиции. Три главных агентства – Европол, Евроюст и ФРОНТЕКС, а также Координатор ЕС по борьбе с терроризмом, которые не имеют прямых оперативных полномочий, а исполняют функции поддержки и координации действий государств-членов, стали посредниками между институтами ЕС и национальными правительствами в рамках пространства. С учреждением Европейской правовой сети, центральным звеном которой стал Евроюст, к действующим институтам и агентствам добавились новые сетевые структуры.

  3. Повышение роли институтов ЕС в рамках пространства, расширение полномочий специализированных агентств, создание комитета КОЗИ – прообраза европейского министерства внутренних дел, планы учреждения Европейской прокуратуры и Службы внутренней безопасности при Комиссии – все эти тенденции демонстрируют намерение Евросоюза продвигаться по пути создания «скелета» панъевропейского государства. Одновременно сохраняется и даже усиливается в период кризиса влияние межправительственного метода интеграции. Поэтому оценивая роль Лиссабонского договора в эволюции пространства, следует говорить об усилении взаимосвязи и взаимовлияния наднационального и межправительственного методов интеграции, что служит компромиссом и определяет баланс сил в функционировании пространства.

  4. Лиссабонский договор не следует считать конечным этапом развития иммиграционной политики ЕС. Нынешние противоречия между необходимостью совместно регулировать приток иммигрантов в рамках Единого внутреннего рынка ЕС, с одной стороны, и естественным стремлением государств-членов контролировать численность и состав населения на своей территории, с другой, будут определять содержание и границы дальнейших политических и законодательных инициатив в данном направлении.

  5. Жесткая обусловленность, успешно использованная как основной инструмент политики расширения ЕС, оказывается эффективной лишь в отдельных случаях внешнего измерения пространства (продвижение к безвизовому режиму); поэтому на первый план выходят другие механизмы – социализация и модель извлечения уроков. Последний из вышеназванных механизмов становится основным в отношениях с Россией.

  6. После вступления в силу Лиссабонского договора пространство свободы, безопасности в рамках Евросоюза эволюционирует в сторону расширения компетенции институтов ЕС. Это обстоятельство требует от России изменения внешнеполитической концепции ее взаимодействия с европейскими государствами в данной сфере: сохраняя двусторонние контакты с государствами-членами, продвигаться к созданию системы общеевропейского сотрудничества, выстраивая отношения также и с институтами и агентствами ЕС.

Теоретическая база и методы исследования

Избрание методологии диссертационного исследования определяется взаимодействием двух теоретических подходов к изучению европейской интеграции–неофункционализма и межправительственного/либерального межправительственного подхода.

В работе широко применяется один из основных принципов нео-функционализма – «функциональный перелив» (spillover) из экономики в политическую сферу, а именно – в сферу внутренних дел и юстиции. В данном случае решение отнести политику, регулирующую Единый внутренний рынок, к исключительной и смешанной компетенции институтов ЕС и государств-членов, привело к дальнейшей «коммунитаризации» соседних областей, в частности, внутренних дел и юстиции. Другое направление данного процесса– «политический перелив»–определяется стремлением негосударственных суб-национальных и наднациональных акторов (прежде всего Комиссии) оказывать дополнительное давление для продвижения интеграции, способствуя европеизации политики государств-членов и выступая в роли посредника для согласования интересов государств-членов для того, чтобы разработать области «общего интереса».

В диссертационном исследовании используется понятие «коммунитарного метода» управления и «коммунитаризации», предложенного неофункционалистами первоначально для анализа положения дел в сельскохозяйственной политике, таможенном союзе и по другим направлениям, принадлежащим к «первой опоре» Европейского Союза. В целом, важным представляется положение неофункционализма относительно неизбежности политической интеграции как следствия экономической.

Не меньшее значение для диссертации имеет и теория либерального межправительственного подхода, сторонники которого утверждали, что европейская интеграция движима главным образом действиями и интересами государств-членов. Отвергая неофункциональную «логику неизбежности интеграции», они предлагали следовать «логике многообразия», в соответствии с которой для национальных государств в особо чувствительных сферах предпочтительнее определенность и контролирование процессов собственными силами. Таким образом, государства остаются главными акторами политической системы ЕС, следовательно, институциональные реформы, так же как и результаты политических решений, осуществляются посредством напряженного торга и компромиссов между интересами государств-членов.

Кроме того, исследование опирается на положения неоинституционализма, так как ЕС являет собой «плотную институциональную среду», и анализ любого направления политики Евросоюза с точки зрения роли и функций его институтов представляется уместным. Неоинституционализм помогает объяснить и различные аспекты внешнего измерения пространства, так как одной из целей его создания была «институционализация» отношений с третьими странами. Следовательно, внешние факторы должны быть обязательно приняты во внимание для объяснения действий, предпринимаемых в рамках сотрудничества с определенными государствами.

Если институционализм «рационального выбора» опирается на доминирование внешних/экзогенных идентичностей и интересов, которые определяют роль институтов, то отправной точкой социологического институционализма и конструктивизма являются факторы эндогенные, которые появляются, развиваются и меняются под влиянием взаимодействия акторов и институтов. В рамках конструктивизма в понятие институтов включены как формальные правила, так и неформальные нормы взаимодействия. В исследовании норм, правил и моделей поведения институты представляются главными инструментами социализации/социального конструирования, которые обязывают акторов адаптироваться к требованиям новых законов и политики, формируя их идентичность и преференции.

В рамках избранных подходов применяются методы политических исследований. Метод контент-анализа необходим для выявления новых тенденций формирования пространства свободы, безопасности и правосудия в текстах нормативно-правовых актов и программ, выступлениях политиков, материалах СМИ. Сравнительный метод использован с целью изучения построения пространства внутренней безопасности внутри Евросоюза и на его внешних границах, в том числе при создании общего пространства с Россией; исторический метод – для анализа основных этапов эволюции пространства; системный анализ для изучения свободы, безопасности и правосудия как политического пространства, позволяющий проследить воплощение общих принципов построения пространства в его конкретных областях, а также выявить, каким образом развитие отдельных частей пространства влияет на формирование и эволюцию его основ. В различных главах диссертации используется и метод конкретного случая (case-study) для анализа отдельных случаев функционирования того или иного направления пространства.
  1   2   3   4

Похожие:

Наднациональный и межправительственный методы интеграции в пространстве свободы, безопасности и правосудия европейского союза iconНаднациональный и межправительственный методы интеграции в пространстве...
Охватывают важные направления борьбы с терроризмом, предложения о всеобъемлющей конвенции далеки от воплощения, переговоры об общем...

Наднациональный и межправительственный методы интеграции в пространстве свободы, безопасности и правосудия европейского союза icon1. Понятие, источники и система права Европейского Союза. Компетенция ес
Право Европейского Союза представляет собой особую правовую систему, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся...

Наднациональный и межправительственный методы интеграции в пространстве свободы, безопасности и правосудия европейского союза icon34. Личные данные члена семьи, являющегося гражданином Европейского...
Личные данные члена семьи, являющегося гражданином Европейского Союза, Европейского

Наднациональный и межправительственный методы интеграции в пространстве свободы, безопасности и правосудия европейского союза iconАнкета
Виза по просьбе члена семьи гражданина Европейского Союза, Европейского Экономического Пространства или Швейцарии *

Наднациональный и межправительственный методы интеграции в пространстве свободы, безопасности и правосудия европейского союза iconThe European Union enpi programme укрепление механизмов защиты адвокатской...
Финальный отчет группы экспертов в рамках проекта Европейского Союза. Отчет представляет собой сравнительный анализ регулирования...

Наднациональный и межправительственный методы интеграции в пространстве свободы, безопасности и правосудия европейского союза iconТребования к организации контроля характеристик выдерживания относительной...
ВС) и эксплуатантам при проведении программы контроля с целью обеспечения установленного уровня безопасности полетов восточно-европейского...

Наднациональный и межправительственный методы интеграции в пространстве свободы, безопасности и правосудия европейского союза iconЭ тапы развития ес
Европы и двигатель европейской интеграции, внеся весомый вклад в создание благоприятного политического климата для завершения создания...

Наднациональный и межправительственный методы интеграции в пространстве свободы, безопасности и правосудия европейского союза iconSonstiges (bitte nähere Angaben) / Иные (указать): Mittel zur Bestreitung...
Личные данные члена семьи, являющегося гражданином Европейского Союза, Европейского, Экономического Пространства или Швейцарии

Наднациональный и межправительственный методы интеграции в пространстве свободы, безопасности и правосудия европейского союза iconМагистерская программа “ История международных отношений (XX xxi)...
Приложение №4 «Иностранные граждане имеющие вид на жительство в период с 2005-2014 гг.» 77

Наднациональный и межправительственный методы интеграции в пространстве свободы, безопасности и правосудия европейского союза iconПредварительные итоги применения Таможенного кодекса таможенного...
Важнейшим событием 2010 года явились интеграционные процессы на пространстве России, Беларуси, Казахстана

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск